Эстония        21.03.2023   

Авиация россии. Авиация россии Задел на будущее

Ил-96 это первый советский пассажирский авиалайнер для дальнемагистральных рейсов имеющий широкий фюзеляж. Самолет Ил-96 был разработан конструкторским бюро имени Ильюшина в конце восьмидесядых годов прошлого века на базе предыдущей машины - Ил-86 . Новый самолет отличался крыльями, которые имели большую площадь и установкой новых турбовентеляторных двигателей ПС-90А. На самолет установлено четыре таких мотора каждый тягой по 16000 кгс.

Причиной создания новых пассажирских самолетов является постоянное развитие нашего общества и увеличение желающих воспользоваться услугами авиакомпаний. Именно поэтому и был создан новый дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-96. Главной особенностью данной модели является то, что она имеет широкий фюзеляж, что позволяет разместить еще больше пассажиров и предоставить им комфортные условия полета. С помощью использования больших самолетов авиакомпания может перевозить большее количество пассажиров за один раз, и это позволяет снизить цену на эту услугу. Эти все факторы заставили руководство СССР задуматься над созданием новой машины, которой и стал Ил-96. Он был спроектирован на базе уже существовавшего самолета Ил-86.

Где применяется пассажирский самолет Ил-96

Ил-96 является дальнемагистральным самолетом, который перевозит пассажиров. Данная модель самолета способна выполнять перелеты на большое расстояние без посадок. Основной задачей данной модели было заменить узкофюзеляжные самолеты, которые были задействованы на рейсах как в пределах страны, так и за границу. До создания новой машины Ил-96 все перевозки пассажиров осуществляли старенькие и Ил-86. Потребность в новой широкофюзеляжной машине росла с каждым годом, поскольку начался активный рост количества пассажиров, которые хотели воспользоваться услугами авиакомпаний. Также самолеты, которые имели широкий фюзеляж, могли предоставить более комфортные условия перелета для клиентов.

История создания Ил-96 и его модификации

К разработке новой модели самолета конструкторы приступили в 1978 году. В основу новой разработки был положен уже существующий отечественный дальномагистральный самолет Ил-86Д. Конструкторы использовали за основу Ил-86 аж до 83-го года, пока не начали появляться передовые технологии, которые заставили создателей пересмотреть проект и задействовать более прогрессивные материалы и технологии. Конструкторы были поставлены перед фактом, что разработанные ими агрегаты и детали уже далеко не актуальны, а мировое авиастроение шагнуло далеко вперед.

Вот по этим причинам конструкторам пришлось отступить от своих планов и разработать принципиально новую машину, которая и была основой для всех последующих модификаций новой машины Ил-96. Впервые новый Ил-96 оторвался от земли в октябре 88 года, а уже в 89 году был представлен в Париже на всемирном авиашоу. В процессе испытаний Ил проводил много испытаний, главным из них являлся полет на дальность. На базе новой машины было создано много новых модификаций, которые были более специализированы.

Модификация Ил-96-400 была улучшена по сравнению с базовой моделью, поскольку в ней была увеличена мощность двигателей, а также количество мест для пассажиров. Была создана и грузовая модель Ила, которая активно используется и в наше время. Еще более прогрессивной была модель Ил-96М, которая разрабатывалась совместно с авиакомпаниями США. Но данная модель на сегодняшний день существует в одном экземпляре и используется только для презентации его на авиавыставках мира. Что касается стандартной модели Ил-96, то она в массовое производство поступила только с 1993 года.

Описание пассажирского самолета Ил-96

Данный самолет построен по схеме моноплана, который имеет низкое расположение крыльев, а также классическое оперение фюзеляжа. Главным назначением этого агрегата является перевозка 300 пассажиров, их багажа и дополнительных грузов, которые составляют 40 тонн. Дальность перевозки пассажиров составляет от 4 до 9 тысяч километров, в зависимости от модификации самолета. Конструкторами было предусмотрена максимальная дальность полета в 11 тысяч километров, так возможно изменять количество мест для пассажиров в салоне.

Фюзеляж самолета Ил-96 имеет такой же диаметр, как и предыдущая модель, но длина нового Ила меньше на 5 метров, чем у старого Ил-86. Конструкторы совместно с экспертами по аэродинамике провели плодотворную работу по созданию эффективного крыла нового самолета. Была также увеличена площадь хвостового пера на случай отказа одного из двигателей, это новшество помогло бы удержать самолет в полете.


Шасси этого самолета включает в себя три основные опоры, которые располагаются позади и учитывают центры масс. Также в систему шасси включена передняя опора. Каждая задняя опора состоит из четырех колес, которые оснащены эффективными тормозными системами. Передняя опора имеет два колеса и не имеет тормозной системы. Все колеса, которые входят в систему шасси Ил-96, имеют одинаковые размеры и давление.

Отрыв от земли обеспечивают четыре двигателя модели ПС-90А. Даная модель турбовентиляторных двигателей является достаточно эффективной и экономичной. Говоря о топливной системе, нужно отметить, что она работает автоматически, но при необходимости можно управлять ею вручную. Топливо в систему поступает из 9 баков. Восемь баков расположены в крыльях, а один по центру самолета.

За счет того, что Ил-96 является двухпалубным судном, его можно использовать в двух основных вариантах: смешанном и туристском. Первым и основным вариант является туристский. Его особенностью является то, что пассажирские кресла размещены в 3 ряда по 9 мест. При использовании такого метода размещения в переднем салоне самолета может разместиться 66 человек, а в заднем салоне − 234. При смешанном варианте самолет делиться на три класса и может вместить 235 пассажиров.

Ил-96 в коммерческой эксплуатации

В коммерческую эксплуатацию данная машина поступила только летом 93 года, первый рейс был из России в США. На первых этапах использования данный агрегат проводил международные рейсы по всему земному шару, а затем начал обслуживать и перелеты в пределах нашей страны. Во внутренних перевозках он связывал города России как на дальних, так и на коротких дистанциях. В 2005-2006 годах Илы начали экспортироваться за кордон, а именно три машины были проданы Кубе, причем один из них был президентского класса. В наше время отечественные авиакомпании широко используют Ил-96 для перевозки своих пассажиров. Также некоторые компании имеют в своих ангарах грузовые модели машин.

