Франция        30.03.2024   

Где босфор. Пролив Босфор: описание, особенности, интересные факты и расположение. Босфор - транспортная линия в Стамбуле

Содержание 1 - Пролив Босфор 2 - Как добраться до порта 2.1 - Государственный транспорт, цены на билеты 2.2 - Коммерческие паромы 2.3 - Частные кораблики 2.4 - Городской транспорт 2.5 - «Уличные» экскурсии 2.6 - Заказать заранее 3 - Что можно увидеть на прогулке 4 - Отзывы туристов побывавших в круизах 5 - Экскурсии по Босфору 5.1 - Сокровища Босфора 5.2 - Стамбул без покрывала или как потеряться в городе

Чаще всего по Босфору «прогуливаются» в первый или же второй день отдыха. Такая прогулка не требует активности, а это именно то, что нужно уставшему, недавно прибывшему туристу. На борту парома можно заказать бокал вина или чашечку кофе и наслаждаться всеми красотами, усевшись в удобном кресле. Не забудьте только зарядить фотоаппарат!

Пролив Босфор

Его еще называют Стамбульским проливом. Это место, соединяющее Европу и Азию, а также невероятно важный путь Турции и всего остального мира. Так как пролив – единственная связующая Черного моря с Мраморным, то судна прибывают круглые сутки. Пролив узкий, часто случаются столкновения суден. Максимальная ширина - 3700 м, а минимальная – 700 м. Кроме торговых пароходов, тут можно увидеть и круизные лайнеры, рыбацкие лодки, военные корабли. Длина Босфора – 30 км.

Как добраться до порта

– место, куда должен в первую очередь добраться каждый турист, желающий «прогуляться» по проливу. Ведь именно тут находится главный порт . Проще всего добраться с ближайшей станции метро – Haliç . Оттуда каждую минуту отправляется электричка и автобус и через двадцать минут прибывает прямо на площадь. Если идти пешком, то за четверть часа можно добраться.

Сразу же у причала стоят яркие и необычные лодки. Это места продажи популярных столичных бутербродов. Стоит только представить: свежая, еще теплая булочка, а внутри хрустящие овощи и сочная жареная рыбка. Все это полито особым соусом и подается горячим. Однозначно стоит пробовать!

Далее – экскурсия. Чтобы выбрать подходящую по цене, длительности и программе, нужно подойти в кассу на причале. Там есть список вариантов с расписанием и ценами. Каждая из экскурсий интересна собой, так что любой выбор будет удачным.

Государственный транспорт, цены на билеты

Прогулка в среднем занимает около шести часов: два часа в одну сторону, столько же в другую и еще два часа на конечной остановке. Если выбор падет на данную экскурсию, то ей лучше посвятить целый день. Пусть время проводится и не на ногах, но дорога все равно отбирает силы. Стоимость тура – 25 лир на человека, в одну сторону – 15 лир.

Также существует еще один короткий государственный тур до остановки Ortakey. В данном случае корабль доплывает до моста Фатиха, затем возвращается к отправной точке. Цена экскурсии – 12 лир, и доступна она только с апреля по октябрь.

Такие паромы ходят три раза в день . У нах всего пять остановок и конечная - A.Kavagi. Далее пролив становится шире, смешиваясь с Черным морем. На конечной остановке у туристов есть несколько часов для прогулки. Там можно побродить в развалинах Генуэзского замка XIX века. После этого туристы часто обедают в соседней деревне, где вкусно готовят местные блюда. После прогулки паром отправляется обратно с теми же остановками.

Начиная с последнего месяца осени и до первого месяца весны, ежедневно ходит лишь один рейс , так как туристов в это время года гораздо меньше. Максимально актуальную информацию лучше уточнять на официальном сайте: sehirhatlari.istanbul

На корабле нет ничего необычного, все довольно скромно: много деревянных лавочек и обязательно открытая палуба, чтобы красоты было лучше видно. На палубе можно купить чай или сок, а к ним предложат вкуснейшие домашние пирожки. Очень колоритно!

Коммерческие паромы

Вариантов данной прогулки существует большое множество . У каждого парома своя цена и свое расписание. Уточнять лучше на месте. Длительность прогулки – полтора часа, и этого более чем достаточно, чтобы насладиться пейзажами столицы. Плывет паром по азиатской стороне и точно так же возвращается. Доплывает лишь до моста Фатиха. Стоимость билета – 12 лир. Частота отправлений – 1 раз в час. Это большое преимущество, так как с таким расписанием опоздать на экскурсию просто невозможно.

Частные кораблики

Кроме вышеуказанных вариантов, можно еще арендовать небольшую лодку с частным «капитаном» . Стоимость такой экскурсии зависит от ее продолжительности, а также от умения торговаться.

Размеры судна стоит учесть, если в прогулку собирается большая компания людей. В таком случае лучше арендовать две лодки сразу или отправиться на классическом пароме. Больше людей, зато все вместе!

Расписание городских паромов тоже можно просмотреть на кассе . Оплата равна проезду на любом другом общественном транспорте по Стамбулу. Осуществляется истанбул картой или жетоном. Туристу проще поехать с жетоном, так как карты в большинстве случаев есть только у местных жителей. Приобрести жетон можно в той же кассе в порту.

Самыми популярными маршрутами являются: Эминеню - Кадыкей и Эминеню - Ускюдар. От Эминеню также отправляются круизы по Золотому Рогу. Осуществляются ежедневно и длятся около двух часов.

«Уличные» экскурсии

Что можно увидеть на прогулке

Когда корабль отплывает от причала, то каждый турист просто обязан оглянуться назад. С такого ракурса мечеть Сулеймание еще величественнее и краше смотрится. Далее восхищение будут ожидать дворцы и мечети XIX века, входные двери которых развернуты к Босфору. От этого здания становятся еще великолепнее.

