Марокко        21.03.2023   

Боцмандолжностная инструкция. Должностная инструкция боцмана на судне Кто такой боцман на корабле

На любом корабле имеется должность, ответственная не только за поддержание хорошего состояния корабля, но и «приглядывающая» за командой. Эти две важные задачи всегда лежали на плечах боцманов. Но кто такой боцман на корабле? Давайте разберемся в особенностях этой профессии более подробно.

Кто такой боцман

До 1798 года на кораблях боцманов не было, их работу выполнял сержант. Свидетельства и своды морских законов, датированные 1886 годом, уже рассказывают подробно, кто такой боцман. Официально это старший унтер-офицер, неофициально - чиновник, который несет ответственность за состояние корабля, проверяет паруса и шлюпки, анкеры, кабели. В общем, делает все, чтобы судно «бегало» гладко и без проблем.

Не все знают, кто такой боцман. Значение слова расшифровывается следующим образом: это человек, которому подчиняется вся команда. Он старший над нижними чинами моряков. Он руководит всеми работами, производимыми командой на судне, отдает приказы, контролирует, помогает команде качественно выполнять свои обязанности, новичков и младший состав обучает морскому ремеслу.

В ведении боцмана всегда находился и порядок на судне. Поведение, споры, разногласия, дебоши и драки, которые в те времена происходили на кораблях, были также подконтрольны боцманам. Они их предотвращали или заглушали в случае, если те уже разгорелись. Чем лучше вела себя команда, чем слаженней она была, тем выше оценивалась работа боцмана.

Боцманы бывают разные, но взаимозаменяемые

На любом судне всегда должен быть порядок. Боцман, что значит на шутливом языке моряков «дракон», - это чин престижный и глубокоуважаемый. Если боцманов на корабле было несколько, то один мог отвечать только за команду, другой - за состояние канатов и якорную стоянку, третий ведал состоянием снастей и парусов.

Если корабль большой, то боцманов разделяют на первого, второго, третьего и т. д. Это очень удобно. Есть и старший означает, что он контролирует не только команду, но и всех остальных боцманов. Кроме этого, он отвечает за выполнение приказов и оповещает моряков о распоряжениях «сверху». По очереди боцманы несут вахту, заменяя один другого. Их работа происходит по определенному графику.

Боцман - что означает это слово? По мнению моряков, так называют человека, который умеет все и успевает контролировать окружающих. Даже если в обязанности входит только наблюдение за состоянием паруса или якоря, то при необходимости один боцман всегда знает работу другого. Он может выполнить ее не менее качественно.

Как потребность в боцманах менялась с годами

Многие считают, что это спорная и противоречивая профессия. Именно к ней относится боцман. Первые упоминания о подобных людях на корабле появились еще в 1667 году. Тогда был написан документ, рассказывающий о «делах и строении корабля». Назывался тогда этот ранг бутман, или ботеман. Позже, как мы уже говорили выше, эту должность переименовали в сержантов. В английском и голландском флоте также была подобная должность. В переводах есть нечто общее. Итак, кто такой боцман? Это лодочный человек (boot - флотилия или лодка, man - мужчина, человек).

В 1720 году в морском уставе боцман появляется снова. Отмечается, что он заведует тросами и канатами, якорями и талями, швартовыми принадлежностями и буксировкой. Этот человек обязан был знать имя каждого матроса, служившего на судне. В документах указано, что боцман обязан был передать свои знания ученику, а лучше нескольким. Служили тогда на флоте долго, поэтому после схождения на берег, смерти или ранения должна быть уже воспитана достойная замена.

В настоящее время

Отменили звание боцман в 1918 году. Однако и в настоящее время на кораблях имеется такая говорят, что боцман - человек на судне очень уважаемый, но частенько сильно загруженный работой. На его плечах лежит все. Он помощник капитана, друг для всей команды и координатор ее действий.


Надо отметить, что базы вакансий частенько предлагают морякам пойти работать боцманами, да и заработная плата у этих членов команды всегда на порядок выше, чем у рядового матроса. Единственный минус - отпуска бывают у боцманов редко. Особенно если он на корабле один, и замены нет. Несмотря на тяжелый и длительный график работы (от 6 до 12 месяцев) популярность этой профессии не падает, а только набирает обороты.