Наиболее широко Илы в нашей стране используют две авиакомпании − это «Аэрофлот», а так же Cubana. Ил-96 имеет большое преимущество на дальних дистанциях, потому что он более просторный и комфортный для пассажиров, нежели его узкофюзеляжные аналоги. Пассажиры сами говорят о преимуществах данной модели над всеми остальными.

К сожалению, этот авиалайнер не смог достичь очень большой популярности из-за своей высокой цены и достаточно большого расхода топлива, на это также повлияли и другие экономические факторы. В начале 2009 года авиаконструкторы подняли вопрос о снятии самолета Ил-96 с серийного производства. Данная проблема возникла в основном из-за высокой конкуренции иностранных моделей пассажирских самолетов.

Интересные данные о пассажирском самолете Ил-96

    Данный пассажирский самолет стал первым воздушным судном с широким фюзеляжем, который был изготовлен на территории бывшего СССР.

    Он является одним из наиболее безопасных пассажирских самолетов на всем земном шаре, поскольку не было ни одной аварии, в которой пострадал человек.

    Были построены две модификации этого самолета под названием Ил-96-300ПУ. Он представляет собой пункт управления войсками на случай ядерного удара. Также в этой модели увеличена дальность полета.

    Многим Илам дают имена. Как правило, их называют в честь известных летчиков или же космонавтов.

    Данное судно отличается своей надежностью, поскольку за все года использования этих самолетов запрет на вылет получил только один из них, а именно президентский самолет и то из-за неполадок в шасси.

    Ил-96 является первым аппаратом из всего огромного семейства Илов, которым способны управлять всего лишь три человека. Это стало возможным за счет установки в самолете новейшего бортового оборудования.

Несмотря на то, что на сегодняшний день создание пассажирских самолетов марки Ил-96 практически приостановлено, этот авиалайнер по-прежнему служит верой и правдой народу на территории нашей страны и за ее пределами.

Ил 96-Фото


Первый испытательный прототип Ил-96 поднялся в воздух в 28 сентября 1988 года. После прохождения 1200 часов летных испытаний, в декабре 1992 года Ил-96 получил сертификат о летной годности. Испытания самолета проводились в разных метеорологических условиях, с температурным разбросом от -50 до +40, и в разных климатических зонах. В самолете используется электродистанционная система управления (ЭДСУ). Имеется также и резервная механическая система управления. Информация о состояниях систем самолета и показаний полета выводиться на шесть цветных дисплея. В серийном производстве самолет Ил-96-300 находится с 1993 года. Производство серийного Ил-96-300 ведется воронежским акционерным самолётостроительным обществом (ВАСО).

Ил-96 Фото салона


В 1993 году Ил-96 был модифицирован и получил обозначение Ил-96М. Данная модификация имеет удлиненный корпус, и на самолет установлены американские двигатели PW-2337 фирмы "Partt & Whitney". Данный самолет способен совершать перелет на расстояние свыше двенадцати тысяч километров, и размещать до 435 пассажирских мест.

Лучшие места салона самолета IL 96-300 - Аэрофлот

Ил 96-300 схема салона


В 2000 году Ил-96 был снова улучшен. В новой модернизации был использован фюзеляж от Ил96-М. Эта модель получила обозначение Ил96-400. На этой модификации установлены турбореактивные моторы ПС-90А-1. Каждый имеет тягу больше 17000 кгс. Изменениям подверглась и авионика самолета. Дальность полета и Ил96-400 составляет тринадцать тысяч километров. А на основе уже этой модели был разработан грузовой вариант самолета - Ил96-400Т. На сегодняшний день в эксплуатации находятся модели Ил96-300 и грузовая версия Ил96-400Т. Пассажирская версия Ил96-400 в эксплуатации не находится, так как на эту версию не было заказов от авиаперевозчиков.

Среди многочисленных моделей воздушных средств, изготовленных отечественными производителями, особой надежностью и отменными характеристиками выделяется Ил-96. Согласно аналитическим данным, подтвержденными мировыми экспертами, именно эта модель продемонстрировала безопасность при эксплуатации, учитывая, что не было ни единого случая гибели людей на борту.

Отечественные производители представляли на обозрение общественности несколько модификаций Ил-96 . После анализа летных характеристик и внутреннего оснащения практически все модели получили высокую оценку экспертов. Однако по разным причинам серийное производство некоторых воздушных средств было заморожено.

Инженерами, работающими в конструкторском бюро Ильюшина, еще в начале 80-х годов прошлого столетия был разработан самолет Ил-95 для обслуживания длительных пассажирских рейсов. В качестве базы для новой модели было решено задействовать Ил-86.

При создании усовершенствованного воздушного транспорта специалисты внесли некоторые изменения в базовую разработку, в чем можно убедиться, просматривая фото. К примеру, фюзеляж был укорочен, а длина киля, напротив, увеличена, также лайнер был оснащен современной авионикой и мощным силовым агрегатом.

В серийное производство модель Ил-96-300 была запущена в начале 1990-х годов, и спустя всего лишь год, авиалайнер начал обслуживать пассажиров . Отечественные авиапроизводители построили и запустили в эксплуатацию 22 единицы надежных и безопасных самолетов рассматриваемой серии. Более того, одна из моделей данной серии Ил-96 300 ПУ была задействована для воздушной перевозки президента Российской Федерации.

К сожалению, дальнейшая судьба авиапроекта оказалась довольно сложной. Первый удар по дальнейшему развития проекта нанесло российское правительство, одобрив приказ относительно снятия обязательного взноса с самолетов, изготовленных иностранными конструктами, при ввозе техники на территорию нашей страны.

Всеми известная авиакомпания «Аэрофлот» в ответ на принятие нового закона выступила с заявлением, что если пошлины действительно будут снижены, то компания готова купить самолеты Ил-96. Вопрос относительно снятия пошлин был решен, но, к сожалению, «Аэрофлот» не сдержал своих обещаний, то есть не выкупил большую партию воздушных судов.

Несмотря на такой неприятный инцидент, российский авиалайнер весьма заинтересовал потенциальных зарубежных покупателей . Что, впрочем, не удивляет, ведь даже просматривая фото салона Ил-96, можно заметить сильные стороны. Не меньше поразил покупателей пилотажно-навигационный комплекс, созданный по особой конструкции, которая позволяла пилотам управлять авиалайнером без помощи штурмана.

