Киргизия        01.11.2023   

Кафедральный собор святого вита. Соборы праги Кафедральный собор св вита

Собор святого Вита, Вацлава и Войтеха в сердце Праги по-настоящему уникален. Мало того, что внутри расположены королевские усыпальницы, а к созданию витражей приложил руку сам знаменитый Альфонс Муха, так его еще и строили почти 7 веков и закончили лишь в начале XX столетия. Об истории национальной святыни Чехии расскажет Екатерина Астафьева.

Как Вит и Вацлав стали святыми

Согласно легенде, в 925 году на месте современного собора святой Вацлав построил небольшую ротонду. Князь посвятил ее святому Виту, чью десницу, якобы, ему подарил германский король Генрих I. Святого Вита жестоко убили римляне: они заставили его поклониться их языческим богам, а когда тот отказался, бросили его на съедение диким львам. Но животные на святого не покусились, так что Вита просто сварили в котле с кипящим маслом. Захоронение святого Вита занимает сегодня особое место в соборе и находится за главным алтарем. В народе рассказывают, как в 1620 году кальвинисты хотели было уничтожить храм. Но как только зять их предводителя, проповедника Шкултетого, дотронулся до алтаря, он тут же пал замертво, а остальные на всю жизнь остались калеками.

Памятник святому Вацлаву в Праге

Святой Вацлав тоже захоронен в соборе. Одна из главных святынь костела, кольцо, вмонтированное в дверь часовни святого Вацлава, непосредственно связана со знаменитым чешским князем. Народного героя бил его собственный брат, когда тот входил в храм. То кольцо, за которое Вацлав взялся при входе, сегодня можно увидеть в соборе.

От ротонды до собора

В 1060 году ротонду перестроили в небольшую церковь — трехнефную базилику. И лишь в 1344 Карл IV, больше известный в Чехии под именем Карел I, приказал возвести на мести церкви готический собор для проведения больших богослужений, коронаций и для погребения монарших особ. Кстати, со смертью Карла IV связана интересная легенда, будто все колокола собора Святого Вита внезапно начали звонить, когда король умер.

Собор носит имена трех святых: Вита, Вацлава и Войтеха


Решение построить большой храм было с тем, что именно в то время Пражскую епархию преобразовали в епископство. Второй чешский епископ святой Войтех, который всю свою жизнь посвятил борьбе против язычества, был захоронен в соборе и поделился с ним своим именем.


Собор святого Вита

Готика и барокко в одном флаконе

Из-за того, что строили собор почти 7 веков, он несет на себе отпечатки разных эпох и стилей. Сперва за работу над костелом взялся Матье Арасский, который служил при папском дворе в Авиньоне. Архитектор, приверженец строгих линий и точных математических расчетов, создал проект в стиле французской готики, но спустя 8 лет скончался. Его преемником стал двадцатитрехлетний Петер Парлерж.

Собор святого Вита прославил имя архитектора Петера Парлержа


Сперва он следовал план Матье, но после завершения проекта он принялся добавлять что-то от себя. Молодость сыграла свою роль: Парлерж относился к архитектуре как к искусству, благодаря нему собор обзавелся многочисленными карнизами и бюстами правителей, епископов и самих архитекторов. Параллельно с костелом Парлерж работал над знаменитым Карловым мостом. Затем он передал полномочия своим сыновьям, которым, правда, помешали гуситские войны, разгоревшиеся в Богемии между 1419 и 1434.


Фасад собора украшен лепниной

В XVI веке собору как-то не везло: в 1541 костел пострадал от пожара. Испорчено было все: иконы, скульптуры. В 1619 во время восстания сословий в собор святого Вита ворвались протестанты и изрядно его разграбили. В 1740 собор попал под артиллерийский обстрел, а через 3 года в главную башню и вовсе попала молния и расколола купол. Состояние костела было самое что ни на есть плачевное: реставрация нужна была неотлагательная. В это время в стиле собора появились элементы барокко.

И наконец достроили

Работы по восстановлению собору святого Вита начались лишь в середине XIX века. Архитекторам Йозефу Краннеру и Йозефу Моцкеру было над чем потрудиться: нужно было из стилистически разрозненных элементов собора собрать единый ансамбль.

Над витражами собора святого Вита работал Альфонс Муха


В 1920 за дело принялись декораторы. Скульптор Войтек Сушарда и знаменитый художник-модернист Альфонс Муха занялись созданием декора новых окон. В 1929, к предположительному тысячелетию со смерти святого Вацлава, отделка собора была закончена и символ Праги получил свой современный облик.


Витраж в соборе работы Альфонса Мухи

Царь-колокол по-чешски

В колокольне собора святого Вита находится пражский царь-колокол Зикмунд, созданный в 1549 году Томасом Яросом. По легенде, никто не знал, как водрузить такой гигантский колокол на высоту почти 100 метров, но проблему решила дочь короля. Она создала конструкцию, которая позволила поднять Зикмунда с помощью веревки. Но канатов, способных выдержать такую тяжесть, в городе не нашлось, так что принцесса сплела ее из собственных волос. Другая легенда гласит, что покуда сердцевина колокола цела, Чехии не грозят никакие беды. Но в 2002, например, она сломалась, что почти совпало по времени с катастрофическими наводнениями в стране.

В соборе святого Вита находится самый большой колокол Праги Зикмунд


О колокольне ходит еще одна легенда: считается, что королю Вацлаву IV пророк однажды предсказал смерть перед колокольней. Король так напугался, что отдал приказ разрушить ее. Но как только подчиненные справились с первым этажом, по городе поползли слухи о восстании Гуситов. Король не на шутку разозлился и умер на месте от сердечного приступа.


