Франция        23.11.2023   

Иордан. Река иордан - место крещения иисуса христа История и политика

Река Иордан - восточная граница Святой Земли - не раз упомянутая в тонах и других еврейских источниках.

Именно переход через Иордан и чудеса, явленные Б-гом во время этого перехода, послужили отправной точкой, началом завоевания еврейским народом земли Израиля.

В дальнейшем река Иордан стала границей между коленами Гада , Реувена и половиной колена Меньше, попросившими себе надел на восточном берегу Иордана, и остальными коленами.

Интересно, что согласно предписанию Торы, 3 из 6-ти городов-убежищ , созданных евреями, Моше-Рабейну выделил по ту сторону Иордана, хотя население и территория, занимаемая там израильтянами, была значительно меньше (Бемидбар 35:9-15) . И поясняет Раши : это потому, что « … в Гилад много убийц» (Гилад - область в Заиорданье). Так как речь здесь идет про убийства непреднамеренные, случайные, то это можно интерпретировать так: случайных убийц больше там, чем в Земле Израиля. Очевидно, это связано с духовными различиями земель, лежащих на по разные стороны реки Иордан.

И еще говорят наши мудрецы: причина, по которой первыми в плен были угнаны те колена - в том, что они выбрали жить за Иорданом.

Так или иначе, из этих примеров мы видим, что река Иордан служила своеобразным духовным «водоразделом» между землей Израиля и соседствующими с ней землями.

Рассмотрим основные события еврейской истории, связанные с Иорданом.

Рассечение вод Иордана

Дважды в истории Б-г разделял воды ради еврейского народа.

Второй раз это произошло, когда Иеошуа бин Нун вел евреев в Эрец Исраэль через Иордан. Как сказано в одном из псалмов: «Море увидело и побежало, Иордан обратился вспять» (Теилим 114:3 ).

Однако между этими двумя событиями есть существенная разница. Когда вышедшие из Египта евреи добрались до Красного моря, они увидели себя в безвыходном положении. Сзади их настигала египетская армия, а путь вперед преграждала морская пучина. Бежать было некуда. Оставалось лишь надеяться на чудо. И чудо произошло: море расступилось, и евреи были спасены.

Когда же возглавляемая Иеошуа еврейская армия подошла к реке Иордан, за ней никто не гнался. Наоборот, евреи должны были вступить на территорию, контролируемую вражескими силами. Ширина Иордана составляла всего около тридцати метров, и для переправы можно было использовать мост или лодку. Зачем же тогда Всевышнему потребовалось рассечь воды Иордана?

У этого чуда была двойная цель. Во-первых, оно должно было напомнить евреям, как Моше провел их через Красное море, и, таким образом возвысить в их глазах Иеошуа бин Нуна, показав его достойным преемником Моше и бесспорным руководителем нации.

И, во-вторых, Ашем хотел внушить страх ханаанским народам и вывести их из равновесия. Обе цели были достигнуты.

Переход через Иордан совершился во вторник 10-го Нисана 1270 г. до н. э.

«В тот день Ашем возвеличил Иеошуа перед глазами всего Израиля; и стали они бояться его так же, как боялись Моше…» (Иеошуа 4:14 ). «И было: как услышали… все цари ханаанские, … что иссушил Ашем воды Иордана, … оробело сердце их» (там же 5:1 ).

Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им. Теперь они точно знали, что успех обеспечен, Эрец Исраэль будет покорена.

Чтобы усилить это впечатление и придать Своей Воле большую убедительность, Ашем повелел им при переходе через Иордан изменить порядок построения двенадцати колен. Во время странствования по пустыне Ковчег Завета несли левиты, следовавшие за коленами Иеуды и Реувена , которые возглавляли колонну. Теперь левиты передали Ковчег коэнам , вставшим впереди всей процессии.

Когда коэны вошли в реку, воды немедленно расступились. Было видно издалека, как к небу взметнулись две гигантские водяные стены, открывшие путь еврейскому народу для триумфального вступления на свою землю.

Мальбим приводит следующее образное сравнение: когда войско готовится к покорению чужих земель, царь становится во главе его. Всеми своими действиями он хочет показать, что является главнокомандующим своей армии и будущим повелителем страны, которую предстоит покорить. Подобно тому, как боевые колонны воинов почтительно расходятся, открывая путь царю, стража распахивает перед ним ворота, точно так же разошлись воды Иордана, чтобы позволить посланникам Царя Царей войти в Святую Землю.

Вопреки законам природы

Рассечение вод Иордана было первым из серии чудес, совершенных Всевышним для своего народа в Эрец Исраэль. Кроме этого чуда, были и другие.

Солнце и луна целые сутки стояли неподвижно над аялонской долиной, чтобы позволить армии Иеошуа завершить разгром аморитов (эморейцев) (Иеошуа 10:12-15 ).

