Испания        25.03.2024   

Сердце парижа. Остров Сите: сердце Парижа. На мосту в русском стиле

Париж - сердце Франции, столица люб-ви, роскоши, искусства, кинематографа, моды от кутюр, высокой кухни... Париж по пра-ву считается не только столицей Франции, но и всего западного мира. Город был ос-нован на острове Сите. Первыми заселили это замечательное место паризии, племя галльских рыбаков и лодочников. Римля-не, пришедшие на берега Сены в 53 г. до н. э., дали острову свое название - Лю-теция (в переводе с латинского - «город грязи»). Неудивительно, что римское назва-ние не прижилось, и город получил свое имя от «первопоселенцев».

Архитектурные памятники острова Сите - «колыбели Парижа» - хранят неповторимый дух старины. Здесь находится самый знаменитый храм Франции - собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам де Пари). Шедевр ранней французской готи-ки строился в 1163-1345 гг. Фасады зда-ния украшены средневековыми скульпту-рами; окно-роза, расположенное под галереей между двумя башнями, имеет в ди-аметре 9 метров. На галерее сидят камен-ные чудовища — химеры. Поднявшись на-верх, можно полюбоваться 16-тонным медным колоколом Бурдоном, в который бил горбун Квазимодо из знаменитого ро-мана В. Гюго.

Символом Парижа, несомненно, являет-ся Эйфелева башня, возведенная в ознаме-нование столетия Великой французской ре-волюции. Из 700 проектов, представленных на международный конкурс, государствен-ную поддержку получила работа Александ-ра Гюстава Эйфеля. 300-метровая железная конструкция (сейчас за счет теле- и радио-антенн ее высота увеличена до 321 метра) была построена на Марсовом поле близ на-бережной Сены за два года. Долгое время она считалась самым высоким сооружени-ем в мире. Башня открыта для посещения 31 марта 1889 г.: под патриотические зву-ки «Марсельезы» Эйфель поднялся на вер-шину по 1 792 ступенькам и водрузил там французский флаг. На первой платформе башни был открыт ресторан, на второй раз-местилась редакция газеты «Фигаро».


Другое знаменитое сооружение Пари-жа - Триумфальная арка на площади Шар-ля де Голля, воздвигнутая по приказу На-полеона в честь побед его армий. Под аркой над могилой Неизвестного солдата с 1920 г. горит Вечный Огонь. П-образная арка вы-сотой 50, шириной 45 метров создавалась по подобию арки Константина в Риме, но вдвое превышает последнюю. Триумфаль-ная арка расположена на возвышенном месте, на пересечении 12 улиц, носящих имена известных военных. Крыша соору-жения служит смотровой площадкой, от-куда открывается великолепный вид на Париж и прежде всего на Елисейские поля — знаменитый проспект, который за-канчивается здесь, в центре площади Шар-ля де Голля. В июле 1989 г. в районе Дефанс была построена Большая арка, задуманная как зеркальное отражение Три-умфальной арки.

Лувр — знаменитый музей мира

В виде египетской пирамиды оформ-лен главный вход в богатейший музей мира Лувр. Эта стеклянная пирамида, име-ющая как ценителей, так и хулителей, ста-ла еще одним символом Парижа. Назва-ние музея происходит от слова «леовар», что на языке саксов означало «укреплен-ное сооружение».

Высшая точка французской столицы - Монмартр. На этом холме, расположенном к северу от центра, возвышается церковь Сакре-Кёр (церковь Сердца Христова). Храм построен из уникального молочно-розового камня.

Непременным объектом экскурсий для туристов является пригород Парижа Версаль, расположенный в 23 километрах к юго-западу от столицы. Дворцовый ан-самбль в Версале - самое яркое воплоще-ние роскоши абсолютизма; монархи мно-гих стран мира считали дворец эталоном выражения величия и пытались построить «свой Версаль». Дворец отделан 60 сорта-ми мрамора, насчитывает 1 300 помеще-ний, а также имеет конюшни на 2 500 ло-шадей. В общий ансамбль гармонично вписываются многочисленные фонтаны,статуи, пруды, сады, клумбы. Внутренние покои дворца меблированы в неподражае-мом стиле Людовика XIV. Впечатляет Зер-кальная галерея, растянувшаяся в длину на 73 метра.