Российские конструкторы решили именно эту модель оснастить новейшим оборудованием:

  • системой управления последнего поколения ВСУП-85-4;
  • новейшими индикаторами;
  • модернизированными электронными табло.

Кабина Ил-96 довольно просторная и предусматривает наличие современной системы кондиционирования, которая подает в отсек воздух, поступающий от двигателей.

В начале 2009 года было решено прекратить производство Ил-96-300, так как данную модель признали бесперспективной . Однако несколько авиалайнеров этой серии были приобретены покупателями из Кубы, и согласно данным, эти самолеты отечественного производителя и в настоящее время используются по назначению.

Кабина Ил-96-400

Создание более усовершенствованной модели

Российские конструкторы в начале 2000 года создали Ил-96-400 в качестве обновленной модели ранее разработанного авиалайнера. При создании данной модификации были внесены несколько изменений:

  • самолет мог разместить на борту намного больше пассажиров;
  • дальность полета в значительной степени увеличилась;
  • технические характеристики были улучшены.

Согласно сообщению, опубликованному изданием «Известия», возобновление производства Ил-96 начнется в ближайшее время. Ведь уже подписано деловое соглашение между «Воронежским акционерным самолетостроительным сообществом» и специальным летным отрядом «Россия» на поступление нескольких единиц Ил-96-400 М к 2020 году. В сообщении было отмечено, что одна из обновленных моделей самолета будет использована в качестве президентского транспорта.

В настоящее время авиалайнер успешно прошел все испытания как заводские, так и наземные. Эксперты отметили отличные летные и технические характеристики, а также комфортный салон и надежность воздушного транспорта.

Схема салона Ил-96 предусматривает расположение кресел, которое показано ниже на фото.

Пассажиры во время полета находятся в удобных креслах. На каждом лайнере предусмотрены 8 туалетных комнат и помещение для буфета.

Отличительные характеристики

При разработке модели Ил-96-400М российские инженеры внесли немало изменений в ранее созданную модель воздушного транспорта, благодаря чему новый самолет разительно отличается от многих воздушных судов, созданных иными авиакомпаниями:

  1. Немало военных подразделений заинтересовались рассматриваемой моделью, отнеся его к категории самолетов-топливозаправщиков. Данная модель оснащена дополнительными баками для топлива, которые размещаются в фюзеляжном отсеке. Дополнительная топливная система при необходимости просто подключается к основной, а ее вместимость позволяет дополнительно перевозить около 62-х тонн горючего. Такая модель рассматривается в качестве «два в одном», ведь если услуги топливозаправщика не потребуются самолет довольно просто можно перевоплотить в обычный воздушный транспорт. Причем видоизменения не повлияют на дальность, которую может преодолеть самолет нового модельного ряда.
  2. Не менее важно отметить и вторую особенность Ил-96 – безопасность авиаперелета. На испытаниях пилот смог без повреждений посадить по обычной схеме посадки самолет, на котором специально были отключены все 4 силовых агрегата.

Такими особенностями может похвастаться далеко не каждый воздушный транспорт, созданный руками самых известных мировых авиапроизводителей.

«…командующий ВВС Александр Новиков доложил, что к полету готовы два самолета. Первый поведет генерал-полковник Голованов, второй - полковник Грачев. Верховному предложили лететь с Головановым, но Сталин усмехнулся: «Генерал-полковники самолеты водят редко, полетим с полковником...» … Вместе они и прибыли в Тегеран - Сталин, Молотов, Ворошилов и мой отец» (из книги воспоминаний Серго Берия).

Визит Сталина на Тегеранскую конференцию в ноябре 1943 г. стал первым авиапутешествием Первого лица государства в отечественной . Подробности этого события достаточно скудны: известно лишь, что для полета был выбран оригинальный американский «Дуглас» С-47 (по другим данным – его лицензионная копия Ли-2 индивидуальной сборки). В полете «Борт №1» сопровождал эскорт из 27 истребителей ВВС РККА.

Никита Хрущев, наоборот, был заядлым авиапутешественником и регулярно пользовался самолетами во время своих мировых турне. Наибольшую известность приобрела история его визита в США (1959 год). Для трансатлантического путешествия Хрущев выбрал Ту-114, самый крупный турбовинтовой самолет в мире, он же - гражданская версия межконтинентального бомбардировщика Ту-95. Помимо Генсека, на борту авиалайнера находилась его семья и свита из 63 сопровождающих лиц. Не обошлось без конфуза – по прибытию на авиабазу Эндрюс выяснилось, что все американские трапы имеют недостаточную длину, чтобы дотянуться до двери высоченного ТУ-114. Советской делегации пришлось спускаться по лестнице пожарной машины.


Визит Н.С. Хрущева в США. Авиабаза Эндрюс под Вашингтоном

Любимым авиалайнером Леонида Брежнева был стремительный красавец Ил-62 – флагман гражданской авиации Советского Союза. Этим же самолетом летали преемники Брежнева – Юрий Андропов и Михаил Горбачев. За все время самолет ни разу не подвел своих VIP-пассажиров, всякий раз он уверенно отрывался от полосы и, спустя несколько часов, аккуратно приземлялся на другом конце Земли. Предельно надежная техника. Лишь однажды, находясь в воздушном пространстве Алжира, «брежневский» Ил-62 попал под обстрел французских «Миражей». К счастью, все обошлось (до сих пор доподлинно неизвестно, что это было – ошибка, провокация или попытка диверсии).

Первый Президент Российской Федерации пожелал сменить пожилой Ил-62 на более современный широкофюзеляжный лайнер Ил-96 (специальная модификация Ил-96-300ПУ – «пункт управления»). До сих пор об этом самолете (бортовой номер RA96012) ходят легенды: эксклюзивный дизайн интерьеров от Ильи Глазунова, покраска в Голландии, внутренняя отделка в Швейцарии, бронестекла и электронные замки кают, ценные породы дерева, инкрустация драгоценными камнями, гобелены и раритетные произведения искусства. Наконец, системы связи и дистанционного управления РВСН в случае начала конфликта с применением ядерного – наличие спецоборудования выдаёт характерный плексигласовый «желоб» на фюзеляже самолета. Кроме того, «ельцинский» Ил-96-300ПУ отличался от гражданских версий «девяносто шестых» увеличенной дальностью полета и, по неофициальным данным, наличием оптико-электронных станций постановки помех для головок самонаведения ракет ПЗРК, а также системой спасения Первого лица из падающего самолета (парашюты или катапультируемая капсула – тут уже неистощимая народная фантазия уходит в бесконечность).


