Советы для туристов        08.10.2023   

Как называется самый большой колокол на звоннице ростовского кремля? Внутреннее убранство собора

В.А. Горохов

Русский человек с раннего детства и до смертного часа слышал колокольный звон – утром и вечером, в праздничные и печальные дни. Для всех людей, независимо от их положения и состояния, голос Церкви – голос Православия – звучал одинаково. Наверное, поэтому колокольный звон на Руси давно стал глубоко национальным явлением. Этот живой голос и сейчас словно идет из глубины веков. Русские колокола слушают православные в разных уголках мира, но только на Руси звучали и звучат самые звонкие, самые мелодичные и самые душевные колокола. Слушаешь их и не понимаешь, «то ли с неба звон, то ли с земли»…

Если в столице взрослеющего Московского государства отливались самые большие в мире колокола, высоко в небе горели золотые купола на самых больших храмах и самых высоких колокольнях, то в провинции, «во глубине России», монументальности было меньше – все как-то спокойнее, будничнее, человечнее.

Исключение – колокола Ростова Великого, но это особый случай – их уникальный звон признан лучшим и в наши дни. В свое время этот город тоже был столицей – Ростовского княжества.

А. Косничев. «У Сысоя». 2007 г. Холст, масло

Ростовский кремль – это удивительный памятник русского зодчества. Здесь собраны образцы иконописи, фресковой живописи, резьбы по камню и дереву, художественной лепки и керамики, литейного искусства и кузнечного дела. Славу Ростову Великому принесли и неповторимые колокольные звоны. Самые знаменитые из них были слышны за восемнадцать верст , в далеких окрестностях Ростова Великого.

Впервые город упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом, когда его округу населяли угро-финские племена. Новгородские слове́не и смоленские кри́вичи стали проникать на территорию Ростово-Суздальской земли с севера и запада в IX веке. В самом начале XI века происходит христианизация края, усиливается влияние Киевской Руси.

В 1164 году в Ростове были обретены мощи святителя Леонтия Ростовского – на территории Северо-Восточной Руси это произошло впервые. Первый белокаменный храм строится здесь уже при Андрее Боголюбском.

Центральную часть города составили вечевая площадь, куда по звону колокола собирался народ, епископский двор, Иоанновский и Григорьевский монастыри, а позже и Успенский собор, Борисоглебская церковь. В XIII веке это городское ядро, расположившееся на берегу озера Неро, обносят деревянными укреплениями, рвом с водой.

Ростов издавна славился своими колоколами, и их отливали лучшие в те годы мастера-умельцы. В «Истории государства Российского» Н.М. Карамзин приводит факт из летописи, что в 1290 году в Устюг из Ростова Великого был отправлен колокол «Тю́рик» . И позже, в летописях XV века неоднократно встречаются записи о колоколах, «политых в Ростове».

На главной колокольне Ивана Великого Московского Кремля звонит «Ростовский» колокол весом 3267 кг, отлитый в 1687 году. Он был отлит в Белогостицкий монастырь, находившийся близ Ростова (отсюда и название колокола). Автор колокола – московский плавильный и колокольный мастер Филипп Андреев, работавший на Пушечном дворе с 1664 по 1688 год.

Звонница Успенского собора. 1682-1689 гг.
Митрополичий двор, Ростов Великий

Большая земляная крепость «о девяти углах», названная впоследствии Ростовским кремлем, строилась в первой трети XVII века. Главным сооружением стал большой комплекс Архиерейского дома, окруженный земляными валами с одиннадцатью башнями. Обширное пространство вокруг оставлено незастроенным. Создание столь могучего города-крепости связывают с деятельностью последователя патриарха Никона митрополита Ионы, сторонника идеи господства церковной власти над светской. Архитектурными доминантами города становятся расположенный в его геометрическом центре огромный Успенский собор (усыпальница ростовских князей, митрополитов) и к востоку от него звонница.

Современный Успенский собор был построен в 1502-1512 годах, но службы на этом месте велись намного раньше, с 991 года, в самом первом храме. А всего их было пять, и с ними связано много легенд. Один из настоятелей собора был отцом былинного русского витязя Алеши Поповича, геройски погибшего в битве с монголами на Калке. В 1314 году здесь был крещен отрок Варфоломей – Сергий Радонежский.

В летописях и документах XIV века часто упоминается Ростовский архиепископ Феодор, и не случайно. Племянник преподобного Сергия Радонежского Иоанн в двенадцать лет принял постриг с именем Феодор у своего дяди и впоследствии с его благословления основал в Москве Симонов монастырь, стал его игуменом и духовником великого князя Дмитрия Донского.

Прекрасно владея греческим языком, будучи образованным, эрудированным человеком и тонким дипломатом, святитель в 80-х годах XIV века выполнял самые ответственные поручения князя в византийской столице. После последнего посещения Царьграда патриарх Антоний возвел его в сан архиепископа Ростовского, и святитель Феодор стал вторым архиепископом на Руси (первым это высокое звание получил владыка Великого Новгорода). У себя на родине, в Ростове, он основал женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и написал для этой обители икону Богородицы. В 1394 году он был погребен в Успенском соборе Ростова.

Надвратная церковь Воскресения. Ок. 1670 г.
Митрополичий двор, Ростовский Кремль

В 1609 году в соборе оборонялись горожане, не признавшие Лжедмитрия, и многие погибли под его сводами; в этом храме поляки и предатели схватили митрополита Филарета – будущего патриарха, и увели его в плен почти на десять лет. В соборе служил Литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский, а в 1913 году молился последний российский царь Николай II.

Самый яркий памятник архитектуры Ростовского кремля – звонница Успенского собора. Трехпролетную звонницу начали возводить недалеко от собора в 1682 году, и уже скоро митрополит Иона решает отлить колокол весом 2000 пудов и для этого приглашает в Ростов известного московского мастера-колокололитейщика Флора Терентьева, который великолепно справился с поставленной перед ним задачей.