Колокол Зикмунд

Проклятие чешской короны

Собор святого Вита играл важную роль в истории Чехии. Например, Карл IV постановил, что законными считаются лишь те коронации, что проходят в новом соборе и исключительно короной святого Вацлава.


Корона святого Вацлава

В костеле и по сей день хранятся королевские регалии: корона из цельного золота и усыпанная драгоценными камнями, скипетр, держава, королевская мантия и золотой византийский крест Завиши. Еще одна легенда гласит, что только наследник трона может надеть на себя корону святого Вацлава. Посягнувшего на нее самозванца в течение года обязательно настигнет смерть. Проклятие короны на себе испробовал наместник фашистской Германии Гейдрих: он примерил корону и умер при покушении спустя год. Совпадение это или нет — кто знает, но для любого чеха корона Вацлава по-настоящему священна.

Ротонда и базилика - предшественники Собора святого Вита

Место, на котором в середине XIV века воздвигли собор, имеет длинную историю. Археологи полагают, что здесь издавна находилось капище Святовита , языческого бога войны и победы, которого чешские племена почитали верховным богом. В конце IX века представители правящего княжеского рода Пржемысловичей начали насильственную христианизацию подконтрольных им земель (Богемия и Моравия), однако приживалась новая религия сложно, несколько раз вспыхивали вооруженные восстания.

В начале X века князь Вацлав , чтобы сгладить восприятие христианства, на месте капища Святовита распорядился построить каменную ротонду в честь святого Вита, чью десницу (часть руки) германский король Генрих I намедни преподнёс ему в дар. Расчёт был прост: раньше молились Святовиту - сейчас будут почитать святого Вита. Строительство круглой ротонды диаметром 13 метров завершилось в 930 году .

Вит (годы жизни: 290–303). Достоверных исторических свидетельств о жизни и мученичестве святого не сохранилось. По преданиям, 13-летний юноша отправился в Рим, где изгнал бесов то ли из сына императора Диоклетиана, то ли из самого императора. После этого Вит отказался помолиться римским богам. Его арестовали и за отказ признавать римскую религию бросили к голодным львам, но те не тронули Вита. Тогда его бросили в котёл с кипящим маслом.

В 935 году князя Вацлава убил родной брат-язычник, который через несколько лет раскаялся в содеянном и способствовал его канонизации. Гибель Вацлава была представлена как смерть за христианскую веру, а не результат княжеских амбиций младшего брата. Вскоре Вацлав стал первым чешским святым, а его могила в Ротонде святого Вита - главным объектом паломничества христиан в чешских землях. Уже в середине X века сформировался серьёзный по влиянию культ святого Вацлава, который не только способствовал окончанию христианизации, но и стал символом национальной государственности.

Базилика святого Вита

В связи с почитанием святого Вацлава в 1060–1096 годах ротонда (как место его захоронения) была перестроена в трёхнефную Базилику святых Вита, Вацлава и Войтеха в романском стиле, размеры которой составили 70 × 35 метров. Базилика должна была служить Пржемысловичам в качестве коронационного костёла и места погребения, то есть стала главным христианским сооружением Чехии. Кроме уже известных Вита и Вацлава, базилика была посвящена и святому Войтеху .

В наше время руины стен базилики законсервированы, но их можно осмотреть через специальные окна с южной стороны собора.

Постройка Собора святого Вита

Идейным вдохновителем величественного кафедрального собора был будущий король и император Карл IV , который поставил себе цель превратить Прагу в один из лучших городов Европы. Непосредственным поводом для постройки послужило важное событие преобразования епархии Праги в архиепархию 30 апреля 1344 года. Строительство собора началось 21 ноября 1344 года и проходило в несколько этапов.

подсказка : если хотите найти недорогой отель в Праге, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений . Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Первый этап постройки: 1344 - 1419 годы

В качестве главного архитектора был выбран фламандский мастер Матьё Аррасский , с которым Карл IV познакомился во время его работы при папском дворе в Авиньоне. Он создал проект собора в готическом стиле, взяв за основу облик южнофранцузских соборов (Родезского, Нарбоннского), и заложил фундамент, но построить успел только основание стен и аркады восточной части. Матьё Аррасский умер на восьмой год строительства, в 1352 году.

Строительство продолжил 23-летний архитектор Петр Парлерж из Швабии. Сначала он работал в соответствии с проектом Матьё Аррасского, но когда выполнил его, начал реализовывать собственные идеи и планы. Его смелость и творческая мысль привнесли новые уникальные элементы. Хороший пример - сконструированный им свод, который представляет собой двойные диагональные балки, вместе они создают неповторимый орнамент. В то время как Матьё по складу ума был математиком, из-за чего его конструкции полны чистого расчёта, Парлерж был больше художником и относился к архитектуре как к скульптуре. Это заметно в использовании многочисленных карнизов, бюстов и декоративных элементов.


Золотые ворота (южный портал)

Золотые ворота были созданы по проекту Петра Парлержа и представляют собой тройную арку в готическом стиле. Своё название ворота получили благодаря уникальной мозаике «Страшный суд » (1370–1372 годы), фон которой выложен из позолоченного стекла. Авторы мозаики - неизвестные венецианские мастера, в своём шедевре они использовали около миллиона стеклянных фрагментов 33 оттенков. В центральной части мозаики изображён Иисус Христос, вершащий Страшный суд. К нему взывают шесть покровителей чешских земель (Прокоп, Вит, Людмила, Сигизмунд, Вацлав, Адальберт). Уровнем ниже изображены Карл IV и его жена Элишка Померанская. В правой части мозаики изображены спасённые верующие, в левой - отвергнутые грешники, осуждённые на пребывание в адском пламени. Тему Страшного суда продолжает витраж над мозаикой.

