Эстония        01.01.2024   

Камбоджи заброшенный город кох кер. Губский Владимир Иванович. Штурм пирамиды смерти. Уникальная пирамида в Кох Кер

Кох Кер - это древний город-храм на северо-востоке Камбоджи. Возможно, в связи со своей мистической историей, эта достопримечательность кхмерской империи незаслуженно забыта: город не так давно открыт для посещения туристами, полноценная качественная дорога отсутствует, до конца не очищены минные поля вокруг - поэтому туристов там сравнительно немного.


Для всеобщего посещения Кох Кер открыт только с 2002 года. А ведь в свое время Кох Кер был столицей Камбоджи на протяжении почти двадцати лет. Несмотря на столь непродолжительный период, на территории города было построено около сотни храмов и святилищ.

Кох Кер был основан королем Джаяварманом четвертым. Он не имел права прямого наследования (хотя на тот момент наследие по материнской линии все же было возможно) и предъявил свои претензии на трон в обход прямого наследника. В итоге трон был захвачен силой. По легенде, Джаяварман четвертый для получения власти вынужден был заключить сделку с самим дьяволом, который в обмен на власть требовал человеческих жертвоприношений.

В пределах существовавшей на тот момент столицы подобные действия были невозможны, и король решил основать свой собственный город и объявить столицей именно его. Неизвестно, насколько все это было правдой, но это действительно был один из самых жестоких кхмерских правителей, а после его смерти через несколько лет столицу обратно перенесли в Ангкор - говорят, жители не хотели жить в городе, который основал король в сговоре с демоном.

Кох Кер был построен на искусственном водоеме Рохаль, близость водоема важна для человеческой цивилизации, поэтому без воды немыслимо было строить город. Храмы строились в честь бога Шивы - индуизм был тогда доминирующей религией. Кто знает, быть может Джаяварман четвертый и был с дьяволом в сговоре, но в любом случае поражает количество построек, возведенных за столь короткое время в Кох Кере - ни в одном другом древнем городе такого не наблюдалось. Самые знаменитые и лучше всего сохранившиеся сооружения Кох Кера - это Прасат Том, Прасат Крахом и Прасат Пранг.

Семиярусная пирамида Прасат Том на территории Кох Кера до сегодняшнего дня остается самой таинственной и загадочной. Большая часть туристов, приезжающия в Ко Кер хочет увидеть именно ее. С ней связана мистическая легенда: якобы именно шатха в центре этой пирамиды была "связующим звеном" между землей и адом.

В эту шахту Джаяварман четвертый сбрасывал своих подданных, таким образом принося жертвоприношения своему демону. Ширина основания пирамиды 55 метров, высота - 32 м. В целях безопасности туристов лестница, ведущая на верх пирамиды, закрыта. Ходят слухи, что люди, спустившиеся в шахту пирамиды, теряют разум и уже не могут продолжать жить прежней жизнью. По своему строению пирамида похожа на аналогичные сооружения для жертвоприношения других древних народов, ее стороны располагаются строго по сторонам света.
Прасат Пранг - это небольшой храм , обойти его можно буквально за 10-15 минут. Здесь редко можно встретить туристов, поэтому у Вас будет удивительная возможность сделать "чистые" фотографии. Сооружения храма плохо сохранились, и это неслучайно: как и в Та Проме, здесь повсюду территорию оккупировали деревья.

Про которую не очень много известно по всему миру. Все знают про кхмерский храм Ангкор Ват, а еще могут вспомнить про многоликий Байон и что-нибудь рассказать про джунгли Камбоджи. Казалось бы, чего там еще может быть такого интересного? Удивительно, но Камбоджа — это еще и страна, в которой есть своя пирамида, которая находится в Кох Кер – древнем городе Ангкора, построенном в начале X века, на заре существования Кхмерской империи.

Я всегда интересовалась древними сооружениями по всему миру, и поэтому когда узнала про камбоджийскую семиступенчатую пирамиду, которую еще называют пирамидой смерти, мне стало интересно на нее посмотреть. И вот, оказавшись, наконец, в городе Сием Рип, решила помимо посещения самых главных храмов Ангкора непременно добраться в Кох Кер и увидеть эту пирамиду смерти.

Кох Кер — это город-храм и огромный храмовый комплекс в провинции Преа Вихеа в 120 км на северо-восток от города Сием Рип в Камбодже. В древности он назывался Лингапура, то есть город линги (фаллоса), и был посвящен индуистскому богу Шиве. В этом древнем городе есть целый ряд достопримечательностей, главное место из которых занимает загадочная пирамида смерти Прасат Пранг, расположенная на территории главного храма Прасат Тхом. Помимо нее, здесь еще имеется множество руин кхмерских храмов периода Ангкор — некоторые из них практически полностью разрушенные и не исследованные. Однако все они представляют немалый интерес, так как эпоха Кох Кер была особой в истории империи кхмеров.

Основная информация о Кох Кер

Название Кох Кер (Koh Ker, Прасат Пранг),
или "Пирамида смерти".
Более раннее название - Лингапура.
Где находится В 90 км к северо-востоку от Ангкора (Камбоджа), в провинции Преа Вихеа, округ Кулен
GPS координаты 13°47′0″N, 104°32′0″E
Ближайший город Сием Рип, 120 км
Что собой представляет Полуразрушенный храмовый комплекс на территории древнего кхмерского города-столицы ангкорского периода
Чем знаменит Семиступенчатая пирамида (зиккурат) - одно из самых необычных мест в Камбодже
Размеры пирамиды Высота - 32 метра,
Сторона пирамиды - 55 метров
Особенность планировки Главный храм Прасат Тхом и храм-гора Прасат Пранг находятся на территории древнего города площадью 35 кв.км.
Из чего построен Песчаник, латерит, кирпич
Когда был построен X век

Кох Кер на гугл-карте:

Храмовый комплекс Koh Ker относится к так называемым дальним храмам Ангкора. Это означает, что визит в Кох Кер может занять весь день. Посетить Кох Кер будет интересно тем, кто действительно увлечен историей Камбоджи и Ангкора.

