Испания        21.03.2024   

Большой дворец. Дворцы петергофа Растрелли петергофский дворец

Большой Петергофский дворец – самое крупное архитектурное сооружение Петергофского ансамбля. Это изящное трехэтажное здание с галереями, со сверкающими позолотой куполами Церковного корпуса и Корпуса под гербом, построенное в стиле русского барокко. Оно занимает доминирующее положение в парадном ансамбле Петергофа. Дворец расположен на краю природной террасы на высоте 16-ти метров. Его фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров. По обеим сторонам от дворца расположены две широкие лестницы, ведущие в Нижний парк. Внизу – красочные цветочные композиции и клумбы. Пространство между лестницами заполнено грандиозным ансамблем из фонтанов и позолоченных скульптур греческих богов и символов. Это знаменитый Большой каскад с гротами и водопадными лестницами. Неизгладимое впечатление производит блеск золота и игра воды фонтанов Большого каскада на фоне великолепного дворца.

В облике Большого дворца отразились все этапы истории его строительства. Первоначально это был довольно скромный царский дворец, построенный в стиле «петровского барокко». От петровского периода сохранился Дубовый кабинет первого русского императора с настенными дубовыми резными панно и рядом подлинных предметов 1720-х годов: зеркала, чернильница, шандал, походные часы, английская сфера-глобус. Мебель кабинета - шкаф-бюро, стулья и кресла - типична для первой трети XVIII века. Сохранилось несколько элементов отделки в Центральном зале. В первую очередь, это Дубовая лестница.

В царствование дочери Петра I Елизаветы Петровны дворец был перестроен в стиле «зрелого барокко» непревзойденным мастером барочного стиля знаменитым зодчим Франческо Бартоломео Растрелли. Им была создана северная парадная анфилада, названная Золотой. Парадная лестница и Танцевальный зал, который занял все западное крыло дворца, были украшены золоченой резьбой. Для интерьеров, созданных гением Растрелли, характерно обилие деревянной золоченой резьбы, наборные паркеты из разных пород ценной древесины, множество зеркал и живописные плафоны на потолках. Существует предание, что Елизавета Петровна специально потребовала к себе Растрелли, чтобы убрать зал побогаче: «как можно более вызолотить…». Дело в том, что этот зал предназначался для приема именитого купечества, любившего, по словам императрицы, золото. 30 залов, богато украшенных, отштукатуренных под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами ослепляют роскошью и являются художественным воплощением идеи власти и могущества.

Во второй половине XVIII века на смену барокко пришел классицизм. И интерьеры Большого дворца вновь стали видоизменяться. Это был период царствования Екатерины Второй. По ее заказу был переделан Чесменский зал, который стал памятником русской морской славы. Зал был оформлен двенадцатью картинами на тему русско-турецкой войны 1768-1774 годов, написанных по заказу императрицы известным европейским живописцем Ф. Гаккертом. Изменились интерьеры Тронного зала и Китайских кабинетов. Важнейшим элементом декора Тронного зала также является живопись. Это портреты Петра I, Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и родственников Петра I.

Таким образом, итогом двухсотлетнего строительства Большого петергофского дворца стало соседство блистательных барочных залов с торжественно строгими апартаментами периода классицизма, которые сменяются покоями в стиле рококо середины XIX века. В настоящее время Большой дворец является уникальным историко-художественным музеем, коллекция которого насчитывает около трех с половиной тысяч экспонатов. Это предметы первоклассной старинной мебели, живопись, ткани, осветительные приборы, художественные изделия из фарфора, бронзы, стекла и хрусталя, отвечавшие вкусам венценосных владельцев Дворца. Как в прошлые века, так и теперь, гости Петергофа не перестают восхищаться великолепием интерьеров Большого дворца.

Большой дворец является центром Петергофского ансамбля, который расположен в г. Петергофе в 29 км от Петербурга, на южном берегу Финского залива. Это так называемая «коронная» резиденция русских царей. Почти на 300 м протянулось вдоль террасы величественное трехэтажное здание.
Идея местоположения царской резиденции и первоначального облика Нагорных палат принадлежала Петру Великому.