Во время боя в Бет Хороне на головы врагов прямо с неба падали огромные валуны (там же 10:11 ).

При царе Хизкияу 185-тысячная армия Санхерива, готовившаяся к осаде Иерусалима, за одну ночь вымерла целиком (II Цари 19 ). В книгах пророков и в Устной традиции можно найти множество такого рода историй, когда Б-г чудесным образом вмешивался в ход событий на стороне своего народа.

Чудо происходит в тех случаях, когда Всевышний желает изменить раз и навсегда установленный, естественный порядок вещей. Какую бы цель ни преследовал Ашем - спасти одного человека или целый народ, или проявить Свое могущество - совершенное Им чудо доказывает Его полную и безраздельную власть над человеком и природой. Хотя Б-г вездесущ, мы особенно наглядно убеждаемся в Его Присутствии, когда совершается что-то «невозможное», например, рассечение моря или избавление малого народа от власти другого народа, более сильного и многочисленного.

В Эрец Исраэль Его власть ощущается гораздо сильнее, чем где бы то ни было. «Это земля, о которой Ашем, Б-г твой, печется, - глаза Ашема, Б-га твоего, непрестанно на ней» (Дварим 11:12 ). В связи с этим давайте же вспомним законы, установленные в память о свершившихся чудесах.

Законы, связанные с посещением мест совершения чудес

При посещении мест, где Б-г совершал чудеса ради еврейского народа, следует произнести следующее благословение:

«Благословен Ты, Ашем, Б-г наш, Царь вселенной, совершивший чудеса ради наших отцов в этом месте» .

Это благословение произносится только, если человек не посещал это место в течение тридцати дней (без учета нынешнего дня и дня последнего посещения).

Если, проходя мимо памятного места в пределах упомянутого 30-дневного периода, Вы не прочли благословение или не знали о святости этого места, все равно нельзя произносить благословение, пока не пройдет еще 30 дней.

Многие исторические объекты в Израиле связаны с покорением страны армией Иеошуа; среди них - место, где расступились воды Иордана («и народ переходил против Иерихо» - Иеошуа 3:16 ).

А также - место, где валуны падали с неба на головы хананейцев (рядом с Бет Хороном); и, конечно же, остатки провалившихся в землю древних стен Иерихо (Иерихон).

Однако, если вы не знаете точного расположения места совершения чуда, благословение читать нельзя. Вместо этого при виде, например, какого-то участка реки Иордан можно прочесть хвалебную песнь.

Песнь Иордана

Живший в XIV веке рабби Иштори Апархи сочинил стихотворение, которое читают при виде реки Иордан.

На берегу Иордана буду я благословлять, восхвалять, превозносить и благодарить Имя Твое,

Для народа Своего рассек Ты его, как море Красное…

И для Элияу разделил Ты его… (прежде, чем он вознесся к небу на колеснице); и так же для Элиши (его ученика), который не спешил, когда Иордан расступился перед ним .

Обнажена была Твоя святая десница (Ты проявил господство над законами природы), о, несущий спасение смиренному на роду .

Поступай, как считаешь нужным, О, спаситель Циона .

Обрезание у Гильгаля

На следующий день после вступления в Израиль Иеошуа обрезал всех мужчин, родившихся в пустыне.

Левиты и отдельные праведники выполняли эту мицву (заповедь) даже во время сорокалетнего странствования по пустыне. Остальной народ на законных основаниях воздерживался от этого священного обряда, чтобы не подвергать опасности жизнь детей. Б-г вел евреев по пустыне, и никто не знал, что случится с ними на следующий день. Если столб дыма стоял неподвижно над Мишканом , они не двигались с места. Если же столб поднимался, они складывали вещи и отправлялись в путь, следуя за Облаком Славы. В таких условиях было опасно делать обрезание новорожденному младенцу, так как легко было занести инфекцию. Лихорадочные сборы и тяготы похода тоже могли поставить под угрозу жизнь ребенка. За все время их скитаний по пустыне целительный северный ветерок не подул ни разу, чтобы не сместить Облако Славы. Поскольку Санхедрин не мог гарантировать безопасность детей, он решил не заставлять народ выполнять заповедь обрезания.

Но теперь, расположившись у Гильгаля и не опасаясь нападения хананейских племен, временно парализованных ужасом при виде сверхъестественных явлений природы, которые сопровождали переход евреев через Иордан, народ почувствовал себя в достаточной безопасности, чтобы исполнить эту драгоценнейшую заповедь.

На Ближнем Востоке расположена река Иордан. Ее почитают во всем мире, ведь с ней связано немало важных исторических событий. Сама река Иордан начинается у горы Хермон, которая разместилась в северной части сирийских Голанских высот. Благодаря обильному количеству осадков, обеспечивается полноводность водоема.