Вдоль береговой линии можно будет также увидеть большое количество ресторанов и деревянных летних вилл. После Босфорский подвесной мост – девятый по длине в мире. Ночью особо красив, когда загорается яркими огнями. А какие фото можно сделать! После него будет второй Босфорский мост или как его еще кличут – Мост Султана Мехмета Фатиха . В конце любой из прогулок с левой стороны будет аккуратная и очень компактная, по сравнению со всем остальным, Девичья башня – еще одна достопримечательность .

Любой из туров не является особо информативным. Это самая настоящая прогулка, в которой нужно лишь наслаждаться видами, время от времени отвлекаясь на фотоаппарат, чтобы сделать несколько шикарных снимков на память. Такое путешествие обязательно нужно совершить. Это не только релакс, но и море эмоций, которые будут гореть еще очень долго!

Отзывы туристов побывавших в круизах

Отзывы с сайта tripadvisor.ru

Морская прогулка по проливу Босфор, который разделяет город на две части: Европу и Азию. На яхте, в которую мы сели, нам сразу же подали ужин, а гид рассказывал историю некоторых домов и людей живших на берегу. Азиатская часть Стамбула, которую мы видели, богата на современные здания, частные виллы, отели, соседствующие со старыми домами. Мы проплывали под мостами, сверху ездили машины и автобусы. Солнце, отражаясь от вод бухты, порой не давало рассмотреть детали, мимо проплывали другие прогулочные яхты. Босфор – пролив между Европой и Малой Азией, соединяющий Черное море с Мраморным. (По одной из наиболее распространённых легенд, пролив получил своё название благодаря дочери древнейшего аргивского царя - прекрасная возлюбленная Зевса по имени Ио была превращена им в белую корову, чтобы избежать гнева его жены Геры. Несчастная Ио избрала водный путь к спасению, нырнув в синеву пролива, который с тех пор и называется «коровьим бродом» или Босфором. Материал из Википедии). Пролив Босфор считается труднопроходимым, из-за течения и переменчивой погоды. Гид рассказывал нам, что корабли нередко врезались в дома расположенные очень близко к водам залива. Совершая прогулку по Босфору, мы видели множество минаретов мечетей, Голубую мечеть, Собор Святой Софии, все они были как на ладони. Бывшая военная академия, и мост названный в честь одного из султанов, претерпели изменения после событий 15 июля 2016 г., когда в стране была попытка государственного переворота. С тех пор 15 июля в Турции объявлен выходным днем, Днем Демократии. Интересно, что мы побывали в Стамбуле именно в этот день.
Прогулка по Босфору подходила к концу, мы наслаждались великолепными видами и потрясающими рассказами гида, бросая прощальные взгляды на историческую часть Стамбула. Экскурсия восхитила меня до глубины души, заставила задуматься об истории, узнать подробнее о событиях прошлого! Прав был гид, говоря, что однажды побывав в Стамбуле, вам захочется вернуться вновь…

Приехали на 2 дня с Стамбул из Болгарии с Турагенство. Прочитав отзывы, сами приехали к порту остановки Паромов на площади Эминем и за 20 лир купили билеты на круиз по Босфору на 1.5 часа, по карте maps.my, смотрели за достопримечательностями, очень интересано, виды шикарные!!! Обязательно к посещению. В рамках нашего 2 дневного тура, гидом была предложена экскурсия по Босфору 1,5 часа но уже за 25 евро с человека!

Экскурсии по Босфору

Турист, прибывая в тот или иной город, всегда хочет узнать об этом месте как можно больше. Но Босфор – это как небольшое исключение. Тут лучше молча наблюдать за всем с парома. Можно обсуждать красоты с ближними, наслаждаться ими молча или просто делать красивые фотографии.

Сокровища Босфора

Данная экскурсия представляет собой небольшой круиз, в который обязательно нужно попасть каждому путешественнику. Это будет не только классическое «разглядывание пейзажей», но и прогулка по берегу, где можно будет рассмотреть целые районы-бухты, старинные крепости, красивые яхты, а также много другого и интересного вокруг.

Подробности тура:

  • длительность – 3,5 часа;
  • от 1 до 4 человек;
  • стоимость – 107 евро за тур;
  • разрешено с детьми.

Дополнительно средства понадобятся на билеты на корабль, автобус, в крепость. Также по желанию на кофе и еду. По дороге будут остановки, на которых подают божественно вкусные национальные блюда.

Отзывы:

Здравствуйте.от души рекомендуем Галину.очень разноплановая девушка, легкая и общительная-владеющая,как энциклопедическими знаниями,там и бытовыми вопросами-меня и маму интересовали некоторые вопросы касательно истории-не входящие в экскурсию и Галя дала исчерпывающие ответы на них.Нам есть с чем сравнить,от души рекомендуем.Галя в кайфе от Стамбула,любит историю,факты,но и касательно современных вопросов -все поведует.все было замечательно,Галя успехов и всего наилучшего!!!

ДД! Понравилось, что экскурсия проходила, как простое общение между людьми. Экскурсовод Гала не только с любовью говорила о прекрасном Босфоре, но и нам давала высказать свое мнение по тому или иному историческому вопросу (муж увлекается историей). В конце экскурсии казалось, что мы встретились с родным по духу человеком! Спасибо ей за увлекательный рассказ и общение! Рекомендуем всем, особенно, кто впервые посещает Стамбул.

Стамбул без покрывала или как потеряться в городе

Тур предназначен для тех, кому уже надоели классические экскурсии, включающие самые популярные места того или иного города. Этот тур для тех, кто хочет самостоятельно изучить город в неожиданной обстановке. Экскурсия покажет, как затеряться в улочках, в истории, вкусах, традициях, невероятных видах - и получить от этого колоссальное удовольствие!

Что включает экскурсия:

  • от 1 до 4 человек;
  • длительность – 4 часа;
  • разрешено с детьми;
  • стоимость – 82 евро за весь тур.

Дополнительные расходы уйдут лишь на билет парома. Все остальное в виде напитков и еды – по желанию.