Флор Терентьев лил колокола в конце XVII – начале XVIII века. В 1688 году мастер изготовил 2000-пудовый гигант, сохранившийся до наших дней. Его колокола звучали в Москве (Покровский собор на Рву), Ярославле (церковь св. Димитрия), в псковском Благовещенском соборе их было два; это храмы, о которых сохранились сведения. Так как в документах Пушкарского приказа его имя никогда не упоминалось, можно предположить, что мастер работал самостоятельно, брался за конкретную работу и выполнял ее блестяще.

В 1688 году к звоннице была пристроена мощная высокая башня с проемом для отлитого колокола-гиганта, впоследствии получившего имя «Сысо́й» , и с языком, весившим сто пудов; управляли им не менее двух звонарей.

Портрет митрополита Ионы III (Сысоевича),
строителя Ростовского кремля и Белой Палаты,
писанный при жизни святителя в XVII в.
Фото С.М. Прогудина-Горского, 1911 г.
Государственный музей-заповедник
«Ростовский кремль »

Легенда передала нам слова митрополита Ростовского и Ярославского Ионы (Сысоевича, 1607-1690), от имени которого колокол вероятнее всего и получил свое название самый большой из ростовских колоколов: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». В них – гордость за сделанное своими руками, любовь к родному дому. Ласкательные, уменьшительные суффиксы в те годы часто использовались в русском языке, время было доброе, многообещающее. А «колоколишка» мог весить и две тысячи пудов.

В 1689 году полностью были закончены все работы на звоннице, и тринадцать колоколов заняли определенные им места на балках из лиственницы, заняли надолго – висят и сейчас, только к ним в XIX веке добавили еще два колокола; теперь их пятнадцать.

Вот как описывает набор колоколов Успенского собора известный исследователь М.Н. Тюнина:

«"Сысо́й" – 2000 пудов (32 тонны), отлит Флором Терентьевым в 1688 г. и водружен на специально для этого пристроенной высокой части звонницы;

"Полиеле́йный" , или "Полиеле́й" , – 1000 пудов (16 тонн), отлит в 1682 г. московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном;

"Ле́бедь" – 500 пудов (8 тонн), отлит в 1682 г. также Филиппом Андреевым. Назван так за красивый трубный звук;

"Голода́рь" – 171 пуд (2,7 тонны), трижды был перелит, последний раз в 1856 г.; назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам;

"Бара́н" – 80 пудов (1,28 тонны), отлит в 1654 г. в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым, умершим в этом же году от моровой язвы.

Следующие колокола меньшего веса имеют названия "Красный" , "Козе́л" , остальные без названия кроме двух небольших "зазвонных", первого и второго.

На восточной стене собора, обращенной к звоннице, висел маленький, но звучный колокол "Ясак", которым давали звонарям знак о начале звона» (см.: Тюнина М.Н. Ростовские колокола и звоны // Колокола: история и современность. – М., 1985).

А. Косничев. «Звонари». 2000 г. Холст, масло

Историческая звонница и сегодня является одной из самых больших в России по своим размерам: длина ее 32 метра, ширина почти 11 метров и высота 17 метров. Ее пропорции, удачное размещение рядом со старшим по возрасту Успенским собором, традиционное строгое оформление делают ее гармоничным и очень привлекательным сооружением русской архитектуры конца XVII века. Проемы для колоколов, обрамленные белыми рамами, сразу же привлекают внимание. Спокойной мощью веет от огромных, в то же время изящной формы, темных колоколов. А внизу каждый пролет подчеркнут горизонталью – легкой ажурной металлической решеткой. Взгляд скользит выше, поднимается на кровлю, а на ней над каждым пролетом – изящные главки с крестами, устремленными в небо. Эта выстроенная талантливыми зодчими композиция совершенна по своим формам, и любоваться ею можно бесконечно. Однако рассмотрим основной объем звонницы. Он так же прост и изящен, несмотря на свои размеры, – шесть вертикальных лопаток-выступов в виде колонн и три горизонтальных карниза. На белом фоне совсем не лишние, функционально необходимые двери в цокольном этаже, узкие окна-бойницы на втором и третьем этажах и еле заметные оконца, освещающие проложенную внутри массива стены лестницу.

Специалисты, исследователи, занимающиеся изучением редчайшего феномена колокольного звона, считают, что красота звучания ростовских колоколов во многом определяется конструкцией звонницы. Дело в том, что внутри тела звонницы от верхней площадки пролетов прямо под колоколами оставлены каналы – пустоты в кладке, идущие до самой земли, которые резонируют и усиливают звучание (прием, используемый в органах). И еще один маленький секрет строителей ростовской звонницы: она поставлена вблизи озера, водная поверхность которого также усиливает акустический эффект.

Не так просто сложилась судьба ростовских колоколов, бывало, что их спасало только чудо и они оставались жить, а значит – звонить.

Колокола со звонницы Успенского собора избежали участи сотен своих звонкоголосых собратьев, которые по указу Петра I после поражения под Нарвой были перелиты в пушки, необходимые царю для будущих баталий.

Тогда было переплавлено около четвертой части всех колоколов России, среди них были и бесценные. Но звонницы Успенского собора указ царя об изъятии колоколов не коснулся. Дело в том, что в самые первые годы своего правления, начиная с 1691 года, царь обращался к ростовской митрополии с просьбой дать ему серебра, чтобы отчеканить монеты. Царю шли навстречу, сумма была предоставлена весьма солидная по тем временам – пятнадцать тысяч рублей; это-то через десять лет и спасло колокола. Не раз колокола были близко от гибели во время пожаров, этого страшного бедствия деревянных построек в России. Особенно сильными были пожары в 1730 и 1758 годах, но звонница уцелела, только копоть и чуть обгоревшие брусья напоминают об этой угрозе. После пожара 1758 года в Ростовском кремле все деревянные, крытые тесом, лемехом, дранкой крыши и главки заменили металлом.

