Балеарские острова        15.10.2023   

Шестигранные камни на берегу. Дорога гигантов, замок кэррикфергюс, виадук крэйгмор и другие красивейшие места северной ирландии. Как добраться до Мостовой Гигантов


Тропа великанов (Giant"s Causeway) в Северной Ирландии - уникальное природное явление: соединенные между собой базальтовые шестиугольные колонны создают удивительные ландшафты, напоминающие природную мостовую. Тропа - результат активности древнего вулкана; выступы сформировались при остывании лавового потока. Существует и другая версия появления причудливой тропы: дорогу построил герой кельтских мифов Финн Мак Кумал.

Мостовая гигантов и правда могла служить дорогой: колонны разной высоты (от 6 до 12 метров) кажутся подобием лестницы, а трещины - результатом неаккуратной планировки природной тропы.

В 1986 году Мостовая гигантов была внесена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.




Для посещения Тропы великанов стоит выбрать удобную одежду и обувь, лучше всего - с прорезиненной подошвой.

Поездку на Мостовую гигантов лучше спланировать на период с конца весны по осень. Зимой экскурсии по Тропе великанов не проводятся. Будьте внимательны: погода на севере Ирландии довольно переменчива. При сильном ветре и в дождь подходить к обрыву может быть опасно.

Туристический офис, где можно получить подробную информацию о Мостовой гигантов и купить сувениры, расположен по адресу: 44 Causeway Road. При покупке билета туристы получают аудиогид на русском языке (также доступны английский, французский, немецкий, испанский, итальянский, польский, японский и мандарин).

Как добраться

Мостовая гигантов расположена на северо-востоке Северной Ирландии, в 100 км от Белфаста. Автобусное сообщение соединяет Тропу великанов и Белфаст: курсируют туристические автобусы (преимущественно в летнее время), также можно добраться на автобусе 252, круговой маршрут которого проходит вдоль живописного Антримского побережья.

С конца весны до начала осени добраться до Мостовой гигантов можно на туристических автобусах из Бушмилса (Bushmills), а также от другой достопримечательности Северной Ирландии - . В летнее время микроавтобусы следуют также от туристического офиса.

Из Белфаста и Лондондерри также можно доехать на поездах Translink (www.translink.co.uk). Ближайшие к Мостовой гигантов железнодорожные станции - Портреш (Portrush) и Колрейн (Coleraine), откуда до побережья следуют рейсовые автобусы.

Паровая железная дорога соединяет Бушмилс и Тропу гигантов; станция расположена в 200 метрах от главного входа на территорию природного парка.

Время в пути из Белфаста на автомобиле - около полутора часов. Следуйте по трассе M2 до пересечения с А26. Повернув направо, следуйте до поворота на М2. Миновав городок Ballymena, продолжайте движение по А26 до города Ballymoney. Повернув направо, следуйте по Ballybogy Road до пересечения с Priestland Road. Вновь повернув направо, продолжайте движение до Causeway Road.

Расположение

Мостовая гигантов расположена в графстве Антрим в в .


Если с вами произошел необычный случай, вы увидели странное существо или непонятное явление, вам приснился необычный сон, вы увидели в небе НЛО или стали жертвой похищения пришельцев, вы можете прислать нам свою историю и она будет опубликована на нашем сайте ===> .

Как только не называют это место в Северной Ирландии! Тропа великанов , Мостовая исполинов, Дорога гигантов... Выглядит оно так, словно чьи-то мощные руки вбили в побережье Козвэй-Кост множество шестиугольных в сечении свай, чтобы построить огромный мост через море.

Глядя на это чудо природы, поневоле задаешься вопросом: а не инопланетяне ли отметились на оконечности Изумрудного острова?

КАМЕННАЯ КРЕПОСТЬ

Масштабы этой загадочной постройки поражают воображение. Если посмотреть на нее сверху, она действительно похожа на выложенную камнем дорогу, которая тянется вдоль побережья на 275 метров и уходит в Атлантику еще на полторы сотни метров.

Колонны порой устремляются вверх, достигая высоты 12 метров, а иногда опускаются вниз до 6 метров. Общее их количество — около 40 тысяч. Большая часть из них на срезе имеет шестиугольную форму, но также можно встретить и четырех-, пяти-, семи- и девятиугольные колонны. Диаметр столбов колеблется от 30 до 60 сантиметров, все они имеют ровные вершины.

Сверху каменные столбы чем-то напоминают пчелиные соты, настолько плотно они прижаты друг к другу. Даже тонкий нож просунуть между ними невозможно.

Абсолютно все столбы темного цвета, также все невероятно твердые. По мнению ученых, они состоят в основном из богатого магнием и железом базальта, который при этом имеет небольшое количество кварца. Благодаря такому составу колонны в состоянии успешно противостоять разрушительному воздействию ветров и бурных волн Атлантического океана.

ТРИ БОГАТЫРЯ

Колонны образуют три группы площадок. Одна группа — так называемая Большая тропа — это самые крупные столбы, начинающиеся возле скалистых гор. Сначала они похожи на скопление огромных каменных ступеней, некоторые из которых достигают 6 метров в высоту. Ближе к воде ступени постепенно выравниваются, пока не начинают образовывать покрытую камнем дорогу, ширина которой составляет от 20 до 30 метров.