12 знаков зодиака

Отдельного внимания заслуживает декоративная ограда в виде решётки перед Золотыми воротами. На ней можно увидеть 12 скульптурных композиций, которые изображают бытовые занятия для каждого знака зодиака. Это очень интересный момент - ведь Церковь никогда не «дружила» с астрологией.

Башню начали возводить уже после смерти Парлержа его сыновья, но полностью по чертежам отца. В середине XVI века готическая башня обрела черты ренессансного стиля.

На уровне второго яруса за изящной позолоченной решёткой находятся колокола. Главным считается 14-тонный «Зикмунд »- самый тяжелый колокол на территории Чехии. Он был отлит в 1549 году мастером по имени Томаш Ярош, который также известен Поющим фонтаном . Другими важными колоколами, сохранившимися до наших дней, являются «Вацлав» (4500 кг, 1542 год) и «Иоанн Креститель» (3500 кг, 1546 год).

Чуть выше второго яруса находится стилизованная монограмма «R» с короной, орденом Золотого руна и двумя пальмовыми листами. Она символизирует вклад Рудольфа II , который щедро финансировал отделочные работы. Ещё выше можно увидеть два часовых механизма . Верхний циферблат показывает часы, нижний - минуты и четверти.

Если преодолеть 287 ступеней, можно подняться на смотровую площадку , откуда открывается отличный панорамный вид на Прагу. Площадка находится на уровне 56 метров, высота башни - 97 метров. Длительное время именно башня-колокольня была самой высокой постройкой Праги.

Кенотаф Яна Непомуцкого

Кенотаф - надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного.

(портал справа) и святого (портал слева).

Бронзовая дверь

Бронзовая дверь центрального портала западного фасада включает 10 панелей, на которых изображены важные события истории чешских земель и строительства собора.

Роза (окно)

Главная достопримечательность второго яруса западного фасада - роза (большое круглое окно) на сюжет о сотворении мира. У основания розы можно разглядеть бюсты четырёх архитекторов (Франтишек Кисела, Зденек Вирт, Камил Гильберт, Йозеф Моцкер), сыгравших главную роль в окончании строительства собора.

Две западные башни (обе - по 80 метров) полностью выполнены в готическом стиле.

Гаргульи

Многочисленные гаргульи собора, оформленные в виде животных, птиц и мифических существ, отпугивают злых духов (так считалось в Средние века) и служат водостоками.

Внутреннее пространство собора представляет собой латинский крест с размерами 124 × 60 метров. 28 колонн являются опорами для нервюрного свода цилиндрического типа, который расположен на высоте 33 метров. Трифорий (галерея второго яруса на высоте 14 метров) проходит по всему внутреннему периметру. Вдоль внешних стен находится 17 капелл. Главный алтарь расположен в восточной части собора.


Создан по проекту Йозефа Краннера 1868 года. Его основой служит престол, периметр которого украшен заключёнными в круг изображениями ветхозаветных пророков (слева направо: Иоиль, Амос, Осия, Малахия, Иезекииль, Исайя, Моисей, Иеремия, Даниил, Захария, Михей, Иона, Аггей) работы скульптора Йозефа Шимека. В 1902 году передняя часть престола была закрыта антепендиумом, рисунки и вышивка на котором изображают в духе типологического параллелизма прообразы литургического жертвоприношения: жертвоприношение Каина и Авеля, освящение хлебов и жертвоприношение Авраама.

Запрестольный образ с пределлой имеет форму готического ковчега. Над ним вздымается центральный балдахин - табернакль, остроконечное завершение которого украшено крестоцветом. Боковые части балдахина представляют собой открытые тройные аркады с треугольными фронтонами. Над старинным табернаклем с эмблемой пражской архиепархии помещено Распятие. Во всех шести боковых арках находятся реликварии в форме домиков. Их передней стенкой служит украшенная эмалью металлическая пластина, которую изготовил по проекту живописца Франтишека Секвенса Ян Хадт. На пластине запечатлены страдания христианских мучеников и прославленные деяния покровителей чешских земель: слева - св. Войтеха, св. Кирилла и св. Вита, справа - св. Вацлава, св. Людмилы и св. Прокопа. Как и в основании статуи св. Вита здесь недостает изображения св. Сигизмунда. Работа над алтарем была завершена в 1873 году Йозефом Моцкером, который практически ни в чём не отступил от проекта Краннера. Только ангелов, которые по замыслу Краннера должны были украшать лестницу за алтарем, Моцкер заменил подсвечниками.

Мавзолей был заказан у голландского скульптора Александра Колина из Инсбрука после смерти Фердинанда I (1564 год) его детьми Максимилианом II и Фердинандом Тирольским, а принимал готовую работу уже его внук Рудольф II в 1589 году. Позже мавзолей был окружён кованой ренессансной решёткой работы Георгия Шмидтгаммера.

Создана в конце XV века для короля Владислава II Ягеллона и его семьи. Находится на уровне второго этажа и соединена крытым коридором со Старым королевским двором , чтобы представители королевской династии могли посетить службу, ни с кем не пересекаясь. Капелла украшена декоративными ветвями засохшего кустарника и монограммой короля Владислава II - латинской буквой W. На внешней стороне балкона находятся гербы земель (Богемия, Польша, Венгрия, Мора­вия, Силезия, Лужица, Далмация, Босния), которые находились под управлением династии Ягеллонов.