Труба боцмана

Боцманская труба - орудие, с помощью которого осуществляется не только связь с командой, но и контроль над ней. Труба издает особый тоновый свист, который «передает» приказы боцмана остальным морякам. На некоторых кораблях в старину даже запрещалось свистеть, дабы не заглушить или не спутать отдаваемый боцманской трубой приказ.

В настоящее время на крупных судах трубы боцмана уже нет. Она используется лишь для торжественных церемоний. А вот на небольших торговых кораблях этот инструмент еще вполне в ходу. С его помощью боцман отдает приказы и делает заказы. Младшим членам команды не разрешалось пользоваться трубой, что еще раз подтверждает высокое положение боцманов на кораблях.

На пиратском корабле

Пиратские суда ничем не отличались от мирных кораблей. На них существовала та же иерархия и воинские звания. Боцман также присутствовал на судне пиратов. Обязанности на нем лежали практически такие же, как и на боцманах мирных кораблей. Однако боцман-пират отвечал за срыв вражеского флага или его уничтожение на захваченном судне.

Кроме того, все споры команды также разрешались не без участия боцмана. И если один член команды пиратов подвел в важном деле, предал или опозорил чем-то капитана, то бремя наказания также возлагалось на боцмана. Отвечал он и за казнь, совершая ее, как правило, собственноручно. Боцман-палач на пиратском судне не редкость, а скорее привычная для тех времен закономерность.

§ 112. Устав и вахтенная служба на морском судне

Современное судно - сложное инженерное сооружение, снабженное различными совершенными машинами, устройствами и приборами. Обслуживающий судно экипаж должен хорошо знать порученную ему технику, уметь правильно ее использовать и содержать и надлежащем техническом состоянии. Обязанности каждого члена экипажа регламентированы Уставом службы на судах морского флота СССР. В соответствии с ним весь экипаж разделяется на палубную и машинную команды и обслуживающий персонал, а также на командный состав и судовую команду. Командный состав делится на старший, средний и младший. К старшему относятся капитан, старший помощник, помощник капитана по политической части, главный и старший механики. Помощники капитана, механики, электромеханики, начальник судовой радиостанции и радиооператоры, врач и бухгалтер относятся к среднему комсоставу. Боцман, старший машинист и старший моторист - к младшему составу.

В состав палубной команды входят боцман, подшкипер, плотник, старший матрос, старший рулевой, матросы I и II классов, матрос-санитар, палубный слесарь, матрос-водолаз, трюмные матросы, штурманский ученик, практиканты, санитар. Машинная команда в своем составе имеет старшего машиниста (старшего моториста), машинистов (мотористов) I и II классов, кладовщика, токаря, рефрижераторных и крановых машинистов, учеников и практикантов. В обслуживающий состав входят: бухгалтер, старший кок, коки, камбузники, артельщик, буфетчик, уборщики, дневальный, прачка и т. д.

Численность экипажа зависит от типа, назначения и размеров судна и регламентируется штатным расписанием каждого судна, в котором указывается перечень должностей и количество штатных мест на каждую должность.

Штурманский состав судна во главе с капитаном обеспечивает выполнение основных производственных задач судна: приемку, сдачу и качественную перевозку грузов, перевозку пассажиров, сохранность судна, обеспечивает навигационную проводку судна, управление судном, содержит в надлежащем состоянии материальную часть навигационного оборудования.

Руководство всей деятельностью судна осуществляет капитан, на которого возложено единоличное управление судном. Капитан подчиняется начальнику пароходства. Все распоряжения пароходства поступают на судно только через капитана, отвечающего за их выполнение. Капитан судна несет ответственность за вверенные ему судно и экипаж, за судовождение и сохранность перевозимых грузов, обеспечивает выполнение судном производственных планов и правильное техническое использование судна, отвечает за политико-моральное состояние личного состава.

В своей деятельности капитан руководствуется Уставом службы на судах морского флота Союза ССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, Правилами технической эксплуатации судов морского флота, международными конвенциями, договорами, приказами и указаниями пароходства и соответствующих властей. Старший помощник - первый заместитель капитана, он отвечает за порядок и дисциплину на судне. Ему в административном отношении подчинен весь экипаж судна. Старший помощник руководит работой штурманского состава и палубной команды и несет ответственность за техническое состояние корпуса судна, надстроек, грузового устройства, якорного, швартовного, -рулевого устройств, судовых помещений, спасательных -средств, сигнальных огней и устройств и т. п.; отвечает за подготовку трюмов и других грузовых помещений к приему груза; обеспечивает безопасную погрузку на судно тяжеловесов и их крепление; контролирует правильность укладки и сепарирования грузов, ведает размещением на судне запасов и перемещением их из одного отсека в другой.