Дождь и снег выпадают регулярно на склонах Хермон, а сквозь ее трещины талые и дождевые воды находят выход наружу в виде родников.

Немного из истории названия

Река Иордан получила свое название много столетий назад. Большинство историков и ученых и сейчас спорят о том, почему именно так назвали ее. Основные мнения сводятся к тому, что название происходит от еврейского слова «йеред». В переводе на русский оно обозначает «спуск», «падение». Об этом упоминается в источнике Дан.

В целом этимология предлагает достаточно вариантов перевода названия реки. Все они происходят из семитских языков. Большинство вариаций обозначают собой «канаву» или «шум». Некоторые ученые убеждены, что название имеет индоевропейские корни. Такого мнения придерживается и В. В. Иванов. Его сторонники убеждены, что назвали реку индоиранцы, которые когда-то побывали у ее истоков.

Цифры и река

Река Иордан имеет длину в 252 км, а площадь ее бассейна превышает восемнадцать тысяч квадратных километров. Считается, что она несудоходная.

Исток и русло

Задаваясь вопросом о том, где находится река Иордан, в первую очередь имеют в виду расположение ее истока. Он разместился на Голанских высотах, там, где сейчас территория Сирии. Можно выделить три основных истока: Хермон, или Баниас, Леджан, или Дан, и Нахр Хасбани, или Снир.

Самым внушительным источником именуют Дан. Считается, что именно он в основном наполняет реку. Территория, где он размещен, сейчас является Национальным парком Тель Дан. Свое название он получил во многом благодаря этому роднику. А сам источник стал называться так в честь одного из 12 колен Израиля.

Как только в реке Иордан соединяются три родника, образуя русло, она впадает в озеро Хуле. Очень часто можно встретить и другие его названия, к примеру Меером или Хула. Протекая дальше, река впадает в Генисаретское озеро. Его также иногда именуют Киннереф, Киннеретское или Тивериадское озеро.

Его площадь достигает 167 квадратных километров, а объем превышает четыре миллиарда метров кубических. Само озеро является достаточно интересным. Вода его считается пригодной для питья, однако ее вкус несколько солоноватый. Само озеро разместилось примерно на 213 м ниже уровня моря.

Следующим водным пространством на пути реки является Мертвое море.

Притоки

Задаваясь вопросом о том, где находится река Иордан, часто имеется в виду и многообразие ее притоков. Самыми крупными из них называют Яббок и Ярмук, которые втекают с восточного берега, а также Харод - с западного.

Река Иордан Израиль кормит и поит. Всегда она была основной артерией страны. Когда-то ее бассейн отличался внушительной растительностью, а также был богат на фауну. Сейчас, к сожалению, Восток стал пустыней. Некогда богатая территория бассейна включает в себя исключительно рощи тростника, реже встречаются эвкалипты и финиковые пальмы.

В самые жаркие вся растительность высыхает под палящими лучами солнца. Однако, несмотря ни на что, река Иордан необычайно важна для всего Ближнего Востока.

Священная река

Для каждого верующего человека является священным то место, где несет свои воды река Иордан. Крещение Иисуса Христа, по легенде, произошло именно здесь, хотя далеко не все исторические источники согласны с этим утверждением.

Сама река регулярно упоминается в Ветхом и В Торе часто является чудодейственным местом то, где протекает река Иордан. Крещение Иисуса произошло на ее берегу, а история говорит о том, что крестителем выступал Иоанн Креститель. Само событие случилось вблизи города Иерихон.

Там, где протекает река Иордан, можно постоянно встретить многочисленных паломников. Люди верят, что воды таят в себе чудодейственную силу, поэтому приезжают со всего мира. Здесь осуществляют процедуру омовения.

История и политика

Следует понимать, что река Иордан, фото которой можно найти ниже, играет важную роль на Ближнем Востоке. Ее ценность заключается также в историческом и геополитическом смыслах. Именно поэтому стремление завладеть правом на обладание ее водами часто приводило к многочисленным конфликтам, которые иногда перерастали в полноценные войны.

Первые упоминания о реке Иордан были зафиксированы еще в тринадцатом столетии Этим документом являлся папирус Анастаси. Также особое внимание уделил ей древнеримский историк Тацит. Он уточнил, что река Иордан необычайно важна, а ее отцом является гора Хермон.

В древних временах река часто представляла собой своеобразную естественную границу Ханаана на востоке. Несколько позже образовались такие государства царя Васанского, как царства Ога и Сигона. И тогда река стала представлять собой своеобразную границу между ними. Спустя некоторое время территория была отдана колену Менаше, Реувена и Гада. Таким образом, река стала представлять собой не только межгосударственную, но и племенную границу.