В Париже всегда что-нибудь происхо-дит: бесконечные выставки, шоу, праздни-ки. Однако чтобы попасть на демонстра-ции мод в январе и июне, требуется специальное приглашение. И всегда здесь полно туристов, стремящихся открыть для себя свой Париж.

Париж — самый посещаемый тури-стами город мира.

Настоящим сердцем Парижа, по всеобщему мнению, является Нотр-Дам де Пари, собор, внешний вид которого известен каждому в независимости от того, был ли он в великом городе.

Именно на соборной площади находится нулевой километр Парижа, от этой отметки отсчитывают расстояние от Парижа до других городов. Многие верят, что если встать на нулевую отметку и повертеться, загадав желание, то оно обязательно сбудется.

Обычай этот стал очень популярным, практически всегда можно увидеть на площади туриста, с радостью крутящегося вокруг себя самого. Сложнее туристическим группам, людей в них много, времени мало, так что не все успевают поучаствовать в полировке медной бляшки, отмечающей нулевой километр.

Деве Марии посвящены многие французские храмы, свой Нотр-Дам есть в Грассе, в Страсбурге, в Пуатье. Но не один из них не сможет сравниться с Собором Парижской Богоматери. Исполинский размер собора, его фантастические скульптуры и таинственный флёр потрясают каждого. Пожалуй, нет в Европе более известного здания.

Самой лучшей обзорной площадкой Парижа является южная соборная башня. И хотя, желающие подняться на неё выстраиваются в очередь с раннего утра, не надо бояться: движется очередь быстро. Подъём довольно тяжёл, но никто не унывает, так как в результате преодоления винтовой крутой лестницы, их ждёт захватывающий дух вид.

Необыкновенное чувство свободы охватывает, когда из замкнутого пространства лестницы выходишь на свежий воздух, на большой высоте. Первыми бросаются в глаза знаменитые горгульи и химеры. Их вид не пугает, они кажутся милыми и смешными. Они дразнятся, показывают язык, обедают, выражают удивление, все они разные. Изготовленные из прочного известняка, они отлично сохранились.

Со смотровой площадки есть возможность увидеть одно внутреннее помещение колокольни. Похоже, не такой уж романтичной была работа в Соборе звонаря, так как уже в девятнадцатом веке, колокольный звон здесь был автоматизированным. В наши же дни колоколами управляет компьютерная программа.

Часами можно описывать внутреннее убранство и интерьеры храма.

Париж — место, где сливаются сердца.

"Праздник, который всегда с тобой" (Э. Хемингуэй).

Я готовилась к встрече с ним всю свою жизнь. Долгие годы представляла, какой он? Что подумаю, что почувствую, когда ступлю на знаменитую брусчатку, вдохну воздух, наполненный ароматом кофе с ванилью, увижу бесшумно проплывающий по Сене пароходик с туристами?

Вам тоже таким представлялся Париж?

"Всё будет иначе, — сказала мне Лика, — всё будет, как всегда иначе, потому что мы не можем представить себе ту степень счастья, которую ещё никогда не испытывали".

И правда, Париж — это счастье… Он — праздник, научивший меня вдыхать жизнь через наслаждение и красоту, свободу и творчество.

Свобода

Свобода нахлынула на меня уже в первый "французский" вечер, когда под свет прожекторов мы делали практики на стадионе недалеко от отеля. Было так странно делать практики в центре Европы, вблизи "Моно Лизы" и Нотр-Дама. Казалось, мы вторглись в Святая Святых и смотрят на нас сотни недоумевающих глаз…

Но дыхание, эстафеты, разминка, установки Лики сняли сомнения, пришло понимание: "В этом городе всё для тебя, для того, чтобы ты был таким, какой есть — свободным в своих действиях и поступках".