Капеллу украшают скульптуры рудокопов в стиле барокко. Они символизируют шахтёров серебряных рудников района Кутна-Гора, доходы с которых составляли важную часть королевской казны, позволяли финансировать отделочные работы в соборе и строительство многих других объектов в ягеллонский период.






Капеллы в Соборе святого Вита

Капелла - отдельное небольшое помещение в боковом нефе для молитвы. В Средние века почти все капеллы в Соборе святого Вита были семейными, что означало почётную привилегию для дворянского рода молиться в отдельном помещении. Взамен представители рода брали на себя обязанность по обустройству капеллы. Они приглашали скульпторов и художников, старались купить святые мощи или заполучить ценную реликвию, чтобы разместить их в своей капелле. Называть капеллы родовыми именами было не принято, хотя названия двух из них всё-таки напоминают о своих меценатах ().

21 . Обустроена за счёт рода Бартонь из Добенина, владельцев текстильных фабрик. Анежка Пржемысловна (1211–1282) - сестра короля Вацлава I Одноглазого, всю жизнь посвятила служению Богу, основала монастырь, играла важную роль в культурной и социальной жизни Праги. Капелла украшена бронзовой скульптурой святой и витражом с изображением восьми блаженств.

22 Находилась под опекой одного из самых влиятельных родов Богемии и Австрии - Шварценбергов . В капелле расположен Чимлитский ковчег с росписью на тему поклонения волхвов.

23 . С 1909 года служит местом погребения пражских архиепископов (до этого их хоронили за , там, где сейчас находится , № 45).

Главная ценность капеллы - витраж Альфонса Мухи на тему распространения христианства в Чехии. Витраж изображает более десяти исторических сюжетов, в том числе чествование миссионеров Кирилла и Мефодия, которые принесли новую религию славянам, а также обряд крещения князя Борживоя , его жены Людмилы и их юного внука, будущего святого Вацлава . Считается, что Альфонс Муха, не зная, каким образом изобразить маленького Вацлава, нарисовал своего сына.

Алтарная фреска капеллы называется «Вознесение Девы Марии» и принадлежит кисти Бартоломеуса Спрангера, придворного художника Рудольфа II .

24 . Главная достопримечательность - лестница Камила Гильберта в стиле английской готики. Раньше в капелле находилась сокровищница собора, однако в конце XX века её ценности послужили основой для создания экспозиции «Святовицкий поклад» , которую разместили в Капелле святого Креста .

25 - Новая сакристия . Место для хранения церковной утвари, риз и облачений священников.

26 - Cеверный трансепт . На уровне второго яруса расположен орган середины XVIII века в стиле барокко, под ним - три больших арочных проёма с массивными деревянными панелями, украшенные резьбой с изображением святых покровителей чешских земель. Их создал Кашпар Бехтелер в начале XVII века.

27 - . Служила молельней для представителей рода Черниных . В середине XIV века мощи Сигизмунда (король бургундов в 516–524 годах) доставили в Собор святого Вита из Франции по личному распоряжению Карла IV . С тех пор святой считается покровителем Чехии и почитается как пример искреннего раскаяния за тяжкий грех: будучи королём приказал убить собственного сына от первого брака, который оскорблял его вторую жену.


28 . До сих пор используется по своему прямому назначению (хранение церковной утвари, риз и облачений священников). Справа от входа находятся скульптура святого Михаила и исповедальня, над которой можно увидеть копию картины Тициана «Вход Христа в Иерусалим», а слева - картина Петра Брандля.


29 . Была под покровительством рода Ностицких.

Анна - мать Девы Марии, стены капеллы расписаны фресками из её жизни. Алтарь украшают статуи святой Анны, святых Луки и Мефодия.


30 . В полу и в стенах находятся надгробные плиты и могилы архиепископов Праги. Также здесь можно увидеть саркофаг высочайшего канцлера королевства Вратислава Пернштейна .


31 . Здесь покоятся князья Борживой II и его брат Бржетислав II (оба правили на рубеже XI–XII веков). В стены также встроены мраморные надгробия архиепископов. Алтарь украшают статуи Иоанна Крестителя, Кирилла и Мефодия. В капелле находится, так называемый, Иерусалимский подсвечник - знаменитый памятник романского литейного дела.

32 . В центре расположен алтарь со сценами из жизни Богородицы. Две панели слева изображают Благовещение (вверху) и Сретение (внизу), панели справа - Умиление (вверху) и проповедующего Христа (внизу). У основания алтаря можно увидеть сцену свадебного пира в Кане Галилейской, где Христос, по просьбе Марии, явил миру своё первое чудо, обратив воду в вино, и раскрыл свою божественную сущность.

В капелле находятся саркофаги князей Спытигнева II и Бржетислава I. Последнего называют чешским Ахиллесом, так как он похитил 15-летнюю девушку Юдифь из монастыря в городе Швайнфурт (Германия) и женился на ней. Однако настоящая причина такого поступка неизвестна. Романтическая литература объясняет его чувством пламенной любви, охватившей сердце чешского князя, когда он первый раз увидел девушку. Историки же склоняются к более прагматичной версии, что заключается в желании породниться с влиятельным родом Бабенбергов, к которому принадлежала Юдифь. В браке она родила мужу пятерых сыновей.


33 . Находилась под покровительством влиятельного рода Штернбергов . Центральное место занимает алтарь, в котором хранятся мощи, собранные Карлом IV . По сторонам находятся саркофаги Отокара I и Отокара II . У последнего были обнаружены его погребальная корона, скипетр и держава из позолоченного серебра. Скипетр относится к самым старым из сохранившихся в центральной Европе. Правую стену капеллы украшает роспись «Поклонение трёх волхвов Богородице». На колонне слева (на высоте 3–4 метров) можно увидеть пушечное ядро, которое напоминает об обстреле собора во время осады Праги (Семилетняя война, 1756–1763).