Несмотря на то, что ошибки при строительстве привели к быстрому разрушению пирамиды, нельзя не признать очевидных вещей – некоторые элементы главного храма Прасат Тхом послужили примером для возведения самого знаменитого храма кхмеров – Ангкор Вата в Камбодже. Речь идет о знаменитых длинных галереях. Впервые они появились именно здесь, в Кох Кер, затем были опробованы при строительстве Бенг Мелии, а затем во всей красе появились в оформлении Ангкор Вата. А увидев, как разрушился Прасат Тхом из-за подмыва воды, строители Ангкор Вата учли это и сделали дополнительную насыпь из песка и уникальную инженерную систему стабилизации грунта с помощью грунтовых вод.

Город Лингапура

Долгое время древний город Лингапура находился в забвении, однако с началом туристического бума в Камбодже и расчистки от мин полей и джунглей, Кох Кер тоже стал привлекать внимание путешественников, пусть и не наравне со знаменитым комплексом Ангкор Ват. Жители соседней деревушки Кох Кер жили тут веками в тени великой пирамиды и вели очень простой образ жизни, а теперь принимают туристов, обращаясь с просьбами взять их в качестве гида, чтобы немного заработать. Название этой деревни дало современное имя и древнему городу.

Барай вокруг главного святилища в Кох Кер

Кох Кер был построен в период правления короля Джаявармана IV в начале X века, решившего перенести столицу империи ближе к деревне, где он сам родился. Перемены в жизни Кхмерской империи начались с борьбы за власть, которая не увенчалась успехом: Джаяварман покинул Яшадхарапуру (так в то время называлась столица Ангкора и находилась она там, где сейчас расположены храмы Ролуос), провозгласил настоящим королем себя, построил новый город Лингапура, и правил там какое-то время. Так началась совершенно уникальная эпоха в истории Ангкора, до сих пор не получившая ясного объяснения в ученых кругах.

В сравнению с другим королем-узурпатором в Шри-Ланке, Касапа построил не такой и большой, но все же впечатляющий дворец на вершине огромной скалы . Как и после свержения Джаявармана IV, о сингальском царе постарались забыть, а вот его чудо-дворец сейчас очень популярен среди туристов.

Короткое правление царя Джаявармана IV закончилось (справедливости ради надо сказать, что продолжалось оно лет 20, и за это время было построен огромнейший город), столица вернулась на былое место. И, судя по тому, с какой легкостью все было забыто, никто не хотел вспоминать о бунте Джаявармана. Лингапура была разрушена не руками завоевателей, а пала под собственной тяжестью — главный храм-пирамида был возведен с техническими ошибками.

Прасат Пранг, семиступенчатая пиамида, строился как вместилище королевской линги, символа бога Шивы и короля как его представителя на земле. Так происходило при жизни короля, а после его смерти пирамида должна была стать его мавзолеем, поэтому она называется пирамидой смерти . Однако, как сообщают ученые, могилу Джаявармана IV они не нашли. А название «Пирамида смерти» все же закрепилась.

Когда в Кох Кер стали пускать туристов, многие пытались проникнуть внутрь из любопытства. Долгие годы ходили страшные слухи о том, что внутри нее творятся странные явления. Долго никто не решался попасть, но наконец нашлись смельчаки, которые нарушив все запреты все же проникли внутрь. По их рассказам, в центре пирамиды находится пустой саркофаг. Какой из этого можно сделать вывод?

Пирамида смерти Кох Кер предназначалась стать посмертным пристанищем Джаявармана и (как и Ангкор Ват впоследствии) выполняла двойную функцию – была храмом жизни во время правления короля и должна была стать местом его перехода из одного плана бытия в иной после смерти. Согласно верованиям древних кхмеров, именно семь ступеней пирамиды и обеспечивают королю самый благоприятный исход для перерождения.

Как добраться в Кох Кер из Сием Рип

Храмовый комплекс Кох Кер находится возле небольшой одноименной деревушки в провинции Преа Вихеа.

Приехать в Кох Кер из Сием Рипа можно примерно за 2 часа, а вообще на экскурсию в этот дальний храм Ангкора потребуется целый день. Существует несколько вариантов как туда добраться:

  • Заказать тур в любом из турагенств города Сием Рип (чем больше людей, тем меньше будет цена). В этом случае вы будете четко привязаны к расписанию экскурсии. Однако это существенная экономия, если вы путешествуете в одиночку. Цена за поездку в Кох Кер может быть около $45.
  • Заказать машину с водителем. Это будет стоить уже дороже, но выгоднее, если вас двое-трое. Машина стоит $90-100. Приватный трансфер хорош тем, что вы предоставлены самому себе, можете спокойно рассчитывать время. А также можно совместить поездку в Кох Кер с посещением храма Бенг Мелиа, который находится по пути к пирамиде смерти.
  • Приехать в Кох Ке самостоятельно, взяв в аренду мотобайк. Аренда — $15-20, бензин — $5-10.

Как добраться в Кох Кер

Стоимость билета в Кох Кер — $10. Билеты в храмовый комплекс Ангкор здесь не действуют.

Часы работы 7.30 — 17.30.

На осмотр города-храма нужно и пирамиды смерти нужно отвести минимум 2 часа, а при большом интересе к культуре кхмеров — 3-5 часов.

Важная информация: кто-нибудь из местных может увязаться в качестве гида в надежде заработать немного денег. Если вы не хотите помощника, то скажите об этом сразу и четко. Возможно не с первого раза, так со второго-третьего они обычно понимают, с кем им невыгодно ходить. Особо навязчивыми могут быть дети, которые также будут вам предлагать всевозможные открытки, книги и сувениры в надежде разжалобить вас и получить наличные доллары.

Дорога к пирамиде смерти проходит по пыльным сельским дорогам, однако большая часть пути — это новое шоссе из города Сием Рип в Стынг Тренг

Карта Кох Кер (кликабельна)

Древний город Кох Кер (Лингапура) занимает огромную площадь вокруг искусственного бассейна Рахаль. Все туры и экскурсии из Сием Рипа, заезжая на территорию, сразу проезжают к парковке, которая расположена у главных достопримечательностей храмового комплекса Кох Кер – к дальнему храму ангкорского периода Прасат Тхом и ступенчатой пирамиде Прасат Пранг.