История гласит, что израильские колена получили территорию с обеих сторон реки. Однако все мосты и возможные переправы через нее представляли собой важные места, которые зачастую имели военное значение. Их захват часто становился решающим в битве. Именно таким способом Гидон одержал победу над мидианитами, Эхуд - над царем Моава, Ифтах - над коленом Эфраима.

До наших дней дошло немало источников, в которых упоминается Иордан. Одним из таких стала Мозаичная карта. Она была создана в далеком шестом веке. Она представляет собой изображение самой реки, паромной переправы, города и многочисленных подробностей. Сейчас увидеть ее можно в Мадабе.

Археология

Интересно, что река Иордан не всегда считалась местом крещения Иисуса Христа. Ранее таковой являлась Эйзария, которая расположена поблизости. Однако археологические источники опровергли это. Уточняется, что через Эйзарию Иисус перешел и отправился к месту, где и прошел обряд крещения.

О нем упоминали также и в многочисленных сочинениях, которые писали паломники, путешествующие по Святым местам. Это было далекое время, когда Византийская империя была в самом расцвете. Во всех источниках упоминается греческая колонна и крест на ее вершине. Именно она обозначает собой место, где был Этот символ был установлен во время раннего христианства.

Однако само место было обнаружено далеко не сразу. Для этого понадобились многочисленные археологические исследования. Следует помнить о том, что река Иордан в пятом веке несколько изменила свое русло. Произошло это при впадении в Мертвое море. Ученые обнаружили место крещения спустя много лет.

Основание колонны также было найдено. Оно располагалось вблизи восточного берега реки на расстоянии примерно в 40 метров, что полностью соответствует историческим источникам и сочинениям паломников.

Также здесь были обнаружены остатки трех церквей. Все они были возведены на месте крещения Иисуса Христа в пятом и шестом веках. Простроил их император по имени Анастаси. Все церкви получили свое название в честь Иоанна Крестителя.

Туристы приезжают на реку Иордан не только в паломнических целях. Очень часто ими руководит простой интерес. При желании можно прокатиться на каяках по бурной реке. Это развлечение нельзя назвать самым дешевым, зато оно подарит массу ярких эмоций.

На Иордане можно встретить диких уток и утонченных лебедей. Они совершенно не боятся людей, поэтому можно покормить их или сфотографировать на память. Помимо этого, если посетить берега Иордана, можно насладиться удивительными живописными видами, а также многообразием кипарисовых рощ. Исключение составляют самые жаркие месяцы в году.

Вконтакте

В нижнем течении представляет собой естественную границу между Израилем и Иорданией. Одна из основных водных артерий региона. Длина - 252 км.

Когда-то в долине реки Иордан зеленели тропические леса, а в прибрежных зарослях папируса водились гиппопотамы. Сейчас здесь от былого растительного великолепия ничего не осталось, разве что возвышаются кое-где вечнозеленые смоковницы-сикоморы, скрашивая пустынный вид Иорданской равнины.

Река Иордан многократно упоминается в Библии. Согласно Ветхому Завету, Иисус Навин посуху перевёл еврейский народ между чудом расступившихся вод Иордана, тем самым завершив сорокалетнее скитание евреев по пустыне. Позднее, согласно Евангелию, в водах реки принял крещение Иисус Христос.

Христиане относятся к Иордану, как к священной реке; с византийской эпохи было распространено убеждение, что вода Иордана исцеляет болезни.

Гидрография

Длина Иордана - 252 км. Площадь бассейна составляет около 18 000 км². Средний уклон - 1,85 м/км, на участке от озера Ху́ла до Галилейского моря - 17,6 м/км. Река несудоходна.

Иордан берёт начало в 14 км севернее озера Хула. Его исток представляет собой слияние трёх рек - Эль-Хасбани (Хацбани, Снир), Баниаси (Хермон) и Лиддани (Дан), текущих со склонов горы Хермон и составляющих 77% вод бассейна Иордана. Далее река течёт в направлении с севера на юг до самого устья.

Jean Housen , CC BY-SA 3.0

Ниже по течению Сде-Нехемии Иордан разделяется на два канала, которые через несколько километров снова соединяются. Каналы были прорыты между 1950 и 1958 годами в рамках проекта по осушению долины озера Ху́ла. От места их соединения идёт канал до Моста дочерей Иакова. Отсюда Иордан течёт в своём естественном русле, проходящем по дну базальтового ущелья, до впадения в Галилейское море.

На иврите этот участок реки называется Ярде́н а-Харари́ (дословно - «Горный Иордан»). Здесь река имеет наибольший уклон - 17,6 м/км. По ходу ущелья есть несколько порогов, что привлекает туристов-водников.