Отзывы:

Экскурсия хорошая, по тем местам, куда вряд ли сам дойдешь. Гид - Рита, живёт в Стамбуле, ответила на все наши вопросы, съориентировала по интересующим нас моментам. Познакомила с жизнью Стамбула очень подробно! Рекомендуем эту экскурсию и Риту (гида) однозначно!

Отличная прогулка с прекрасным гидом! Получили массу впечатлений от прогулки по таким местам, в которые мы сами врядли бы заглянули. Маршрут очень продуманный, есть время и на обзор достопримечательностей, и на отдых и всякие вкусности. Рита очень образованная и приятная в общении девушка, помогла сориентироваться в городе и наметила нам маршрут для самостоятельного осмотра. От всей души рекомендую!!!

Пролив Босфор на карте делит Европу с Азией и соединяет Черное и Мраморное моря. По обоим его берегам раскинулся самый большой турецкий мегаполис – Стамбул (древний Константинополь).

Ширина пролива Босфор составляет более 3,7 км, а длина – около 30 км. Глубина Босфора в фарватере – от 30 до 80 м. Уже несколько столетий этот пролив называют душой Стамбула.

Древнее название пролива Босфор – коровий или бычий брод. По легенде дочь царя и бога рек, которую звали Ио, стала возлюбленной Геракла. Но он испугался, что его жена Гера разгневается, поэтому превратил несчастную Ио в корову, и она скрылась в водах пролива.

Пролив Босфор – душа Стамбула

Этот древний город самим фактом своего существования разделяет и соединяет такие разные человеческие цивилизации Запада и Востока: Рим и Византию, Европу и Азию, христианство и ислам.

Величие Константинополя (Царьграда), его древние храмы и дворцы отражаются в водах Босфора. Оно соседствует с руинами крепостей и современными небоскребами Стамбула, создавая поистине уникальное зрелище.

История

Ученые считают, что пролив Босфор появился около восьми тысяч лет назад. В те далекие времена уровень воды в Черном и Мраморном морях был значительно ниже, и они соединены друг с другом не были.

Но в процессе массового таяния снегов и льдов в конце Ледникового периода этот уровень в Мировом океане, в целом, и в Черном и Мраморном море, в частности, значительно поднялся, и огромный поток воды соединил их.

По мнению ученых, сначала на месте пролива Босфор была речная долина, которая позже была затопленная морской водой. Адмирал Макаров в XIX веке установил два течения в проливе: пресное из Черного моря и соленое – из .

Археологи на склонах Босфора в XX-XXI веке обнаружили древние города, затопленные тысячелетия назад. Историки считают, что окончание последнего Ледового периода и появление Босфора породило миф о Всемирном потопе, изложенный в Ветхом Завете.

Что такое Босфор для Турции? Благодаря этому проливу, странам Причерноморья обеспечивается доступ в Средиземное море. Половина ВВП Турции поступает от Босфора. В этом его стратегическая и экономическая значимость.

Пролив Босфор считается одним из самых сложно проходимых в мире, т.к. характеризуется большой интенсивности движущихся там кораблей и судов, сильным течением и быстрыми переменами погодных условий зимой и весной.

В Турции быстрое течение в проливе называют чертовым. Обычно оно особенно ускоряется в начале весны, когда тает снег в дунайском бассейне. Талая вода течет вдоль берегов пролива, бурля и вскипая в котлах в наиболее узких местах.

Сегодня власти Турции планируют решить проблему большой загруженности Босфора путем строительства нефтепровода длиной около 100 км. Но все проекты пока остаются исключительно на бумаге.

Берега пролива Босфор

Здесь всякий горожанин может до бесконечности любоваться старинными дворцами из мрамора, каменными крепостями, деревянными турецкими яли (особняками около моря) и сверхсовременными отелями.

Яли – это деревянный многоэтажный дом, построенный у самой кромки моря. Эти строения с XVII века сохранились до наших дней и сегодня стали ресторанами, гостиницами и домами, где сегодня проживает местная знать.

Чтобы в полной мере ощутить всю прелесть этого пролива, следует совершить путешествие на туристическом судне или пароме. Вы наверняка получите необыкновенное удовольствие от этой прогулки.

Перед Вами откроется Стамбул во всей своей красе и восточной необычности. А российские туристы наверняка на уровне подсознания почувствуют византийскую сущность древнего Константинополя с его христианскими традициями.

Вы увидите, как среди судов и паромов Босфора Стамбул зажигает свои огни. Услышите голоса мулл, призывающих свою паству на ежедневную молитву в Святую Софию, которая сегодня является мечетью.

Увидеть всё это можно с борта парома, круизного судна или яхты от Эминёню до Анадолу-Каваги. В конце путешествия можно выйти на берег, пройтись по нему и вернуться назад по тому же билету.

Пересечь Босфор на пароме – настоящее приключение. Паромы в Стамбуле разные: рейсовые и туристические, дорогие и дешевые. Переплыть пролив на рейсовом пароме можно за полчаса, вояж на туристическом пароме займет значительно больше времени.

Осматривая Стамбул и пролив Босфор на пароме или судне вечером, Вы получите самые захватывающие впечатления. Именно в это время город и пролив, окрашенные алым закатом, наиболее таинственны и необыкновенны.

Достопримечательности около пролива Босфор

Бухта Босфора — Золотой рог

В Босфоре много бухт, но лучшей считается именно Золотой рог. По своей форме она действительно похожа на рог, а её берега так же извилисты, как берега Босфора. На Золотом Роге множество отличных стоянок для яхт и судов, а воды чисты и прозрачны.

Эта бухта защищена от сильных ветров, мягкая турецкая зима сюда приходит в декабре, а снега не бывает почти никогда. Лучшее время посещения Золотого рога – бархатный сезон, продолжающийся всю осень.

Первый мост через Босфор по легенде воздвиг царь Дарий из Персии. Он переплавил здесь свою 700-тысячную армию с помощью системы плотов и кораблей. Но это уникальное инженерное сооружение ему не помогло, войско Дария было уничтожено скифами.