Достопримечательнсти древнего города Кох Кер (Лингапура):

  • Прасат Тхом — главный храм города был построен даже раньше того, как Джаяварман перенес сюда столицу.
  • Прасат Крахом — это храм из красного кирпича, что отражено в его названии, которое переводится с кхмерского «красная башня».
  • Прасат Пранг — семиступенчатая пирамида, место погребения царя и хранения линги, часть храма Прасат Тхом.
  • Могильный холм Белого слона — холм и святилище позади пирамиды,с которого открываются виды на окрестности и пирамиду Прасат Пранг.
  • Многочисленные прасаты с лингами вдоль дороги. Стоящие посещения — это Баланг, Тненг, Крачап, Чрап и Дамрей.
  • Прасат Прам — пять башен харма на уровне земли, обвитые корнями деревьями.
  • Бассейн Рахаль наполняется водой только в сезон дождей.

Карта главного святилища древнего города Лингапура

Входя на территорию Прасат Тхом, сразу же встречаешь прообразы будущих длинных галерей, которые прославят Ангкор Ват на весь мир. Великое святилище находится в руинах, но многие элементы видны и поражают задумкой.

Для строительства города был использован самый разный материал — песчаник, латерит и кирпич. Все три представлены здесь во всей красе. Стены сделаны из хрупкого латерита, а некоторые из прасатов, в том числе и высокий Прасат Крахом построены из кирпича. Основные постройки сооружены из прочных блоков песчаника довольно внушительных размеров.

Прасат Тхом и Прасат Пранг отделены друг от друга стенами из латерита, украшенными небольшими лингами по всему периметру. Знаменитые фикусы-душители, украшающие более известные храмы Ангкора – Та Пром и Та Сом, здесь тоже постарались и приблизились к стене храма, пустив даже в некоторых местах корни. Однако полных прав на победу не предъявили.

Фикусы-душители облокотились на стену, но не сломали ее


Из-за незаконных проникновений в Прасат Пранг и общей небезопасности некоторое время назад на пирамиду смерти запретили залезать, и единственная лестница, ведущая наверх была закрыта для туристов. Однако к 2016 году, была построена другая лестница, а Пранг укреплен, и теперь любопытствующие путешественники могут подняться наверх и оглядеться вокруг.

Каменную пирамиду можно обойти со всех сторон, поразившись ее прочной кладке, которая до сих пор держит всю конструкцию, несмотря на то, что внутренние уровни провалились. Внешняя стена кажется непробиваемой. Позади пирамиды находится погребальный холм Белого слона, на который можно взобраться и оглядеть высокий пранг не только с уровня земли, но и с небольшого возвышения высоты.

Старая ненадежная лестница

Вид на Прасат Пранг с соседнего холма — погребального холма Белого слона — даже в сухой сезон пирамида покрыта травой

Лингапура отличалась гигантизмом: все здесь было самое большое и больше, чем у соседей — город больше (занимал территорию 35 км 2), пирамида выше (36 метров), линга на вершине Прасат Пранга тоже больше (4 метра), линги в городе — огромнее. И даже камни, из которых построена пирамида, отличаются большим размером по сравнению с остальными постройками в Ангкоре (включая те, что были построены позже). Ангкор Ват затем превзошел Кох Кер только по двум показателям — по высоте (42 метра) и по длине галерей.

Интересный факт: кстати, причиной обвала пирамиды Кох Кер стал не размер камней, а деревянные перекрытия, которые сгнили и перестали поддерживать каменные стены. То же произошло и с другими храмами, где камни не были такими огромными. Они тоже обвалились из-за общих ошибок кхмерских архитекторов.

Есть мнение, что кхмерские храмы можно сравнить с инкскими по технике и методу строительства. Однако, на мой взгляд, инкские храмы и строения в Перу отличаются от камбоджийских кардинально. Да, размер камней особенно при строительстве Кох Кер были похожи, кладка очень надежная. Однако фатальная ошибка позволила храму рухнуть, чего не произошло бы, если бы древние кхмеры придумали, как строить из камня без деревянных балок, как, например, в Перу, в Египте или при возведении других мегалитических сооружений по всему миру.

Это самое главное отличие (есть и другие, конечно), не позволяющие поставить храмы Ангкора в один ряд с другими невероятными мегалитическими сооружениями древности. Обычно, глядя на «храмы» инков, нельзя не задаться вопросом: как это было построено, почему это до сих пор стоит, несмотря на землетрясения, под силу ли это человеку вообще (точнее сказать, тем технологиям, которыми человечество владеет)? В случае с кхмерскими храмами все предельно ясно: человек сделать это способен, и мы видим, как именно все получилось или не получилось.

В Камбодже мы видим логичную историю архитектуры (и если вам интересно ознакомиться с храмами Ангкора в той последовательности, как они строились, читайте материалы на нашем сайте). В Перу методы и технологии появляются уже готовыми, там нет развития, только совершенство и непонятная логика. Сравните с , например. А Камбоджа живая – с ошибками, чудесами и красотой. И видимо это и вызывает восхищение любого из храмов Ангкора и Кох Кер в частности.

Прасат Пранг на территории Прасат Тхома. А мы обычно зовем это чудо пирамидой смерти Кох Кер

Камни нижнего уровня пирамиды

Прасаты с лингами в Кох Кер

Вокруг барая Рахаль построены многочисленные прасаты небольшой величины по сравнению с главной пирамидой, в которых также хранятся линги . Если сравнивать их с королевской лингой, что стояла на вершине Прасат Пранга и по оценкам ученых была 4-4,5 метров в высоту, то эти линги кажутся довольно небольшими. Однако они все равно больше, чем любая линга, найденная на территории других храмов Ангкора. Джаяварман определенно хотел сделать свой город самым величественным и не пожалел для этого ничего.

Надо признать, задумка была грандиозной, однако техническая сторона и технологии кхмерской цивилизации были не готовы к таким строительным подвигам.

Линги даже маленьких прасатов больше, чем на территории других храмов Ангкора. Что уж говорить о 4-метровой линге, которая стояла на вершине Прасат Пранга?