Старший помощник руководит аварийно-спасательным и противопожарным отделением и обеспечивает борьбу за живучесть и непотопляемость судна; несет ходовую вахту.

Второй помощник несет ходовую и стояночную вахты. Во время швартовки судна он обычно руководит операциями по швартовке с кормы. Одной из основных обязанностей второго помощника является приемка, выдача, размещение и обеспечение сохранности перевозимых на судне грузов, почты и пассажирского багажа. Он выдает штурманские расписки в приеме грузов, руководит работой трюмных матросов и береговых счетчиков, отвечает за состояние грузовых помещений и грузового инвентаря, следит за распределением грузов по трюмам, составляет извещение о готовности судна к грузовым операциям, ведет грузовую книгу; на. ледоколах, морских буксирах и других судах, не занимающихся перевозкой грузов, ведет судовую кассу и выполняет другие поручения по указанию капитана.

Третий помощник несет ходовую и стояночную вахты. Одной из основных его обязанностей -является содержание в должном порядке навигационного оборудования и пособий на судне. В ведении третьего помощника находятся электрорадионавигацион- ные устройства, компасы, лаги, лоты, средства визуальной и звуковой сигнализации и связи, навигационные пособия и инструменты, служба времени на судне. Он заботится о своевременном пополнении навигационным и электрорадионавигационным оборудованием и пособиями. При отсутствии на судне четвертого помощника третий помощник ведет судовую канцелярию, кассовую книгу. Он оформляет приход и отход судна, судовые роли, ведет учет перемещения личного состава судна и выдает необходимые справки.

Обязанности четвертого и пятого помощников устанавливаются приказом капитана.

Помощник капитана по пассажирской части несет ответственность за правильное обслуживание пассажиров, является непосредственным начальником судового персонала, обслуживающего пассажиров. Подчиняется капитану и старшему помощнику.

Помощник капитана по пожарно-техничеокой части несет ответственность за исправность и готовность к действию средств пожаротушения и отвечает за выполнение всеми членами экипажа и рабочими во время ремонта судна противопожарного режима и правил пожарной безопасности. Подчиняется старшему помощнику капитана.

Боцман является непосредственным начальником палубной команды и распределяет работу между членами палубной команды, следит за правильностью, точностью и быстротой ее исполнения. Боцман отвечает за содержание в должном порядке корпуса судна, судовых помещений, грузовых устройств, якорного, рулевого и швартовного устройств и спасательных средств. Во время швартовных операций боцман управляет работой брашпиля и обеспечивает слаженную работу команды на баке.

Помощником боцмана по хозяйственной части является подшкипер, в обязанности которого входят приемка, хранение и выдача материалов и инвентаря, их учет и заправка инструментов. Матросы приводят в порядок палубу, надстройки, такелаж, занимаются покраской на судне, несут ходовые и стояночные вахты. Старший матрос назначается из числа наиболее опытных матросов, он ведает порядком в штурманской рубке и стоит на руле при входе и выходе судна из порта, в узкостях и в других случаях по усмотрению капитана.

Трюмные матросы назначаются из числа наиболее опытных матросов и обеспечивают в соответствии с указаниями второго помощника правильную погрузку и выгрузку грузов, их оформление, укладку и сепарацию, несут ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности, правил погрузки и выгрузки грузов.

Вахтенный помощник несет ответственность за вахтенную службу, за безопасность судна, людей, за сохранность грузов и имущества. Без разрешения капитана вахтенный помощник не имеет права отлучаться; обязан следить за своевременным подъемом и спуском флага, включением ходовых и стояночных огней, обеспечивать своевременную вентиляцию грузовых помещений и закрытие люков в плохую погоду, не допускать курения в запрещенных местах, наводить порядок на судне в случае его нарушения, вести судовой журнал в установленном порядке, в экстренных случаях, до получения распоряжения капитана, принимать самостоятельно решения и меры по обеспечению безопасности судна, экипажа, пассажиров, груза.