Вторая группа камней — Средняя и Малая тропы. Эти тропы находятся возле Большой тропы и по форме скорее похожи не на дорогу, а на курганы. Поскольку каждая колонна имеет плоскую вершину, есть возможность осторожно (особенно возле воды, потому что там они чрезвычайно мокрые и скользкие) перейти с одного столба на другой.

Чем и пользуются туристы, которые ради такого аттракциона едут сюда за тридевять земель.

Наконец, третья группа каменных исполинов обитает на острове Стаффа (в переводе — «остров столбов»). Остров находится на расстоянии 130 метров от берега и как бы продолжает основную тему Козвэй-Коста. Там же, на острове, расположена главная достопримечательность — огромная Фингалова пещера.

Это настоящий Затерянный мир. Во-первых, до острова еще нужно добраться, а море там северное, неспокойное, непредсказуемое. Во-вторых, остров необитаем, там нет никаких благ цивилизации. В-третьих, забраться на остров тоже непросто, потому что он состоит из высоких базальтовых колонн, похожих на дома викингов. Высота над уровнем моря в самой высокой точке достигает 42 метров.

Все побережье сильно изрезано и состоит из многочисленных пещер. Только в одном месте, на юге, берег более-менее пологий. Фингалова пещера как раз там и находится. Высота пещеры достигает 30 метров, ее длина — 75 метров. Акустика пещеры уникальна, звуки прибоя отдаются по всей пещере, создавая живую музыку, будто в концертном зале, поэтому Фингалова пещера еще называется Поющая пещера.

Кстати, остров Стаффа считается территорией Шотландии. Для посетителей здесь построен деревянный настил, по которому можно обойти пещеру. Другого варианта посетить ее не существует. Несмотря на то, что на дне пещеры плещется вода, вход в пещеру настолько узкий, что лодкам туда не проникнуть.

«Колонные» залы острова Стаффа и побережья Козвэй-Кост, несмотря на удаленность друг от друга, представляются единым архитектурным ансамблем. Кажется, что какое-то разумное существо хотело проложить от острова Стаффа до побережья Козвэй-Кост огромный каменный мост, но то ли собственные силы не рассчитало, то ли погода подвела. В общем, загадка природы.

ПОЗОР ИСПАНИИ

Вернемся к побережью Козвэй-Кост. Колонны расположены вокруг утесов, названия которых одно другого причудливее. Например, два из них назвали в честь музыкальных инструментов: Арфы (колонны с этого утеса изогнутой линией спускаются к побережью) и Органа (прямые и высокие столбы, что расположены возле него, очень напоминают этот музыкальный инструмент).

Есть утесы с такими интересными именами, как Ткацкий станок гиганта, Гроб великана, Пушки великана, Глаза великана. Здесь же можно посмотреть на Башмак великана — двухметровый булыжник, который действительно напоминает туфлю. Даже было подсчитано, что гигант, который носил такую обувь, должен иметь не менее 16 метров роста.

А еще одно интересное место на Дороге гигантов — Печные трубы, которые несколько веков назад перепугали уже разгромленную Непобедимую армаду.

Произошло это по банальной причине. Некоторые столбы Дороги гигантов в Ирландии не просто возвышаются на побережье, но с моря похожи на печные трубы огромного замка. С ним его испанцы и перепутали и обстреляли из пушек вражескую территорию, то бишь абсолютно пустынную землю.

Одним словом, облажались по полной. Эта баталия для испанцев закончилась плачевно: их судно разбилось о скалы, погибло немало народа. О том прискорбном для испанской истории эпизоде говорят артефакты в музее Ольстера, который находится в Белфасте. Они попали туда, после того как были подняты со дна моря.

КАМЕННЫЙ МЛАДЕНЕЦ

У ирландцев существуют достойные внимания легенды относительно происхождения Тропы великанов. Одну из них сочинили кельты. По их мнению, построил гигантскую каменную дорогу ирландский гигант — Финн МакКул. По ней он хотел перейти море и сразиться со своим давним соперником, шотландским исполином Беном Бенандоннером. Добравшись до врага, он увидел, что Бен побольше да покрепче, и дал деру.

Но было поздно. Шотландец уже успел его заприметить, разозлился и пустился в погоню. Видимо, от страха Финн придумал, как хитростью взять могущественного противника. Он попросил свою жену запеленать его как ребенка и оставить спать на берегу.

Увидев такое огромное дитя, шотландец подумал: каков же тогда отец? И в страхе убежал восвояси. А от бессилия решил разрушить за собой тропинку, чтобы хоть чем-то навредить заморскому исполину. Примечательно, что вплоть до XVII века это сказание считалось полностью вымышленным, пока епископ Деррийский не открыл заново Тропу гигантов, которая после этого тут же стала ирландской достопримечательностью.