После выхода из ущелья, Иордан впадает в Галилейское море - самое большое естественное водохранилище Израиля. Площадь озера - 167 км², объём - около 4 млрд м³.

Иорданская долина, вместе с долиной Арава, входит в Сирийско-Африканский тектонический разлом, который тянется от Сирии до Восточной Африки. Здесь русло реки становится очень извилистым, а берега - высокими, в некоторых местах отвесными. Ширина реки доходит до 40 метров.

Зимой, во время половодья, река подмывает берега, и это иногда приводит к обвалам, создающим серьёзные препятствия для водотока. На этом участке в Иордан впадает несколько рек, крупнейшие из которых - Ярмук и (левые притоки), и Харод (правый приток).

Примерно в 100 км к югу от Галилейского моря Иордан впадает в , являющееся одним из наиболее солёных озёр в мире. Побережье Мёртвого моря - самый низкий участок земной поверхности (420 м ниже уровня моря, и продолжает снижаться).

Из-за высокого содержания соли в озере не может жить рыба и большинство каких-либо других . Этот факт дал озеру его название.

Притоки

Реки, слияние которых образует Иордан:

  • Эль-Хасбани (Хацбани, Снир) - стекает с ливанской части горы Хермон. Попытки ливанского правительства перегородить реку для использования значительной части её вод в хозяйственных целях не раз приводили к трениям в ливано-израильских отношениях.
слева
  • Баниаси (Хермон, Баниас) сливается с Лиддани (Дан), после чего водоток принимает справа малую реку - Коруни.

Наиболее крупные притоки на участке между Кинеретом и Мёртвым морем:

  • Ярмук - отделяет Иорданию от Сирии и Голанских высот.
  • Сейль-эз-Зарка (Яббок)
  • Харод

Мощность потока Иордана и его притоков

Среднегодовой сток в устье реки Иордан и его наиболее крупных притоков:

Значительная часть вод этих рек используется Израилем и Иорданией в хозяйственных целях, из-за этого их современный годовой сток меньше естественного. Например, для Иордана этот показатель должен составлять 1,2-1,3 млрд м³ в год.

Фотогалерея




Полезная информация

река Иорда́н
араб. نهر الأردن‎‎
транслит нахр аль-урдун
ивр. נָהָר הַיַרְדֵּן‎,
транслит. нахар ха-йарден;

Происхождение названия

До сих пор у учёных не сформировалось единого мнения по поводу происхождения названия реки.

Предлагаются различные варианты этимологии из семитских языков: «канава», «шуметь» и т. п. В соответствии с наиболее распространённой точкой зрения, еврейское название реки «Йарде́н» происходит от слова «йере́д» («спускается», «падает»), и названия источника Дан.

Некоторые исследователи (например, В. В. Иванов) высказывают предположения об индоевропейском происхождении названия реки. Оно могло сохраниться от индоиранцев или, скорее, «народов моря» (в частности - филистимлян), бывавших здесь в своё время. Сторонники этой версии во второй части гидронима выделяют индоевропейский корень *danu («влага, вода, река»), который присутствует, например, в названии реки Дунай (лат. Danubius).

Д. С. Мережковский считал, что «…имя самого Иордана занесено в Палестину с о. Крит, где племя Кидонов, как мы узнаём из Гомера (Одиссея III.292), обитало у светлых потоков Ярдана».

Упоминания в Библии

В Ветхом Завете

Иордан многократно упоминается в Ветхом Завете как место совершения различных событий, в том числе чудесных. Иордан был границей Земли Обетованой.

Первое чудо произошло, когда израильтяне с Ковчегом Завета посуху перешли Иордан под руководством Иисуса Навина, напротив Иерихона (Нав. 3:15-17).

Позднее два с половиной колена Израилева, которые поселились на восток от Иордана, построили большой жертвенник на его берегах, как «свидетель» между ними и другими коленами (Нав. 22:10-34).

Иордан переходили посуху пророки Илия (4Цар. 2:8) и Елисей (4Цар. 2:14).

Елисей чудесным образом исцелил Неемана, повелев ему омыться в реке (4Цар. 5:8-14), а кроме того, сделал так, чтобы топор одного из «сынов пророков» всплыл, бросив кусок дерева в воду (4Цар. 6:1-7).

В Новом Завете

Согласно Новому Завету, Иисус Христос принял крещение в реке Иордан от Иоанна Крестителя.

Как известно Иисус Христос принял крещение от Иоанна Предтечи в водах реки Иордан. С тех пор существует традиция омовения в Иордане, которой следуют все паломники, хотя бы однажды побывавшие на Святой Земле. Благодаря туристической компании «Тайки Турз» - опытного организатора паломнических маршрутов, руководитель проекта "УНИАН-Религии" в прошлом году посетила Иорданию.

Река Иордан.