Колокол «Сысой»

Реальная угроза нависла над колоколами в 1919 году; по инициативе местных властей их должны были снять и переплавить на нужды промышленности. Неожиданно помощь пришла от главы Наркомпроса А.В. Луначарского, который на собрании городского актива сказал: «Храните исторические ценности и памятники Ростова и отвечайте за сохранность их». Слова наркома были восприняты как указание, и местные власти оставили колокола в покое.

Звон ростовской звонницы на службах был прекращен в 1928 году, но в 1932 году колокола зазвонили во время съемок фильма «Петр I». С тех пор Ростовский кремль и звонница стали популярными у кинематографистов. Ростовские колокола звонили в исторической эпопее «Война и мир», в фильмах «Братья Карамазовы», «Держись за облака», «Семь нот в тишине» и др.

В начале ноября 1941 года, когда враг был рядом, было принято решение снять колокола и эвакуировать их в тыл, но после разгрома немцев под Москвой необходимость в этом отпала.

В августе 1953 года невиданный в этих местах смерч снес кровлю и повредил главы звонницы. Вскоре реставраторы восстановили утраченное и пострадавшее.

Галерея звонницы Ростовского Кремля

Новая страница в биографии ростовских колоколов открылась в 1963 году, когда в «Неделе» (№ 13), приложении к газете «Известия», вышел очерк А. Бутлерова «Русские звоны» с прекрасными фотографиями В. Ахломова и П. Носова. Как рассказывают ветераны-«известинцы», это была идея главного редактора А. Аджубея, который побывал в Ростове Великом, увидел чудом сохранившуюся жемчужину русского зодчества, великолепные колокола и направил туда корреспондентов. В то время это был поступок – ведь Аджубей был зятем Первого секретаря ЦК и первого богоборца страны Н. Хрущева. Вот выдержки из исторического очерка, когда на встречу пришли «последние из могикан» – звонари-виртуозы, показать свое искусство и оставить его потомкам в записи.

«Они сидят в большой комнате под звонницей – пятеро умельцев, знающих цену своему редчайшему мастерству. Каждому под семьдесят, но все крепкие, ладные, похожие на старых мастеровых…

Накануне была репетиция. Я видел, как Александр Сергеевич Бутылин – главный звонарь – внимательно осмотрел все колокола, особенно "Красный", свой любимый, затем связал веревками языки семи маленьких колоколов, устроил из большого деревянного бруса "ножную педаль" к восьмому и вдруг потянул веревки на себя. Колокола грянули разом, потом звук рассыпался – то по двое, то по трое, то поодиночке заговорили, запели звоны, рванулась в небо прозрачная, густая, звонкая музыка. Неуловимыми движениями пальцев Бутылин управлял ею…

Смешно, конечно, говорить о каком-то возрождении колокольной музыки. Эпоха колоколов прошла. Но сохраняем же мы памятники старины, ибо неразрывными традициями связано наше сегодняшнее искусство с искусством предшествующих поколений! Надо сохранить и колокольные звоны, и не только в звукозаписи. В том же Ростове-Ярославском знаменитые его звоны могли бы стать главным музейным экспонатом».

Такими словами закончился очерк, написанный 45 лет тому назад.

Имя мастера Флора Терентьева на колоколе

С чувством понимания и глубокой благодарности относимся к автору, который в начале 60-х годов выступил с ярким незабываемым рассказом о православных колоколах и их месте в истории нашего народа, привлек внимание читателей к проблеме. И это в то время, когда лидер партии и государства громогласно заявил, что через двадцать лет в стране не будет ни одного священника и ни одного верующего, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме». Правда, вместо объявленного коммунизма провели тогда Олимпиаду, а история и народ внесли свои поправки. Не хотелось бы все повторять снова.

После публикации очерка в популярной газете новое поколение узнало о прекрасных колоколах Ростова, об их истории. А вскоре (по историческим меркам), через три года, при подготовке Всемирной выставки ЭКСПО-67 в Монреале, фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записью колокольных ростовских звонов, и к ним пришла мировая известность.

Что произошло во время записи звона колоколов Ростова Великого, прервавшего после долгих лет свое молчание, и как к этому отнеслись местные жители, написал в своих воспоминаниях актер Малого театра Анатолий Борисович Свенцицкий.

«…С.П. Щипачев, которого я хорошо знал, рассказывал мне на даче в Переделкине, как опробовали и записывали "звоны" в Ростове Великом. "Приехали мы, писатели, музыканты, корреспонденты газет, и ждем… И вот первый удар колокола, затем второй, третий, начался малиновый трезвон… И побежали, крестясь, жители города к монастырю, и старые, и молодые – думали, кончилась советская власть… Разочарованы были", – улыбаясь, добавил Степан Петрович.

С тех пор прошли годы… Снова звонят на Руси колокола, и нет в ней власти советской.

Думаю, что сегодня вместе с русским народом перекрестился бы и Степан Петрович Щипачев».

Эта пластинка появилась у меня в далеком 1967-м. Первоначально их было три. Две улетели в Африку. Провожая меня в экзотическую далекую командировку, отец решил, что этот звон должен сопровождать сына и напоминать о доме. Он оказался прав: православные колокола волнительно звучали у подножия Джур-Джуры и в песках Сахары. Ту, что осталась, я слушаю на старом патефоне. Звучат колокола, напоминая о молодости, помогая размышлять о прошлом, настоящем и будущем.

Зазвонные (малые) колокола

И все же слушать колокола лучше всего в Ростове Великом.

Сегодня услышать звон этих колоколов едут паломники и туристы из самых дальних уголков России и зарубежья. И звучат колокола во время службы в храмах и в дни фестивалей, когда показать свое мастерство съезжаются лучшие звонари – мастера удивительного искусства звона.

Колокола Ростова Великого

Если в столице взрослеющего государства отливались самые большие в мире колокола, высоко в небе горели золотые купола на самых больших храмах и самых высоких колокольнях, то в провинции, «во глубине России», монументальности было меньше - все как-то спокойнее, будничнее, человечнее.