ВОЗНИКШАЯ ИЗ ЛАВЫ

Дорога гигантов — единственное в своем роде сооружение. Аналогов в мире нет. Нет ничего удивительного в том, что ученые долго дискутировали о том, как именно возникла тропа. Часть специалистов уверяли, что гигантские столбы — это на самом деле огромные кристаллы, которые давным-давно возникли на дне древнего моря. Море отступило, и столбы оказались на поверхности.

Другие говорили, что колонны на самом деле представляют собой окаменевший бамбуковый лес. Якобы в древности тут было настолько тепло, что росли экзотические растения. Потом климат поменялся, стало холодно, и деревья окаменели. Рассматривалась и инопланетная версия, но только эзотериками, ученые ее отвергли. В конце концов, все сошлись на том, что во всем виноват вулкан.

Около 60 миллионов лет тому назад здесь случилось мощное извержение. Лава прорывалась наружу через толстый слой известняка и покрывала землю слоем в 180 метров. Через некоторое время, охлаждаясь, лава начала медленно уменьшаться в объеме, а благодаря базальту на ее поверхности образовались шестиугольные трещины. Когда начали остывать внутренние слои магмы, эти щели стали углубляться и образовали шестигранные колонны.

Эта теория была подтверждена группой ученых из Торонто, которые после проведенных экспериментов смогли доказать, что чем медленнее охлаждается магма, тем колонны получаются больше. Секрет появления такого удивительного природного феномена, как Тропа великанов в Ирландии, был раскрыт... Или нет?

Наталья БЫКОВА

Дорога гигантов – это около 40 тысяч тесно стоящих друг к другу базальтовых столбов на северо-восточном побережье Северной Ирландии. Их верхушки, словно булыжники мостовой, уступами ведут от подножья прибрежных утёсов и постепенно исчезают в море. Большинство столбов каким-то непостижимым образом имеет форму почти идеальных шестигранников. Они как детали гигантского каменного пазла тянутся вдоль берега моря на протяжении трёх километров.

Вот уже полтора десятка тысяч лет Дорога гигантов сопротивляется здесь необузданным штормам Северной Атлантики. Много веков странная регулярность её каменных колонн заставляла местных пастухов и рыбаков сочинять о ней легенды. Они придумали собственную историю её возникновения задолго до того, как этот секрет был по-настоящему раскрыт наукой.

Великанский межэтнический конфликт

Согласно легенде, уходящие в море столбы – это остатки дороги, построенной ирландским великаном Фином МакКулем. Он решил соорудить её после того, как был вызван на бой великаном из Шотландии по имени Бенандоннер.

Чтобы добраться до жившего за морем соперника, МакКуль стал отрывать от прибрежных скал огромные камни и кидать их в море. Так появилась 25-мильная дорога, ведущая к логову Бенандоннера – пещере на шотландском острове Стаффа. Теперь Фин мог перейти по ней Северный пролив и проучить наглеца.

Однако постройка дороги так его утомила, что он решил сначала отдохнуть – вернулся домой и лёг спать.

На следующее утро, когда Фин МакКуль всё ещё спал крепким сном, его великанша-жена проснулась от звука грозных шагов. Это приближался успевший первым воспользоваться новой дорогой огромный и страшный Бенандоннер. Увидев его, она подумала: «Моему мужу ни за что с таким не справиться», – и быстро накинула на спящего одеяло и детский чепчик.

– Где Фин? – проревел Бенандоннер, подойдя к их дому. – Где прячется этот трус?

– Потише, ты разбудишь нашего малыша! – ответила жена, указывая на спящего супруга.

Бенандоннер взглянул на «ребёнка» и его немедленно охватила паника. Если уж сын Фина был таким большим, то каким же тогда окажется его отец? Шотландец решил не выяснять этого, и поспешно ретировался к себе в пещеру. По пути он разрушил построенную Фином дорогу, чтобы тот не смог его догнать.

Легендарные загадки и научные отгадки

Легендарный Фин МакКуль неспроста строил свою дорогу именно к маленькому острову Стаффа. Народное предание выбрало этот крошечный кусочек суши потому, что он сложен такими же базальтовыми столбами, что и североирландская Дорога гигантов. Внешняя схожесть двух мест породила единый объясняющий миф.

Интересно, что с научной точки зрения базальтовые колонны Стаффы и Дороги гигантов действительно имеют общее происхождение. Оно, разумеется, никак не связано с «разборками» легендарных великанов, и обусловлено единством их геологической истории.

Базальтовые столбы Дороги гигантов спускаются от подножья прибрежных холмов и исчезают в море.

Учёный мир впервые узнал о Дороге гигантов в 1693 году, когда о ней Лондонскому королевскому обществу сообщил сэр Ричард Балкли из дублинского Тринити-колледжа. Известие вызвало немалое смятение в образованных кругах того времени. Это был первый случай, когда наука имела дело с базальтовыми столбами, и по поводу причин их появления стали вестись жаркие споры. Некоторые считали Дорогу гигантов творением рук человека, другие – результатом неизвестных природных процессов, а кое-кто даже всерьёз склонялся к «великанской» теории.