Тот самый, RA96012


Если не принимать во внимание различные домыслы сомнительно качества и адекватности, то Ил-96 - просто изящный самолет с благородными линиями и гармоничным обликом, обладающий, к тому же, отменной надежностью – за все 20 лет эксплуатации самолетов этого типа, не было отмечено ни одной крупной аварии, повлекшей за собой гибель людей. Согласитесь, звучит впечатляюще на фоне непрекращающихся сообщений о катастрофах «Боингов» и «Эйрбасов»! Высокая безопасность Ил-96 отчасти объясняется теорией вероятностей (всего порядка 30 построенных машин) и специфическими эксплуатантами – качество обслуживания самолетов в летном отряде Управления делами Президента наверняка выше, чем у любой частной авиакомпании.

В настоящий момент в составе Специального летного отряда «Россия» находятся четыре Ил-96-300 различных модификаций. Флагманом является Ил-96-300ПУ(М), бортовой номер R96016 – модернизированный вариант «ельцинского» Ил-96-300ПУ, впервые поднявшийся в воздух в 2003 году. Настоящий «Летающий Кремль» с рабочим кабинетом Президента, комнатами для совещаний, конференц-залом и салоном «люкс» для сопровождающих лиц и гостей на борту самолета. Под рукой у Первого лица государства находится всё необходимое для управления огромной страной: компьютеры и офисная оргтехника, спутниковые системы коммуникации, каналы спецсвязи. Уникальная радиоэлектронная «начинка» авиалайнера, разработанная на одном из оборонных предприятий г. Омска, позволяет транслировать сообщения, зашифрованные специальным кодом, с любой высоты в любую точку мира.


Из других особенностей супер-самолета – на борту имеется мини-спортзал, комнаты отдыха для VIP-гостей, столовая, бар, душевые кабины и даже медицинский блок для реанимации и оказания экстренной медицинской помощи. Во избежание повторения инцидента 1959 г., когда Никите Хрущеву пришлось спускаться по лестнице пожарного автомобиля, на новом российском самолете имеется встроенный нижний трап. Кроме того, «путинский» самолет оборудован модернизированными двигателями ПС-90А.
Ил-96-300ПУ(М) строился по специальному заказу в г. Воронеже, над внутренней отделкой работали лучшие ювелиры из Златоуста, салон украшают гравюры на исторические темы, вышитые мастерами Павлово-Посадской шелковой фабрики. Планировкой помещений и техническим обустройством самолета занимались специалисты из Diamonite Aircraft Furnishings Ltd. Салон выполнен в преимущественно светлых тонах, предпочтение отдано цветам российского флага.

Несмотря на звучащие порой возмущения по поводу богатого убранства салона Ил-96-300ПУ(М), следует заметить, что это не просто самолет для личного пользования. На борту Ил-96-300ПУ(М) регулярно присутствуют зарубежные гости, дипломатические миссии и представители СМИ. Самолет Президента – это особый символ, создающий имидж нашей страны в глазах иностранцев.
К разочарованию злопыхателей, здесь нет никаких «золотых унитазов», интерьеры Флагмана выдержаны в «державном» стиле с намеком на Имперские амбиции России. Благородно, красиво и качественно, без лишней «мишуры» и прочих вульгарных элементов кричащей роскоши.

Одним словом, президентский "Ил" - комфортабельный летающий офис для деловых поездок по всему миру - ничего похожего на «дорогую игрушку» саудовского Принца Алвалида бин Талал бин Абдулазиз Аль-Сауда, который повелел разместить на борту личного трехэтажного «Эйрбас» А380 огромный бассейн и концертный зал с симфоническим оркестром!
Высокая стоимость «правительственного Ила» в большей степени обусловлена установленным на борту комплексом секретного радиоэлектронного оборудования и особыми мерами, связанные с обеспечением безопасности полета правительственного "борта".

В декабре 2012 года воздушный флот Специального летного отряда «Россия» пополнился еще одним Ил-96-300 (бортовой номер RA96020), пришедшем на замену своим предшественникам. В конце нынешнего 2013 года Управление делами Президента получит второй заказанный «Ил» (бортовой номер RA96021).

Специальные правительственные самолеты существуют во всех стран мира. Президент США летает на комфортабельном бело-голубом Боинг-747 «Air Force One». Канцлер Германии – на европейском авиалайнере «Эйрбас» А340 с личным именем «Конрад Аденауэр». Президент Украины для своих визитов пользуется небольшим самолетом бизнес-класса Ан-74. Однако, большинство сильных мира сего, вынуждено передвигаться на зарубежной авиатехнике. Лишь считанные единицы стран обладают развитой авиапромышленностью, способной самостоятельно создать самолет для Первых лиц своего государства. Здесь можно с гордостью констатировать, что Высшие должностые лица России продолжают летать на отечественной авиатехнике.

Дальнемагистральный пассажирский самолет Ил - 96-300.

Размеры
Размах крыла: 60,1 м; длина самолета 55,35 м; высота самолета 17,57 м; площадь крыла 391,6 м2; угол стреловидности по линии 1/4 хорд - 30 градусов; диаметр фюзеляжа 6,08 м;

Размеры пассажирской кабины
Длина 41 м;
максимальная ширина 5,7 м;
максимальная высота 2,61 м;
объем 350 куб.м.

Двигатели
ТРДД Пермского моторостроительного КБ ПС-90А с реверсивными устройствами(4х156,9 кН, 4х16000 кгс)

Массы и нагрузки
Максимальная взлетная масса - 230 т; максимальная посадочная масса - 175 т; масса пустого снаряженного - 119 т; максимальная масса без топлива - 157 т; максимальная коммерческая нагрузка - 40 т, максимальный запас топлива - 122 т (150400л).