34 Непомуцкого в Риме в 1729 году процессия несла эту картину как хоругвь.

37 . Находилась под покровительством Мартиницкого рода.

38 - Библиотека . Раньше здесь размещалась редкая коллекция рукописей и старых изданий, которые в наше время хранятся в Архиве Пражского Града.

39 . Отличается скромным убранством. Алтарь в стиле классицизма украшен картиной с изображением мёртвого Иисуса с ангелами. На стенах капеллы размещены надгробные плиты.

40 . Украшена витражом на тему деяний милосердных, таких как принесение хлеба голодным и воды жаждущим, освобождение пойманных животных и другие. Алтарь XVII века украшен картиной с изображением маленькой Марии и её родителей.


41 . Раньше использовалась в качестве баптистерия (помещение для совершения крещения), поэтому на одной из стен находится мозаика «Крещение Господне». Витраж выполнен на тему ниспослания Святого Духа. Также в капелле можно увидеть скульптуру святой Людмилы , которая изображена в момент своего убийства - в 921 году она была задушена во время молитвы своим же платком.

Людмила сыграла важную роль в процессе христианизации чешских земель.

Отдельные произведения искусства

42 . Выполнен из разных пород дерева и имеет высокую художественную ценность. Создан скульптором и резчиком Франтишеком Билеком в начале XX века для будущего президента Томаша Масарика, который пожертвовал алтарь собору.

43 . Представляет собой богато декорированную трибуну, с которой духовное лицо читает проповедь. Кафедру украшают изображения Отцов Церкви и орудий Страстей Христовых, а также голубь (символ Святого Духа), череп и песочные часы (символы бренности бытия).

44 , фельдмаршала и верховного канцлера Чешского королевства во время войны за испанское наследство (1701–1714).

Общая высота памятника - 9 метров. Его главной частью является обелиск из тёмно-красного мрамора, в центре которого находится овальная ниша с бюстом Леопольда Шлика. Слева от обелиска установлена статуя бога войны Марса, справа - статуя Минервы (богини мудрости), которая лавровым венком венчает бюст. Эти две статуи символизируют военную карьеру умершего и заслуги в качестве чиновника. У основания обелиска геральдический лев держит сломанный меч (символ смерти), а на его вершине - позолоченный шар (символ вечности). Над обелиском можно увидеть статую крылатой Фамы (богини молвы и репутации).

Один из самых красивых готических храмов Европы, Кафедральный Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха. виден с любой части Праги. Перед ним меркнут все остальные достопримечательности Чехии готического стиля, настолько он уникален и неповторим. Расположен он на территории Пражского Града.

Собор святого Вита: по страницам истории

Это колоссальное сооружение не имеет аналогов во всем мире не только по своей готической архитектуре, но прежде всего – по своей истории. Собор святого Вита в Праге начал строиться в середине XIV века и был закончен к XX веку. Историки выделяют несколько этапов его легендарного возведения.

  • I этап: 1344-1419 гг. Инициаторами строительства собора выступили архиепископ Эрнест и король Чехии Карл IV. Храм изначально замышлялся как место для коронации, фамильный склеп и королевская сокровищница. Из-за гуситских войн строительство было остановлено.
  • II этап: 1490-1510 гг. Чешский король Владислав Ягеллон хотел закончить строительство великого собора и поручил его Бенедикту Рейту, талантливому архитектору, однако процесс был приостановлен из-за нехватки средств.
  • III этап: 1556-1593 гг. Были предприняты новые попытки достроить собор святого Вита, которые привнесли в архитектурный ансамбль собора элементы барокко.
  • IV этап: 1873-1929 гг. Архитектор Йозеф Краннер представил программу по окончанию строительства собора. Он лично возглавлял ремонтные работы и сумел избавиться от элементов барокко. После смерти Краннера новому архитектору Йозефу Мокеру пришлось заканчивать реконструкцию. Наконец в 1929 году строительство легендарного собора, длившееся почти 600 лет, было закончено.

Особенности готической архитектуры

Кафедральному собору Праги присущи все черты типичного готического архитектурного стиля. От остальных готических сооружений он отличается внушительными размерами и другими особенностями:

  • длина главного нефа составляет 124 метра;
  • длина поперечного нефа – 60 метров;
  • высота Большой южной башни – около 97 метров;
  • высота каменных неоготических башен – 82 метра;
  • высота внутреннего свода – 33 метра;
  • круглое окно в виде розетты – 10 метров.

Три портала собора украшены каменными, а также бронзовыми скульптурами и рельефами. Уникальная особенность – это гаргульи из Средних веков, которые по легенде отпугивают злых духов, а на практике являются водостоками.

Внутреннее убранство

Наибольшее внимание в соборе привлекают необыкновенной красоты цветные витражные окна. Ведь в Средневековье считалось, что свет в храме должен быть особенным, неземным. Когда лучи солнца попадают на окна – собор как будто загорается радужными цветами. Над витражами работали десятки чешских художников, в числе которых был известный Альфонс Муха.

Собор Святого Вита – это католический собор, а также королевская усыпальница и место хранения коронационных регалий, так как до 1918 года здесь проходили коронации чешских королей. В храме захоронены десятки королевских персон и их родственников. Тела императоров и королей находятся в мавзолее Габсбургов и в крипте.