Мы смеялись, как дети, на том стадионе, играли и просто балдели. Нам вторили футболисты-французы, играющие на соседнем поле. И крики их звучали, как приветствие нашей креативной команде, как поощрение нашей эйфоричной свободы. Лика будто специально окунула нас в сие состояние, подарила возможность почувствовать раскованность и радость! Она-то наверняка уже знала, что нам предстоит пройтись с шаманскими бубнами по Елисейским полям и веселиться на Эйфелевой башне…

Она уже знала, а мы ещё нет.

Лувр

Если вам когда-нибудь скажут, что время нельзя растянуть, не верьте! Эти семь дней в Париже были для меня словно месяц: наполненные событиями и историями, переживаниями и эмоциями, — они стали полноценным тринадцатым месяцем года!

Мы развернули флаг Йога Хаус у Лувра, там, где веками развевались знамёна французской короны. Встречались глазами с Моно Лизой и пытались постичь глубину её тайны, надеясь, что йогам это уж точно удастся.

Любовались вершинами стеклянных пирамид и удивлялись: "Неужели мужчине и женщине никогда не понять друг друга? Как никогда не соединиться вершинам этих прозрачных конструкций?"

В Лувре символика повсюду. Я замирала и медитировала стоя, чувствуя, как вливается в меня понимание того, что скрыто за слоем краски, складками мраморных платьев, пуританством и наготой. Незаметно, как будто бы невзначай, сквозь меня прошла арт-терапия, настраивая струны души.

Сена

И зазвучали они очень скоро, когда наши бубны подарили свои ритмы Сене. Мы гуляли по набережной, погружаясь в удары тамтамов. Шаманили, сливаясь с городом через чувства и практики. Мы словно были в другой реальности: проходили витки парижской истории, пронизывающей город повсюду. Зелёные ящики букинистов на парапетах, речные вокзалы, низкие дома, белый камень, разноязыкий говор приезжих, — Париж пронёс себя через века.

И мы честно признались ему в любви, повесив замочек с надписью "Йога Хаус!" — на перилах Моста Влюблённых . Поразительно, сколько сердец "застегнуло" здесь свои чувства. Интересно, а сколько из них признавалось в любви французской столице?

Нотр-Дам де Пари

Уже на тот момент мне казалось, что душа достигла абсолютной свободы!! Но глазам предстал Нотр-Дам, и границы возможного раздвинулись шире! Воистину, природа — само совершенство, но и человек способен его создавать.

Мы замерли в восхищении, стараясь впитать в себя мощь собора, красоту его и покой. Я не знаю, что чувствовали другие, но передо мной стоял не "дом бога" в 68 метров, а гений человеческий во всем своём великолепии. Лика Вайдер готовила нас к перевороту сознания, но не к такому же! Невозможно постичь, как люди придумывают шедевры, где каждый камень, виток, смальта и контрфорс на своём месте и иначе не может быть! Кто ведёт мастеров к совершенству, если не бог?!

Внутри храма нас встретили звуки музыки и католический священник. Прекрасные голоса церковного пения отзывались в сердцах тихим эхом, оно словно звало вернуться! И мы пришли вечером на концерт Баха!!! Жаль — музыку нельзя передать словами, её можно понять и прочувствовать, только если присутствуешь на концерте! Мы слушали молча, закрыв глаза. В таком месте мне ещё не приходилось медитировать. И никогда медитация не проходила так просто…

Это счастье, что я была там с Йога Хаус: ни торопливости, ни капли спешки, абсолютное уважение к чувствам другого. Каждый из нас раскрывался в своём темпе, развивался и эволюционировал.

Яркие грани Парижа

"Как же ты многолик, Париж, как многогранен!" — эти слова не раз срывались с моих губ. И не удивительно, ведь Йога Хаус прикоснулся к жемчужине Парижа — индийскому кварталу. Мы не могли пройти мимо народа, подарившего миру йогу.