Наши впечатления

Посещение древнего города Кох Кер в Камбодже может дать неизгладимое впечатление. Ведь уникальный период в истории Ангкора, в течении которого была построена Лингапура явно выделяется в логичной и последовательной истории Кхмерской империи. Строение семиступенчатой пирамиды смерти нельзя сравнить с другими храмами-горами, как Баконг, Пном Бакенг, Бапуон или возведенные позже Пре Руп, Восточный Мебон или Та Кео. Гигантские размеры города затем мог повторить только Джаяварман VII, строивший храмы-монастыри на закате империи. Но параллель можно провести только в масштабности работы, а вот гигантизм мегалитов и размеры построек не были побиты.

Как мы уже говорили, с подобными сооружениями в Перу сравнивать смысла нет. А что же пирамиды Мексики и Египта? Камбоджийская пирамида смерти уступает в размерах и материалах, но по функции совпадает — согласно кхмерской (индуистской) космогонии переход из одного плана бытия в другой. Видимо по этой причине именно форма пирамиды была важна, и это объединяет многие далекие друг от друга культуры по всему миру.

Для нас эта пирамида стала первой, которую мы увидели во время нашей поездки в Камбоджу, и потому, конечно же, до сих пор является особенной. Древний памятник стоит совсем рядом с небольшой деревушкой, и руины кхмерского храма служат местным жителям в качестве места для собраний и отдыха. Небольшие и ветхие домишки фактически нищих камбоджийцах стоят в непосредственной близости.

Известно, что в Лингапуре жилые дома тоже строились из дерева и потому не сохранились. Но, как представляется, они должны были отличаться от современных жилищ. Этот контраст особенно ярко впечатывается в память. Жители некогда столицы могущественного царства претерпели столько страданий с тех пор и никак не могут оправиться, проживая в беднейших условиях.

Подавать ли милостыню детишкам в Кох Кер — это каждый решает за себя. Попрошайничать тут не очень принято, может, потому что место не сильно избаловано туристами. Чем больше приезжает туристов (в основном организованных туров из Китая), тем больше Кох Кер будет похож на самые посещаемые и популярные храмы Ангкора, где иногда не протолкнешься от детских ручек с просьбами дать доллар.

Отдыхают в тени древних руин

Мы посетили Кох Кер в жарком марте и приехали на машине, что мне кажется самым удобным способом способом путешествовать к дальним храмам Ангкора. Пирамида в каждый сезон преображается. В сухой сезон красная земля придает особенный шарм древним строениям. В сезон дождей дорога раньше была сложной, но сейчас после строительства шоссе, эта проблема не актуальна. На пирамиде растет много травы, и она становится зеленой. Единение природы и человеческих строений предстает совсем в ином ключе, нежели обвитые корнями храмы вроде Та Прома или Бенг Мелиа.

Очень удивило, сколько мегалитов валяется на территории города Кох Кер. Мегалитической кладки в Азии не так и много: кроме Кох Кер можно вспомнить некоторые постройки в . Песчаник для строительства храмов Ангкора добывался на горе Кулен, расположенной в 60 км (по прямой). Обычно материал доставлялся по рекам, тем не менее размер камней внушает уважение к строителям.

Нам очень понравилось у пирамиды, мы постарались провести здесь как можно больше времени, несмотря на жару, несколько раз обошли ее. Однако до сих пор жалеем, что как только забрались в кондиционированный автомобиль, немного размякли и уже с не очень большим энтузиазмом осматривали прасаты с лингами. Считаю, что надо было их посетить в самом начале визита.

Тем не менее одно из самых дорогих впечатлений и воспоминаний из Камбоджи мы увезли именно из Кох Кер. Здесь сбылась одна из моих детских мечт — увидеть пирамиду! Так что несмотря на дальность поездки и довольно существенные траты в рамках бюджетного путешествия, визит в Кох Кер оправдал все ожидания и стоил затраченных усилий.

Что еще нужно знать о Кох Кер

Стоимость экскурсии из Сием Рип в Кох Кер: за визит в Кох Кер мы заплатили $100 за машину и $20 за два билета. Совместив эту поездку с посещением храма Бенг Мелиа, мы немного сэкономили. Вернулись в Сием Рип мы перед самым закатом, отдохнули и отправились на ночной рынок.

Полезный совет: если стоимость поездки на машине к дальним храмам Ангкора вам кажется большой, найдите попутчиков и разделите с ними затраты по аренде машины с водителем.

Наблюдение: рядом с главным входом в Прасат Тхом и парковкой есть рынок с сувенирами. Здесь же можно купить воду.

Советы и рекомендации по экскурсии к пирамиде в Камбодже

  • Кох Кер лучше всего осматривать с самого утра, после 10 часов уже очень жарко. Поэтому лучше выехать как можно раньше из Сием Рипа. Выспаться можно в машине.
  • Прогуляйтесь сначала по Прасат Тхому, и только потом идите к Пирамиде смерти.
  • Не забудьте попросить водителя остановить почти сразу после въезда на территорию храмового комплекса, чтобы осмотреть Прасат Прам, знаменитый тем, что на его территории находятся пять обвитых деревьями прасатов из красного кирпича.
  • Прасаты с лингами обычно осматривают на обратном пути, так как они находятся на дальней петле кольцевой дороги вокруг бассейна Рахаль. Однако если вы хотите чтобы ваши впечатления от древнего города не затуманивались в тени пирамиды, попросите остановиться у прасат Прам, затем проехаться по главным лингам, и только потом посетите разрушенный Прасат Тхом и, наконец, пирамиду Прасат Пранг.
  • Взобраться на холм Белого слона можно, но расстояние между холмом и пирамидой не такое большое, чтобы смотровая площадка впечатлила. Да и холм не выше пирамиды. Однако альтернатива осмотру с уровня земли все равно есть!
  • Ангкор в разных периодах истории

November 5th, 2016

Давно я не писал о Камбодже, решил сейчас освежить воспоминания. Ранее я размещал кхмерские исторические памятники в своем блоге по временному признаку - сначала самые древние, затем все остальные в порядке убывания их возраста. Продолжу эту традицию, хотя район Ангкора как правило обрисовывают чаще географически - сначала самые значительные храмы, а затем все остальные. Мне же ближе временная шкала, и сейчас на повестке дня у нас стоит 10 век Камбуджадеши - Кхмерской империи, тогда еще не построили всемирно известный туристический аттракцион - храм Ангкор-ват, не было и великого города Ангкор Тхома (вернее его только начали обустраивать). Это было время блуждающих столиц Кхмерской империи и их великих пирамидальных храмов.