Сегодня берега Босфора и раскинувшийся на них Стамбул соединяют 3 моста и 2 туннеля:

  1. Босфорский мост, возведенный в начале семидесятых годов XX века;
  2. мост Султана Мехмеда Фатиха, действующий с конца восьмидесятых годов прошлого века;
  3. мост Султана Селима Грозного, введенный в эксплуатацию всего несколько лет назад;
  4. туннель Мармарай длиной более 13 км, соединяющий железнодорожную систему Стамбула;
  5. туннель «Евразия» длиной более 14 км, часть которого находится на глубине более 100 метров.

Согласно знаковой для этих мест античной легенде, всемогущий бог Зевс влюбился в Ио - дочь аргивского царя и речного бога, что не понравилось супруге Зевса Гере. Ио превратилась в белую корову и, пытаясь спастись, спустилась в воды пролива, который с тех пор называют «коровьим бродом», или Босфором.

На самом деле неизвестно точно, почему древние греки назвали пролив именно так: «бос» - бык, «порос» - брод, то есть - «бычий брод». Но закрепилось «коровий».
Не имеет однозначной версии происхождения Босфора и наука историческая геология. Самая распространенная - «Теория черноморского потопа» заключается в том, что Босфор образовался примерно 7500-5000 лет назад. По этой теории ранее уровень Черного и был ниже уровня Мирового океана на 120 м и моря никак не сообщались. В конце последнего ледникового периода в результате таяния громадных масс льда и снега уровень воды в обоих водоемах резко повысился - на 140 м, мощный водный поток пробил себе дорогу из одного моря в другое. На это указывает, в частности, рельеф дна, а также изменение водных растений и осадочных пород с пресноводных на соленые примерно в указанное выше время. Другой причиной появления пролива могло стать землетрясение.
Пролив Босфор имеет важнейшее геополитическое положение. Со времен Троянской войны XIII-XII вв. до н. э. он неоднократно становился причиной международной напряженности, особенно в периоды ослабления одной из основных великих держав.
При Византийской империи (IV-XV вв.), а после ее падения - во времена Османской империи пролив Босфор оставался внутренним делом этих государств.
Османский период в истории пролива оставил значительный след в архитектуре построек на берегах Босфора. После завоевания падишахи построили здесь много укреплений, и не только. Поначалу строительство велось в центральных районах города, но с появлением в XIX в. пароходов роскошные летние резиденции начали строиться на более удаленных от моря участках босфорского побережья.
В конце XVII в. на побережье Азовского и Черного морей закрепилась Российская империя, и тогда же возникла проблема Босфора и Дарданелл, получившая в истории название «Вопрос о проливах».
Во-первых, пролив Босфор очень узкий, поэтому его легко «запереть». Во-вторых, берега Босфора принадлежат одному государству Турции. В-третьих, пролив соединяет открытое Средиземное море с закрытым Черным. Во все времена Турция пользовалась своим исключительным положением на Босфоре и пропускала иностранные суда через пролив, выдавая им «фирманы» своего рода лицензии на право торговли с черноморскими странами. Босфор всегда был предметом споров России и Турции, став причиной нескольких русско-турецких войн. Россия сумела заставить Турцию подписать Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г., по которому русские суда могли беспрепятственно ходить по проливу.
После окончания Первой мировой войны, согласно Севрскому мирному договору 1920 г., Босфор был объявлен демилитаризованной зоной под контролем Лиги Наций. В настоящее время действует договор о режиме турецких проливов, подписанный в 1936 г., согласно которому Босфор является международной судоходной зоной. Сегодня с точки зрения современного международного права Босфор является «открытым морем»: торговые суда всех стран обладают свободой прохода через пролив как в мирное, так и в военное время. Но Турция сохранила за собой право ограничивать передвижение по проливу судов нечерноморских стран, в частности своего давнего врага - Греции, и ввела режим предварительного уведомления о проходе военных кораблей.

Только через Босфор могут сообщаться Россия, Украина и Закавказье со стороны Черного моря со Средиземным и далее с Мировым океаном.
Значительная часть перевозок через пролив приходится на нефть из России и Каспийского региона, доставляемую в Западную Европу и США танкерами, загружающимися на терминалах российского порта Новороссийск.
Проход пролива Босфор связан со значительными трудностями. Фарватер, которым идут суда, весьма извилист, имеет S-образную конфигурацию, повторяет не менее извилистую линию побережья. Благодаря исключительно слаженной работе береговых служб на маяках и в диспетчерских современная история пролива не знает крупных катастроф. Начиная с 1960 г здесь произошло всего два десятка инцидентов без значительных человеческих жертв и ущерба для экологии.
Флора и фауна Босфора ничем не отличаются от средиземноморской, и главный промысловый вид рыбы здесь - скумбрия.
Идея моста через Босфор родилась еще в античные времена. Но лишь во второй половине XX в., после долгих и острых дискуссий, были построены два моста, соединившие берега пролива.
Босфорский мост - первый висячий мост через пролив - общей длиной 1510 м был открыт для проезда в 1973 г. Он носит имя Ататюрка, но местные жители чаще называют его Богазики (по-турецки - «пролив»). Он соединяет европейскую и азиатскую части Стамбула. Высота над водой - 64 м. Ежедневно через мост перевозят более полумиллиона человек. Проезд по мосту платный, для пешеходов он закрыт В первые четыре года по нему ходили люди, но впоследствии это запретили, потому что мостом регулярно пытались воспользоваться те, кто решил свести счеты с жизнью. Пешеходам предложено пользоваться паромами, которые ходят между берегами Босфора еще со времен персидского царя Дария I (V-IV вв. до н. а.).
Мост султана Мехмеда Фатиха имеет ту же общую длину, что и его старший брат, и его строительство было завершено в 1988 г. На него также не пускают пешеходов. Мосты отстоят друг от друга на 5 км.
Для удобства передвижения по проливу здесь поставлено несколько башен контроля морского трафика, или попросту маяков. Все они не похожи друг на друга. Первая башня-маяк была установлена византийским императором Алексеем I Комниным в 1110 г Девичья башня, или башня Леандра, - один из символов Стамбула, многократно реставрированный.
На европейском побережье Босфора находится один из самых старых и престижных районов Стамбула Бешикташ. Здесь же расположен один из стамбульских портов, откуда отходят паромы на азиатский берег Босфора. Самая впечатляющая площадь Стамбула площадь Барбаросса - также находится в районе Бешикташ, и здесь же расположен музей Навал и мавзолей императора Священной Римской империи Фридриха Барбароссы, погибшего, по одной из версий, при переправе через Босфор во время Третьего крестового похода в 1190 г.
Если день солнечный, местное население купается в Босфоре, заходя в воду с набережной Кеннеди, в районе Султанахмет, даже несмотря на береговые укрепления в виде беспорядочно набросанных валунов, постоянно проходящие мимо суда и, мягко говоря, не совсем чистую воду. Такую бесшабашность, вероятно, можно объяснить тем фактом, что за последнее время население города заметно изменилось и по численности, и по составу: стало больше выходцев из дальних сельских провинций.
И коренные стамбульцы сюда уже не ходят.
Наибольшее количество достопримечательностей на Босфоре сосредоточено в районе Султанахмет. Это самые известные исторические памятники Стамбула: Айя-София (Софийский собор), Голубая мечеть (мечеть Ахмедие, в честь султана Ахмеда), Ипподром, дворец Топкапы, Цистерна Базилика, Археологический музей Стамбула и мечеть Сулеймание. В 1985 г этот район был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Общая информация