Кусочек Индии

Атмосфера района действительное уникальна: добрые лица, цветные наряды, дивные ткани, запах пряностей и острой пищи и шикарные украшения в витринах. Индия будто пожаловала в гости к грациозной и изысканной Франции. Потрясающее несоответствие наляпистых вывесок и классической архитектуры только усиливало контраст. Завершали сказочный образ квартала яркие сари, забавно обвивающие европейские манекены…

Здесь мы посетили храм Ганеши, расположенный в небольшом помещении, но в нем достаточно места и божествам и людям, чтобы помолиться, оставить дары и гирлянды. Жрец Храма Ганеши нам сделал подарок: мы получили своё посвящение в святом месте, пронизанном энергией мудрости, изобилия и процветания.

Монмартр

Есть в Париже места, которые сквозь столетия пронесли свой первозданный вид. Они свято чтут традиции и, словно часовые, стоят на страже времени, не давая городу обновляться. Но Монмартр живёт настоящим…

  • Он знает эротические фантазии парижан, но скрывает их за витринами секс-шопов и откровенными шоу "Мулен Руж".
  • Он привечал Дали, Пикассо и Ренуара, а теперь благословляет труды современников, творящих на площади Театро.
  • О нём говорят: "На Монмартре есть всё, от антиквариата до безделушек. Это он породил первый "блошиный" рынок!"

Но главное, что есть у него, это Святое Сердце — эклектическая базилика из светящегося белого камня.

Святое Сердце Парижа

Мы пробирались к Сакре-Кёр многоуровневыми лестницами Монмартра среди низких домов, кафе, лавочек, книжных торговцев. И всюду встречали нас гул голосов, восхищение и смех. Как маленький улей, трудился оживлённый район. Кто-то читал, кто-то захватывающе целовался или рассматривал витрины. Над всем миром, казалось, парила свобода.

В самых посещаемых местах мы делали практики и ритуалы. Под звуки шаманских бубнов танцевали все, кто не хотел пройти мимо. Мы снова были в другой реальности: создавали для людей праздник и всем, кто нам нравился, дарили русский шоколад. Мы знакомились с окружающими и получали подарки в обмен на наши…

А потом мы увидели Сакре-кер: внутри базилика не исписана фресками, не изукрашена иконами и витражами. Красота её в скульптуре и кладке. А стены так и приглашают творить! Мы сделали то, что чувствовало наше сердце: достали альбомы и начали рисовать прямо там свои произведения — для кого-то абстрактные, для нас же понятные и наполненные смыслом Картины.

Я не знаю, благодарить Париж или Йога Хаус, Лику Вайдер или себя саму, но мир безвозвратно изменился. Я счастлива!

Наблюдая Париж

Мы шли быстрым шагом по улицам, любуясь витринами кафе и маленьких магазинов. У одной стояла красивая пожилая француженка, внимательно рассматривая кого-то за стеклом. Мы тоже остановились, наблюдая за ней.

Статная модница смотрела на огромного кота. Он пересёк весь офис-магазин и подошёл к стеклу прямо напротив дамы. Заинтересованно, долго смотрел ей в глаза, потом повернулся и направился к столу, за которым работала девушка. Кот встал на задние лапы, верхние положил на край столешницы и настойчиво мяукнул. В ответ девушка сказала ему несколько слов. Он прыгнул на стол, потом на неё и обнял хозяйку верхними лапками за шею. Кот вёл себя, как собственник и магазинчика, и этой девушки. Дама у стекла улыбалась. Пушистый же был возмущён, что на него смотрят. Что бы он ни делал, он поглядывал на нас, демонстрируя, что всё это — его территория!

Нас умилил этот случай: умный кот и впечатлительная парижанка, которая, несмотря на возраст, восхищалась красивым и важным существом. Улыбнувшись, мы продолжили свой путь на Александровский мост. Но в сердце каждого появилась надежда на то, что любовь к жизни не старится и не иссякает с годами.