На ходу судна судоводитель до вступления на вахту должен ознакомиться с районом плавания судна и навигационной обстановкой. Принимая вахту, штурман должен получить у сдающего вахту полную информацию относительно условий плавания и различных обстоятельств, сопутствовавших плаванию, проверить по карте место судна, исправность огней (действующих и запасных). Вахтенный помощник ведет счисление пути судна, возможно чаще проверяя место судна путем обсерваций.

На стоянке судна при заступлении на вахту штурман должен получить от сдающего полную информацию о навигационном и эксплуатационном состоянии судна: о готовности судна к выходу в рейс, о наличии на судне экипажа, состоянии грузовых операций, наличии груза на судне, о предстоящих судовых и погрузочно-разгрузочных работах, о количестве вытравленной якорь-цепи и наличных швартовных концах и т. п.

Вахтенный помощник обеспечивает несение вахтенной службы, следит за гидрометеорологической обстановкой на стоянке на рейде, за швартовными концами у причала, за ходом грузовых операций, не допуская крена судна, наблюдает за высотой воды в льялах, ведает увольнением экипажа на берег. Во время стоянок в портах он обязан знать местные правила и руководствоваться ими.

Во главе машинной команды стоит главный (старший) механик, который является техническим руководителем всех членов экипажа, осуществляющих управление машинами и прочей судовой техникой. Старший механик отвечает за техническую эксплуатацию всей механической и электромеханической части судна.

Второй механик руководит всей работой машинной команды судна по эксплуатации и ремонту механической и электромеханической части судна. Третий механик несет ответственность за вспомогательные двигатели, котельные установки и паропроводы, компрессоры, топливную, балластную и воздушную системы, механическую часть рулевого устройства. Четвертый механик отвечает за состояние всех палубных механизмов и систем. Если на судне только три механика, то эти обязанности выполняет третий механик.

Все механики, кроме главного (старшего), несут вахты в машинном отделении,

В ведении электромеханика находятся судовые электромеханизмы, электрическая сеть, электрические лебедки, брашпиль, рулевое устройство, размагничивающее устройство.

Боцман (от голл. bootsmann – боцман, человек судна)- древнейшая должность на судне, дошедшая до наших времен. Говоря о боцмане, перед глазами встает коренастый моряк с трубкой во рту, широким шагом передвигающийся по палубе – герой множества произведений мировой литературы. «Каков боцман – таков и корабль», поговорка, в полной мере отражающая роль боцмана на судне.

Корреспондент Морской Правды/Maritime Telegraph побеседовал с представителем профессии, для того, чтобы понять, кто такой современный боцман. Иван Вдовиченко, работает боцманом 4 года на разных судах: универсалы, балкеры, контейнеры, ро-ро.

МП/МТ: Почему решили стать боцманом?

Карьеру я начал с матроса и проработал шесть контрактов под началом разных боцманов. Многие из них, на мой взгляд, были некомпетентны. Мало кто знал технологический процесс покраски, не разбирались в пульверизаторах. Это создавало хаос в работе и стоило судовладельцам дополнительных затрат. Вообще, больше половины боцманов, с кем я сталкивался, не знали норм количества слоев краски для поверхностей корпуса, надстройки и различного вида танков на судне. А это минимум двойной перерасход для владельцев. Часто нарушался технологический процесс покраски – красили в туман, при неподходящей температуре, либо по неподготовленной поверхности (сажа, не опреснённая). Подобные команды поступали от старпома, не компетентного в этом вопросе. Вообще, чаще всего в неподходящих условиях красятся фальштрубы– при несоответствующей температуре.

Я знаю процесс из хорошей морской практики. Специально общавшись с технологом по покраске, я брал карты совместимости покрасочных материалов и все это изучал. Литературу, фотографии в электронном виде вожу с собой, чтобы показывать не знающим старпомам и капитанам.

МП/МТ: Трудно стать боцманом?

Надо проработать минимум два контракта и заработать два промоушена. В моём случае желающих было много, потому что работа подразумевает больше контроля, чем непосредственно физической работы. Также старые боцмана не увольнялись и не давали хода.