Первая верная мысль о происхождении Дороги появилась на страницах научной печати в 1768 году в одном из томов иллюстраций к эпохальной французской «Энциклопедии». В качестве комментария к гравюре с её изображением французский геолог Николя Демаре (1725 – 1815) высказал предположение о вулканической причине её появления. Более поздние исследования подтвердили его правоту.

Настоящая история Дороги гигантов

Сегодня известно, что Дорога гигантов возникла около 60 миллионов лет назад, когда началось разделение Европы и Северной Америки.

В тот период в результате расхождения Евразийской и Северо-Американской литосферных плит в земной коре начали образовываться разрывы, через которые на поверхность неоднократно изливалась базальтовая лава. Застывая, она сформировала огромное лавовое Тулеанское плато, площадь которого учёные оценивают как минимум в 1,3 млн км 2 .

В последующем оно было разорвано и скрыто водами Северного Атлантического океана. Сегодня его остатки разбросаны на огромных пространствах от Норвегии, Шотландии и Ирландии до Фарерских островов, Исландии и восточной Гренландии. Дорога гигантов и базальтовые столбы острова Стаффа – самые известные результаты его формирования.

Всего в районе Дороги гигантов во время возникновения Тулеанского плато отмечены три фазы вулканической активности. Они известны как нижний, средний, и верхний базальты и разделены двумя длительными периодами относительного спокойствия, когда поверхность излившейся и застывшей лавы подвергалась эрозии. Эрозия самого древнего, нижнего базальтового слоя и создала условия для формирования Дороги.

Во время первого из этих «эрозионных» периодов водные потоки прорезали в нижних базальтах многочисленные долины. Позже, когда излилась лава средних базальтов, её огромные массы скопились в этих долинах и стали там очень медленно остывать. Именно низкая скорость остывания и стала ключевым фактором появления каменных столбов Дороги гигантов.


Уходящая в море Дорога гигантов. Такие же базальтовые столбы находятся на шотландском острове Стаффа на другой стороне Северного пролива.

Как выяснили учёные, сжимаясь при медленном остывании, базальт начинает трескаться. В большинстве случаев трещины формируются под углом 120°, поскольку при этом высвобождается наибольшее количество избыточной поверхностной энергии на границах раздела фаз. Так формируются шестиугольные горизонтальные сечения будущих базальтовых столбов.

По мере остывания трещины уходят с поверхности вглубь массива. Их протяжённость зависит от мощности базальтового слоя: чем он толще, тем длиннее формируются столбы. Наибольшая высота колонн Дороги гигантов составляет 12 метров, и это далеко не рекорд. В исключительных случаях, как, например, у в американском штате Вайоминг, они могут достигать ста и даже более метров в высоту.

Толщина колонн также в основном определяется скоростью остывания: чем она ниже, тем большего диаметра колонны возникают. Средняя толщина столбов Дороги гигантов составляет 30 см.

Приблизительно через два миллиона лет после формирования столбов, в районе будущей Дороги гигантов произошли новые извержения. Их результат – слой верхних базальтов – оказался недостаточно массивным, чтобы породить собственные каменные колонны, но его вполне хватило на то, чтобы на долгое время скрыть уже имевшиеся.


Шестиугольник – самая распространённая форма сечения базальтовых столбов, поскольку угол между его смежными сторонами равен как раз 120°. Колонны с другим числом граней образуются реже.

Вновь увидеть свет будущей Дороге гигантов помогли ледники. В период последнего ледникового максимума они «соскребли» покрывавшие её более поздние геологические наслоения и обнажили базальтовые столбы. Затем, когда около 15 тысяч лет назад ледник начал отступать, уровень океана поднялся, и Дорога гигантов приобрела свой нынешний вид.

Объект всемирного наследия

Поскольку Дорога гигантов является образцово-показательным примером процессов, имеющих отношение к геологической эволюции Земли, и при этом ещё и связана с культурным наследием Северной Ирландии, она защищена многочисленными охранными статусами.

Наиболее значимый из них – статус объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, присвоенный Дороге гигантов и прилегающему к ней побережью Козвэй-Кост в ноябре 1986 года. Кроме того, Дорога вместе с побережьем является государственным заповедником, а также входит в состав одного из так называемых «районов особого научного интереса».

В дорогу к Дороге

За последние 300 лет Дорога гигантов стала одним из символов Северной Ирландии и её самой популярной туристической достопримечательностью. Первые туристы стали появляться здесь практически сразу же после «открытия» сэра Балкли. В XIX веке их поток стал массовым, особенно после постройки в 1880-х годах гидроэлектрической трамвайной линии, связавшей Дорогу с курортным городком Портраш.

Сегодня на Дороге гигантов каждый год затворами своих фотоаппаратов щёлкает огромное количество туристов. Только в 2014 году здесь побывало 788 тысяч посетителей со всего мира.

Добраться до знаменитых базальтовых столбов не сложно. Дорога гигантов находится в графстве Антрим в 3,2 км от посёлка Бушмилс. Поездка сюда на частной машине из Белфаста займёт 1 час 25 минут, из Дерри – 1 час 10 минут, из Дублина – 3 часа 45 минут.