Исключение - колокола Ростова Великого, но это особый случай: их уникальный звон признан лучшим и в наши дни. В свое время этот город тоже был столицей - Ростовского княжества.

Ростовский кремль - это удивительный памятник русского зодчества, народного искусства и промыслов. Здесь собраны самые лучшие образцы иконописи, фресковой живописи, резьбы по камню и дереву, художественной лепки и керамики, литейного искусства и кузнечного дела. Славу Ростову Великому принесли и неповторимые колокольные звоны. Самые знаменитые звоны были слышны за восемнадцать верст, в далеких окрестностях Ростова Великого.

Впервые город упомянут в «Повести временных лет» под 862 годом, когда его округу населяли угро-финские племена. Новгородские словене и смоленские кривичи стали проникать на территорию Ростово-суздальской земли с севера и запада в IX веке. В самом начале XI века происходит христианизация края, усиливается влияние Киевской Руси.

В 1164 году в Ростове были обретены мощи святителя Леонтия Ростовского - впервые в Северо-Восточной Руси. Первый белокаменный храм строится здесь при Андрее Боголюбском.

Центральную часть города составили вечевая площадь, куда по звону колокола собирался народ, епископский двор, Иоанновский и Григорьевский монастыри, а позже и Успенский собор, Борисоглебская церковь. В XIII веке это городское ядро, расположившееся на берегу озера Неро, обносят деревянными укреплениями, рвом с водой.

Ростов издавна славился своими колоколами, и их отливали лучшие в те годы мастера-умельцы. В «Истории государства Российского» Н. М. Карамзин приводит факт из летописи, что в 1290 году в Устюг из Ростова Великого был отправлен колокол «Тюрик». И позже в летописях XV века неоднократно встречаются записи о колоколах, «политых в Ростове». О том, что их слава была признана на Руси, говорит и тот факт, что на главной колокольне Ивана Великого московского Кремля звонит «Ростовский» колокол весом 3267 килограммов, отлитый в 1687 году. Он был отлит в Белогостицком монастыре, находившемся близ Ростова (отсюда и название колокола). Автор колокола - московский плавильный и колокольный мастер Филипп Андреев, работавший на Пушечном дворе с 1664 по 1688 год.

Большая земляная крепость «о девяти углах», названная впоследствии ростовским кремлем, строилась в первой трети XVII века. Главным сооружением стал большой комплекс Архиерейского дома, окруженный земляными валами с одиннадцатью башнями и обширными незастроенными пространствами. Создание столь могучего города-крепости связывают с деятельностью последователя патриарха Никона митрополита Ионы, сторонника идеи господства церковной власти над светской. Архитектурными доминантами города становятся расположенный в его геометрическом центре огромный Успенский собор (усыпальница ростовских князей, митрополитов) и к востоку от него звонница.

Современный Успенский собор был построен в 1502–1512 годах, но службы на этом месте велись намного раньше, с 991 года, в самом первом храме. А всего их было пять, и с ними связано много легенд. Один из настоятелей собора был отцом былинного русского витязя Алеши Поповича, геройски погибшего в битве с монголами на Калке. В 1314 году здесь был крещен отрок Варфоломей - Сергий Радонежский.

В летописях и документах XIV века часто упоминается ростовский архиепископ Феодор, и не случайно. Племянник преподобного Сергия Радонежского Иоанн в двенадцать лет принял постриг с именем Феодор у своего дяди и впоследствии с его благословления основал в Москве Симонов монастырь, стал его игуменом и духовником великого князя Дмитрия Донского.

Прекрасно владея греческим языком, будучи образованным, эрудированным человеком и тонким дипломатом, святитель в 80-х годах XIV века выполнял самые ответственные поручения князя в Византийской столице - Царьграде. После последнего посещения патриарх Антоний возвел его в сан архиепископа Ростовского, и святитель Феодор стал вторым архиепископом на Руси (первым это высокое звание получил владыка Великого Новгорода). У себя на родине, в Ростове, он основал женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы и написал для этой обители икону Богородицы. В 1394 году он был погребен в Успенском соборе Ростова.

В 1609 году в соборе оборонялись горожане, не признавшие Лжедмитрия, и многие погибли под его сводами; в этом храме поляки и предатели схватили митрополита Филарета - будущего патриарха, и увели его в плен почти на десять лет. В соборе служил литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский, а в 1913 году молился последний российский царь Николай II.

Самый яркий памятник архитектуры ростовского кремля - звонница Успенского собора. Трехпролетную звонницу начали воздвигать недалеко от собора в 1682 году, и уже скоро митрополит Иона решает отлить колокол весом 2 тысячи пудов и для этого приглашает в Ростов известного московского мастера-колокололитейщика Флора Терентьева, который великолепно справился с поставленной перед ним задачей.

Флор Терентьев лил колокола в конце XVII - начале XVIII века. В 1689 году мастер изготовил 2000-пудовый гигант, сохранившийся до наших дней. Его колокола звучали в Москве (Покровский собор на Рву), Ярославле (церковь Святого Дмитрия), в псковском Благовещенском соборе их было два, это храмы, о которых сохранились сведения. Так как в документах Пушкарского приказа его имя никогда не упоминалось, можно предположить, что мастер работал самостоятельно, брался за конкретную работу и выполнял ее блестяще.

В 1688 году к звоннице была пристроена мощная высокая башня с проемом для отлитого колокола-гиганта, получившего имя «Сысой», с языком, весившим сто пудов. Управляли им не менее двух звонарей.

Легенда передала нам слова Ионы Сысоевича: «На своем дворишке лью колоколишки, дивятся людишки». В них - гордость за сделанное своими руками, любовь к родному дому. Ласкательные, уменьшительные суффиксы в те годы часто использовались в русском языке, время было доброе, многообещающее. А «колоколишка» мог весить и две тысячи пудов.