Работая в одной и той же компании, но на разных судах я часто пересекался с суперинтендатом и у него возникали вопросы по трубам, кофердамам, шпигатам и их состоянию, а также по состоянию фундаментов шпилей и брашпилей. Я отвечал на его вопросы. Например, при швартовке брашпили не выдавали требуемой мощности из-за состояния фундамента. В разговоре с ним мы разбирали проблемные моменты, и я ему показывал, что надо сделать. Также я упоминал, что хочу работать боцманом, спрашивал, что нужно, чтобы им стать (на то время у меня было уже два промоушена, но продвижения не было). Однажды меня вызвали в офис капитана, где присутствовали DPA, два суперинтенданта и капитан. Мне объявили, что если сроки сессии мне позволяют (в то время я получал второе высшее в Морской Академии), то через полтора месяца у боцмана заканчивается контракт – и я смогу его сменить. Так и вышло. А через пять месяцев уже я работал на незнакомом мне судне боцманом.

МП/МТ: Какие документы необходимы?

Когда закончились матросские документы, я делал сразу боцманские документы. Процедура заняла до трёх месяцев.

В Инспекции по вопросам дипломирования моряков можно получить весь набор необходимых сертификатов. Сертификаты выдаются сроком на 5 лет, а диплом бессрочный.

Огромной проблемой оказалось подать документы в Инспекцию, приходилось занимать живую очередь с часа ночи, потому что документы для рядовых, штурманов, механиков, танкерные документы и GMDSS все принимаются в одном кабинете и мало кто знает, что существует 5 очередей к каждому столу, находящемуся за дверями кабинета. И многие, увидев толпу в коридоре, просто разворачиваются и уходят.

МП/МТ: С одной стороны, боцман – руководитель палубной команды, с другой – исполнитель приказов старпома. Возникают сложности управления?

Старпомами становятся люди, которые были два раза кадетами, а значит – имеющие незначительный опыт работы на палубе. Потом они начинают руководить палубной командой, не прислушиваясь к исполнителям. Ты не должен перечить. Со слезами выполняешь работу, прикрывая коммингс торсом от брызг. Спросят кто делал, но не спросят – кто приказал. Старпом всегда хочет сохранить свою репутацию.

В моей первой компании суперинтендант попался умный, проработавший много лет мотористом, а затем старшим механиком – и поэтому все понимал.

Раньше на флоте палубой заведовал не старший помощник, а старший механик. Палубой должен заведовать старпом, но если он человек не грамотный – то стармех. От них требуется правильно контролировать и понимать: кто у тебя опытный матрос. Чтобы люди разговаривали на одном техническом языке. Но, ни одной компании до этого дела нет. Это вопрос насущный, это кризис управления. Судовладельцу выгодно чтобы судно было в хорошем состоянии. Чтобы правильно осуществлялось обслуживание, должно быть хотя бы два человека – опытный матрос и старпом или стармех.

Часто попадается неграмотный боцман, матросы выполняют все его указания, чтобы выглядеть хорошими. В компании всегда знают только самых хороших и самых плохих. Все бояться попасть в список. Человеку легче выполнить перерасход – за счёт компании, чем сделать правильно (перекраска, подготовка к покраске и т.п.)

Допустим, на «семейных» пароходах днем, в жару, могут сидеть в надстройке, а потом красить ночью – потому что люди хотят сделать все на совесть. И наоборот, – на экваторе (жара, влажность 100%) отдают команду мотать тряпки и красить. Можно же найти другие работы, не связанные с покраской.

Почему на судне нечетко указаны обязанности рядового состава? Почему ни один судовладелец не решит за кем закреплена дренажная система, за палубой или машиной?

МП/МТ: С какими ещё трудностями сталкивались в работе?

Очень часто приходилось работать с оборудованием, не имеющим сертификатов: требовалось выполнить работу, вот и рисковали. Также никто из экипажа не озабочен сепарированием мусора (потом это ложится на плечи матросов и боцмана). Ни один старший офицер на судне еще не смог решить эту проблему.

Периодическую проверку состояния балластных танков, которую должны проводить старший помощник с ассистентом, обычно осуществляет сам ассистент или того хуже – вообще не делается.

Существует проблема грамотного распределения рабочего времени в портах и на стоянках: почти всегда задействованы все члены экипажа, хотя есть возможность дать отдохнуть хотя бы рулевым перед выходом из порта или после стоянки. Потому что в порту и во время стоянки всегда много работы и на палубе и в машинном отделении.

Подытоживая вышесказанное, хочу сказать, что контракт можно отработать и вернуться домой обессиленным морально и физически, а можно только с чувством легкой усталости. Очень многое зависит от экипажа.