Летные данные
Крейсерская скорость на высоте 10100 м - 850-900 км/ч; скорость захода на посадку - 260-270 км/ч; дистанция сбалансированного взлета - 2600 м, потребная посадочная дистанция - 1980 м; практическая дальность полета с резервом топлива: с максимальной коммерческой нагрузкой 7500 км, с коммерческой нагрузкой 30 т - 9000 км; с коммерческой нагрузкой 15 т - 11000 км.

Конструктивные особенности и технико-экономические характеристики
Крыло со сверхкритическим профилем и концевыми аэродинамическими поверхностями. Расчетный ресурс 60 000 летных часов (12 000 посадок в течение 20-летнего срока службы), трудоемкость техобслуживания 11 человеко-часов на 1 час полета, время подготовки к повторному вылету 45 мин. Расход топлива на пассажиро-километр находится в пределах 23 г.

Оборудование
Пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает эксплуатацию самолета по минимуму категории IIIА ИКАО. Используется встроенная аналоговая электродистанционная система управления полетом и система оптимизации режимов полета, встроенная инерциальная навигационная система, аппаратура спутниковой навигации и радионавигационной системы "Омега", электронная система отображения информации с шестью индикаторами на ЭЛТ и ИЛС. Имеется аппаратура встроенного контроля, автоматическая система отображения информации о центровке самолета.

Производство и выпуск
Выпускается серийно с 1992 года.

Состояние программы
Сертификация самолета по российским нормам была завершена к концу 1992 года. К настоящему моменту Ил-96 соответствует второй категории ИКАО, т.е. может совершать взлет и посадку при самой минимальной видимости.

Разработчик
Авиакомплекс им. С. В. Ильюшина.

Ил-96-400М — перспективный проект глубокой модернизации лайнера Ил-96. Увеличенная вместимость, улучшенные летные и экономические характеристики предполагают возвращение лайнера на рынок коммерческих авиаперевозок.

Ил-96-400 – широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Является глубоко модернизированной модификацией базового самолета Ил-96-300. Разрабатывается усовершенствованная версия Ил-96-400М.

Пассажирская версия не была изготовлена из-за отсутствия заказов.

История

Ил-96М

В 1988 году совершил свой первый полет новейший советский дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер Ил-96, получивший дополнительный индекс -300. Оснащенный новым бортовым оборудованием и двигателями Ил-96-300 значительно превосходил как дальнемагистральный Ил-62, так и своего прямого прародителя - Ил-86. Однако, среди его достоинств перед предшественниками была еще одна - Ильюшинцы учли проблемы, возникшие при попытке модифицировать Ил-86 и, при создании Ил-96 вложили в него огромный потенциал для модернизаций в различных направлениях. Все это могло бы сделать лайнер очень успешным, если бы не крах СССР и резкое ослабление авиапрома новой России. Ил-86 перестали выпускать к 1997 году, а Ил-96 хоть и удалось удержать, но выпускается он поштучно.

Тем не менее, модернизационный потенциал самолета отлично сыграл ему на пользу. В 1993 году на волне эйфории и взаимной дружбы между РФ и США в воздух был поднят обновленный Ил-96М - первое в истории детище совместно работы авиаторов двух стран. Самолет получил удлиненный на целых 8,5 метров фюзеляж, американскую авионику и двигатели Pratt & Whitney PW2337 (из семейства двигателей, используемых на Boeing 757 и C-17 Globemaster III). Вместимость при этом выросла до 435 человек, максимальная взлетная масса до 270 тонн, а дальность до 12 800 км (аналогичные показатели Ил-96-300: вместимость 300 человек, максимальная взлетная масса 250 тонн, дальность 9000 км). Лайнер даже получил сертификат FAA, но, особого спроса, конечно, не увидел: на дворе 1997 год - у США своих самолетов много, а в России нет на такие лайнеры денег. В итоге, какое-то время самолет вернулся на родину, получил старые двигатели НК-86 и показался на МАКС-2003 под индексом Ил-96-400. В 2009 году самолет был порезан.

Ил-96-400

Тем не менее, весьма впечатляющие показатели Ил-96М не позволяли ему кануть в историю навсегда. Тем более, что в 1990-хх большие двухдвигательные лайнеры еще не завоевали небо, а в Европе набирал популярность близкий по характеристикам Airbus A340.

Ильюшинцы решили не отпускать возможность и создали на базе Ил-96М новую версию, заменив иностранные комплектующие российскими. Индекс ему оставили Ил-96-400, но это была модернизированная машина: бортовые системы были улучшены, а под крыло установили новые, форсированные двигатели ПС-90А1 тягой до 17,4 тс (обычные ПС-90А тягой 16 тс не тянули потяжелевшую машину). Попытки продать пассажирскую версию не увенчались успехом, а вот грузовая версия Ил-96-400Т оказалась более успешна: несколько самолетов эксплуатировались авиакомпаниями Атлант-Союз и Полет, но к 2017 году обе они прекратили свое существование. Один из самолетов для Полета модифицируется в версию ВКП - воздушный командный пункт. Так же, Минобороны заявлялось о покупке пробной партии Ил-96-400 в версии топливозаправщика. Имеется информация о потенциальном большом заказе на 30 самолетов в будущем.

Силовая установка

Основной силовой установкой Ил-96-300 являются двигатели ПС-90А тягой до 16 тс. Ил-96-400 тяжелее своего младшего брата на 20 тонн и для обеспечения нужных летных характеристик его оснащают четырьмя двигателями ПС-90А1, тяга которых достигает 17,4 тс каждый. Очень серьезным недостатком двигателей семейства ПС-90А всегда считалась их довольно низкая надежность и малая ремонтопригодность. Зачастую, главной проблемой коммерческой эксплуатации Ил-96 были именно его двигатели. Тем не менее, в течение многих лет эти двигатели были доведены до приемлемых показателей и моторы ПС-90А1, А2, А3 уже можно считать приемлемыми. Версиями этих моторов оснащаются Ил-76МД-90А, известные так же под индексом Ил-476.