Можно воспользоваться общественным транспортом: сесть на поезд в Белфасте или Дерри и доехать до города Колрейн. Дальше – 17,7 км на автобусе.


Ещё один крупный план базальтовых столбов Дороги гигантов.

Побережье Козвэй-Кост открыто круглый год без ограничения времени. К гранёным столбам от официального входа ведут четыре удобных пешеходных тропы. Прогулка по ним, как и по самому побережью, бесплатна. При желании можно оплатить тройную дополнительную услугу: посещение нового туристического центра (открыт в июле 2012 года), аудиогид на 9 языках (в том числе и на русском) и буклет-схему.

Вот уже много веков грубая симметрия базальтовых столбов Дороги гигантов не перестаёт интриговать и вдохновлять посетителей. Прогулка по ней подобна путешествию назад во времени. Её ступени ведут одновременно и к созидательным катаклизмам миллионнолетнего прошлого, и в туманные легенды ирландской старины. Без визита сюда ни одно путешествие в Северную Ирландию не может считаться законченным.

Река, согнутая в дугу

При первом же взгляде на этот крутой изгиб реки Колорадо в северной части штата Аризона, США, становится понятно, откуда взялось его название – Подкова. При своих почти идеально симметричных 270 градусах разворота этот речной меандр действительно очень напоминает лошадиную «обувь». Необычная форма, живописные скалы более чем 300-метровой высоты и сравнительная доступность сделали Подкову чрезвычайно популярным туристическим объектом. Сегодня это одна из самых узнаваемых и часто фотографируемых природных достопримечательностей Юго-запада Соединённых Штатов Америки.

Как согнуть в дугу целую реку

Как полагают геологи, аризонская Подкова возникла около 5 миллионов лет назад, когда в результате тектонического подъёма Колорадского плато древняя река Колорадо на границе будущих штатов Аризоны и Юты была вынуждена подстроиться под новый рельеф местности. Следуя разломам в массивах местных песчаников, она постепенно выточила в них целый каньон. Сегодня он известен под названием Глен, и Подкова является его самым причудливо изогнутым участком.


Цвет скал и воды у Подковы меняется в течение дня. Одни из лучших кадров получаются на закате.

В 1963 году каньон был практически полностью затоплен водами огромного водохранилища Пауэлл. Свой первоначальный вид он сохранил только в самой южной части протяжённостью около 24 км (где, собственно, и находится Подкова).

Кстати, Глен – это северный сосед знаменитого Большого каньона, имеющего очень схожую геологическую историю.

Легкодоступная красота

Подкова – одно из тех немногих феноменально красивых мест, до которых под силу добраться путешественникам с практически любыми физическими возможностями. Она расположена всего в 6,5 км к юго-западу от аризонского городка Пейдж, от которого к изгибу ведёт 89-я автомагистраль. С неё между мильными столбами № 544 и № 545 сворачивает грунтовая дорога, и далее практически сразу находится специальная парковка и начало пешеходной тропы. Короткий подъём до небольшой беседки на холме, затем пологий спуск – и перед глазами открывается могучий изгиб Подковы.

В целом пешая прогулка туда-обратно расстоянием где-то в пару километров занимает около 45 минут.

К Подкове можно ехать круглый год, разрешений и отдельных билетов на её посещение не требуется. Придётся только заплатить за доступ в Национальную зону отдыха «Каньон Глен», на чьей территории Подкова находится. Доступ стоит 25$ с частной автомашины и выдаётся на срок до семи дней.

В Национальной зоне отдыха запрещается мусорить, а также любым образом нарушать дикую природу и оставлять надписи. Можно выгуливать собак на коротком поводке (не длиннее 1,8 м).

Отправляясь к Подкове, рекомендуется брать с собой побольше воды (хотя бы 1 литр на человека), а также солнечные очки и головной убор, поскольку на тропе кроме беседки на полпути отсутствует тень. Для тех, кто увлекается фотографией, обязателен широкоугольный объектив – без него масштаб Подковы просто не охватить. Разумеется, следует быть острожным на смотровой площадке – на ней нет никаких перил и ограждений.


Высота над уровнем моря на смотровой площадке Подковы составляет 1285 м. Высота над рекой Колорадо – чуть более 300 м. Ограждений нет, поэтому нужно соблюдать осторожность. В июле 2010 года здесь сорвался и погиб турист из Греции.

С точки зрения красоты пейзажа лучшее время для посещения Подковы – примерно с 9:30 утра (когда река избавляется от густой тени) и до полудня. В сам полдень из-за отсутствия теней вид на знаменитый изгиб будет несколько плосковат. Вечер до заката включительно тоже неплохой вариант, но в этом случае солнце будет светить в глаза.

В относительной близости от Подковы расположено сразу несколько других первоклассных достопримечательностей. Так, непосредственно к северу от Пейджа находится внушительная стена плотины «Глен-Каньон» высотой 220 метров, за которой начинается водохранилище Пауэлл. В 45 км на запад от Подковы лежит знаменитая аризонская Волна – песчаниковая скальная формация совершенно невероятной красоты. А в 12 км в обратную сторону (то есть на восток) расположен не менее знаменитый Каньон Антилопы.