Про суть устройства кхмерских городов , сейчас только в общем напомню - столицы в Камбуджадеше обустраивались вокруг центральных храмов, которые имели пирамидальную форму и служили также местом последнего успокоения кхмерских правителей. Каждый новый царь строил себе новую пирамиду, все почти как в Древнем Египте, только в своих пирамидах кхмеры хранили не мумии почивших царей, а их пепел, оставшийся после кремации.
Ведь вся культура древней Камбоджи строилась на индуизме, это была воплощенная в камне и дереве идея арийских городов, доведенная даже до некоторой степени безумия. Ибо строительная активность кхмеров воистину поражает.

Пирамида храма Пре Руп.

Храм Раджендравармана II был посвящен богу Шиве, его название (Пре Руп) переводится как "переворачивание тела", и отображает важную часть погребального обряда кхмеров, когда труп переворачивали в огне для более качественного его сгорания. Как и все ранние кхмерские царские храмы Пре Руп представляет собой ступенчатую пирамиду, символизирующую индуистскую гору Меру. Пирамида Пре Руп имеет три ступени, на которых стоят пять башен прасатов, собственно, это и есть сами храмы, в них стояли статуи божеств, как правило, это были фигуры с портретными чертами донаторов храма, т.е. правителей Камбуджадеши. Кроме статуй в храмах располагались символы царской мощи - каменные лингамы.

Нижняя ступень пирамиды Пре Руп.

Кроме храма самого Радженравармана II в прасатах Пре Рупа почитали Вишвапуру — легендерного предка короля, тётю Радженравармана II и жену Джаявармана IV — Джаядеви (Джаендрадеви), и Харшавармана II её сына и предшественника Раджендравармана II на троне. Т.е.у кхмеров обожествлялся весь царский род, у каждого родственника царя существовал собственный храм.

Центральный прасат Пре Руп.

Сейчас, от древних статуй внутри главного храма остались в лучшем случае только основания, на которые поставили веселые изображения будд.

Ранние пирамидальные храмы царей Ангкора являются серьезной проблемой для исследователей истории Кхмерской империи. Виной тому представление о том, что что каждый подобный храм должен быть центром отдельного города, т.е. когда цари Камбоджи возводили свои святилища-усыпальницы они обустраивали и города вокруг них. Возникает вопрос, как много было этих городов и зачем вообще была нужна такая затратная деятельность. Ранее я разбирал на примере Яшодхарапуры, первой столицы Ангкора. Сейчас можно добавить, что вопрос кхмерских столиц пока не решен. Нет точного ответа - зачем нужно было переносить столицу всего на несколько километров, тем более за очень короткий временной промежуток, например, за один 10 век в регионе Ангкора основали минимум 4 столицы (а скорее больше).

Потолок главного храма.

Можно понять перенос столицы в Кох Кер узурпатором Джаяварманом IV, этот город построили далеко на севере от Ангкора. Тогда Кох Кер был конкурентным центром власти. Или же логичен перенос столицы из , в 10 веке уже возможно начал пересыхать искусственный , который питал этот город. Поэтому район столиц перенесли северо-западнее. Хотя, пересыхание Индрататаки - это лишь предположение, удивительно, что этот гигантский бассейн высох менее чем через 100 лет.

Индраварман I закончил строительство святилища Баконг в Харихаралайи в 881 году, а уже в 900-х годах Яшоварман I основал Яшодхарапуру - прошло всего 20 лет. В случае Яшодхарапуры перенесение столицы могло быть, действительно, связанно с обмелением главного водоема, так как вместе со столицей Яшоварман I начал создание и огромного Восточного Барая - нового водоема. Но для других случаев переноса столицы этот фактор неприменим, ибо водоемы оставались на месте, а столицы как-будто перемещались.

Подобная бурная градостроительная деятельность наблюдалась в средние века и в других местах, например, в Индии в Делийском султанате. Там тюркские правители Индии понастроили , они не пытались расширять старые поселения, а постоянно возводили новые, с новыми дворцами, мечетями и городскими укреплениями, и все это на площади около 10 кв. км. Эти города в древности не смыкались друг с другом, возможно между ними располагались только сельские поселения, впоследствии десяток тюркских городов-столиц срослись в один большой, так появилась нынешняя столица Индии Дели.

В Ангкоре этот процесс градообразования прервался в 14-15 вв. столицу перенесли в нынешний Пномпень, а вся территория древних городов заросла тропическим лесом. Схожесть процессов градообразования может свидетельствовать о схожести культур вроде бы разных цивилизаций. Возможно перенос столицы каждым новым правителем имел прежде всего культовое значение, с большой степенью вероятности правящая династия Камбуджадеши имела индийское происхождение, это были выходцы из Кушанской империи, основанной кочевыми племенами. Сохранились даже - на лошадях, в скифских головных уборах и с усами как у запорожских казаков. Такими же кочевниками были и правители Делийского султаната, это были тюрки из Средней Азии. Для кочевых правителей видимо было важно периодически менять расположение ставки.

Частый перенос столиц у кхмеров не способствовал созданию нормальной фортификации вокруг городов, хотя внушительные линии укреплений присутствовали у более поздних поселений в Камбуджадеше. В районе Ангкора стены возвели только в Ангкор Тхоме в 12 веке, также видимо укрепления существовали в Харихаралайе, во всяком случае огромные рвы, наполненные водой, сохранились там хорошо. Археологи свидетельствуют, что рвы с водой ранее присутствовали и у Пре Рупа, но что-то сейчас они совсем незаметны, я как не искал их признаки на гугловских картах, так ничего и не нашел.