МП/МТ: Ваши планы на будущее?

В перспективе я хочу стать старшим помощником капитана. Работая боцманом, я получаю неоценимый опыт управления палубной командой, со всеми подводными камнями, с которыми может столкнуться старпом. Есть огромное желание не выглядеть безграмотным начальником в глазах палубной команды.

С каждым новым судном приходят новые знания и, это здорово когда ты можешь перенимать и передавать опыт.

Кто такой боцман? Кто такой боцман?

  1. Боцман воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта, Русского царства и Российской империи. Боцман старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми.
  2. Боцман (нидерл. bootsmann) воинское звание младших командиров в Военно-морском флоте Египта, Русского царства и Российской империи. Боцман старший строевой унтер-офицер, на корабле имеет старшинство над всеми нижними чинами, как строевыми, так и нестроевыми. Боцман должен знать имена всех матросов и унтер-офицеров, их способность и познания в морском деле, наблюдать за их поведением и, кроме того, производство такелажных работ, подъем тяжестей, постановку и спуск рангоута, уборку якорей, вс касающееся до вооружения корабля, компас, управление рулм и парусами на шлюпках при всяких обстоятельствах, основу леерного сообщения с берегом и подводку пластыря на пробоину. Боцман, если на корабле их несколько, стоит вахту, и один из них называется старшим. На его обязанности лежит исправное состояние такелажа, употребляемого для подъма тяжестей; во время похода он каждое утро осматривает рангоут, при подходе к якорному месту приготовляет якоря и сам отдат якорь, как только последует приказание, наблюдает за исправным состоянием наружного вида корабля. При работе старший боцман находится на баке. Когда команда наверху, старший боцман принимает обязанности вахтенного боцмана. После 1917 года звание боцмана было упразднено.
  3. Боцман(голл. bootsman, от boot лодка, судно и man человек) - специалист младшего командного состава экипажа судна (в ВМФ старшинского состава); непосредственный начальник палубной команды. В обязанности боцмана входит поддержание исправного состояния корпуса, такелажа и палубных устройств судна, руководство общесудовыми работами и обучение рядовых членов палубной команды (матросов) морскому делу, наблюдение за порядком и чистотой на судне. По званию в ВМФ России это мичман или старшина. На крупных военных кораблях имеется один главный боцман и несколько боцманов. Их обязанности определяются Корабельным уставом.

    Источники - Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия.19691978.
    Словарь военных терминов. М.: Воениздат. Составители А. М. Плехов, С. Г. Шапкин.1988

    Тарифно-квалификационная характеристика профессии "Боцман, 5 - 6 разряд"
    (Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.
    Выпуск 52. Раздел "Морской и речной транспорт", утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.02.2013 N 68н)

    Характеристика работ.

    Руководство работами на судне по содержанию в порядке корпуса, палуб, надстроек, рангоута, такелажа, бытовых и палубных служебных помещений, водяных танков и горловин, мерительных и воздушных труб, трапов, штормтрапов и кранцев, грузового, якорного, швартового, буксирного и спасательного устройств, противопожарных, аварийных, спасательных средств, инвентаря и материалов, расположенных на палубной части. Составление плана судовых палубных работ. Контроль за соблюдением правил пожарной безопасности и безопасности труда при производстве судовых палубных работ. Обеспечение эксплуатации палубных технических средств в соответствии с правилами технической эксплуатации и инструкциями изготовителя, устранение с привлечением судовых специалистов обнаруженных неисправностей и отказов технических средств. Подготовка трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, участие в работах при погрузке и выгрузке тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Подготовка палубной части к отходу судна и штормовому плаванию, крепление палубного груза, оборудования, имущества. Составление заявки об обеспечении материально-технического снабжения судна. Наблюдение за чистотой бытовых и служебных помещений. Проведение вводного инструктажа со вновь поступающими на судно членами палубной команды.

    Должен знать:устройство судна и правила технической эксплуатации судовых устройств; технологию малярных, такелажных и других палубных работ; правила пользования аварийно-спасательным и противопожарным имуществом и инвентарем; порядок пользования системами внутренней связи и сигнализации.

    При выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью от 300 до 550 кВт -5-й разряд; при выполнении работ на судах с главным двигателем мощностью свыше 550 кВт -6-й разряд.