Также в отдельном боковом помещении размещаются семейные капеллы, которые создавались за счет местных дворян. В те времена было большой привилегией иметь свое место для молитв, причем обустроить свою капеллу меценаты должны были самостоятельно, пригласив художников и скульпторов. Покупались даже святые мощи и ценные реликвии для обустройства собственных капелл.

Информация для туристов

Режим работы:

  • с ноября по март: Пн - Сб – 9:00 - 16:00 (воскресенье - 12:00 - 16:00);
  • с апреля по октябрь: Пн - Сб – 9:00 - 17:00 (воскресенье - 12:00 - 17:00).

Цена билетов:

  • Южная башня - смотровая площадка – 150 крон;
  • экспозиция «Сокровища Собора святого – 250 крон;
  • «Пражский град - круг B» – 250 крон;
  • «Пражский град - круг А» – 350 крон.

Как добраться до собора Святого Вита в Пражском Граде

Адрес: III. nádvoří 48/2, Pražský hrad.

Как доехать:

  • На трамвае №22 – до остановки «Pražský hrad».
  • На метро: до станции Malostranská, далее подниматься по старой замковой лестнице.

Свои достопримечательности Прага свято хранит и чтит: в этом городе кафедральный собор является настоящей святыней для местных горожан. Увидев его величие и красоту, оценив его культурно-историческое наследие, туристы прекрасно понимают жителей Праги. А вечером можно отдохнуть у изумительно красивого поющего фонтана . Он также не менее любим и почитаем.

Непревзойдённый собор святого Вита является ярчайшим символом Праги, культурным достоянием чешского народа и духовным центром страны. Увидеть великолепные башни грандиозного готического собора можно не только из , но и из многих других мест города. Здесь короновались правители Богемии, здесь же находится королевская усыпальница и хранилище монарших регалий. Кафедральный собор святого Вита, Вацлава и Войтеха (именно так звучит полное официальное название храма) является великим шедевром готической и неоготической архитектуры.

Собор не сразу строился…

Строительство величественного собора заняло почти 600 лет! Началось оно еще в середине XIV века на месте уже существовавшей ранее церкви. По одной из легенд, первый храм здесь заложил сам святой Вацлав в 925 году. Это была ротонда, то есть круглое здание с куполом, выполненная в романском стиле. Вацлав посвятил церковь святому Виту, так как части его мощей, а именно десницу, ему подарил германский король Генрих I. Уже в XI веке, ротонду заменила базилика, то есть здание в форме прямоугольника. Она также была романской, и в ней было три нефа – вытянутых помещения, разделённых колоннами. Но она была снесена, и на её месте в 1344 году началось строительство более крупного собора. Инициировал это император Карл IV, добившийся от Папы Римского создания пражского архиепископства. Кстати, и сейчас собор святого Вита является резиденцией архиепископа Пражского.

Первым архитектором храма был французский мастер Матьё Аррасский. Он составил общий план собора, но довольно скоро скончался. Его дело продолжил молодой архитектор Петер Парлерж, который также прославился строительством Карлова моста и многих других легендарных сооружений в Праге. Два сына Парлержа подхватили от отца архитектурную «эстафету». А после работу над строительством собора святого Вита продолжил мастер Петрилк. К началу гуситских войн в 1419 году многие части храма были уже готовы, в том числе и башня высотой в 96,5 метра. Но смутные времена стали причиной большого перерыва в строительстве. Более того, многие украшения собора пострадали от военных действий.

В последующие века возведение храма то начиналось, то вновь приостанавливалось. За собор брались разные архитекторы, привнося в готический образ элементы других стилей, даже таких, как барокко. По разным причинам полностью завершить строительство собора святого Вита не получалось. Только во второй половине XIX века за здание снова взялись серьезно. Архитектор Йозеф Краннер занялся ремонтом сооружения. Он убрал многие барочные элементы, восстановив по мере возможностей изначальный готический стиль. К заслугам Краннера относят восстановление единства всей храмовой композиции.

Последним архитектором, занимавшимся главным храмом чешской столицы стал Камил Гильберт. Но не только его стараниями удалось завершить эпопею строительства. В облике храма обращают на себя внимание работы скульптора Войтека Сушарды и выдающегося художника Альфонса Мухи. Официальной датой окончания строительства собора святого Вита стал 1929 год – это событие приурочили к тысячелетию со дня смерти святого Вацлава.

Собор святого Вита снаружи

Грандиозность собора святого Вита поистине поражает! С южной стороны находится парадный вход, которым раньше пользовались во время коронаций правителей или же при проведении свадебных церемоний – так называемые Золотые ворота . Над входом красуется великолепная мозаика с изображением Страшного Суда, работы неизвестных венецианских мастеров. Чтобы создать этот шедевр, были использованы около миллиона кусочков цветного стекла! Сами Золотые ворота закрыты интересной решёткой. Она покрыта металлическими фигурками, изображающими средневековые ремёсла – занятия для разных знаков зодиака.

Расположенная левее от этого входа колокольная башня была спроектирована Петром Парлержем, а построена уже его сыновьями. Это одна из старинных частей собора. Купол башни выполнен в барочном стиле, но он прекрасно вписывается в общий готический образ. На башне есть необычные часы – с двумя циферблатами, на каждом из которых всего по одной стрелке. На одном циферблате показываются часы, а на другом – минуты. Восхищает своим изяществом и резная позолоченная решётка. Внутри башни находятся колокола, самый большой из которых весит 18 тонн и носит имя Зигмунд. Другие крупные колокола также имеют свои имена: Вацлав, Иоанн Креститель, Йозеф. Они были водружены на колокольню после крупного пожара 1541 года, уничтожившего старые колокола и повредившего часовой механизм.