Не видно рвов и с вершины пирамиды храма, вокруг только лес. Тут нужно не забывать, что кхмерские рвы-водоемы - это значительные инженерные сооружения, ров мог иметь ширину 100 метров и более. Вокруг Ангкор-Вата или они сохранились прекрасно, а тут вдруг исчезли без следа...Вокруг храма видны только две ограды из латерита и руины "вспомогательных" построек, входивших в комплекс, это небольшие храмы, залы для паломников, служителей, ведь кхмерские храмы посещались большим количеством людей.

Башни-прасаты на платформе Пре Рупа были возведены из кирпича, правда, довольно крупного, больше стандартных размеров. Видимо, Радженраварман II пытался экономить на строительстве, ведь в 10 веке все основные царские храмы кхмеры строили уже из камня.

Экономить Радженраварман II имел все основания, так как он задумал построить сразу два крупных храма - свой Пре Руп, и своим родителям - Восточный Мебон, который мы сейчас тоже осмотрим.

Небольшой храм в углу квадратного комплекса Пре Руп.

Внешняя стена Пре Руп.

Примерно в одном километре севернее находится храм родителей Радженравармана II - Восточный Мебон. Сейчас вокруг него крестьянские луга и поля, а ранее здесь плескались воды гигантского Восточного Барая - искусственного водоема, созданного еще Яшоварманом I на стыке 9 и 10 веков. Его длина составляла 7,2 км и ширина 1,8 км, глубина искусственного озера была около 5 метров. Сейчас этот барай полностью пересох, поэтому представить его масштабы можно на примере сохранившегося , выкопанного чуть позже.

Восточный Мебон был искусственным островом, сейчас его строения похожи на невысокую пирамиду. Интересно, что храм для своих родителей Радженраварман II построил первым - в 952 году, и только через 9 лет он начал строить собственную храмовую гору Пре Руп.

Торжественная лестница ведущая в святилище когда-то была пирсом, куда причаливали лодки паломников. Судя по всему, Восточный Мебон не имел дамбы, связывающей его с сушей, поэтому это было достаточно уединенное место.

Платформа Восточного Мебона - это самая, на мой взгляд, интересная часть храмового комплекса, ибо само святилище достаточно стандартно для Ангкора.

Размеры платформы 115 на 115 метров, сам остров был насыпан из земли и каменного боя, который обшили панцирем из латеритовых блоков.

По углам платформы стоят каменные слоны, высеченные почти в натуральную величину.

В целом Восточный Мебон напоминает собой Пре Руп, только здесь нет пирамидального основания.

Несмотря на отсутствие гороподобности храм смотрится внушительно. Здесь бывает мало туристов, что тоже создает одни только плюсы. Мне он показался даже интересней пирамиды Пре Рупа.

Многочисленные маленькие отверстия на стенах были призваны удерживать обильную штукатурку, но как видим, способ этот не смог уберечь внешнее убранство храмов. Штукатурка повсеместно отвалилась от стен, но в древности все кхмерские храмы были покрыты ею толстым слоем и ярко раскрашены.

Когда-то с платформы Восточного Мебона во все стороны была видна только водная гладь, сейчас пейзаж существенно изменился.

Реконструкция одного из пирсов-входов Восточного Мебона.

Каменные слоны, кстати, редко украшали храмы в Ангкоре, как правило везде ставили львов.

На платформе храма сохранились остатки залов для паломников, это были деревянные сооружения с черепичными крышами, какие сейчас можно увидеть по всему Индокитаю. Каменными у них были только столбы.

Внешняя ограда Восточного Мебона.

Ну, а теперь мы переместимся на несколько километров западнее, чтобы осмотреть одну из самых высоких пирамид в Ангкоре - храм Та Кео, который был центром города Джаендранагари столицы Джаявармана V сына Радженравармана II.

Прежде чем осмотреть саму пирамиду, стоит обратить внимание на интересный инженерный объект расположенный недалеко, это мост через реку Сием Рип, он имеет собственное название Спеан Тмар. Сейчас русло реки расположено западнее моста, а главное существенно ниже, что намекает на то, что полноводность реки в древности превосходила сегодняшнюю.

Город Джаендранагари был расположен в хитром месте, восточнее его край нависал над гигантским рукотворным озером Восточным Бараем, а западнее, он упирался в реку Сием Рип, которая текла с севера на юг, в итоге получился правильный квадрат с двух сторон перекрытый водными преградами. При этом ритуальный центр храма Та Кео был окружен дополнительными рвами, правда сейчас увидеть их сверху, на гугловских картах, проблематично, ибо вся территория города густо заросла деревьями. Остатки рвов нелегко заметить даже с земли, так сильно они заросли, но все же можно констатировать, что они там есть, во всяком случае дамба и священная дорога для процессий храма Та Кео просматриваются хорошо.

Пирамида храма Та Кео. Его начал строить в начале 11 века Джаяварман V, но так и не довел дело до конца. Возможно правитель рано умер, и у него не было наследников, поэтому храм остался недостроенным.

Как и многие храмы в Ангкоре Та Кео очень сложно фотографировать в дневное время, ибо он окружен высокими деревьями, которые дают резкие и длинные тени. Вообще, как и всюду, в Ангкоре лучше снимать утром и вечером, днем освещение там очень плохое, наверно более мягкий свет можно поймать в период дождей, когда нет такого яркого солнца. Но у меня не было выбора, ибо масштабы Ангкора велики, если ограничивать фотографирование только вечерними часами, осмотр может занять несколько месяцев.

О высоте Та Кео я читал разные мнения, кто-то считает, что там все 70 метров вместе с главной башней, что безусловно неверно, скорее всего 45-50. Просто Та Кео имеет вытянутый кверху силуэт, такое соотношение высоты и ширины основания имела только - самая большая в Камбодже.

В Та Кео такая же крутая лестница как в Ангкор-Вате, только там после неоднократных падений туристов сделали специальные перила и ступени. Здесь же лестница осталась натуральной, высота каждой ступени около полуметра, поэтому подыматься наверх можно только помогая себе руками.

Главное святилище Та Кео, посвященное Шиве, тоже имеет форму пирамиды

Строители успели возвести основной объем храма, но не успели украсить его рельефами. Поэтому все каменные блоки в Та Кео девственно чистые, они демонстрируют то, как стены кхмерских храмов выглядели без художественной отделки. Круглые отверстия в блоках нужны были для удобства их переноски, в них вставляли деревянные или металлические палки.