Над созданием архитектурного облика и оформлением внутреннего убранства Большого дворца на протяжении 18-19 вв. работали знаменитые западноевропейские и русские мастера: Ж.-Б.Леблон, И.-Ф.Браунштейн, Ф.-Б. Растрелли, М. Земцов, Н. Микетти, А.И. Штакеншнейдер. До сих пор посетители Большого Петергофского дворца не устают восхищаться его великолепием.

Первоначально дворец, построенный в 1714-1725 гг. по проекту Ж.-Б. Леблона и И. Браунштейна, выглядел довольно скромно. Позднее в 1745-1755 гг. он был перестроен Елизаветой Петровной по модели Версальского дворца по проекту Ф.-Б. Растрелли в стиле зрелого барокко.

Особенно впечатляет вид на фасад Большого дворца из Нижнего или Верхнего парка. Но на самом деле здание Большого дворца довольно узкое и не так огромно, как кажется на первый взгляд. Большой дворец включает в себя примерно 30 залов, куда входят роскошные парадные залы, оштукатуренные под мрамор, с инкрустированным паркетом, расписанными потолками, позолоченными стенами.

Среди многочисленных залов дворца выделяют: Голубую приемную, Танцевальный зал, Чесменский зал, Белую столовую, Аудиенц-зал, Китайские кабинеты, Картинный зал, Куропаточную гостиную, Кабинет императрицы, Коронную, Большую голубую гостиную, Кавалерскую, Туалетную, Штандартную и др.

В Петровской части дворца до настоящего времени сохранился Дубовый кабинет первого российского императора. Главный элемент убранства этих небольших уютных покоев - резные дубовые панно, которые были созданы еще при жизни царя Петра I французским скульптором Николя Пино. В Дубовом кабинете представлены и личные вещи Петра I, в числе которых дорожные часы, выполненные немецким мастером Иоганном Беннером.

В период царствования дочери Петра I, Елизаветы, в середине 18 в., в Петергофе работал непревзойденный мастер стиля барокко, знаменитый архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Для интерьеров, которые были созданы гением Растрелли типично обилие золоченой деревянной резьбы, многочисленные зеркала, наборные паркеты, выполненные из разных пород древесины, яркие и красочные потолочные плафоны.

Практически все западное крыло Большого дворца – это Танцевальный зал (в 18 в. он назывался Купеческим залом). Легенда гласит, что императрица Елизавета Петровна потребовала специально, чтобы Растрелли побогаче украсил этот зал, поскольку основным назначением этого зала был прием именитых представителей купечества, которые, по словам Елизаветы, очень любили все золотое.

Новые переделки и изменения интерьеров Большого дворца происходят во второй половине 18 в. в модном в то время классическом стиле. Известные архитекторы Ж..Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен в 1760-1770 гг. занимались оформлением интерьеров Чесменского, Тронного залов, Китайских кабинетов.

В результате двухсотлетнего строительства получился восхитительный дворец, где рядом со скромными покоями петровских времен блистают роскошью и великолепием залы середины 18 в. в стиле барокко. Рядом с ними хранят спокойствие и строгость торжественные апартаменты в стиле классицизма. Их сменяют покои середины 19 века, в которых возрождаются художественные принципы стиля рококо.

Большой дворец в Петергофе являлся центром официальной летней жизни России: именно здесь решались многие важные для страны вопросы, проводились приемы именитых гостей, праздники, маскарады и балы.

Сегодня Большой дворец – это уникальный историко-художественный музей с коллекцией, насчитывающей порядка трех с половиной тысяч экспонатов, куда входят живопись, предметы мебели, ткани, светильники, посуда, которые отвечали вкусам венценосных хозяев дворца.

На берегу финского залива Петром I построено несколько загородных резиденций российских царей. Дворцово-парковый комплекс включает в себя парковые ансамбли, в которых гармонично разместились дворцы и великолепные фонтаны. Идея создания и архитектурный замысел принадлежат Петру I, а в переводе с голландского «Петергоф» — «двор Петра». Центральное место в ансамбле занимает Большой Петергофский дворец (адрес: Санкт-Петербург, ул. Разводная, 2).

История Петергофа

Более трехсот лет назад началось строительство летней загородной резиденции российских императоров в Основные работы начались в 1714 году, а в августе 1723 года состоялось открытие Петергофа, в том числе и Верхних палат (ныне - Большой Петергофский дворец), Дворцы «Монплезир» и «Марли». К открытию комплекса были распланированы и заложены несколько парков, запущены в работу часть фонтанов. В последующих реконструкциях и восстановительных работах после Великой Отечественной войны архитекторы сохранили замыслы великого Петра, запечатленные в его рисунках и эскизах.