В 1689 году полностью были закончены все работы на звоннице, и тринадцать колоколов заняли определенные им места на балках из лиственницы, заняли надолго - висят и сейчас, только к ним в XIX веке добавили еще два колокола; теперь их пятнадцать.

Вот как описывает набор колоколов Успенского собора известный исследователь М. Н. Тюнина:

«"Сысой" - 2000 пудов (32 тонны), отлит Флором Терентьевым в 1688 г. и водружен на специально для этого пристроенной высокой части звонницы;

- "Полиелейный", или "Полиелей", - 1000 пудов (16 тонн), отлит в 1682 г. московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном;

- "Лебедь" - 500 пудов (8 тонн), отлит в 1682 г. также Филиппом Андреевым. Назван так за красивый трубный звук;

- "Голодарь" - 171 пуд (2,7 тонны), трижды был перелит, последний раз в 1856 г.; назван так потому, что в него звонили в великий пост к определенным службам;

- "Баран" - 80 пудов (1,28 тонны) отлит в 1654 г. в Ростове московским мастером Емельяном Даниловым, умершим в этом же году от моровой язвы.

Следующие колокола меньшего веса имеют названия "Красный", "Козел", остальные без названия, кроме двух небольших "зазвонных", первого и второго.

На восточной стене собора, обращенной к звоннице, висел маленький, но звучный колокол "Ясак", которым давали звонарям знак о начале звона» (см.: Ростовские колокола и звоны. Колокола. М., 1985).

Историческая звонница и сегодня является одной из самых больших в России по своим размерам: длина ее 32 метра, ширина почти 11 метров и высота 17 метров. Ее пропорции, удачное размещение рядом со старшим по возрасту Успенским собором, традиционно строгое оформление делают ее гармоничным и очень привлекательным сооружением русской архитектуры конца XVII века. Проемы для колоколов, обрамленные белыми рамами, сразу же привлекают внимание. Спокойной мощью веет от огромных, в то же время изящной формы, темных колоколов. А внизу каждый пролет подчеркнут горизонталью - легкой ажурной металлической решеткой. Взгляд скользит выше, поднимается на кровлю, а на ней над каждым пролетом - изящные главки с крестами, устремленными в небо. Эта выстроенная талантливыми зодчими композиция совершенна по своим формам, и любоваться ею можно бесконечно. Однако рассмотрим основной объем звонницы. Он так же прост и изящен, несмотря на свои размеры, - шесть вертикальных лопаток-выступов в виде колонн и три горизонтальных карниза. На белом фоне совсем не лишние, функционально необходимые двери в цокольном этаже, узкие окна-бойницы на втором и третьем этажах и еле заметные оконца, освещающие проложенную внутри массива стены лестницу.

Специалисты, исследователи, занимающиеся изучением редчайшего феномена колокольного звона, считают, что красота звучания ростовских колоколов во многом определяется конструкцией звонницы. Дело в том, что внутри тела звонницы от верхней площадки пролетов прямо под колоколами оставлены каналы - пустоты в кладке, идущие до самой земли, которые резонируют и усиливают звучание (прием, используемый в органах). И еще один маленький секрет строителей ростовской звонницы: она поставлена вблизи озера, водная поверхность которого также усиливает акустический эффект.

Не так просто сложилась судьба ростовских колоколов, бывало, что только чудо их спасало и они оставались жить, а значит - звонить.

Колокола со звонницы Успенского собора избежали участи сотен своих звонкоголосых собратьев, которые по указу Петра I после поражения под Нарвой были перелиты в пушки, необходимые царю для будущих баталий.

Тогда было переплавлено около четвертой части всех колоколов России, среди них были и бесценные. Но звонницы Успенского собора указ царя об изъятии колоколов не коснулся. Дело в том, что в самые первые годы своего правления, начиная с 1691 года, царь обращался к ростовской митрополии с просьбой дать ему серебра, чтобы отчеканить монеты. Царю шли навстречу, сумма была предоставлена весьма солидная по тем временам - пятнадцать тысяч рублей; это-то через десять лет и спасло колокола. Не раз колокола были близко от гибели во время пожаров, этого страшного бедствия деревянных построек в России. Особенно сильными были пожары в 1730 и 1758 годах, но звонница уцелела, только копоть и чуть обгоревшие брусья напоминают об этой угрозе. После пожара 1758 года в ростовском кремле все деревянные, крытые тесом, лемехом, дранкой крыши и главки заменили металлом.

Реальная угроза нависла над колоколами в 1919 году; по инициативе местных властей их должны были снять и переплавить на нужды промышленности. Неожиданно помощь пришла от главы Наркомпроса А. В. Луначарского, который на собрании городского актива сказал: «Храните исторические ценности и памятники Ростова и отвечайте за сохранность их». Слова наркома были восприняты как указание, и местные власти оставили колокола в покое.

Звон ростовской звонницы на службах был прекращен в 1928 году, но в 1932 году колокола зазвонили во время съемок фильма «Петр I». С тех пор Ростовский кремль и звонница стали популярными у кинематографистов. Ростовские колокола звонили в исторической эпопее «Война и мир», в фильмах «Братья Карамазовы», «Держись за облака», «Семь нот в тишине» и др.

В начале ноября 1941 года, когда враг был рядом, было принято решение снять колокола и эвакуировать их в тыл, но после разгрома немцев под Москвой необходимость в этом отпала.

В августе 1953 года невиданный в этих местах смерч снес кровлю и повредил главы звонницы. Вскоре реставраторы восстановили утраченное и пострадавшее.

Новая страница в биографии ростовских колоколов открылась в 1963 году, когда в «Неделе» (№ 13), приложении к газете «Известия», вышел очерк А. Бутлерова «Русские звоны» с прекрасными фотографиями. Как рассказывают ветераны-«известинцы», это была идея главного редактора А. Аджубея, который побывал в Ростове Великом, увидел чудом сохранившуюся жемчужину русского зодчества, великолепные колокола и направил туда корреспондентов. В то время это был поступок - ведь Аджубей был зятем Первого секретаря ЦК и первого богоборца страны Н. Хрущева.