С западной стороны собора святого Вита расположены три входных портала, украшенные замечательными барельефами. Над центральным входом изображён процесс строительства храма. Барельефы слева рассказывают о жизни святого Вацлава, а справа – святого Войтеха. Рассматривая фасад, можно увидеть необычные водостоки в виде химер и горгулий.

Над входными порталами возвышаются классические готические башни. Их высота достигает 80 метров. Между ними размещено 10-метровое окно-розетта. Это витраж, созданный в 1921 году. Её автор, живописец Франтишек Кисела, изобразил легенду о создании мира.

Если обходить собор по часовой стрелке, то с северной стороны вы попадёте на достаточно узкую улочку. Восточная часть собора святого Вита – это внешняя стена полукруглого деамбулатория. Выйдя снова на южную сторону, вы увидите крытый коридор, соединяющий собор со старым королевским дворцом.

Собор святого Вита: интерьер

Внутри собора царит уникальная атмосфера, которая создается во многом благодаря уникальному оформлению и архитектурным решениям. Свет в собор будто льется из крупных верхних окон. А благодаря цветным витражам с библейскими сюжетами у находящихся в храме создается ощущение, что здесь они находятся будто в особом измерении. Благодаря продуманному освещению и особым сетчатым сводам, центральный неф высотой 33,5 метра создаёт впечатление устремлённости ввысь.

Главный алтарь собора святого Вита расположен в восточной части помещения. А перед ним находится королевская усыпальница. Она состоит из двух частей: надземный Мавзолей и подземная Крипта. В Мавзолее расположен мраморный саркофаг, сделанный в 1564 году и окружённый красивой кованой решёткой в стиле ренессанс. На плите саркофага виднеются рельефные изображения императора Фердинанда II, его жены и сына. А по бокам можно увидеть образы других монархов, погребенных в Крипте.

Среди известных исторических личностей, упокоенных в крипте собора святого Вита: Карл IV, Вацлав IV, Рудольф II, гуситский король Иржи из Подебрад и многие другие правители, а также святые. Кроме того, в подземелье сохранились остатки первоначальных строений: древней ротонды и базилики.

Капеллы собора святого Вита

По всему периметру собора святого Вита расположено 19 капелл. Это боковые ниши-пределы, многие из которых когда-то использовались для закрытой молитвы членов знатных семейств. Каждая из них интересна своим оформлением, а во многих хранятся христианские святыни.

Одно из самых посещаемых туристических мест в Праге. Естественно, уже выложены тысячи прекрасных фотографий. Но мне хочется узнать об этом Соборе побольше и поподробнее. Поэтому, если есть желание - приглашаю

Вообще-то в Собор Святого Вита вход абсолютно свободный. Даже нет запрета на фотографии. Но осмотреть можно только небольшую его часть, - у входа. Билет у нас есть, поэтому мы можем пройти в глубь Собора. Не будем спешить - давайте все-таки немного истории. Кто такой Святой Вит? Мне это имя было абсолютно не известно. Хотя "болезнь Святого Вита" была на слуху. Но почему ему посвящен самый роскошный Собор в Праге?

Сведений о Святом Вите немного. Поминается он вместе со своим воспитателем Модестом и няней Крискентией 15 июня. Зародился культ Святого Вита еще в 5 веке в Сицилии и лишь в 8-9 веке добрался до Центральной Европы.
Отрок Вит (ему было от 7 до 12 лет) жил в Сицилии во времена императора Диоклитиана в богатой и знатной семье. Его отец "придерживался еллинского нечестия", а "отроку была дарована от Бога сила творить чудеса". Он изгонял бесов и исцелял больных. Когда же император приказал отроку молиться языческим богам,он отказался. За что и был брошен в клетку ко львам, которые его не тронули. Затем беднягу бросили в котел с кипящим маслом. Но и это было бесполезно. "Тогда император приказал повесить на мучилищном дереве святых мучеников Вита и Модеста, вместе с ними также и святую Крискентию, воспитательницу Витову, которая, придя к тому месту, исповедала себя христианкой, царя же обличила за его нечестие и мучение святых; потом мучитель приказал строгать обнаженные тела святых железными орудиями. При этом святой Вит сказал царю: «Ты показываешь силу твою немощной и достойной смеха, когда мучаешь женщину».

Теперь насчет пляски Святого Вита. Еще с 16 века в Германии и в Италии плясали перед статуями Святого Вита для того, чтобы весь последующий год быть здоровыми. По некоторым источникам эти пляски в Италии затем стали называть тарантеллой, так как они,якобы, избавляли от последствий укуса тарантула. А потом почему-то заболевание нервной системы - хорею, при которой происходят подергивания всего тела,тоже стали называть болезнью Святого Вита.
Вот такой оказался интересный Святой со многими неизвестными. Какое отношение имел Святой Вит к королю Карлу Четвертому, который начал строительство этого собора в 1344 году, я так точно и не выяснила. Хотя вычитала в Википедии, что Вацлав (впоследствии - Святой Вацлав, покровитель Чехии), который в 905 году на этом месте построил небольшую капеллу, имел священную реликвию - руку Святого Вита.
Во время правления короля Карла Четвертого Прага пережила невиданный расцвет.
Но,очевидно,всевозможные новшества и украшения города, в том числе и строительство Карлова Моста, не дали возможность королю завершить строительство Собора.
Собор был освящен лишь спустя 6 веков - в 1929 году! Вот такой получился долгострой. Хотя глядя на Собор никогда не скажешь, что он построен в прошлом веке.
Сфотографировать Собор целиком удалось только со стороны Хоров, т.е. сзади. Но здесь видно,какой он огромный. Длина Собора -124 метра.