Тем не менее, одно дело - не плохой двигатель для военного транспорта, другое - достаточно дешевый и экономичный в эксплуатации двигатель для коммерческого авиалайнера. ПС-90 - был разработан еще в 1980-хх и острием современного прогресса его уже не назовешь. Конечно, первое, что при ходит в голову при произношении словосочетания «новый российский авиадвигатель» это ПД-14. ПД-14 - новейший и перспективный авиационный реактивный двигатель, который разрабатывается, в первую очередь, для среднемагистрального лайнера МС-21. К тому же, руководство авиапрома явно делает ставку на этот двигатель в долгосрочной перспективе. Однако, при всех своих достоинствах, у двигателя есть недостаток - при своей тяге в 14 тс он недостаточно мощный для установки на Ил-96-400М. Часто обсуждается вариант установки ПД-14М - форсированной версии ПД-14 тягой уже в 15,5 тс - его делают для перспективных, более крупных вариантом МС-21-400. Однако, и этого недостаточно, даже с учетом возможного снижения массы лайнера за счет меньшего количества топлива или более легких материалов.

Решением является ПД-18 - двигатель, созданный на базе ПД-14. При тяге в 18-20 тс он ближе всего тому, что должно быть под крылом Ил-96-400М. Однако, на данный момент неизвестно, когда данный двигатель будет создан и выведен в серию. Возможно, с учетом модернизации Ил-96, создание данного мотора будет ускорено.

Так что для Ил-96-400М есть 3 варианта:

  • ПС-90А1 - имеющийся, но устаревший
  • ПД-14М - перспективный, но недостаточно мощный (пределы эффективного форсирования неизвестны, возможно до 17-17,5 тс его разогнать можно)
  • ПД-18 - наиболее оптимальный вариант, но сроки его создания, пока, неизвестны

Ил-96-400М и ШФДМС

ШФДМС - Ш ирокоФ юзеляжный Д альнеМ агистральный С амолет, так же известный, как CR929 - проект нового широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера вместимостью 250-300 мест. Самолет создается совместно российской ОАК и китайской Comac.

Предполагается, что этот самолет появится в середине 2020-хх. Будет оснащаться опционально двигателями европейского или американского производства (Rolls-Royce, Pratt & Whitney или General Electric), а потом уже и российскими двигателями ПД-35.

На первый взгляд может показаться, что Россия создает сразу два дальнемагистральных лайнера, что, при учете экономической ситуации странно. Однако, необходимо иметь в виду то, что эти самолеты относятся к разным нишам рынка:

CR-929 вмещает 250-300 пассажиров, в то время, как Ил-96-400М вмещает от 330-435 пассажиров. То есть, в линейке Ил-96 идет на ступеньку выше, CR-929 - это разные и, дополняющие друг друга лайнеры.

Ил-96-Х

Кроме того, к концу 2020-хх, когда CR-929 получит ПД-35 этот же двигатель может стать основой силовой установки обновленного Ил-96 - назовем его условно - Х.

Это тот самый вариант Ил-96 с двумя двигателями, который уже очень давно муссируется в экспертных кругах и в СМИ.

С учетом опыта создания CR919, Ил-96-Х может получить не только новые моторы, но и двухдвигательную схему, улучшенную начинку и новое, черное крыло. При таких условиях, Ил-96 может оказаться вполне не плохим самолетом.

ИФК предлагает сделать салон на 415

Тем не менее, в нынешней итерации Ил-96-400 все равно не отвечает требованиям заказчиков (будь то госструктур или коммерческих организаций). Он требует модернизации, о которой речь пойдет далее:

С 1993 по 2013 год шесть Ил-96-300 эксплуатировались авиакомпанией «Аэрофлот». Еще три такие машины поступили в парк «Домодедовских авиалиний», две - KrasAir (по соглашению с ИФК эксплуатировались до 2008 года). Непродолжительное время один-два самолета из числа принадлежавших ОКБ летали на рейсах «Атлант-Союза» и др. Из некоммерческих структур «короткий» вариант используется президентским авиаотрядом (включая бывшие самолеты KrasAir).

Большую работу по продвижению Ил-96-300 на международный рынок проделала «Ильюшин Финанс Ко.» Воронежская лизинговая фирма реализовала три вновь построенных самолета. Их приобрела Куба, используя кредитные средства российских банков, предоставленные под суверенные гарантии островной Республики. Пока поставки Ил-96-300 на Кубу в 2005-2006 гг. остаются единственным случаем экспорта продукции отечественных четырехмоторных пассажирских самолетов нового поколения.

В прошедшем 2015 году парк национального перевозчика Cubana de Aviacion пополнился четвертой машиной. В отличие от предыдущих, эти «илы» ранее эксплуатировались Аэрофлотом. Данный опыт тоже представляет значительное событие в истории российского авиа-лизинга. Речь идет о машинах со вторичного рынка, прошедших смену собственника и капитальный ремонт перед реализацией за рубеж.

Коммерческую эксплуатацию Ил-96-300 в составе Cubana de Aviacion можно считать успешной. Большую роль здесь сыграла грамотно построенная практика технического обслуживания и ремонта. Этот и другие вопросы местным авиаторам помогает решать специализированная российская структура ИФК-Техник.

Обеспечение послепродажного обслуживания (ППО) - давняя, сложная тема для производителей отечественной авиатехники. Эксплуатирующие организации часто критиковали АК «Ил» за недостаточное внимание к их проблемам. Поэтому успешный опыт эксплуатации Ил-96-300 на Кубе трудно переоценить. По договоренности с кубинскими властями и Cubana de Aviacion, «Ильюшин Финанс Ко.» предложила, и реализовала на практике, логистические схемы, направленные на обеспечение бесперебойной эксплуатации российской авиатехники, поставленной по лизинговой схеме с экспортным кредитованием.

Своим опытом ИФК поделилась с ОКБ, проведя для специалистов конструкторского бюро соответствующие курсы. Вот что на данную тему сказал нам Николай Дмитриевич Таликов: «Наконец, мы поняли, что к чему. С помощью «Ильюшин Финанс Ко.», на примере самолетов Ил-96, мы пришли к пониманию того, что требуется для обеспечения бесперебойной эксплуатации авиатехники. Как надо строить подходы к обеспечению послепродажного обслуживания и как создавать систему поддержки эксплуатирующих организаций».