Почти две тысячи лет люди приходят к берегам библейской реки, с надеждой после омовения получить исцеление души и тела. За это время неоднократно изменялись русло реки и границы государств, по которым текут ее воды. Неизменными остались человеческая вера в Божию помощь и возможность чуда для каждого.

Раз в год, 19 января, в день Крещения Господнего, когда Иерусалимский Патриарх Феофил III служит праздничный молебен на Иордане, наступает мгновение, когда воды реки поворачивают вспять и текут в обратном направлении. Так очевидно и неоспоримо Господь являет людям Свою силу и Божественную благодать.

Поворот реки Иордан вспять на Крещение ВИДЕО


В реку Иордан окунаются семь раз, погружаясь с головой. («И пошел он и окунулся в Иордане семь раз, по слову человека Божьего, и обновилось тело его, как тело малого ребенка, и очистился. – 4 Цар., 5:14).

Все, кому когда-либо приходилось окунаться в Иордане, помнят, какое сильное течение имеет эта река, потому списать это чудо на какое-то природное явление, которое случается из года в год 19 января именно во время молебна Патриарха, – никому в голову не приходит. Да и десятки тысяч людей, которые приезжают на праздник, тому свидетели – все они видели это необычное явление своими глазами.

Как знать, может и две тысячи лет назад, река так же потекла вспять во время Крещения Иисуса Христа, когда «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь».


На мемориальной стене у входа в Ярденит на разных языках мира написано: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1, 9-11).

Паломники, посещающие Святую Землю, всегда хотели окунуться, а некоторые – принять крещение в священных водах Иордана - самой известной реки на Земле, в которой соединились истории Ветхого и Нового заветов. Событие, произошедшее в этих водах, имеет важнейшее значение для христиан всего мира, поэтому людям было необходимо обрести символическое место крещения Христа.

Комплекс "Ярденит", Израиль. Место, где Иордан вытекает из Тивериадского озера.

Согласно ранней версии, принято было считать, что место крещения расположено на западном берегу реки Иордан, на территории Израиля, в окрестностях Каср-эль-Яхуд (арабск. - «иудейский дворец») на территории Палестинской автономии. Но с 1967 года, после войны, этот участок был закрыт.

Для омовения паломников в 1981 году Израиль выделил территорию в месте, где Иордан вытекает из Тивериадского озера. Там и был построен комплекс, который получил название «Ярденит». Эта территория, разумеется, не являлась историческим местом крещения Иисуса Христа, но вполне справлялась со своей символической функцией и была единственным местом, обеспечивающим свободный доступ к реке.


Старое русло реки Иордан, поселок Вади-эль-Харар, Иордания. Место крещения Иисуса Христа. По этим ступеням шел сам Спаситель.

В 1996 году, в результате археологических раскопок вдоль восточного берега реки Иордан, международная группа ученых обнаружила подлинное место крещения Спасителя. Это место находится в Иордании, неподалеку от места, где Иордан впадает в Мёртвое море - в долине Бетани, в поселке Вади-эль-Харар (араб. - «журчащая вода»). Место крещения оказалось на сорок метров восточнее нынешнего Иордана. С V века река существенно изменила русло и отступила от места крещения.

Существует древнейшее доказательство, которое указывает на место крещения Христа – это мозаичная карта древней Палестины VI века, найденная в православном храме - в церкви святого Георгия, в Мадабе.

Мозаичная карта древней Палестины VI века в церкви святого Георгия, в Мадабе.

Говорят, именно с помощью этой карты ученые обнаружили неоспоримое место крещения - квадратную мраморную основу греческой колонны, на вершине которой когда-то был крест – именно она упоминалась как место крещения Христа в записях паломников времен Византийской империи. Также учеными были обнаружены ступени, ведущие к воде. Исследователи полагают, что именно на этих ступенях Иисус Христос оставлял одежду перед таинством крещения.

К месту крещения ведет тропа. Кустарники когда-то росли здесь непроходимой стеной.

В зимнее время в купели старого русла реки собирается немного воды, но к лету озерцо полностью высыхает. Спуск закрыт для паломников в любое время года.

Неподалеку от места крещения находится пещера, где жил Иоанн Предтеча. Апостолы Матфей и Марк указали в Евангелиях, что Иоанн проповедовал в пустыне Иудейской, у Мертвого моря. Иоанн Богослов уточнил, что когда-то это место называлось Вифавар и находился за Иорданом. Именно сюда в 30-летнем возрасте пришёл Иисус Христос, чтобы принять крещение – об этом говорится в Евангелии от Луки.

В этих местах пророк Илия вознесся на небо.