На мосту в русском стиле

Александровский мост поразил нас знакомыми "питерскими" завитками и шикарной золочёной скульптурой. Потрясающей красоты сооружение будто перенеслось сюда из северной столицы России.

Лика заливисто хохотала, видя наше недоумение на лицах. Она и раскрыла тайну, что мост символизирует единение России и Франции, Невы и Сены. Он действительно выполнен в питерском стиле. "Мир на весь мир" назвала я совокупность шаманских практик и ритуалов, проведённых на нем. Приятно осознавать, что из 30 парижских мостов, именно мост Александра III выделяют за роскошь и великолепие.

Мулен Руж

Следующей точкой нашей программы был второй символ Парижа — "Мулен Руж". Знакомство с ним я восприняла, как свидание. Прежде чем войти, волновалась и фантазировала, стараясь предвосхитить впечатления. А после шоу ловила себя на мысли, что хочу увидеть его ещё раз.

Удивительно, как талантливо и прекрасно было сделано представление: красивые люди, сногсшибательные наряды, душевная музыка. Слезы и смех попеременно наполняли нас, перерождаясь в восторг. Мы аплодировали артистам, благодаря их за удивительный дар, а душу согревало сознание, что на сцене творят наши соотечественницы.

Дыхание захватывало от фейерверка эмоций, костюмов и красок… А тем временем ещё один вид искусства раскрыл нам новые грани Парижа.

Кстати, и здесь не обошлось без историй: на входе нас встретил русский секьюрити и от радости землячества буквально "на руках внёс нас в зал". Нас будто ждали, нам везде рады.

Музей Наполеона

Совершенным контрастом кордебалету выступил наполеоновский Париж. Образ правления и личность Бонапарта стали "вырисовываться" уже в Музее Дома Инвалидов. Костюмы, книги, убранство покоев, оружие, предметы правителя рассказывали о человеке дюжего ума и хорошего вкуса. И, конечно же, мы не обошлись без практик вблизи красного гранитного саркофага, хранящего прах императора.

Казалось, даже в воздухе витает дух великого человека, деяния которого венчает Триумфальная Арка высотой в 50 метров! Франция любит великих и воздаёт им великие почести! И не важно с победой или повержением вернулись они на родину, творили они или отличились в военном деле, французы уважают доблесть и стремление созидать. И в этом есть смысл!

Шамп зе Лизе

Париж можно увидеть, можно услышать, а можно понять. И весь он выражается в Елисейских Полях. Лёгкость, воздух, красота, шик. Роскошь, отдых, богатство, авто. Искусство, прогулки, история, драйв. Выпечка, мода, шопинг, кафе. Мы прошли по самой знаменитой улице Европы, играя шаманскими бубнами, и растворились в ней. Мы радовали парижан и оставляли в столице следы Йога Хаус.

"Где бы мы ни находились, всё, что мы видим, — есть мы" (Лика Вайдер). Никто не увидит мир твоими глазами за тебя.

С поднебесной высоты

Мне раньше казалось, что я жутко боюсь высоты. Но Лика права, никто не сможет посмотреть на мир моими глазами, и если я не открою их на высоте в 327 метров, я никогда не увижу мир таким, каким он раскрывается в поднебесье. Я помню, как стояла на верхней площадке Эйфелевой башни и взглядом обнимала Париж. Именно обнимала, стараясь прижать его весь к своему сердцу.

Ветер из рук рвал флаг Йога Хаус. Мы делали расстановки под хриплый голос Эдит Пиаф. Шаманили в полную силу и отдавались чувству судьбы.

Даже не знаю, чего было больше: серьёзности или безудержного веселья, но помню, что все люди радовались вокруг. Охранники тянули шаманскую карту, и Лика нагадала им удачу!! Затем мы, обнявшись с ними, на лифте спускались вниз, не прекращая шаманских практик. Мы дарили окружающим смех, а секьюрити подарили нам сувенирную Эйфелеву башню с радужными переливами.