«Получив новые самолеты, эксплуатирующие организации не должны с ними испытывать проблем. Нужно, чтобы они извлекали максимальную прибыль путем интенсивной эксплуатации авиационной техники при обеспечении безопасности полетов. По сути дела, мы стали мыслить и их категориями тоже», - продолжает Николай Дмитриевич. Генеральный конструктор обещает «повернуться лицом к эксплуатации» вместо того чтобы «надувать щеки и говорить, что мы, мол, знаем все ваши проблемы - справляйтесь с ними сами».

После вывода Ил-96-300 из парка «Аэрофлота», Cubana de Aviacion осталась единственным в мире коммерческим оператором самолетов данной модификации. Как правило, салон кубинских машин вмещает 262 пассажира: в салоне установлено 18 мест бизнес-класса с шагом кресел 54 дюйма и 244 экономического с шагом 32 дюйма. Есть вариант с отдельной кабиной для чиновников высокого ранга, - они путешествуют на «илах» когда того требуют дела государственной службы.

Конкуренция: техническая и не только

После распада Советского Союза и либерализации местного рынка, к нам хлынул поток «иномарок». Процесс принес как положительные, так и отрицательные моменты. С одной стороны, у авиакомпаний появился широкий выбор и возможность не только эксплуатировать воздушные суда иностранного производства, но и пользоваться доступом к заемному капиталу иностранного происхождения под программы обновления парка. С другой, у отдельных руководителей возник соблазн использовать деловые контакты с фирмачами для решения задач личного характера.

Среди прочего, это привело к появлению различного рода т.н. «объективных сравнений» заграничных образцов с отечественными, где явно присутствовало желание выставить «иномарки» в более выгодном свете чем они того заслуживали «по технике». В частности, на рубеже 2000-х годов журналистам было представлено сравнение Boeing 767-300ER с Ил-96-300. К сожалению, проводившие анализ явно симпатизировали американской машине, «забыв» в своем сравнении учесть гораздо более вместительные грузовые отсеки «ила» при расчете коммерческой эффективности. Между тем, значительно больший диаметр фюзеляжа дает Ил-96-300 возможность, дополнительно к пассажирам, принимать на борт 16-18 контейнеров типа LD-3. Они располагаются в грузовых отсеках ниже пола пассажирского салона (belly cargo).

«Самолет Ил-96-300 конкурентоспособен с Boeing 767, и специально проведенное исследование это подтвердило, - сказал нам Генрих Новожилов. - При этом следует понимать, что «-300» - «обрезанный» вариант, а самолет-то задумывался на перевозку 350 пассажиров! На Ил-96М мы можем разместить 386 пассажиров, - соответствующий макет салона был нами изготовлен и сохранился в ОКБ».

Первый полет Ил-96-300 датируется 1988 годом. Сертификат типа получен в 1992-м, коммерческая эксплуатация началась в 1993-м. В том же году поднялся в воздух Ил-96М/Т с удлиненным, с 55,35 до 63.94 метров, фюзеляжем. Эти варианты оснащались американскими двигателями Pratt&Whitney PW-2037 и авионикой фирмы Collins. Они прошли сертификацию в России и «теневую» сертификацию североамериканской авиационной администрации (U.S. FAA).

Американцы высоко оценили наш самолет и даже использовали основные его параметры при проектировании собственной машины следующего поколения. Создание базовой модели Boeing 777-200 и Ил-96М шло параллельно. У этих машин удивительно схожая геометрия: диаметр фюзеляжа - порядка шести метров, разница по длине и размаху крыла укладывается в один метр. Поскольку всему этому предшествовало появление «короткого» Ил-96-300, упрекнуть ОКБ им. С.В. Ильюшина в плагиаторстве не представляется возможным (да и у Ил-86, что выпускался с 1980 по 1994 гг., диаметр фюзеляжа - 6,08 метра). Американские же проектировщики сначала приняли диаметр фюзеляжа равным 6,08 метров, - вспоминает Генрих Васильевич. Но потом прибавили еще 120 мм, и, в результате, у «трех семерок» окончательная цифра - 6,2 метра.

В девяностые годы и Аэрофлот и Трансаэро не просто обещали купить десятки Ил-96М/Т (и, позднее, Ил-96-400), а даже подписали соответствующие соглашения. Правда, реализовывать их тогдашнее руководство авиакомпаний не стремилось. А вот Boeing 777 они приобрели, причем последовательно, несколькими партиями. Аэрофлот «объяснил» приобретение Boeing 777-200ER (самая первая партия для авиакомпании) тем, что они «необходимы для того, чтобы раскатать маршруты для Ил-96М».

Через несколько лет, однако, «три семерки» вернули лизингодателям (а Ил-96М так и не взяли) поскольку он оказался слишком вместительным для тогдашних пассажиропотоков авиакомпании. Новая закупка улучшенных самолетов данной модели состоялась при нынешнем руководстве. А как сверх вместительные «боинги» «помогли» Трансаэро накопить долгов и разориться - об этом много написано в конце прошлого года, когда авиакомпания прекратила операционную деятельность.

«Не все еще потеряно»

За последние четверть века Россия многое потеряла в области гражданской авиации. Зачастую, позиции промышленности сдавались добровольно. Российские авиакомпании привыкли к эксплуатации иностранной авиатехники. «Мы полностью осознаем, где находимся, на что способны и каким образом в конечном итоге привлекать клиентов. Однако, если государство не будет помогать авиастроителям, то грош цена всем нашим усилиям», - говорит Николай Таликов.

Сегодня же механизмы государственной поддержки реализовываются, мягко говоря, странно. Например, субсидирование рейсов идет вне зависимости от того, используется ли для их выполнения воздушное судно иностранного или местного производства. «Государство выделяет большие средства, субсидируя полеты на Дальний Восток, а свой самолет, с расходом топлива 20 грамм на пассажиро-километр, мы не можем запустить в серию?!, - возмущается Генрих Васильевич Новожилов. - Мы с Николаем Дмитриевичем проповедуем, что еще не все потеряно. У нас есть готовый самолет с высокой топливной эффективностью и ресурсом 70 тысяч летных часов, проверенный сертифицирующими органами и в эксплуатации. Почему бы его не выпускать серийно?!»