Ну и наконец, к юго-западу от изгиба вниз по течению реки Колорадо начинается Большой каньон – один из самых необычных и впечатляющих геологических объектов земного шара.

Достопримечательный свежачок

На вершине одного из покрытых тайгой горных хребтов Гремячинского района Пермского края находится изрезанный глубокими трещинами мощный скальный массив. Пересекающие его крест-накрест крупные и не очень расселины образуют причудливый лабиринт, напоминающий улицы, переулки и площади какого-то давно заброшенного поселения. Это – так называемый Каменный город, одно из самых популярных туристических мест современного Прикамья.

Три названия одного места

Сегодня Каменный город широко известен не только пермякам, но и многим гостям региона. Сюда, несмотря на отдалённость, круглый год тянется постоянный поток путешественников. Однако так было далеко не всегда: ещё пару десятилетий назад о Каменном городе знали лишь немногочисленные местные жители, да и то под совсем другими именами.


Трещины в скальном массиве Каменного города образуют сеть из больших и маленьких «улиц».

Дело в том, что Каменным городом это место нарекли уже современные туристы, а ранее в течение полувека оно звалось «Черепахами». Такое название ему в середине XX столетия из-за характерной формы двух самых высоких скал-останцев дали жители соседних шахтёрских посёлков Шумихинский и Юбилейный, основанных в 1953 и 1957 годах соответственно. Впрочем, и это имя не было изначальным: старожилы самого «возрастного» населённого пункта здешних мест – посёлка Усьва – издавна знали эти скальные обнажения как Чёртово городище.

Такое название – не редкость для уральской топонимии. Недалеко от Екатеринбурга, например, есть эффектная одноимённая гора, очень популярная у туристов и скалолазов. Кроме того, объекты с подобным наименованием встречаются и в других регионах России, поскольку чёртовыми городищами было принято называть скальные массивы и каменные гребни необычной формы. Очевидно, что люди, не зная подлинных геологических причин, приписывали их сооружение нечистой силе.

История появления

Как же на самом деле возник пермский Каменный город?

Учёные установили, что 350 – 300 миллионов лет назад на этом месте была дельта крупной реки. Её могучие потоки приносили с собой большие массы песка, которые со временем превратились в мощные залежи песчаника. Позже в результате перемещения тектонических плит, вызвавших образование Уральских гор, территория будущего Каменного города оказалась поднята высоко над уровнем моря и стала подвергаться выветриванию.


Кварцевый песчаник Каменного города. Бурый цвет обусловлен примесью гидроксидов железа.

За долгие миллионы лет вода, ветер, перепады температур и химические процессы углубили и расширили возникшие ещё во время тектонического поднятия трещины в скальной породе. Это и привело к появлению нынешних «улиц» и «переулков», ширина которых на данный момент может достигать восьми, а глубина – двенадцати метров. Другими словами, с научной точки зрения пермский Каменный город является скоплением останцев выветривания, сложенных мелкозернистыми кварцевыми песчаниками.

Дорога до Каменного города

Учитывая сегодняшнюю большую популярность Каменного города трудно поверить в то, что в старых путеводителях по Прикамью он даже не упоминается. Тем не менее, это так – ажиотажный спрос на гремячинские останцы появился у пермских любителей путешествий лишь в последние полтора-два десятка лет, а до этого они по причине плохой транспортной доступности были практически неизвестны массовому туристу.

К счастью с тех пор ситуация изменилась, и сегодня в Каменный город можно удобно попасть на автомобиле. Общий маршрут таков: сначала дорога до Усьвы (188 километров от Перми, 383 – от Екатеринбурга), потом ещё около двух километров по шоссе в сторону Кизела. Затем поворот направо к посёлкам Шумихинский и Юбилейный и пять километров по лесной грунтовке до автомобильной стоянки. Далее, свернув налево с дороги, где-то полуторакилометровый марш-бросок по хорошо заметной тропе и среди деревьев начнут виднеться первые останцы Каменного города.

На вершине Рудянского споя

Поскольку Каменный город находится неподалёку от главной вершины горного хребта Рудянский спой (526 метров над уровнем моря), тропа от грунтовки к останцам идёт вверх по небольшому склону. Хребет начинается на окраине посёлка Усьва и тянется на 19 километров на север до города Губахи. Рудянским он назван из-за протекающей в его южной части речки Рудянки, в бассейне которой в начале XIX века добывали железную руду. Споями же в Пермском крае раньше именовали покрытые лесом длинные горные хребты без резко выраженных вершин.


Скальный останец Черепаха – главный символ пермского Каменного города.

Каменный город (не считая разбросанных вокруг него многочисленных камней-одиночек) разделён на две неравные части. Первые скальные обнажения, к которым выходят туристы, относятся к так называемому Большому городу. Именно в нём возвышаются два самых крупных местных останца – Большая и Малая черепахи, из-за которых Чёртово городище в 1950-х годах и поменяло своё название.