    Р. S.
    А по поводу издевательства Википедии, процитированного в предыдущих ответах - см. мой комментарий.

  1. Загрузка... В каких случаях надо писать обвешАнный, а в каких обвешЕнный? обвешанный предметами (т. е. физически обвесили человека) обвешенный в магазине (обвесили, сказав не точный...
  2. Загрузка... Помогите найти в интернете Рассказ о себе на собеседовании на английском языке! 1 ваше вступление должно быть эффектным: First of all I should say,...
  3. Загрузка... И все же как правильно: "ДоговорА или договорЫ компании "N"? "Ой вы кони, вы кони стальные, боевые друзья - трактора... " Профессиональный жаргон. В...
  4. Загрузка... Гололед и гололедица! В чем разница смысла этих слов? Мне больше нравится ответ от "В и х р ь Высший разум (130245)". Удивлен, что...
  5. Загрузка... Чем отличается слово city от слова town? Ведь в переводе и то и то означает город, тогда зачем из различать? Был вопрос - "Чем...
  6. Загрузка... Что такое предикативность? лучше своими словами, чтобы было понятнее.... Будь предактивнее! Предикативность- это отнесенность содержащегося в предложении высказывания к действительности, устанавливаемая и выражаемая говорящим...
  7. Загрузка... Shall или Will! Как говорят сегодня? используется ли Shall в современном английском? Нет. Остался только Will в современном английском Shall используется для образования будущего...

Ликбез для «чайников»: кто чем занимается на корабле и как не запутаться в элементарном морском жаргоне

«Сухопутному» человеку неизвестно, насколько сложна и многогранна жизнь моряка. Каждый на судне отвечает за свой участок работы, а экипаж корабля состоит из людей множества морских профессий, без которых ни одно судно не отправилось бы в море. Попробуем разобраться с «костяком» плавсостава, кто чем занимается и почему на корабле без этих людей никак не обойтись.

Баталер

К «баталиям» и военной терминологии это название не относится. Все намного прозаичней. Баталер – человек, который отвечает за снабжение экипажа продовольственными и непродовольственными товарами, ведет учет и составляет отчетную документацию.

Баталер – это нестроевой состав флота, но без него представить выходящее из порта судно невозможно.

Боцман

Старший строевой «унтер-офицер». Ему подчиняются все низшие чины – как строевого, так и нестроевого состава. Боцман отвечает за порядок на корабле. В обязанности входит проверка познаний матросов в морском деле.

Должность боцмана подразумевает ответственность за техническое состояние рангоута и такелажа. Отвечает он и за техническое состояние всего оборудования корабля. На судне может быть один боцман или целая боцманская команда, старший в ней носит звание главного боцмана. Каждый из них несет вахту на палубе поочередно.

Капитан

Командир корабля. На морском жаргоне капитана называют «кэп» (за глаза, конечно). Это самый важный человек на судне, его приказы выполняются беспрекословно, даже старшими по званию.

Главный начальник всего состава команды должен как свои пять пальцев знать корабль, сильные и слабые стороны экипажа и руководить процессом движения корабля даже в критических ситуациях. Не зря существует негласное правило, что капитан покидает корабль последним – даже во время шторма.

На нем лежит ответственность за спасение жизни команды и самого судна в случае непредвиденной ситуации. Если корабль спасти нельзя, капитан обязан организовать спасение личного состава и покинуть вместе с ним судно, но только позже всех.

Перечислять все обязанности капитана корабля пришлось бы очень долго, так как они охватывают широкий спектр: от санитарного и хозяйственного ведения дел во время плавания до безопасности и управления судном, ответственности за соблюдение режима морских пространств, международного права.

Кок

Еще одна должность, без обладателя которой даже утлое суденышко не уйдет в рейс на несколько дней.

Аналог гражданскому повару, морской кок должен не только приготовить вкусную и полезную пищу из имеющихся в его распоряжении продуктов, но и правильно рассчитать их количество. Иначе команда может остаться голодной, а сам он – оказаться за бортом.


На должность кока отбирают только наиболее подготовленных моряков, а переходящий на другое судно капитан старается обязательно переманить к себе хорошо знакомого кока.

Лоцман

В обязанности лоцмана входит также обеспечение безопасности швартовки корабля. В былые времена у лоцмана был помощник, которого члены команды называли «носовщиком», потому что он измерял глубину палкой, стоя на носу корабля.