Как известно, Иоанн жил в местах, где вознесся Илья-пророк. То есть именно отсюда ветхозаветного пророка унесла живым на небо огненная колесница. А до этого, согласно Ветхому Завету, пророки Илия и Елисей переходили реку Иордан посуху. Здесь же за 12 веков до крещения Господнего сформировались двенадцать племён Израиля, перешли Иордан и заселили Землю Обетованную. Первое чудо на реке произошло, когда израильтяне, следуя за Иисусом Навином с Ковчегом Завета посуху перешли Иордан.

В эти же места уже в раннехристианские времена ушла оплакивать свои грехи Мария Египетская – известная блудница и великая раскаявшаяся грешница, которая 47 лет молила Господа о прощении и питалась лишь листвой и травой.

Ежегодно к святому месту стекается множество паломников. Сегодня в районе раскопок проложены дорожки, оборудовано место для омовения, а неподалеку построен паломнический центр.


Место для омовения в водах реки Иордан. За невидимой границей со стороны Иордании следят несколько военных с автоматами. Со стороны Израиля солдатов заметно не было – возможно, велось скрытое наблюдение.

Со стороны Иордании к месту крещения и омовения можно попасть в любое время. Но со стороны Израиля есть ограничения - в зависимости от военного положения, так как это палестинская территория. Говорят, на Крещение и Пасху Иордания открывает границу для Израиля, чтобы паломники могли поклониться святыням. От израильского берега до берега Иордании – около 10 метров, граница проходит по реке и ничем не обозначена.

Вода в реке Иордан коричневая и очень мутная из-за быстрого течения, которое размывает глину и несет ил. Но если набрать воду в бутылку и дать немного постоять, примеси оседают, и вода становится прозрачной.

Следующий пункт маршута - православный монастырь святого Герасима Иорданского, расположенный в пяти километрах от Мёртвого моря, в километре от реки Иордан и предполагаемого места крещения Иисуса Христа. Герасим (в миру Григорий) был родом из Малой Азии (район нынешней турецкой Антальи), из богатой семьи. Уйдя от мира и приняв монашество, он удалился в пустыню Фиваиды в Египте, а потом примерно в 450 году пришёл в Палестину, где невдалеке от реки Иордан основал монастырь.

1. Монастырь со всех сторон окружён раскалённой пустыней, но на территории лавры зелено и уютно.

2. Внутренний дворик.

3. Панно с изображением Купола Скалы. Интересно, почему это панно, изображающее мусульманскую святыню Иерусалима, находится в православном монастыре?

5. Горделивый петух во дворике.

Оставив монастырь, направляемся непосредственно к реке Иордан, по которой проходит граница Израиля и Иордании. Предполагаемое место крещения Иисуса Христа находилось в местности Вифавара, в нижнем течении Иордана, примерно в 10 километрах от впадения его в Мёртвое море. Сегодня это место известно под именем Каср-Эль-Яхуд. Оно находится в пограничной военной зоне между Израилем и Иорданией и долгое время было закрыто для широкого посещения - доступ сюда был возможен только паломникам раз в год в праздник Крещения. Поэтому для массового посещения паломниками и туристами в 1981 году правительством Израиля было выбрано другое, "символическое" место, полностью на израильской территории, в 50 километрах отсюда выше по реке - в том месте, где Иордан вытекает из Генисаретского озера на территории киббуца Киннерет. Это место называется Ярденит.

А в 2011 году было открыто для массового посещения и историческое место крещения - Каср-Эль-Яхуд. Так что сегодня окунуться в реке Иордан можно сразу в двух местах - "символическом" Ярденит (полностью на территории Израиля) и "историческом" - Каср-Эль-Яхуд (причём туда можно попасть как со стороны Израиля, так и со стороны Иордании). Мы направляемся в то самое "историческое" место - на границу Израиля и Иордании.

6. Каср-Эль-Яхуд - это строго охраняемая приграничная территория, окружённая колючей проволокой - прежде чем попасть к реке Иордан туристы проезжают КПП с досмотром. Приграничная к Иордану территория за забором во многих местах заминирована - ещё со времен Шестидневной войны 1967 года (в результате которой Западный берег от Иордании перешёл под контроль Израиля). Кругом пустыня - в зелёной долине внизу протекает Иордан, а дальние горы - это уже территория Иордании.

7. Оба берега Иордана в месте предполагаемого крещения Христа сегодня доступны для посещения - со стороны Иордании к воде спускается небольшая купель, а на израильском берегу всё гораздо более масштабно. Граница проходит посередине небольшой реки шириной едва достигающей десяти метров. Зоны купания с каждого берега ограничены поплавками, за которые нельзя заходить, чтобы не пересечь границу. О проходящей здесь границе Израиля и Иордании предупреждают и многочисленные таблички. Интересно также, что с людьми на противоположном берегу нельзя контактировать - кричать им, махать руками. За этим следят военные. Особенно это забавно смотрится, когда с каждого берега в Каср-Эль-Яхуд прибывают русские группы.