Меньший из этих останцев по причине его сходства по форме с сидящей птицей сегодня более известен туристам как Пернатый страж. Больший, соответственно, теперь чаще называют просто Черепахой. Между ним и Пернатым стражем находится обширная и почти горизонтальная площадка – так называемая Площадь. На неё туристы попадают по Проспекту – самой широкой (до четырёх метров) и самой длинной трещине Каменного города. Практически отвесные стены Проспекта местами достигают восьми метров высоты.


Пернатый страж, как и виднеющаяся за ним Черепаха, часто становится объектом проводимых в Каменном городе ежегодных соревнований по скалолазанию между спасателями МЧС, горными туристами и спелеологами Пермского края.

Вправо и влево от Проспекта отходят узкие трещины-улицы. Одна из них (та, что огибает Черепаху) имеет самые высокие – до 12 метров – стены в городе. По двум другим можно подняться над скальным массивом и оттуда во всей красе увидеть перед собой и Каменного стража, и Черепаху.

Примерно в 150 метрах севернее Большого находится Малый город. Несмотря на гораздо меньшую площадь по сравнению с соседом, он тоже очень интересен и живописен. Его главная «улица», к примеру, даже более эффектна, чем описанный выше Проспект. Кроме того, здесь имеется любопытный каменный гребень со сквозным отверстием в основании. Единственная проблема заключается в том, что в Малый город нет ярко выраженной тропы, и его не всегда бывает просто найти.

Приезжать в Каменный город можно в любое время года, но особенно красиво здесь в солнечные осенние дни. В это время по его утопающим в ярких красках улочкам можно бродить бесконечно. Именно поэтому в конце августа и в начале осени в Каменном городе бывает самый большой наплыв посетителей.

Впрочем, немало туристов приезжает сюда и зимой, когда и сами останцы, и растущие прямо на них деревья эффектно укрыты белоснежными шапками сугробов. Поэтому, отправляясь в Каменный город в зимние месяцы, не стоит опасаться того, что здешние тропы окажутся непроходимыми из-за глубокого снега. Они наверняка будут отлично протоптаны группами предыдущих визитёров.


Каменный город находится сразу к западу от главной вершины хребта Рудянский спой. Отсюда открываются незабываемые виды на бескрайний океан уральской тайги.

Перед посещением Каменного города необходимо запастись водой, так как в нём нет крупных водных источников. Также, поскольку с 2008 года этот ландшафтный памятник природы регионального значения получил статус особо охраняемой природной территории, следует придерживаться определённых правил поведения.

Во-первых, разводить костры в Каменном городе можно лишь в специально оборудованных местах, используя для этого только сухостой и валежник (вырубать живые деревья и кустарники запрещено). Во-вторых, нельзя мусорить и оставлять после себя не потушенные кострища. В-третьих, запрещается тревожить животных и делать надписи на скалах, камнях и деревьях. Нарушение этих правил грозит штрафом до 500 тысяч рублей.

Каменный город – не единственная природная достопримечательность в окрестностях посёлка Усьва. Неподалёку от него находится, например, и такой «флагман» туристической отрасли Пермского края, как Усьвинские столбы – огромная и чрезвычайно фотогеничная каменная гряда с живописным останцем Чёртов палец. Также большой популярностью у пермяков пользуются сплавы по реке Усьве.

Вообще, подобные Каменному городу останцы выветривания, связанные с избирательным разрушением горных массивов, являются одними из наиболее эффектных геоморфологических объектов Прикамья. Особенно много их на плоских вершинах Северного Урала, таких как хребты Чувальский камень, Курыксар, Лиственничный и на плато Кваркуш.

Адрес: Северная Ирландия, в 3 км от города Бушмилса
Координаты: 55°14"25.3"N 6°30"40.3"W

Содержание:

Краткое описание

Деревушка Бушмилс, расположенная в графстве Антрим в Северной Ирландии, известна двумя достопримечательностями. Это «Old Bushmills» - старейший в Европе завод по производству виски и природный феномен под названием «Дорога гигантов», или «Тропа великанов».

Издали «гигантская дорога» похожа на обычный каменистый участок побережья, но приблизившись поближе, можно разглядеть, как десятки тысяч глыб, арок и колонн лестницей уходят в морские пучины, напоминая гигантскую тропу. Ещё несколько веков назад не утихали научные дискуссии о происхождении Дороги гигантов.

Одни исследователи утверждали, что Тропа великанов - это огромные кристаллы, рожденные на дне древнего моря, а оппоненты им возражали: «Нет, здесь прибой обнажил окаменевший бамбуковый лес». Сегодня научный мир пришёл к единому мнению: на территории графства Антрим существовала самая большая в Европе лавовая равнина.

Её основу составлял базальт, извергающийся из жерла древнего вулкана. Расплавленный базальт затвердевал и трескался, формируя шестигранные призмы правильной формы. Вместе эти призмы создают удивительный узор, отдалённо напоминающий пчелиные соты. Дорога гигантов насчитывает 40 тысяч базальтовых строений . Каменные колонны настолько плотно прилегают друг к другу, что можно подумать, что их вбил в землю древний богатырь. Тёмный цвет колонн и их исключительная твёрдость объясняются тем, что они состоят из базальта с низкой концентрацией кварца, но богатого магнием и железом. Это снижает скорость их разрушения, обусловленного воздействием бурных вод Атлантики.