Внутренний объем главного прасата в Та Кео удивительно большой, как правило, площадь помещений в подобных башнях ничтожная, а тут целый зал. Здесь делает своей бизнес очередная монашка или кто-то на нее похожий.

В отличии от храмов своего отца (Пре Руп, Восточный Мебон) свой храм Джаяварман V сделал полностью каменным. На строительстве у него явно трудились тысячи пленных тямов (сейчас этот народ живет преимущественно во Вьетнаме), с которыми он вел успешные войны.

Прежде чем спускаться по крутой лестнице вниз, стоит обратить внимание на галереи вокруг главной пирамиды, возможно это первые подобные галереи в кхмерской архитектуре. Впоследствии подобные крытые коридоры будут применять в Ангкор-Вате.

Фото на память на платформе храма Пре Руп - Максимус в своем максимальном весе - 103 кг. В завершении рассказа, совет от автора данного журнала, звучит он так - прежде чем лазить по храмам Ангкора на жаре в 40 градусов, попытайтесь хотя бы немного похудеть, это возможно убережет вас от многих ненужных проблем со здоровьем. К сожалению, человек на данном фото не внял этому мудрому совету и после пары недель беготни по кхмерским джунглям попал в местную больницу. Поимев, и тепловой удар, и отравление, и травму позвоночника. Уверен, похудев хотя бы на 15 кг мне было бы во всех смыслах намного легче:) В общем, желаю всем здоровья)

Предыдущие посты, посвященные Камбодже и Ангкору:






  • Адрес: 120 км от Сиемреапа, Камбоджа
  • Высота: 32 м
  • Длина стороны основания: 55 м
  • Дата постройки: Х в. н. э.

Если вас манят мистические места с очень древней и загадочной историей, Пирамида смерти, расположенная в окрестностях Ангкора (90 км в северо-восточном направлении), вполне подходит под это определение. Это одна из самых старинных построек в , взглянуть на которую каждый год приезжает множество любителей экстрима. Она датируется Х в. н. э. и расположена на территории давно исчезнувшего с лица земли города Кох Кер. С 921 по 941 год в период правления Джаявармана IV он являлся столицей кхмерской империи. Затем столицу перенесли в Ангкор, и Кох Кер со всеми его монументальными храмовыми постройками пришел в запустение.

Чем знаменита Пирамида смерти?

Пирамида смерти, или Прасат Тхом, находится во внутреннем ограждении города. Она немного сдвинута к центру города к северу. Считается, что храм должен был символизировать гору Меру, воздвигнутую из Мирового океана. Именно поэтому святилище, как и большинство кхмерских храмов, окружено рвом с водой. На сегодняшний момент этот храмовый комплекс считается не до конца исследованным. Основные факты, которые путешественникам стоит знать о Пирамиде смерти в Камбодже - это:

  1. У пирамиды семь ступеней, а семерка, как известно, в буддийской религии священное число, означающее переход из нашего временного измерения в небытие.
  2. Считается, что этот храмовый комплекс должен был использоваться в качестве усыпальницы для Джаявармана IV, но этого не произошло по неизвестным причинам.
  3. Размеры пирамиды впечатляют: ее высота составляет 32 м, а длина каждой из сторон – 55 м. Как следует из сохранившихся здесь надписей, на ее вершине красовался огромный лингам. По оценкам исследователей, его размер приблизительно составлял 4 м, а весил он около 24 тонн.
  4. Все шесть ярусов святилища обильно заросли растительностью, но тут имеются прогулочные площадки, с которых очень удобно осматривать окрестности.
  5. Раньше на вершину пирамиды взбирались по деревянной лестнице, но сейчас она разрушена. Еще раннее на вершину пирамиды поднимались по древним каменным ступеням, но для европейцев это было крайне неудобно. Это объяснялось тем, что высота ступеней была намного больше их ширины, поэтому при подъеме приходилось подтягиваться на руках. На вершину пирамиды всходили только избранные жрецы, поэтому о комфорте для большинства тут речь не шла. В марте 2014 года справа от главного входа в храм была построена новая, более удобная, лестница.
  6. Вход на территорию древнего храма является платным: с туристов взимают по 10 долларов с человека.
  7. Скульптур на территории храмового комплекса практически не осталось: они были либо разрушены, либо перевезены в музеи. Сейчас там можно видеть в основном постаменты, а также чудом уцелевшую голову священного быка Нандина.
  8. Вершину пирамиды охраняет изображение гаруды – мифической птицы бога Вишну, высеченное на каменном блоке.
  9. Мегалитические блоки кладки пирамиды пригнаны почти идеально, зазоры между ними отсутствуют, а боковая поверхность самих блоков очень гладкая, как будто ее обрабатывали шлифовальной машиной. Наружная сторона кладки имеет следы ручной обработки.
  10. Свое второе название – Пирамида смерти в Кох Кер – храм получил из-за своей кровавой истории. Считается, что некогда один из древних королей поклонялся темному богу Маре, которому приносили в жертву людей, сбрасывая их еще живыми в шахту пирамиды. По одной из версий, эта шахта являлась порталом между мирами, по второй – вратами в сам ад. Сейчас она представляет собой обычный колодец, прикрытый деревянными досками. Он расположен на дне квадратного сооружения, возведенного из каменных блоков с пробитыми отверстиями. Местные жители предпочитают обходить Прасат Тхом стороной, утверждая, что даже животные и птицы не селятся в окрестностях святилища.
  11. Согласно преданиям, ранее вершину Пирамиды смерти украшала и 5-метровая золотая статуя. Но когда Прасат Тхом обнаружили французские исследователи, там ее уже не было, поэтому ученые предположили, что она упала в шахту. Проверить это не представляется возможным, поскольку многие из пытавшихся спуститься в нее пропали без вести. Говорят, что на 15-метровой глубине там перестает функционировать любая аппаратура, даже фонарик, а страховочные веревки рвутся. Отверстия, которые пытались пробить в самой пирамиде, также не раскрыли тайну исчезновения людей. В 2010 году российские диггеры пытались исследовать шахту, но на глубине 8 метров она уже оказалась засыпана свежей землей.
Как посетить?