Мы создали праздник. Праздник, который всегда будет во мне…

Там у подножия Эйфелевой башни я окончательно поняла, зачем прилетела в Париж. Я здесь, чтобы не просто познать чувство свободы, и даже не затем, чтобы увезти этот праздник с собой. Я здесь с Йога Хаус для того, чтобы научиться самостоятельно создавать такую же яркую жизнь, научиться генерировать радость, черпая эмоции в окружающем мире.

Моё путешествие достигло своего апогея, раскрыв свой истинный смысл.

Прощание

Мы расставались с Парижем на том стадионе, где семь дней назад готовились к встрече. Был ветер и дождь, а мы в центре футбольного поля совершали свой ритуал. Мы заканчивали семинар и забирали эту реальность с собой — реальность французов и хрустящие полумесяцы круассан…

Экскурсия начинается на мосту Saint-Michel, отходящем от площади Saint-Michel на Левом берегу – недалеко от станции метро и RER Saint-Michel – Notre-Dame. Также можно дойти от станции метро Cité.

Где подкрепиться

Если прогулка вызовет в Вас непреодолимое желание отведать традиционные блюда парижской кухни, загляните на старинную улочку де ля Коломб (Rue de la Colombe). Там можно хорошо подкрепиться в La Reserve de Quasimodo (4 Rue de la Colombe) – небольшой уютной таверне с хорошим выбором вин, вкусной сытной едой и разумными ценами. Частью этого заведения является старинный винный ресторанчик Resto Cave a Vin – он работает здесь уже 800 лет (подумать только, почти современник Собора Нотр-Дам!)

  • Рекомендуем начинать прогулку пораньше утром, особенно если Вы планируете посещать музеи. С утра меньше посетителей и больше шансов спокойно осмотреть интересные места.
  • Если Вы планируете не только осматривать снаружи, но и активно посещать парижские музеи (в том числе Консьержери, Сен-Шапель и др.), Вы можете сэкономить на входных билетах с туристическими картами Paris Pass или Paris Museum Pass. В зависимости от того, какие услуги и скидки Вам нужны, выбирайте подходящие варианты. Подробнее: https://www.parispass.com/ и http://en.parismuseumpass.com
  • Раньше «головной болью» туристов была огромная очередь в собор Нотр-Дам. Теперь это уже не такая большая проблема, т.к. с недавнего времени можно выбрать точное время посещения с помощью специальных аппаратов рядом с собором или с помощью мобильного приложения Jefile (в русском варианте – «ВнеОчереди»). Скачайте его на мобильное устройство, укажите в приложении количество человек, желающих посетить собор, и выберите время посещения. Таким образом, Вы заранее «займете» очередь и сможете подойти к собору в нужное время!
  • В собор Нотр-Дам не пускают с объемным багажом.

Часы работы объектов экскурсии

Крипта Нотр-Дам-де-Пари

Вт-вс 10.00-18.00 (понедельник – выходной)

Собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам-де-Пари)

Будние дни 7.45 – 18.45, сб. и вс. 7.45-19.15. Сокровищница: 9.30 – 18.00. Вход в Собор бесплатный, но за вход в Сокровищницу нужно платить.

Башни собора и смотровая площадка :

С 1 апреля по 30 сентября – 10.00 – 18.30.
С 1 июля по 31 августа – по пятницам и субботам работают до 23.00.

За 45 минут до закрытия вход прекращается.

Стоимость: €10 (возможен общий билет с посещением Консьержери – €15).

Часовня Сен-Шапель

Стоимость билетов: €10. льготный: €8. До 18 лет – бесплатно. Комбинированный билет (Сен-Шапель + Консьержери) – 15 €, льготный 12,50 €. С ноября по март в первое воскресенье месяца вход бесплатный для всех. Сайт: www.sainte-chapelle.fr/en/

Консьержери

Ежедневно с 9.30 до 18.00.