Подходим к центральному входу. Собор Святого Вита строился для коронации королей и для их почивания в Вечности.
Видите центральную розетку? Она всегда помещается над входом.
Справа - небольшие башенки.

На одной из этих башенок - Петушок. Иногда Святого Вита изображают с петухом.
Это не моя фотография - это известный фотограф Фил Дуглас. Всегда радуюсь, когда вижу такие чудесные фотографии. Обалдеть!
Здание по центру - церковь Святого Георгия. Узнаете? Мы там уже были.

Это уже моя фотография. Чувствуете разницу? Но придется вам ими довольствоваться. Потому что очень хочется показать вам все чудеса этого неоготического сооружения.
Вот такие горгульи. Конечно, это не горульи и химеры Нотр Дам де Пари, про которые я писала >. И назначение их уж очень прозаическое - сток воды. Но все-равно - впечатляют.

Так же,как и этот бесподобный портал - вход в Собор.


Обойдем еще Собор со стороны. Здесь есть на что посмотреть.

Это колокольня Святого Вита. Здесь,за этой изумительной позолоченной решеткой с 1549 года висит "Зигмунд", самый тяжелый колокол чехии. Его вес - 18 тонн.
Здесь же видите стилизованную букву R - память об императоре Рудольфе Первом Габсбургском, родоначальнике всей Габсбургской династии. (Помним, что до 1918 года Чехия входила в состав Австро-Венрии).
И очень интересные часы с циферблатами,на которых по одной стрелке. Верхние часы показывают ЧАСЫ.А нижние - минуты и четверти минут.

И вот - известнейшие Золотые Ворота (Porta Aurea). Через эти ворота проходили будущие короли,направляясь в Собор для коронации.

Бесподобная стеклянная мозаика выполнена венецианскими мастерами в 14 веке. По заказу Карла Четвертого. Изображена картина Страшного суда. На центральной мозаике,внизу можно рассмотреть фигуры кающихся Карла Четвертого и его супруги. Наверняка, Страшный суд их миновал.

Не менее интересны и решетки перед золотыми воротами. На них изображены все знаки зодиака. Интересное "решение". впервые вижу на культовом сооружении астрологическую символику. Вроде бы церкоь не признает астрологию?

Нашла свой знак. Можно юзерпик себе сделать... Чем это народ занимается? Похоже, что картошку садит.

И еще очень интересное изображение,наводящее на размышления.
В нише Золотых ворот я рассмотрела вот это мозаичное Распятие. Собор Святого Вита - католический храм. А Распятие изображено по православным канонам. Ведь до сих пор ведется спор - сколько было гвоздей, которыми пригвоздили Спасителя - три или четыре. Здесь явное указание на четыре гвоздя, такое изображение всегда в православных храмах. Хотя в Соборе Вита есть еще одно, подобное изображение.

Проходим немного дальше. Мы стоим перед капеллой Святого Яна Непомуцкого. Она внутри Собора.Мы с вами уже встречались с этим Святым, когда были в Чешском Крумлове. Напомню, что Ян Непомуцкий - Saint John of Nepomuk здесь очень почитаем - он небесный покровитель Праги и всей Чехии. И хотя это имя известно во всей Европе,именно здесь в 1393 году трагически расстался с жизнью исповедник короля Вацлава Четвертого. И это не легенда.

Чем же так не угодил исповедник чешскому королю? В 1393 году в пражскую тюрьму было брошено три священнослужителя, которые не соглашались с превосходством светской власти над церковной. Вскоре два священника были выпущены на свободу, а Ян Непомуцкий был подвергнут страшным пыткам. После чего его в мешке бросили во Влтаву. Тело нашли, но король не разрешал достать его. Но когда над ним зажглись чудесные огни, жители Праги не выдержали. Поняв, что это святой, они извлекли мученики и похоронили.
Когда же в Соборе Святого Вита сделали достойную усыпальницу, Святой Ян Непомуцкий был помещен туда.
Считается, что Ян Непомуцкий не раскрыл тайну исповеди. А именно этого добивался у него король Вацлав. Очень уж хотел узнать в чем каялась перед Богом его супруга.
Атрибутами Святого Яна Непомуцкого являются крест с распятием,ореол из звезд вокруг головы и пальмовая ветвь. Все это мы и видим на этой замечательной скульптуре.

Раз уж мы с вами стоим на площади перед Собором, то давайте посмотрим на обелиск. Он интересен своим недостроем. Высота обелиска 17 метров, установлен в память о жертвах Первой мировой войны. Выполнен из монолитного гранитного блока. У подножия должна была быть могила неизвестного солдата. Но до сегодняшнего дня обелиск не завершен.

Очень интересн дом с розовыми вставками. Это бывшая резиденция пражских епископов, построенная в 18 веке.

И еще смотрим на скульптуру,изображающую Святого Георгия. Она была создана в 1373 году. Не буду вводить вас в заблуждение - это всего лишь копия. Интересна она тем, что никто не знает,как раньше выглядел конь Святого Георгия. Этот конь был разрушен во время одного из турниров в 1562 году. Оригинал без коня сохранился, а для копии архитектор придумал нового коня.

Давайте еще раз посмотрим на расчудесный Собор Святого Вита.

А теперь для тех, кто досмотрел мои "мемуары" до конца - сюрприз.
Предлагаю посмотреть этот ролик и немного расслабиться. Потому что впереди нас ждет экскурсия по мрачному готическому псевдоготическому Собору - усыпальнице Святых, королей и приближенных к ним лицам.
Там уже будет не до веселья.... Но интересно и красиво. Обещаю.