После опубликования очерка в популярной газете новое поколение узнало о прекрасных колоколах Ростова, об их истории. А вскоре (по историческим меркам), через три года, при подготовке Всемирной выставки ЭКСПО-67 в Монреале, фирма «Мелодия» выпустила пластинку с записью колокольных ростовских звонов, и к ним пришла мировая известность.

Сорок лет прошло с тех пор. Сегодня услышать звон ростовских колоколов едут туристы из самых дальних уголков России и зарубежья. И звучат колокола во время службы в храмах и в дни фестивалей, когда показать свое мастерство съезжаются лучшие звонари - мастера удивительного искусства звона.

Из книги Петербургские окрестности. Быт и нравы начала ХХ века автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Колокола истории автора Фурсов Андрей Ильич

КОЛОКОЛА ИСТОРИИ Не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по Тебе. Джон Донн IМы живем в парадоксальное время: XXI в. и третье тысячелетие еще не наступили, а вот тысячелетие второе и век XX уже кончились. И не потому, что средневековый монах, переписывавший

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Колокола Трудно представить себе монастырь без колоколов и колокольни. Тем не менее в Фонте-Авеллана суровый Петр Дамианский осуждал «бесполезное звучание колоколов». И все же, в конце концов, он купил колокола «из милосердия к человеческой слабости и к человеку, этому

автора Мощанский Илья Борисович

Оборона Ростова Германское командование, потерпев неудачу 5–8 ноября в сражении с 9-й армией и лишившись тем самым возможности нанести удар на Ростов со стороны северного фланга и тыла, предприняло фронтальный удар на ростовском направлении. Используя преимущество в

Из книги Остановить танки! автора Мощанский Илья Борисович

Освобождение Ростова 24 ноября Ставка директивой № 005128 поставила следующую ближайшую задачу войскам Южного фронта с общим названием «Разгром бронетанковой группы Клейста и овладение районом Ростов, Таганрог с выходом на фронт Ново-Павловка, Куйбышево, Матвеев Курган,

Из книги Записки автора Врангель Петр Николаевич

От Харькова до Ростова Я прибыл в Таганрог 23-го ноября совсем больной. Приступ лихорадки кончился, но слабость была чрезвычайная и разлилась желчь. С вокзала я проехал к генералу Деникину, который принял меня в присутствии начальника штаба. Главнокомандующий сразу

Из книги Московские слова, словечки и крылатые выражения автора Муравьев Владимир Брониславович

Колокола льют - Нет ли в Москве разговору какого? - спрашивает у свахи Акулины Гавриловны Красавиной томящаяся от скуки и одиночества купеческая вдова «тридцати шести лет, очень полная женщина, приятного лица» Домна Евсигневна Белотелова.На что сваха ей

автора

Колокола Самгиных В 1783 году купец 1-й гильдии Афанасий Никитич Самгин оставляет свое дело и средства сыну Николаю, который был увлечен промышленными нововведениями и в них видел свое будущее. Николай Афанасьевич основывает в Москве небольшой колокололитейный завод. В 1813

Из книги Повседневная жизнь России под звон колоколов автора Горохов Владислав Андреевич

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Казнь колокола Услышал Грозный царь, во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии - и пал

Из книги Записки (ноябрь 1916 года - ноябрь 1920 года) автора Врангель Петр Николаевич

Глава V Развал От Харькова до Ростова Я прибыл в Таганрог 23-го ноября совсем больной. Приступ лихорадки кончился, но слабость была чрезвычайная и разлилась желчь. С вокзала я проехал к генералу Деникину, который принял меня в присутствии начальника штаба.

Из книги Легенды и загадки земли Новгородской автора Смирнов Виктор Григорьевич

Казнь колокола Услышал Грозный царь во своем царении в Москве, что в Великом Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем-дорогой все больше верхом. Говорится скоро, деется тихо. Въехал он на Волховской мост. Ударили в колокол у святой Софии - и пал

автора Волков Сергей Владимирович

Р. Гуль С ФРОНТА ДО РОСТОВА Была осень 1917 года. Мы стояли в Бессарабии… Голубые, морозные, душистые бессарабские дни. Желто–красно–зеленые деревья. Высокое, золотое, негреющее солнце. Красивый народ в кожаных, с рисунками безрукавках. Белые хаты, внутри увешанные

Из книги Зарождение добровольческой армии автора Волков Сергей Владимирович

Последние бои у Ростова 7 февраля Донской атаман генерал Назаров сообщил генералу Корнилову, что он более не задерживает Добровольческую армию. Генерал Корнилов теперь был свободен в своих решениях и решил оставить Ростов в ночь с 9–го на 10 февраля, дав своей армии два

Из книги Воспоминания Петра Николаевича Врангеля автора Врангель Петр Николаевич

От Харькова до Ростова Я прибыл в Таганрог 23 ноября совсем больной. Приступ лихорадки кончился, но слабость была чрезвычайная, и разлилась желчь. С вокзала я проехал к генералу Деникину, который принял меня в присутствии начальника штаба. Главнокомандующий сразу

Из книги Гибель империи казаков: поражение непобежденных автора Черников Иван

Глава 21 РАЗГРОМ РОСТОВА В августе 1919 г. казаки заняли Одессу, Киев, а в сентябре - Курск, Воронеж, Орел, до Москвы оставалось 320 км. Но положение осложняла война на нескольких фронтах. РККА перебросила к Курску Латышскую стрелковую дивизию, бригаду Червонных казаков, а к

Успе́нский собо́р - бывший (до 1788 года) кафедральный собор Ростовcкой и Ярославской епархии . В настоящее время принадлежит Ярославской епархии Русской православной церкви. Расположен на Соборной площади Ростовского кремля . Имеет отдельно стоящую звонницу . Вместе с Архиерейским двором, сооружения которого построены позднее (в конце XVII века) и Митрополичьим садом, образует единый архитектурный ансамбль Ростовского кремля , вид на который особенно примечателен со стороны озера Неро .