Пролив между Европой и Малой Азией.
Соединяет с Мраморны м, а вместе с Дарданеллами - с , таким образом со всем бассейном Средиземного моря.
Административная принадлежность: Турция, Мраморноморский регион, провинция Стамбул.
Крупнейший город: Стамбул.
Язык: турецкий.
Денежная единица: турецкая лира.
Религия: ислам

Цифры

Длина: 31 км.
Ширина: 3329 м на северном входе, 2826 м на южном входе.
Максимальная ширина: 3420 м.
Минимальная ширина: 700 м.
Глубина на фарватере: от 36 до 124 м.
Средняя глубина: 65 м.
Максимальная глубина: 110 м.
Минимальная глубина: 18 м на севере, 13 м на юге.
Население: около 17 млн чел. (2001 г.).

Экономика

Судоходство: 48 тыс судов в год.
Туризм .

Климат и погода

Умеренно континентальный, окраинная зона субтропического . Влияние холодных ветров с севера.
Среднегодовая температура воздуха: +15°С.
Среднегодовая температура воды: +14+18°С.
Среднегодовое количество осадков: 850 мм.
Относительная влажность воздуха: 71,5%.
Соленость воды: в поверхностном течении преобладает распресненная (18%о) черноморская вода,а во встречном глубинном течении соленость воды составляет 38%о.
Проблемы: туман, плохая видимость, сильный ветер.

Достопримечательности

Европейский берег

Бухта Золотой Рог ;
Здания : крепость Румелихисар (середина XV в.), замок Топхане (середина XIX в.), дворец Чифте Сарайлар (середина XIX а.), дворец Долмабахче (середина XIX в.);
Культовые сооружения : мечеть Кылыч Али Паша Джами (конец XVI в.), мечеть Долмабахче Джами (середина XIX в.), мечеть Ортакей (середина XIX в.);
Музеи : Музей изящных искусств, Морской музей;
Парк Йылдыз ;
Рыбный базар Сарыер ;

Азиатская сторона

Башня Леандра (XII в.);
Культовые сооружения : мечеть Михриман Султан Джами (середина XVI в.), мечеть Ени Валиде Джами (начало XVIII в.);
Здания : крепость Анадолухисары (конец XIV в.), дворец Вейлербейи (середина XIX е.), вилла Кючкжсу (середина XIX в.), вокзал Хайдар Паша Тары (XIX-XX вв.);
Порт Хайдар Паша Лиманы (конец XIX в.);
Холм Чамлыджа ;

Прочее

Мосты : мост Ататюрка (Богазики), мост султана Мехмеда Фатиха;
Адапар (Принцевы острова, Мраморное море).

Любопытные факты

■ На поверхности Босфора течение обычно направляется из Черного моря в Мраморное. На некоторой глубине течение меняет направление и идет в противоположную сторону.
■ В зимы 1621-1669 гг пролив покрывался льдом. Это время отличалось общим понижением температуры в регионе и в климатологии получило название «Малый ледниковый период».
■ «Черноморский потоп» мог послужить основой легенды о Всемирном потопе, которая присутствует в фольклоре всех народов, населяющих или населявших этот регион, а также мог стать основой для истории о «Дардановом потопе» из сказаний о Трое.
■ Ежегодно в Стамбуле в середине лета проходит межконтинентальный заплыв через Босфор, в котором может принять участие любой, кто успеет зарегистрироваться.
■ 27 ноября 2010 г. севастопольский пловец-марафонец Олег Софяник проплыл пролив Босфор вдоль за шесть часов. Заплыв был посвящен сохранению природной среды Босфора. Спортсмену помогали плыть сильный южный ветер и попутное течение Температура воды составляла 14 градусов.
■ 15 мая 2005 г. американская звезда тенниса Винус Уильяме провела показательную игру с турецкой теннисисткой Ипек Сеноглу на мосту Богазики. Это был первый в буквальном смысле «межконтинентальный» матч.
■ Уже ведется строительство железнодорожного тоннеля Marmaray между берегами Босфора, закончить его планируется в 2013 г. В 2010 г. турецкое правительство объявило общественности о том, что планируется строительство еще одного автодорожного моста через Босфор - в северной части пролива, на побережье Черного моря. Восьмиполосный мост протяженностью 1275 метров свяжет скоростную дорогу Northern Marmara с трансъевропейской магистралью.