Верхний сад

Для парадного въезда в Большой Петергофский дворец был заложен Верхний сад, который формировался в три этапа на протяжении пятидесяти лет под руководством разных зодчих. Но первоначально он использовался для выращивания овощей и фруктов, а верхние пруды служили для работы фонтанов и разведения рыбы. Верхний сад закончили по проекту Б. Ф. Растрелли в начале-середине восемнадцатого века. Тогда же в парке появились знаменитые статуи Помоны (богини плодородия), Зефира (бога ветра) и Флоры (богини весны), а также композиция «Нептун», расположенная в центральном бассейне.

Описание дворца можно начать с истории строительства в 1714-1725 годах по проекту архитекторов И. Браунштейна и Ж. Леблона были построены скромные Верхние палаты с несколькими залами для приемов, банкетов и почивальня императора. Впоследствии в 1745-1755 годах он был перестроен императрицей Елизаветой Петровной. Под руководством всемирно известного архитектора Б. Ф. Растрелли был отстроен трехсот метровый дворец с великолепными фасадами по модели Версальского. Тридцать залов, отделанных в разных стилях, восхищают своим великолепием и богатством. После прогулки по Верхнему саду посетители попадают в Большой Петергофский дворец. Билеты стоимостью 600 рублей и льготные стоимостью 300 рублей можно приобрести в кассах с 10:30 до 17:00. Дворец сегодня стал исторически-художественным музеем с огромным количеством экспонатов, предметов живописи и скульптуры. Дворец, как и в прежние времена является летним культурным центром России, где проводятся официальные встречи и приемы, а также культурно-массовые мероприятия.

Парадная лестница, танцевальный и приемные залы

По задумке императорской семьи, дворец должен был выполнять протокольные функции и подчеркивать нараставшую силу Российского государства. А дипломатические приемы, балы и маскарады удивлять богатством и изобилием. С этим заданием успешно справился архитектор Растрелли. Уже попадая на парадную лестницу, посетители видят великолепные резные статуи, символизирующие времена года, монументальные барельефы на стенах, картуши, богато отделанные позолотой. В интерьере гармонично переплелись темперная роспись, лепнина и металлические Дальше проход выполнен в стиле Триумфальной арки, белоснежные колонны которой поддерживают фронтон с аллегорическими фигурами «Верность» и «Справедливость». Танцевальный зал («Купеческий») выполнен в праздничном стиле для проведения балов и увеселительных мероприятий. Это большое помещение с площадью 270 квадратных метров. Многочисленные зеркала в фальшивых окнах глухих стен увеличивают его объем в несколько раз. Потом посетители попадают в Чесменский зал, проход в который есть также через Голубую приемную. Большой Петергофский дворец строился Петром I на побережье с целью подчеркнуть утверждение России, как морской державы. Чесменский зал назван в честь победы над турецким флотом при Чесме и закрепления России не только на Балтийском, но и на Черном морях. Этой цели посвящена отделка зала и батальная живопись. Отсюда гости проходят в Тронный зал.

Центральная часть и Тронный зал

Большой Петергофский дворец имеет сквозной вестибюль, являющийся проходом между Верхним садом и Нижним парком. Здесь находится кабинет Петра I («дубовый») и дубовая лестница, ведущая в Картинный зал. Первоначально его стены украшали французские гобелены и несколько картин итальянской школы. Во время правления Елизаветы Петровны придворным художником назначен граф Пьетро Ротари. Именно портреты его работы окончательно заполнили весь интерьер. После осмотра картин, миновав Западный кабинет, посетители попадают в Белую столовую, которая выполнена в светло-матовых тонах. Столовая использовалась по прямому назначению, и современная экспозиция состоит из светлой столовой мебели и двухсот предметов посуды из фаянса. Тронный зал имеет вход со стороны Чесменского зала и Аудиенц-зала, который примыкает к Белой столовой. Это самое большое помещение дворца (330 квадратных метров), отличается массивной лепниной с изображением императорской и военной символики, а также многочисленными портретами царской семьи.