История

Собор расположен в историческом центре города. Время строительства первого деревянного храма на этом месте неизвестно. Однако в 1160 году он был уничтожен пожаром. В следующем, 1161 году, по повелению Великого князя Владимирского Андрея Боголюбского была начата постройка белокаменного здания, которое было разрушено пожаром 1204 года. Новая постройка заняла 17 лет. Очередной сильный пожар случился в 1408 году, рухнули своды и глава собора. После чего он был вновь восстановлен из белого камня.

Современная кирпичная церковь была построена в - годах. Точной даты строительства источники не сохранили, потому исследователи предлагали различные датировки. Михаил Ильин присоединялся к мнению Николая Воронина , который связывал последнюю значительную перестройку с 1587 годом, с созданием Ростовской митрополии , которой руководил Варлаам , и необходимостью придать центральному собору митрополии подобающий вид. Принятая ныне датировка - гг. обоснована Александром Мельником и подтверждена косвенными летописными источниками. В декоративном оформлении кирпичного храма использованы резные белокаменные элементы предыдущих построек.

Предпринятое в конце XVII века митрополитом Ионой Сысоевичем поблизости с собором широкомасштабное строительство ростовского Архиерейского двора, затронуло некоторыми переделками и собор. В частности, главы приняли новую форму, с южной стороны храма было пристроено нарядное крыльцо -паперть , обращённое в сторону выхода из кремля и служившее для торжественного входа в храм митрополита , следующего из своей резиденции.

После переноса центра епархии в Ярославль ростовские храмы без надлежащего ухода ветшали. Крупные работы по приведению их в порядок были выполнены в начале XIX века.

В соборе покоятся многие правящие архиереи Ростово-Ярославские с XI по XVIII век, в том числе и Иона Сысоевич, митрополит, чьими заботами был создан архитектурный облик Ростова.

У южной стены собора в при­де­ле свя­ти­те­ля Леон­тия Ростовского под спудом находятся мощи святого Леонтия Ростовского , в юго-западном углу под спудом - мощи святого Феодора Ростовского .

Архитектура собора

Собор, вместе с построенной позднее звонницей , расположен на примыкающей к Архиерейскому двору Соборной площади, обнесённой невысокой кирпичной оградой, построенной в XVIII веке . Проход через ограду - через «Святые ворота», (сводчатый проезд в башенке, состоящей из двух восьмериков на четверике), построенные в 1754 году .

Архитектура во многом схожа с одноимённым собором Московского Кремля и тесно связана с традициями Владимиро-Суздальского зодчества. Пятиглавый храм расчленяется монументальными лопатками на три и четыре прясла , которые заканчиваются килевидными закомарами . Узкие окна, похожие на бойницы, расположены в два яруса, между ними посередине высоты проходит аркатурный пояс, придающий изящество и лёгкость монументальному сооружению. В этом пояске проявляется уже влияние московской архитектурной школы.

Главы расположены на высоких световых барабанах , также украшенных аркатурами и горизонтальными филёнками. В древности главы имели другую форму, но при возведении Ростовского кремля они были перестроены в стиле всего ансамбля. Кровля здания проходит по закомарам, первоначально она была выполнена из черепицы или лемеха , но сейчас заменена на жестяную на кружалах, повторяющую старую форму.

Внутреннее убранство собора

В летописях сохранились указания о каких-то живописных работах в 1589 году. В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова . Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин . Пожар в 1671 году, поновление фресок в 1779 году и новая роспись в 1843 году уничтожили эти работы. При реставрации в 1950-х годах были обнаружены фрески XVII века, а в некоторых местах за иконостасом и более старые XVI века.

В нижней части стен, которая сохранилась от белокаменного храма, профессором Н. Н. Ворониным обнаружены фрагменты росписи XII века.

Сохранился иконостас в стиле барокко , выполненный в 1730-1740-х годах. Аналогичный иконостас имеется в Горицком монастыре Переславля-Залесского .

Звонница с церковью Входа Господня в Иерусалим

Колокол Сысой на звоннице с церковью Входа Господня в Иерусалим на территории архитектурного ансамбля Ростовский кремль

Звонница четырёхъярусная, состоит из двух поставленных вплотную зданий. В одном здании, с тремя открытыми проёмами в четвёртом ярусе, размещается большая часть колоколов. Другое здание с более высоким четвёртым ярусом построено специально для колокола «Сысой». Каждый из четырёх пролетов имеет луковичную главку на глухом барабане. Здание звонницы отличается монументальной простотой и хорошо гармонирует со зданием собора. Декоративное убранство звонницы скромное, прясла расчленяют стены на четыре части в соответствии с проёмами. Однако доминируют не вертикальные, а горизонтальные линии карнизов. Проемы в верхней части имеют килевидные завершения, повторяют килевидную форму закомаров собора.

В звоннице размещена церковь Входа Господня в Иерусалим.

Самый большой храм Ростовского Кремля - Успенский. Как уже писала в предыдущем посте всего было 4 храма на этом месте. Тот, что мы видим построен в 1508 году. Высота собора с крестом достигает 60 метров. Один из настоятелей собора был отцом былинного русского витязя Алеши Поповича, геройски погибшего в битве с монголами на Калке. В 1314 году здесь был крещен отрок Варфоломей — Сергий Радонежский.


2.

Странно, но Соборная площадь, на которой стоит храм и Звонница, не относятся к музею Ростовский Кремль. Сюда вход бесплатный, плата берется за подъем на звонницу 100р и фото/видео съемку в храме.


3.

Святые ворота - главный вход в митрополичий двор. Через эти ворота митрополиты торжественно выходили на Соборную площадь. В 1670 году была надстроена церковь Воскресения.


4.


5.

Ростовские перезвоны потрясающие. В этот раз мне удалось подняться на Звонницу.


6.

Мы слышали звон еще когда гуляли по Кремлю:

Проход наверх очень узкий, разойтись не получится. Ступени высокие, поэтому спускаться тяжелее чем подниматься.