Путешествуя по разным странам, каждый турист хочет увидеть самые красивые места и захватывающие дух пейзажи. Отдых в этом случае будет запоминающимся. Одной из самых популярных туристических стран является Турция. Здесь есть множество достопримечательностей. Однако пролив Босфор в Стамбуле заслуживает особого внимания. Какая прогулка ждет путешественников по этому великолепному проливу, интересные факты и отзывы - все это будет рассмотрено далее.

Общее описание

Если упоминается одно из этих названий, в памяти всплывает сразу и второе. Стамбул является древней столицей трех империй. Это такие могучие государства, как Византия, Древний Рим, а также Османская империя. Этот город стоит на рубеже восточной и западной цивилизаций. Их культура, колорит здесь неразрывно связаны и затейливо переплетены.

Чтобы окунуться в особенную атмосферу этого древнего города, обязательно нужно отправиться на прогулку по проливу Босфор. В Стамбуле это главная водная артерия. Она одновременно является сердцем города и его главным символом. Этот пролив хранит в себе множество тайн.

Совершая круиз по Босфору в Стамбуле, можно почувствовать, как зависит город от этой водной артерии. Он черпает из него не только физические, но и духовные силы. Поэтому древний город и пролив являются одним целым. Они много лет живут, слившись неразрывно в единое целое. Туристу, приехавшему в эту страну, обязательно стоит отправиться в путешествие по красивейшему проливу, которым является Босфор. Существует древняя легенда о его появлении.

Согласно преданиям, пролив, который ныне отделяет Европу от Азии, появился в незапамятные времена. Его название символично. Предание гласит, что законная жена Зевса Гера желала пролить свой гнев на очередную возлюбленную своего мужа. Ее звали Ио. Зевс хотел спасти ее. Поэтому он превратил Ио в белую корову. Так ей удалось сбежать из Греции. Ее путь был направлен именно через этот пролив. Поэтому его называли «коровьим бродом». В переводе это название звучит как Босфор.

Географическая справка

Прогулка по Босфору в Стамбуле на корабле станет незабываемым событием. Это обширная водная артерия, которая вместе с Мраморным морем и проливом Дарданеллы, разделяет современную Турцию на Европейскую и Азиатскую части. Его длина составляет около 30 км. Ширина значительно меняется. В некоторых местах она достигает всего 700 м. В самом широком месте пролив имеет 6 км. Длина и ширина Босфора в 2 раза меньше, чем у пролива Дарданеллы. Однако красота этого водоема поражает. В Турции его называют Истанбул Богазы. Это в переводе означает «Стамбульский пролив».

Босфорский пролив соединяет Черное и Мраморное море. Через пролив Дарданеллы водоем сообщается со Средиземным и Эгейским морями. Поэтому через пролив регулярно ходят торговые, нефтяные суда и круизные, пассажирские лайнеры.

Вода в нем солено-опресненная. Она перемещается через пролив из Черного в Мраморное море. Далее воды попадают в Средиземное море. Это уникальная водная система. Речная долина очень старая. Она затоплена водой из моря. При этом здесь существует два противоположных течения. Нижнее несет в себе соленую воду. Верхнее течение опресненное.

Вид на Босфор в Стамбуле столь живописен, что туристы не могут удержаться от возможности сфотографироваться на фоне этой природной достопримечательности. Водные прогулки здесь очень популярны. При этом история пролива, его мостов очень интересна. Этот водоем формировался много десятков лет.

Первый мост

Одной из главных достопримечательностей является Босфорский мост. Он имеет долгую интересную историю. Существует здесь еще один мост. Он более современный. Называется он Мостом Султана Фатиха. Через Босфор был недавно построен и третий мост.

Однако история самого старого сообщения через водоем заслуживает особого внимания. Попытки соединить два берега пролива были предприняты человечеством несколько тысячелетий назад. Подобное предприятие было датировано 490 г. до н. э. Персидский правитель Дарий пожелал пересечь Босфор. Он хотел переправить свою многочисленную армию через эту водную преграду. Однако это вызвало ряд проблем.

Чтобы осуществить свои грандиозные планы, Дарий приказал жителю Самоса, которого звали Мандрокл, построить здесь временный мост. Древний инженер справился с поставленным перед ним заданием. Он связал несколько тысяч лодок, связанных канатами, понтон. Это было грандиозное для этого времени сооружение. Оно имело огромные размеры.

Мост по Босфору в Стамбуле сегодня, конечно, значительно отличается от древних конструкций. Однако попытки человечества придумать сухопутную переправу через пролив впечатляют. По первому древнему мосту-понтону армия из 70 тысяч полностью экипированных воинов смогла пройти на другой берег. Конструкция просуществовала недолго. На другую сторону люди могли добраться только на лодках.

Последующее проекты

Мост через пролив Босфор в Стамбуле был необходим. Это четко понимали правители прошлого. Задумываться серьезно о строительстве такого сообщения стали в период русско-турецкой войны (1877-1878 гг.). Были созданы проекты подобной конструкции. Однако строительство затягивалось. Только в 1931 г. была запланирована постройка моста. Стамбул, некогда бывший столицей Османской империи, ныне стал развитым городом. Его власти стремились создать новую инфраструктуру. Появлялись новые жилые районы, промышленные объекты. В таких условиях город крайне нуждался в строительстве моста.

В этот период создавалось множество инновационных проектов по индустриализации Стамбула. Одним из них стал план постройки первого транспортного пути через Босфор. Это был подвесной мост, примером для постройки которого стала конструкция в Сан-Франциско. Однако и в это время проект остановился на стадии разработки. Он так и не был создан.

Строительство моста

Только в 70-х годах прошлого столетия было построено первое современное сообщение между двумя берегами пролива. Первый камень в процессе строительства моста был заложен в конце февраля 1970 года. Создание этого грандиозного сооружения было доверено турецкой фирме и двум иностранным компаниям. Это были строительные организации Германии и Англии.