Сейчас эта должность из корабельного штата практически выведена, а обязанности выполняют штурман и подштурман. Но для преодоления сложных проливов и захода в узкую гавань на борт обязательно поднимается местный лоцман, знающий окружающую акваторию и морское дно как свои пять пальцев.

Матрос

Относится к низшему строевому составу корабля и принадлежит к категории служащих, обеспечивающих порядок на палубе. Грубо говоря, матрос выполняет на судне всю черновую работу. Впрочем, в гражданском мореплавании эта должность очень распространена.


В обязанности матроса входят: мытье палубы, чистка, уборка, такелажные и грузовые операции. Но если создается впечатление, что стать матросом может кто угодно, это совсем не так. Для допуска к должности современный матрос обязан иметь навыки управления кораблем, ориентирования по компасу. Матрос обязан вести наблюдения за состоянием судна во время хода. И если даже эти навыки он ни разу за рейс не применит, без них в состав команды войти не удастся.

Неопытного или ленивого матроса, который ничего делать не умеет или не хочет, называют «салагой». Это прозвище так широко вошло в морской лексикон, что на некоторых судах весь экипаж называет матросов не иначе как «салагами».

Машинист (моторист)

Рабочее место машиниста (иногда должность называется «моторист») – трюм корабля. Этот человек входит в рядовой, иногда старшинский состав корабля, и отвечает за обслуживание пожарных, водоотливных и прочих систем, необходимых для корректной работы судна.

Машинист непрестанно следит за исправностью двигателя и обязан знать все тонкости и нюансы устранения поломок максимально быстро. Кроме того, машинист обязан в совершенстве владеть навыками швартовки, управлять шлюпками и быть отличным пловцом.

Труд машиниста совсем нелегкий, иногда даже изматывающий, поэтому от человека требуется не только хорошая физическая подготовка, но и стальные нервы.

Механик

Работает механик непосредственно в машинном отделении судна и следит за работой двигателя и его частей, руководит машинистами. На механике лежит большая ответственность, его работа также не сахар. Ему приходится всю смену находиться в душном закрытом помещении без надлежащего освещения, руки перепачканы мазутом и маслом.

На большинстве судов механиков всего три. Это также связано с тяжелыми условиями труда: смена составляет четыре часа, после чего механик отдыхает восемь, в то время, как заступают следующие два поочередно.

При отлично налаженной работе механизмов механик просто поддерживает их рабочее состояние, но при авариях и сбоях начинается аврал. Тогда все три представителя этой морской профессии сутками работают не покладая рук, пытаясь вернуть кораблю плавучесть и ходовые качества.

Старший помощник капитана (командира)

На морском жаргоне – просто «старпом» или, как очень любят говорить моряки, – «чиф». Человек, который ничего не делает, но любит раздавать команды, как считает младший состав любого корабля. Но, конечно же, все в точности до наоборот.

Старший помощник – второй человек после капитана, поэтому неудивительно, что на нем лежит большая ответственность. Являясь первым заместителем «кэпа», он руководит всеми работами на корабле, отвечает за подготовку команды и состояние судна во время плавания. В любой момент старпом должен быть готов заменить капитана.

Штурман

Занимается он управлением корабля, следит, чтобы судно не сбилось с пути, прокладывает курс, наблюдает за навигационной системой и сверяется с картой маршрута следования, руководит швартовкой, проверяет исправность якорей и измеряет глубину, чтобы во время остановки судно не село на мель.

На морском жаргоне означает «вожак», так как именно штурман ведет корабль и всех моряков. Помогает в нелегком деле штурману подштурман, который в случае чего может заменить своего начальника.

Юнга

Многие полагают, что юнга – реальное морское звание, но это не совсем так. Еще несколько веков назад юнгами называли мальчиков или подростков, которые проводили работы по уборке и обслуживанию палубы.

Впрочем, с перерывами, но такой чин в строевом составе судна действительно существовал, а в Российской империи даже открывали школы юнг. По сути, юнга – мальчик, которого готовили к должности матроса.

Некоторые из вышеперечисленных званий были упразднены, некоторые остаются до сих пор, под другими названиями. На самом деле морских должностей очень много, ведь корабль – это целая жизнь, огромный механизм, для обеспечения которого необходима бесперебойная работа десятков, а то и сотен людей.