Добраться до Пирамиды смерти в Камбодже не слишком сложно: она находится в 120 км от , так что поездка займет у вас около 3 часов. Местность здесь довольно пустынная, нередко попадались и мины времен гражданской войны, поэтому осмотреть эту достопримечательность стало возможно лишь относительно недавно. здесь не ходит, поэтому туристам приходится либо добираться на своем авто, либо арендовать транспорт типа микроавтобуса. Последний вариант в среднем обойдется в 100 долларов.

Затерянный в джунглях провинции Preah Vihear на севере страны, известный ранее как Chok Gargyar, что значит Island of Glory (Остров великолепия, величия), район Koh Ker имеет около 100 храмов. Большинство руин были обнаружены в джунглях и разминированы, но, тем не менее, в этом районе по-прежнему много мин, так что сходить с дорог опасно!

Этот район намного древнее всем известного Ангкор-Ватта, так как Кох Кер это самая первая столица кхмерского государства древности, а уже позже её перенесли в Ангкор.

Дорога до Кох Кер.

Недоступные для туристов до 2002 года, храмы Koh Ker до сих пор выглядят так, будто их только что обнаружили в джунглях. На территории 35 кв. км. стоят культовые сооружения, среди которых - пирамида, так напоминающая мезоамериканскую… Прасат Тхом в переводе с кхмерского «Великий храм».

Сама пирамида окутана легендами, местные её обходят стороной -- для них это проклятое место.
В древности один из королей был поклонником культа Мары и приносил в жертву живых людей, сбрасывая их в шахту пирамиды, шахта была чем-то вроде портала между мирами. В случае с культом Мары, шахта была входом в ад...

Вокруг пирамиды мы не обнаружили ни одной птицы, мелкой живности... спросили у аборигенов -- они подтвердили, что животные и птицы не уживаются в этом месте. Цикад мы также не услышали рядом.

Пирамида находится за внутренней, древней оградой в самом центре забытого города. Её высота - 35 метров, а длина стороны основания - 55 м, сложена из каменных блоков. Попытался в местах неповреждённой кладки просунуть 100 баксов в зазоры между блоками, не вышло... На всякий случай взял небольшой кусочек из кладки, можно использовать для анализа породы, датирования.... Во многих местах очень ровные стыки, снаружи кладки видны следы ручной работы, а вот по бокам, в глубине у блоков очень ровная поверхность. Особенно это можно увидеть в местах там, где кладка раздвинулась, но эрозии не подверглась, либо влияние среды было минимальным.

Обнаружены пробитые круглые отверстия в кладке, именно пробитые, следов сверления не обнаружил.

На вершину пирамиды ведет сгнившая деревянная лестница, которую построили уже в наше время, поверх разрушенных древних каменных ступеней.... Мы забирались на неё с большой опаской.

На самом верху пирамиды есть шахта, она огорожена хлипким деревянным заборчиком. Cейчас шахта пирамиды прикрыта сгнившими досками, обросшими сверху всякой зеленью, думаю эти досточки без труда можно раздвинуть.

Ярусы пирамиды заросли растительностью.

За пирамидой есть холм похожего размера, весь покрыт деревьями и лианами, по местной легенде это могила белого слона, особо почитаемого в буддизме животного. Вход на холм в настоящее время закрыт от посторонних, причем постарались с оградой капитально, даже табличку повесили с рисунком.

Все эти запреты навевают мысли о сокрытом знании, что там есть что искать, и поэтому потомки жрецов-монахов это усиленно скрывают от чужаков... и даже своих соплеменников (проклятое место,и т.п.)...

А вот фото внутренней кладки и внешней облицовки пирамиды для сравнения (в поврежденном месте):

Охранник внизу, естественно, не пускает на верх пирамиды... но на деле его можно отвлечь на минуту, пока основная группа штурмует древнее сооружение. Что мы и сделали. Уже на пике пирамиды мы увидели словно стража, высеченную гаруду - мифическая птица бога Вишну. В давние времена здесь была ещё и огромная линга - символ Шивы, высота которой была не меньше 4 метров, а вес — около 24 тонн. Сейчас всё это лежит завалом на верхушке строения. Чтобы рассмотреть каменные изваяния в завалах, нужно быть малогабаритным человеком...

Местные легенды повествуют, что изначально была на вершине и 5-метровая золотая статуя. Но когда в 1930 году Прасат Тхом обнаружила французская экспедиция, наверху ничего не было… А так как спустить вниз такую громадину без специальных механизмов просто невозможно, то предположили, что статуя упала в шахту, которая зияет на вершине загадочной пирамиды.
Проверить это, к сожалению, невозможно. Все, кто спускались внутрь пирамиды, назад не возвращались… (кроме! читайте ниже).

На 15-метровой глубине перестает работать всевозможная аппаратура, даже фонарик, а страховочные веревки, на которых спускались люди, рвутся…
Не удалось пробраться к пропавшим и через отверстия, которые пытались пробить французы в самой пирамиде. Тайна пирамиды так и осталась нераскрытой. Таковой она остаётся и поныне…

По непроверенной информации (сам я не знаком с участниками спуска):

В 2010 году в пирамиду всё-таки спустились наши, российские диггеры - с профессиональным снаряжением. Обнаружилось, что шахта завалена свежей землёй на глубине около восьми метров.
Кто-то закрыл этот странный портал от слишком любопытных глаз. Тем не менее, исследования диггеров показали, что пирамида полая внутри, то есть, шахта осталась, завален только сам вход!

Но куда она ведёт - никому не известно до сих пор... Так как местные власти практически не охраняют пирамиду (охранник для вида не в счёт), думаю можно организовать спуск в шахту пирамиды. Основной критерий: иметь альпинистское оборудование, несколько физически крепких мужчин, датчик метана, ну и конечно, видеокамеру с возможностью ночной съёмки....

На приложенном мною видео можно рассмотреть все интересные моменты обхода пирамиды, подъёма на неё, а также рядом стоящие древние строения.