Стоимость билетов: полный 9€, льготный – 7€. Комбинированный билет (Сен-Шапель + Консьержери) – 15 €, льготный 12,50 €. Сайт: http://www.paris-conciergerie.fr/en/

Мы регулярно обновляем информацию о режиме работы и стоимости билетов, однако не всегда можем гарантировать ее актуальность.

Любое использование материала данной книги, полностью или частично, без разрешения правообладателя запрещается.

© В. Прах, 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

«Кофейня» – невероятно успешный дебют Вячеслава Праха.

«Нежная и чувственная история взаимоотношений мужчины и женщины. Запах свежесваренного кофе, поцелуи, ощущение безграничного счастья… Невозможно оторваться».

Отзыв с LiveLab.ru

Если вы читали «Кофейню», то забудьте ее.

В мои двадцать два вещи остались прежними, изменился мой взгляд на них. Прошло три года с тех пор, как я написал первую книгу. И могу теперь сказать точно, что в девятнадцать я еще не умел рисовать…

Посвящается каждому моему читателю, каждому незнакомому мне человеку, каждому прохожему, однажды остановившемуся возле этой книги.

Спасибо вам за то, что я есть.

И тебе, моя главная женщина, мое вдохновение, моя Ляля.

Спасибо тебе за то, что мы есть.

Вячеслав Прах

Вступление

Я любил ее… Нет, не так, как любят своих женщин сильные мира сего. Я любил ее, как ребенка, пусть и наивно, пусть безответно. Порой мне не нужен был ее ответ на мои чувства, это только влюбленность требует взаимности. Я любил ее безусловно, потому что не важно, сколько красоты она вкладывает в слово, когда ее губы сотканы из прелести земной. Лучшей ее прелести. Слова горчат, губы – нет.

Я любил ее так нежно, словно она – редчайшего вида альбинос, и ее снежную кожу можно ранить одним неверным касанием. Властные касаются грубо, властных не касаются в ответ. Грубость мужская – это небрежность, в первую очередь к женщине, а вот ее я берег. Мы храним лучших женщин мира в рамках, я ее хранил у себя в постели. Во сне. И внизу живота. Нельзя беречь то, что разбито, и когда мы разбивали бокалы, то выбрасывали их осколки. Красивые были бокалы, но из них теперь не выпить вина. Прошлое больше не кровоточило, будущее плыло в сторону мечты, настоящего нет, нам так казалось, что его нет.

Я любил ее без рамки. Никогда не любил целовать холодную фотографию, только теплую кожу, только горячие губы, только сухие глаза, иногда даже мокрые, только веки и нос. Гордые не любят, когда их целуют в нос. Дети тоже. Я любил ее… Но сказать, что она меня не любила – это ложь. Я просто не требовал от нее такой любви, которую давал. И всего. Я позволил себе раствориться в ней, я позволил себе испытать самое сильное чувство – когда я умираю, чтобы вновь возродиться, когда я возрождаюсь, чтобы снова умереть. Мне кажется, что я познал жизнь через нее. Я познал себя.

Я любил ее – это все равно что – я губил ее, ведь нельзя же любить, не погубив. Не растоптав. Не испачкав собой. Не предав. Не убив. Не уничтожив. Нельзя!

Я любил ее, не погубив. И каждым своим последующим словом я докажу, что можно.

Глава первая

Там делают самый вкусный кофе в городе. Там, где когда-то произойдет трагедия. Там, где в другом конце зала я встречу твоего убийцу. Ты сейчас меня ведешь в то место, где обретешь свое бессмертие.

Ты давно умерла. И только спустя год я взял в руки карандаш и блокнот, так странно, ручек в моей квартире не было, только карандаш. Я начал писать, так как это было моим спасением. Одним из тех кругов для утопленника, который бросают на шею, когда в легких уже смертельное количество воды. Еще и картины… Я рисую. Нет, я рисовал. Когда-то давно, вчера или месяц назад, может, три. У меня нет календаря, чтобы следить за временем, а потому я наблюдаю за людьми из окна. Они живут, черт возьми, нет, они проживают, отматывают свою жизнь, ускоряют ее ранним утром, замедляют поздним вечером, они пытаются обойти время, вот только его невозможно обойти. Жизнь обходит их стороной. Обгоняет. Они не живут, а лишь просыпаются, чтобы снова уснуть. И я не живу. Не дышу – так будет точнее.