Над созданием моста работали 35 известных высококвалифицированных инженеров, а также 400 строителей. Процесс затянулся на 3 года. Строительство обошлось правительству Турции в более 200 млн долларов. Открытие первого моста было отпраздновано 29.10.1073. Эта дата совпала с полувековым юбилеем Турецкой республики.

Длина моста через Босфор (Стамбул) такова, что позволила занять сооружению 13 место в рейтинге подобных построек в мире. Открытие его стало грандиозным событием. Оно было настолько важным для страны, что на церемонию празднования этого события приехал президент республики Фахти Кортюк лично. Также на открытии моста присутствовал премьер-министр Мехмет Наим Талу.

Особенности моста

Следует сказать, что впоследствии были построены и другие мосты через Босфор. Но первое сооружение оказалось самым грандиозным. Его пропускная способность остается самой большой и сегодня. В сутки через него проходит более 200 тыс. машин. Через мост перевозят за это время более 600 тыс. пассажиров. Длина моста составляет 1560 м, а основного пролета - 1074 м. Ширина этого грандиозного сооружения составляет 33 м. От воды до проезжей части расстояние составляет 64 м. Высота моста через Босфор в Стамбуле составляет 165 м. Это расстояние определяется в наивысшей точке сооружения.

Проезд по мосту сегодня платный. Пешеходы сюда не допускаются. Пересечь мост можно исключительно на транспорте.

Вместе с сооружением этого великого моста была достигнута цель не только правительства Турции, но и многих жителей и гостей этой страны. Великие правители Древности могли только мечтать о постройке столь масштабного объекта. Современные технологии позволили претворить планы, вынашиваемые годами, в жизнь.

Мост позволяет за несколько минут добраться из одной части света в другую. Так как ранее подобных конструкций пролив не видел, сооружение было названо первым Босфорским мостом. Он имеет по 3 полосы для перемещения транспорта в обе стороны. Одна из них отведена для аварийных служб. Это не только уникальная, но и красивейшая конструкция пролива.

Мосты

Пролив Босфор в Стамбуле сегодня имеет несколько мостов и тоннелей. Они предназначены для передвижения разного вида транспорта. Первый Босфорский мост был переименован в 2016 году. Сегодня он называется «Мост мучеников 15 июня». Такое решение было принято, дабы почтить память жертв, погибших в результате попытки переворота.

Ныне функционирует и второй мост. Он называется Мост Султана Фатиха. Это сооружение построено в самом узком месте пролива. Здесь водоем имеет ширину всего 660 м. Это сообщение было открыто в 1988 году. Событие было приурочено к завоеванию Стамбула, которое состоялось 535 лет назад. Длина этого моста составляет 1510 м. Зато ширина этой конструкции больше, чем у предыдущей постройки. Она составляет 39 м. Высота дорожного полотна находится на высоте 64 м над уровнем воды.

Туристы утверждают, что на эти мосты стоит посмотреть в вечернее время. Они ночью особенно прекрасны. Мосты подсвечиваются огромным количеством лампочек. Это придает им особый романтический шарм и очарование.

Относительно недавно было принято решение о строительстве третьего моста через Босфор. Он называется Мостом Султана Селима Грозного. Строительство было начато в 2013 году. Конструкция была возведена в 2016 году. Открытие движения состоялось 26 августа 2016 г. Эта конструкция находится севернее Стамбула. В 2017 году строение было переименовано. Ныне оно называется Мостом Султана Селима Явуза. Он является частью Северной мармарийской окружной дороги.

Конструкция является комбинированной. Одну ее часть поддерживают ванты, а другую - ванты и тросы. В середине мост подвешен на тросах. Это самый широкий висячий мост в мире. Здесь предусмотрено всего 8 полос для движения транспорта. Также здесь проложено 2 колеи для передвижения поездов. Рекордной также является высота пилонов. Она составляет 322 м.

Тоннели

Пролив Босфор в Стамбуле также обеспечивает сообщение между берегами при помощи тоннелей. Первый из них называется «Мармарий». Это железнодорожное сообщение, которое проходит в туннеле под водой. Строительство его началось в 2004 году. Открытие тоннеля состоялось 29.10.2013.

Длина Мармарийского тоннеля составляет 9,8 км. Подводная часть составляет 1,4 км. Тоннель расположен на разной глубине. Здесь проходят железнодорожные транспортные средства. В самом глубоком месте тоннель находится от поверхности на 60 км.

Вторым не менее важным сообщением является сегодня Евразийский тоннель. Он был открыт 20.12.2016. Его длина уступает первому туннелю. Она достигает 5,4 км. Непосредственно под Босфором пролегает 3,34 км этого сообщения. Если учитывать длину подъездных путей, то Евразийский тоннель превосходит по длине «Мармарий». Общая протяженность его составляет 14,6 км.

Евразийский тоннель залегает на глубине 106 км. Этот тоннель предназначен для автобусных и автомобильных перевозок. Грузовой транспорт сюда не допускается.

Достопримечательности

Туры по Босфору в Стамбуле предполагают посещение разных достопримечательностей. Отправиться на прогулку можно на городском транспорте (вапурах). Также по водной глади постоянно циркулируют рейсовые корабли, прогулочные катера и яхты, пароходы. Также сюда заходят огромные туристические лайнеры.

Прогулка по Босфору в Стамбуле будет незабываемой. На одном из прогулочных катеров можно осмотреть оба его берега. Плотность населения здесь достаточно большая. Можно составить маршрут самостоятельно, опираясь на расписание городских кораблей.

Одним из часто посещаемых туристами мест является Девичья башня. Она находится на небольшом островке. Здесь пролив соединяется с мраморным морем. Дворцовые комплексы, шикарные виллы времен Османской империи находятся практически у самой воды. Сегодня это самые роскошные отели Стамбула.

В самом узком месте пролива с обеих его сторон стоят друг напротив друга две крепости. Это Румели Хисары и Анадолу Хисары. Архитектура завораживает. Эффектными пейзажами любят наслаждаться многочисленные туристы.