7.

Со звонницы открываются потрясающие виды на Соборную площадь, Святые ворота и Успенский собор.


8.

Но главное, что можно увидеть колокола отлитые еще в XVII веке по заказу Ионы Сысоевича. Всего 15 колоколов, самый большой из них Сысой. А это третий по величине. Колокол "Лебедь" весом в пятьсот пудов был отлит Филиппом Андреевым одновременно с "Полиелейным" в 1682 году. "Лебедем" его прозвали за красивый полётный голос.


9.

Слева вроде колокол "Красный". У него очень интересный узор в виде ангелов.


10.


11.

Второй по величине колокол - тысячепудовый 16 тонн "Полиелейный", отлитый шестью годами раньше "Сысоя", в 1682 году, московскими мастерами Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. "Полиелейный" в переводе с греческого означает "многомилостивый".


12.


13.


14.


15.

Сысой самый большой колокол, масса его 32 тонны и отлит он мастером Флором Терентьевым в 1688 году. Сысой отлит по заказу митрополита Ионы Сысоевича в память о его отце.


16.

У него огромный язык.


17.


18.

Много и безымянных колоколов. Также в четвертом пролете из пяти колоколов сохранились три древних колокола: "Баран", отлитый московским мастером Емельяном Даниловым, и два зазвонных. Кроме них в этом пролете находится еще колокол "Голодарь" XIX века и небольшой колокол "Ясак", предназначенный для того, чтобы подавать сигнал к началу звона.


19.

Если приедете в Ростов Великий обязательно поднимитесь на звонницу. Кстати, подъем возможен и зимой. А еще можно за денежку заказать звон, правда сколько стоит не знаю.


20.

Теперь зайдем в Успенский собор. Сейчас он закрыт для посещения, можно пройти только к мощам Леонтия Ростовского. Поэтому покажу фотографии, которые я сделала в мае 2016 года.


21.

Крыльцо пристроено в конце XVII века при строительстве Иоанном Сысоевичем Ростовского Архиерейского двора.


22.

Здесь сохранились фрески, но сколько они еще продержатся не понятно.


23.


24.


25.

Заходим в храм. Поражает размах, высота и масштабность.


26.


27.

Сохранился иконостас в стиле барокко, выполненный в 1730—1740-х годах.


28.

В 1659 году роспись собора начала артель мастеров С. Дмитриева и Иосифа Владимирова. Работы тянулись долго и в 1669 году к ним подключились костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. В реставрации в 1950х годах были обнаружены фрески XVI века, а в нижней части даже XII века.


29.

Сейчас храм производит очень гнетущее ощущение. Так как он не отапливается, то из-за холода и влажности фрески умирают. Сейчас проводят работы по установке теплого пола, но поможет ли это не понятно. Как рассказал нам сотрудник Музея Ростовского Кремля даже в июне температура в соборе не превышает 8-10 градусов.


30.


31.

Вообще удивительно, что хоть что-то сохранилось.


32.


33.

И все равно здесь очень красиво.


34.

Не знаю почему, но я очень люблю колокола и колокольчики. Меня в них привлекает все и форма, и звуки, что они издают, и их судьбы. А колокольные звоны для меня непостижимая магия, которая околдовывает меня, парализует, не позволяя сдвинуться с места, пока звучит колокол.

В колокольный звон я влюбился давно, еще в 90-е. Мне довелось шесть месяцев прожить в древнем, славном Ярославле, в котором школа звонарей славилась еще в незапамятные времена. Не знаю как сейчас, а тогда каждый четверг в определенный вечерний час в Спасо-Преображенском (Спасо-Ярославском) монастыре звонари города давали небольшой концерт колокольной музыки. И я старался не пропустить ни один. Более того, я вошел в доверии к бабушкам, что стерегли вход на звонницу и они меня пропускали к самим колоколам, а звонари разрешили быть рядом.

Ощущение, когда звон колоколов, проходит сквозь тебя, непередаваемое. Звук ты воспринимаешь не только на слух, а каждой клеточкой своего тела, всеми фибрами души. Ты становишься составной частью звука. Это потрясающе! А какие перезвоны творили звонари! Голоса колокольчиков и огромных колоколов сливались в гармоничную мелодию и уносили меня в иные, фантастические миры.

Будучи в Ростове Великом я не мог себе позволить не побывать на звоннице Успенского собора , что входит в ансамбль и не послушать знаменитые колокола Ростова. Этим колоколам невероятно повезло. Неоднократно над ними нависала угроза уничтожения. То Петр I хотел их переплавить, то большевики намеревались разрушить. Но беды миновали их. И они благополучно дожили до наших дней не потревоженные.

Самый большой колокол звонницы «Сысой» . Его вес 2000 пудов! Масса одного только его языка около 100 пудов! (1 пуд = 16 кг.)

Колокол «Полиелейный» - 1000 пудов, отлит здесь в Ростове в 1682 году московским мастером Филиппом Андреевым и его сыном Киприаном. Название колокола с греческого значит «Многомилостивый».

Послушать Сысоя не удалось, его берегут. Но звоном других колоколов, помоложе, я насладился. Первый перезвон оказался совсем коротеньким. И я спросил у звонаря, будет ли еще. На что он ответил, что минут через 30-40, к окончанию службы, он и его помощник сыграют мелодию более продолжительную. Мы с братом решили дождаться. Время в обществе древних колоколов пролетело быстро. И когда звонарь, вернувшись, увидел нас, он был приятно удивлен и явно польщён. Мы не зря ждали. Мелодия была прекрасной и мощной.

Если вам доведется вот так же слушать колокола, попробуйте после того как звонари закончат мелодию, нырнуть под самый большой колокол, что участвовал в перезвоне. Вы услышите другой голос колокола, его довольное мурчание и оно может длиться пару минут. Вот эти ощущения точно не описать, их надо только испытать.

Скажите, а какой у вас опыт общения с колоколами?