8. Впереди - государственная граница.

9. На израильском берегу.

10. На противоположном иорданском берегу находится греческая православная церковь.

11. Флаг Иордании.

12. Иордан, извиваясь по долине, нередко меняет русло. Исследования показали, что, по-видимому, 2000 лет назад русло реки проходило восточнее, на территории современной Иордании. И соответственно точное место крещения Христа расположено сегодня на иорданской земле. Если посетить Каср-Эль-Яхуд не с израильской, а с иорданской стороны границы, то в нескольких сотнях метрах от реки можно посмотреть места археологических раскопок предполагаемого старого русла. Впрочем, на 100% точно сегодня определить место крещения едва ли возможно.

13. Русло Иордана вне туристической зоны. Ширина - метра три-четыре, течение довольно слабое, берега заболоченные. В верховье вода Иордана широко используется для орошения, построено несколько плотин. Много столетий назад река была, по-видимому, гораздо мощнее. Впрочем иногда и в наши дни, в период зимних дождей, на Иордане случаются значительные подъёмы воды и даже наводнения.

14. Фото с видом на Иорданию.

15. Паломники окунаются в воды Иордана с противоположного берега.

16. Посетив берег реки Иордан в местечке Каср-Эль-Яхуд, продолжаем маршрут по Палестине: следующая остановка - древний Иерихон. Этот город считается одним из древнейших городов Земли из числа постоянно заселённых - его история насчитывает около 10 тысяч лет.

Разумеется, за этот период существовавшее здесь поселение неоднократно разрушалось, перестраивалось и переходило из рук в руки разных властителей. Самое известное разрушение Иерихона получило отражение в библейском предании - согласно которому в XIII веке до нашей эры стены города пали от громкого звука труб во время осады армией Иисуса Навина. А выражение "Иерихонская труба" давно стало нарицательным.

Сегодня Иерихон - крупный город Западного берега, полностью подконтрольный Палестинской автономии ("Зона А" - ). Граждане Израиля не могут посещать эти районы Палестины, а обладатели палестинских паспортов, наоборот - посещать Израиль без специальных разрешений. В новейшей истории так было не всегда - в 90-е годы израильтяне любили отдыхать в Иерихоне: здесь было дёшево, плюс работали несколько казино и игорных зон. Но после арабо-израильского конфликта 2000-2005 годов ("Вторая палестинская интифада") всё изменилось - ужесточились взаимные правила перемещений израильтян и палестинцев, появились разделительные барьеры и пр. Сегодня здесь снова относительно спокойно, опять начал развиваться туризм, но живут в Иерихоне очень бедно. И это очень сильно бросается в глаза на контрасте с израильскики городами.

17. В оазисах Иудейской пустыни в районе Мёртвого моря и низовьев реки Иордан очень много плантаций финиковых пальм. Финики - однин из важнейших продуктов сельского хозяйства Израиля, в том числе и на экспорт.

18. Вот так они растут.

19. В Иерихоне действует канатная дорога, которая доставляет туристов из центра города на гору Каранталь (или гора Искушения), где, по преданию, дьявол искушал Иисуса, когда он постился 40 дней. Во время путешествия по канатной дороге открываются очень красивые виды города, оазиса, Иудейской пустыни и долины реки Иордан.

21. Археологические раскопки древнего Иерихона.

22. Мечеть.

23. Многие дома стоят заброшенные. На улицах пустынно, почти нет людей.

25. За городом проходит долина реки Иордан, по которой проходит граница с Иорданией. Неподалёку отсюда действует контролируемый израильскими властями пограничный переход.

27. Гора Каранталь.

28. На скалах этой горы расположен православный греческий монастырь Искушения (или Каранталь), основанный ещё в IV веке.

29. Постройки монастыря выстроены прямо на отвесных уступах горы.

32. Монастырские улочки на отвесном скальном выступе.

33. В одной из таких пещер на горе, по преданию, и постился 40 дней Христос.

36. Виды с одного из балконов.

39. Садимся в канатную дорогу - и возвращаемся вниз. Туристам хорошо - есть фуникулёр. А вот паломникам приходится подниматься на гору Искушения пешком, что по сорокаградусной жаре весьма непросто.

На этом однодневная поездка по Палестине закончилась - от Иерихона до Иерусалима всего 30 километров, совсем недалеко. В заключение традиционно скажу, что с удовольствием вернусь в эти края: было бы интересно ещё поездить по Палестине, посмотреть Наблус, Рамаллу, другие города... Вифлеем, естественно. Но это в другой раз. А у нас далее по плану - снова Израиль: крепость Масада, Мёртвое море и потом - север страны, город Хайфа и окрестности.