Если бы я знал, что в другом конце города, нет – мира, ты есть, дышишь со мной одним воздухом, смотришь из своего окна на соседний дом и проезжающие автомобили внизу, то я, даже не зная твоего имени, отправился бы в кругосветное путешествие и всю свою жизнь посвятил бы поискам тебя. У меня даже твоего фото нет. А оно и не нужно. Я бы искал тебя сердцем. Если бы я знал, что ты на другом краю земли, то прожил бы свои оставшиеся годы счастливым, ведь шанс найти то, что есть, даже один на миллион, настолько велик, что задурманивает мой рассудок. У меня начинают трястись руки, с этим ничего не поделаешь. Не всегда разборчивый почерк. Но вот шанс найти то, чего в этом мире нет… Другими словами – дорога в петлю намного ближе. Тебя нет. А твой фантом ходит со мной повсюду. Твоя копия, образ твой, который я придумал для себя, он сшит из памяти моей. Ты в этом образе такая, какой я тебя запомнил.

– Пей, пока горячий. Холодным он будет невкусный, – сделала глоток моя неявственная, окутанная туманом, Женщина. Мы сидели в самом конце зала, где нам никто никогда не мешал, и стука двери не было слышно. Она сидела напротив меня, за спиной у нее было окно, за спиной у меня – другой столик.

Я в тот момент не смотрел на нее так, словно эта встреча будет прощальной, словно больше никогда ее не увижу. Закрываешь глаза, открываешь их, а перед тобой пустой стул. И чашка горячего кофе.

– Ваш счет.

Этот высокий, худой официант с безразличием в глазах, он единственный и неповторимый, других тут нет.

– Я возьму с собой.

Он, наверное, давно уже привык, что я могу часами разговаривать с пустотой. Или, может быть, он думает, что я обсуждаю прохожих, которых видно, если смотреть в окно? В любом случае, ему придется смириться с этим, так как других посетителей в этом месте нет. Пока нет.

Там делают самый изысканный кофе. Одна чашка на двоих…

Твой убийца никогда не пил кофе. Он заказывал себе стакан воды. Я наблюдал за ним девять месяцев и каждый день, проведенный с ним, я молил Бога, чтобы он не умер от сердечного приступа или же от судьбы. Я – теперь его судьба. И ему осталось жить совсем недолго. Девять проклятых месяцев я вынашивал план своей мести. Он не мог никуда убежать, он не мог умереть внезапно, без моего ведома – это было исключено, я преследовал его за каждым углом, наступая на пятки. Он чувствовал меня затылком, но не имел смелости обернуться, чтобы посмотреть в мое лицо. Париж обречен. Ведь если ты нажал на курок, то пулю уже не остановить. Она обязательно попадет в свою цель. Пуля – не человек, у нее нет сердца и предрассудков. Пуля справедливее судьи, у нее не бывает неверного приговора.

Спустя месяц в эту кофейню вошел мужчина, крупный человек с надменными повадками в дорогом костюме. Он заказал себе кофе с виски и заказывал его каждый последующий день. Он никогда не оставлял чаевые. Да, у богатых такое явление не редкость – считать каждую свою копейку, и тот факт, что он попал в эту кофейню, мог показаться удивительным стороннему наблюдателю. В таких костюмах не привыкли заходить в такую дыру. Но проблема была в том, что он, как и я, приходил в это место с конкретной целью. И однажды вечером, перед самым закрытием, он достал из кармана пистолет и направился к тому человеку, нет – к тому существу, которое я до самых низов своей души ненавидел.

Я встал со стула и направился к нему.

– Не нужно, отец. Не сейчас, – сказал я мягко и тихо, чтобы никто не услышал.

А затем взял из дрожащих рук этот тяжелый предмет.