Последние несколько лет ВАСО выпускал «илы» темпом по одной машине ежегодно. Крайний борт с регистрацией RA-96022 и салоном на 160 путешественников стал двадцать восьмым по счету летательным аппаратом семейства Ил-96. Он совершил первый полет в ноябре 2015-го и в настоящее время готовится к передаче в эксплуатацию в Президентский авиационный отряд. Средства массовой информации приводили стоимость соответствующего контракта 2013 года - 3,75 миллиардов рублей, что по нынешнему курсу не превышает и 52 миллионов долларов США.

Между тем, прайс-листы на иностранные широкофюзеляжные лайнеры дают значения в разы большие. В частности, соответствующий документ от авиастроителей Тулузы содержит следующие цифры в масштабе «миллионы долларов США»: A330-200 - 231.5, A330-800neo 252.3, A330-300 256.4, A330-900neo 287.7, A350-800 272.4, A350-900 308.1, A350-1000 355.7.

Когда баррель нефти продавался за сто долларов и дороже, на первый план вышла топливная эффективность воздушных судов. Доля керосина в цене на билет превышала 50-60%. С тех пор ситуация на мировом рынке изменилась. Расчеты, выполненные специалистами ОКБ им. С.В. Ильюшина, говорят о следующем. Сегодня прямые эксплуатационные расходы для двухдвигательных и четырехмоторных самолетов близки. Изменение цен на авиационный керосин (в долларовом исчислении) «произвело коррекцию», и разрыв между A330 и Ил-96-400М практически исчез.

«После падения нефтяных цен, жизнь самолета будет определять его цена, а не топлива. Роль отпускной цены самолета сегодня повышается», - утверждает Новожилов.

Во многом, отпускную цену самолета определяет трудоемкость его изготовления. Поэтому на первый план выходят современные технологии, обещающие сокращение ручного труда. Среди прогрессивных моментов последнего времени Генрих Васильевич отмечает следующие. По информации от американских коллег, фюзеляж Boeing 737MAX будет клепаться автоматически. Есть примеры автоматической сборки крыла на стапеле - пока применительно не к пассажирским, а боевым, самолетам. Особое значение приобретает «безбумажная» технология, когда вся документация ведется на компьютерах. Безусловно, эти и другие новинки должны найти применение и в отечественном авиастроении.

Большое значение для снижения стоимости самолета придается серийности. «Мы поставили вопрос: строительство не по одной штуке в год, а, как было в случае с Ил-86, по восемь-десять ежегодно. Тогда о чем-то можно будет разговаривать. Отечественный самолет может несколько уступать по техническому совершенству, но выигрывать по условиям поставки и обслуживания», - говорит Николай Таликов.

«Россию пешком не перейдешь, надо летать из европейской части на тихоокеанское побережье. Если российские авиакомпании смогут и дальше приобретать западные самолеты и беспрепятственно эксплуатировать их, - один расклад. А если государство почувствует, что есть самолеты собственных конструкций, и с ними можно работать… расклад изменится», - продолжает он.

Пока что основной опыт эксплуатации Ил-96 связан с его «короткой» версией. Удлиненный вариант «ила» выполнял полеты под флагом только лишь одной авиакомпании «Полет». В начале века она заказала у ИФК четыре грузовых Ил-96-400Т с двигателями ПС-90А1. Три из них были построены и переданы заказчику. После прекращения деятельности авиакомпании, эти машины вернулись лизингодателю. Два грузовых самолета в заводских условиях переделали в вариант специального назначения для «силовиков».

Решение в пользу серийного выпуска Ил-96-400М даст возможность сохранить крупный авиационный завод. Первое время, авиалайнер будет производиться в Воронеже параллельно с военно-транспортным Ил-112В. Последний будет собираться «под крылом» Ил-96 и «не сыграет погоду» с точки зрения загрузки завода и перепланировки цеха окончательной сборки. По меркам такого крупного предприятия, как ВАСО, предполагаемый спрос на турбовинтовые военно-транспортные самолеты сравнительно небольшой. После завершения серии Ил-112В, что дальше делать заводу? Ответ - Ил-96-400М!

Документация по планеру Ил-96-400М подготовлена. Решение о запуске новой модификации на ВАСО находится на рассмотрении у руководства отрасли. «Рассчитываем, что, если будет команда, в середине 2018 года мы первый самолет сможем построить», - утверждает Таликов.

Среди других отечественных машин, Ил-96 и сегодня неплохо выглядит по показателям весовой отдачи. Вместе с тем, любая машина нуждается в совершенствовании по мере пребывания в серии и доступности новых технологий. По мнению Генерального конструктора, необходимо провести мероприятия по снижению массы конструкции с тем, чтобы повысить весовую отдачу и транспортные возможности. «Мы хотим снизить вес пустого самолета на несколько тонн. Это возможно за счет применения современных проводов и электрики, другого оборудования, покрытий и тому подобное», - сообщил нам Николай Таликов.

Установленное на самолет бортовое оборудование полностью соответствует всем международным нормам, включая обеспечение посадки по Категории 3 ИКАО и требованиям Главы 4 ИКАО по шуму на местности. «Мы и далее будем совершенствовать наш самолет. В частности, если появятся новые требования международных организаций, мы будем вносить соответствующие изменения», - продолжает наш собеседник.

Заключение

В одной из наших предыдущих публикаций упоминалось о заседании комиссии при Правительстве РФ, где была отмечена печальная картина, сложившаяся в отечественной гражданской авиации. «Иномарки» доминируют в парке авиакомпаний, и, в определенный момент, это может привести к весьма нежелательным последствиям. Санкции Запада, в случае их ужесточения, могут, в конечном итоге, привести к большим проблемам с обеспечением конституционного права российских граждан на свободное перемещение.

Стоимость топлива в расчете: 1000 американских долларов за тонну.

Таблица предоставлена АК «Ил».

Примечание. Фюзеляж Ил-96-300 допускает размещение до трехсот пассажиров и 16-18 контейнеров LD -3, а Ил-96-400 - до 435 пассажиров и 32 контейнеров LD-3 и 1АК-1,5. Для реализации технической возможности требуется провести соответствующие сертификационные работы. Практика показывает, что авиакомпании редко интересуются вопросами максимально возможной вместимости широкофюзеляжных лайнеров, предпочитая более комфортные компоновки пассажирского салона двух-трех классов обслуживания.