Западное крыло дворца

Западное крыло является женской половиной с покоями императрицы и ее ближайшего окружения. Состоит оно из дюжины небольших помещений. Из Восточного китайского кабинета визитеры попадали в Куропаточную гостиную, где императрица проводила утренние часы. Она связана непосредственно с покоями царицы: Диванной, Туалетной, Кабинетом и Коронной комнатами. С другой стороны находятся Секретарская, Голубая гостиная, помещения караула кавалергардов. Западное крыло заканчивается дворцовой церковью. Храм царской семьи Растрелли спроектировал в своем стиле - изящно и великолепно. Это не просто церковь, а небольшой дворец с богатым убранством и большим количеством позолоты.

Нижний парк

Большой Петергофский дворец построен на естественной возвышенности и условно отделяет меланхоличный Верхний сад от помпезного, блистающего позолотой фонтанов Нижнего парка. Морской канал, прорытый от дворца до Финского залива, был принят за осевую линию планировки паркового ансамбля. От канала в разные стороны отходят четыре аллеи, ведущие к дворцу «Монплезир» и павильону Эрмитаж. Парк выдержан во французском стиле, который также называют регулярным. Для него характерно наличие скульптур, павильонов и симметрия при планировке аллей и зеленых насаждений. Садовники высадили большое количество деревьев и кустарников, привезенных со всей России, соединив уже имеющиеся рощи в единый комплекс.

Большой каскад и фонтаны

Фасад дворца, выходящий на море, гармонично перетекает в уступы Большого каскада с многообразием фонтанов и скульптурных композиций. Осмотр фонтанного ансамбля «Большой каскад» можно начать, покинув после экскурсии Большой Петергофский дворец. Режим работы фонтанов меняется ежегодно, в зависимости от погодных условий. Ориентировочно открытие происходит в конце апреля, а торжественное закрытие сезона - в середине сентября. Стоимость билетов колеблется от 500 до 150 рублей. Каскад состоит из двух водопадных лестниц, вдоль которых расположены многочисленные скульптуры Верхнего и Нижнего гротов. Два мощных потока воды падают с каскада в ковш Морского канала, где находится центральный водомет «Самсон, разрывающий пасть льву». В фонтанную группу входят восемь дельфинов и четыре льва, находящиеся у подножья. Они своими струями формируют своеобразный венок вокруг Самсона. Вокруг центральной композиции находится большое количество фонтанов, изображающих сказочных дев, наяд, тритонов, древнегреческих богов и героев. В коротком обзоре невозможно описать более 140 разных фонтанов-скульптур, поэтому лучше их один раз увидеть.

Не оставит посетителей равнодушными, а каскады и фонтаны запомнятся на всю жизнь.

Информация

Ломоносовский район, деревня Низино,
Центральная улица, дом 1

Главным архитектурным сооружением Петергофа является Большой дворец. Он расположен на краю естественной террасы и является связующим центром двух парков — Нижнего и Верхнего . Его главный фасад обращен в сторону моря, откуда в пору Петра I был парадный въезд в резиденцию. Здание дворца вытянуто вдоль склона холма. Четкие линии фасада делят его на отдельные части: центральную, состоящую из трех этажей; застекленные галереи и два флигеля — западный, увенчанный гербом Российской империи, и восточный, церковный.

Центральный корпус дворца завершен серебристо-серой крышей, которая имеет сложную конфигурацию и значительно увеличивает высоту, усиливает впечатление парадности здания. Ее глубоко расчлененный силуэт особенно эффектно вырисовывается на фоне неба, если на дворец смотреть снизу, со стороны моря. Крышу венчает золоченая ваза, поддерживаемая фигурами гениев.

Светлые галереи с большими окнами, открытые террасы с нарядной балюстрадой подчеркивают летний характер постройки. Сияющие золотом главы куполов с гигантскими гирляндами на них перекликаются с оформлением Большого каскада и золотыми куполами мраморных колоннад у канала. Все это придает сооружению необычайную пышность.

Белые пилястры на фоне стен брусничного цвета, фигурные наличники, треугольный и полуциркульный фронтоны украшают фасад здания. В центральном фронтоне изображен щит, на котором в обрамлении военных доспехов выступают рельефные монограммы Петра I. Над окнами второго этажа укреплены разнообразные картуши — лепные украшения в виде щита, обрамленного завитками. Фасад церковного флигеля декорирован головками ангелов. В центре фасада главного корпуса — небольшой балкон с ажурной металлической решеткой, в узоре которой имеются вензеля Петра I и императрицы Елизаветы. Мелко остекленные окна, рустовка на стенах нижнего этажа роднят дворец с другими памятниками той эпохи.