Дорога гигантов в кельтских мифах

Ещё в III в. н. э. кельты воспели Дорогу гигантов в легендах. В стародавние времена в Ирландии жил великан по имени Финн Мак Кумал. Напротив него, через пролив поселился одноглазый злой сын богов - Голл Мак Морна.

Финн решил сразиться со своим соседом-противником, но не умел плавать и начал строить мост. 7 дней и 7 ночей Финн не смыкал глаз, таскал огромные каменные стрежни, а под конец утомился и пошёл домой спать. Тем временем Голл перешёл по мосту в Ирландию и явился к Финну.

Жена Финна не растерялась: она запеленала мужа как младенца и солгала Голлу, что это её спящий сын. Кроме того, женщина угостила Голла блинами, внутри которых запекла плоские сковороды. Противник пообломал об них зубы. А вторую лепёшку, простую жена дала «младенцу», и тот с аппетитом съел её. «Если ребёнок такой огромный и так легко раскусывает блины, об которые я ломаю зубы, - подумал Голл, - то насколько же должен быть силён его отец?» Не на шутку испугавшись, Голл бросился бежать, поломав за собой весь мост.

Дорога гигантов - геологические чудеса в камне

Кроме Тропы великанов, на этом же плато можно увидеть «Орган гигантов» . Он состоит из 60 высоких прямых колонн, напоминающих трубы огромного органа - музыкального инструмента. Ещё одна достопримечательность Дороги гигантов - «Дымовые трубы» - связана с испанской «Непобедимой армадой». Под воздействием волн и ветра на базальтовом утёсе образовались столбы необычной формы. Со стороны моря их можно принять за печные трубы огромного замка.

Предание гласит: в 1588 году испанцы с корабля «Ла Гирона», спасаясь после поражения «Армады», начали обстреливать утёс, решив, что перед ними - замок неприятеля. Корабль «Ла Гирона» разбился о скалы, унеся с собой 1300 человеческих жизней. Сокровища «Ла Гироны», поднятые с морского дна, хранятся в музее Ольстера в Белфасте.

Дорога гигантов известна как Мостовая исполинов или Тропа Великана. Это природный памятник в Северной Ирландии, представляющий собой геологическое скалистое образование из около 40 тысяч тесно прилегающих колонн, в основном базальтовых. Плосковершинные колонны диаметром от 30 до 50 см, преимущественно имеющие по 6 граней (хотя встречаются и 4, 5, 7 и 8-угольные), достигают высоты от 6 до 12 м и сверху напоминают громадные пчелиные соты.

Находится Дорога гигантов в 3 км от поселения Бушмилс и 100 км от Белфаста на побережье Козвэй-Кост, вместе с которым она стала в 1986 году объектом мирового достояния ЮНЕСКО, а через год – национальным заповедником Ирландии.

Дорогу исполинов еще именуют дорогой в никуда, поскольку внешним видом она напоминает трамплин, начинающийся у подножия скалы, тянущийся 275 м вдоль побережья и уходящий на 150 м в воды Атлантического океана.

Площадки и утесы

Дорога Гигантов состоит из трех площадок: Большой тропы и курганов Средней и Малой троп. Колонны расположены вокруг утесов, получивших из-за формы оригинальные названия (Утесы Арфы и Органа, Ткацкий станок Гиганта, Глаза Великана, Гроб Исполина, Пушки Гиганта). Также здесь можно найти Башмак Великана – булыжник высотой в 2 м.

Геологическая версия происхождения

По версии геологов, Мостовая гигантов,как и , образовалась без участия человека. Чудо природы появилось вследствие извержения древнего вулкана приблизительно 50-60 млн лет тому назад. Из расплавленного базальта были сформированы широкие лавовые плато, которые при быстром охлаждении сокращались и трескались.

Потребовался не один миллион лет, чтобы она поднялась из земли. Из-за твердости вулканической породы базальта, богатого железом и магнием, почва устойчива к разрушительному влиянию волн и ветра.

Мифическая версия происхождения

Согласно одному из преданий, Дорога Великанов – это мост между Ирландией и Шотландией, построенный легендарным кельтским героем Финном Маккулом для противостояния с одноглазым исполинским чудовищем Голлом. В то время, когда утомленный возведением моста Финн заснул, Голл перебрался на другой берег с целью расправы над спящим соперником.

На помощь Маккулу пришла его жена, запеленавшая мужа и выдавшая его за своего малого сына, который якобы только дорос отцу до пояса. Чудовище представило, каких размеров и силы мог быть отец этого ребенка, и в ужасе убежало, разрушив мост, чтобы не быть догнанным.

Примечательно, что у берегов Шотландии на остове Стаффа расположены подобные базальтовые колонны, окружающие пещеру Фингала (второе имя Финна Маккула). Достопримечательность стала известна еще в XVIII в. благодаря акварелям художницы Сюзанны Драри.