Бухта Халич

Прогулку по Босфору в Стамбуле рекомендуется дополнить посещением бухты Золотой Рог. Ее еще называют Халич. Она расположена на европейской части пролива. Здесь некогда существовал великий город древности Византия. Он также был столицей Римской империи. Также город называли Константинополем.

Любимым местом туристов здесь является рыбацкие лодки, на которых готовят только что пойманную рыбу. Местным деликатесом является балык-экмек. Это барабулька, которая подается с хлебом. Также пользуется популярностью среди туристов жареная хамса.

Рассмотрев особенности и достопримечательности Босфора в Стамбуле, можно будет отправиться в путешествие по этому великолепному проливу. Это время будет приятным и незабываемым.

Длина Босфора около 30 км., ширина от от 0,7 до 6 км. , а длина пролива Дарданеллы составляет 65 километров и ширина от 1,3 до 3.7 км. Проливом Босфор, Чёрное море соединяется с Мраморным морем, а далее через пролив Дарданеллы с Эгейским и Средиземным морями, поэтому через Босфор регулярно проходят торговые суда, пассажирские лайнеры и нефтяные танкеры. Соединяя Европу и Азию, пролив Босфор перемещает опресненно-соленые воды из Чёрного моря в Мраморное, и далее в Средиземное. Уникален Босфор по многим показателям - это старая речная долина, которая затоплена морской водой и имеет два противоположно направленных течения: опресненное верхнее и соленое – нижнее.

Мосты и туннели через Босфор

Босфор , является местом встречи двух континентов – Европы и Азии. Мосты через пролив, Евразийский тоннель и железнодорожный тоннель «Мармарай» под Босфором, соединяют эти два континента.

Первый мост через Босфорский пролив, соединивший европейскую и азиатскую части Стамбула это Босфорский мост . Официальное открытие моста состоялось в 1973 году, к 50-летней годовщине основания Турецкой Республики. Длина моста 1560 метров, ширина 33, а высота дорожного полотна над водой - 64 метра. Он открыт для пешеходов только раз в году – во время Стамбульского межконтинентального марафона. В 2016 году Босфорский мост переименован в “Мост мучеников 15 июля” в память о погибших в результате попытки переворота.

Второй мост через Босфор

Второй мост (Мост Султана Мехмеда Фатиха) , построен на месте, где ширина пролива минимальна (660 м). Официальное открытие моста состоялось в 1988 году, к 535-летию завоевания Стамбула . Длина моста 1510 метров, ширина 39, а высота дорожного полотна над водой, как и у первого моста- 64 метра. Не забудьте посмотреть на два босфорских . Когда наступают сумерки, они подсвечиваются тысячами ламп, создавая еще большую романтическую атмосферу.

Третий мост через Босфор

Мост пересекает Босфор в его северной части, у выхода в Чёрное море. Сооружение начали возводить в мае 2013 года, а церемония открытия состоялась 26 августа 2016 года. Третий Мост через пролив назван в честь султана Явуза Селима. На мосту проложено восемь автомобильных полос по четыре в каждую из сторон, а между ними две железнодорожных линии. Общая длина моста составляет 2164 метра, длина основного пролета 1408 метров. Высота моста составляет 322 метра, ширина – 59 метров.

Подводные сооружения Босфора

Подводный железнодорожный тоннель «Мармарай»

Четырехполосный подводный железнодорожный тоннель «Мармарай», строительство которого началось в 2004 году, был официально открыт 29 октября 2013 года. Общая длина тоннеля 9,8 км, длина подводной части – 1,4 км., а самый глубокий участок тоннеля находится в 60 метрах от поверхности Босфора. Железнодорожный тоннель общей протяжённостью в 13,6 км рассчитан на перевозку 1,5 миллиона пассажиров в день.

Евразийский тоннель

20 декабря 2016 года в Стамбуле был официально открыт Евразийский тоннель. Общая длина тоннеля составляет 5400 метров, из них 3340 метров пролегают под Босфором. Вместе с подъездными путями общая протяженность тоннеля составляет 14,6 километров, а максимальная глубина залегания - 106 метров. Тоннель предназначен для проезда легковых автомобилей и микроавтобусов.

Главные достопримечательности Босфора

Плотность населения на обоих берегах Босфора высока. Его воды постоянно бороздят рейсовые корабли городского транспорта (вапуры), прогулочные катера, пароходы с туристами, частные яхты и большие морские суда. Чтобы увидеть Стамбул с обеих сторон пролива, обязательно прогулятся на прогулочном катере по Босфору или продумать маршрут на рейсовых кораблей городского транспорта.

  • располагается на маленком скалистом островке именно там, где пролив соединяется с Мраморным морем. Девичья башня находится ближе к Азиатского побережя .
  • Роскошные виллы и изумительной красоты Османских султанов , и стоят чуть ли не у самой воды, отражаясь в ее глади. Некоторые когда-то османские дворцы, ныне самые роскошные отели Босфора. Например: Дворец Чыраган и отель Four Seasons at the Bosphorus
  • В самом узком месте Босфора, стоят одна против другой две крепости: и .

Отели Стамбула на берегу Босфора

Многие имеют номера или шикарные террасы с видом на Босфор, но не так много стоят прямо на берегу. Босфорские отели расположенные на берегу пролива находятся в основном в стамбульском районе Бешикташ . Это самые дорогие и самые шикарные отели в которых обычно останавливаются именитые гости Стамбула – президенты, шейхи, кинозвезды и крупные бизнесмены.

По обе стороны пролива можно найти и немало самых разнообразных ресторанов, причем как дорогих, где обычно можно встретить звезд шоу-бизнеса, так и обычных закусочных, которые будут по кошельку любому туристу. Также работает немало и национальных ресторанов, где можно отведать традиционную турецкую кухню. А что может быть лучше обеда на террасе ресторана с видом на Босфор , где вы сможете отведать самые разнообразные блюда и напитки.

Фото Босфора


  • Босфор – душа Стамбула