1 этап постройки: 1715-1725 гг.

Архитекторы И.Ф. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Н. Микетти.

2 этап постройки: 1745-1755 гг. Архитектор Ф.Б. Растрелли.

Величественный и изысканный, Большой петергофский дворец, чей фасад протянулся вдоль террасы почти на 300 метров, занимает доминирующее положение в композиции петергофского ансамбля, связывая в единое художественное целое Верхний сад и Нижний парк. "Раскинув крылья" над водяной феерией Большого каскада, он объединяет и формирует вокруг себя стройную систему аллей, архитектурных сооружений и фонтанов.

Существующий облик дворца формировался в течение почти полутора веков. В Петровскую эпоху это было небольшое двухэтажное здание, ширина которого не превышала ширины Большого каскада, оно называлось Верхними или Нагорными палатами и служило для приемов и праздников. Идея местоположения и первоначального облика дворца принадлежала самому Петру, а воплощали её архитектор И.Ф. Браунштейн и такие выдающиеся зодчие, как Ж.-Б. Леблон и Н. Микетти. В 1732 году к дворцу пристроили две галереи по проекту М. Земцова, однако скромный петровский дворец уже не отвечал блеску и роскоши русского двора того времени.

Это и послужило причиной его перестройки, выполненной Ф.Б. Растрелли. Любимому архитектору императрицы Елизаветы Петровны предстояло выполнить непростую задачу – не просто создать жемчужину елизаветинского барокко, но и сохранить стены петровского дворца, встроив их в новое окружение. С поставленной задачей Растрелли справился блестяще. Во дворце появился ещё один этаж, значительно увеличилось центральное пространство, к которому примкнули крылья одноэтажных галерей, завершенных боковыми корпусами – Церковным и Корпусом под гербом. Интерьеры дворца, созданные архитектором, поражали динамикой и сказочной роскошью. Стены залов были украшены золоченой резьбой, зеркала создавали впечатление бесконечных перспектив и зрительно увеличивали внутреннее пространство. Сохраненный Растрелли Дубовый кабинет Петра I стал реликвией, помещенной в великолепное обрамление нового дворца.

В 60–70–х годах XVIII века барочная пышность выходит из моды, и интерьеры дворца начинают принимать иные очертания, в соответствии с новым стилем – классицистическим. В это время главным элементом украшения стали лепные композиции, создававшие впечатление благородства, простоты и изысканности художественного вкуса. По приказу императрицы Екатерины II архитектор Ю.М. Фельтен заново оформляет Столовую, Тронный и Чесменский залы, а Ж.- Б. Валлен – Деламот создает в 1766 – 67 гг. два Китайских кабинета.

Меняется дворец и в XIX веке. В 1846 г., по приказу императора Николая I, в восточном флигеле, выходящем в Верхний сад, архитектор А.И. Штакеншнейдер, надстроив третий этаж, создает восемь интерьеров по случаю бракосочетания дочери императора Ольги Николаевны с принцем Карлом Вюртембергским. С тех пор восточный флигель стал называться Ольгинской половиной Большого Петергофского дворца.

Сформировавшийся в результате всех перестроек архитектурный облик Большого дворца несет на себе отчетливые следы различных художественных вкусов и стилей, но талант и профессиональное уважение друг к другу позволили архитекторам разных эпох создать законченное произведение.

Большой петергофский дворец долгое время был центром светской жизни. Здесь проходили праздники, приемы, балы и маскарады, на которые приглашалось до трех тысяч гостей. В придворной церкви венчались, крестили детей и служили молебны в ознаменование воинских побед.

В годы Великой Отечественной войны Большой дворец был сожжен и взорван. Казалось, поднять из руин его будет невозможно. Но уже в мае 1964 года были открыты первые возрожденные залы. И сегодня посетителей ожидает увлекательное путешествие по волшебному дворцу, наполненному предметами декоративно – прикладного искусства, великолепной мебелью и превосходными произведениями скульптуры и живописи.