Эстония        13.10.2023   

Когда было построено адмиралтейство. Здание главного адмиралтейства. Кораблик на шпиле

Ю.К. Баленко, И.З. Копп, Я.И. Полях

Главное Адмиралтейство
(по материалам книги "Главное Адмиралтейство", книга выходит в январе 2000 года)

Среди архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга особое место занимает ансамбль центральных площадей – Дворцовой, Декабристов и Исаакиевской. Центром этого неповторимого градостроительного ансамбля, сформировавшегося в результате преемственной творческой деятельности нескольких поколений зодчих, является Главное Адмиралтейство. Адмиралтейство было заложено 5 ноября 1704 года и построено по чертежам Петра I, как главная судостроительная верфь России на Балтийском море. Она стала основой зарождения флота в России, развития судостроения и морского могущества державы.

На протяжении почти трех веков Главное Адмиралтейство играет важную роль в становлении и развитии города на берегах Невы. От здания Главного Адмиралтейства берет начало Невский проспект. Продолжением осевой линии центральной башни со шпилем является Гороховая улица, через Исаакиевскую площадь открывается вид на Адмиралтейство с Вознесенского проспекта.

Основание Главного Адмиралтейства

Историческая обстановка начала XVIII века, закономерности экономического и политического развития вывели Россию к водным коммуникациям, для освоения которых требовалось создание верфей и флота.

Встречаются довольно разноречивые версии по поводу выбора места для Главного Адмиралтейства. По распространенной легенде Петр I вместе с Александром Меншиковым выбрали место для Адмиралтейства сразу же после закладки города-крепости 16(27) мая 1703 года.

Пройдя извилистую ленту Невы от Орешка до выхода в Финский залив по всем рукавам дельты Невы и осмотрев здесь берега всех островов, после недельных поисков Петр и Меншиков причалили у левого берега Невы чуть ниже Заячьего острова, где и было выбрано место для верфи.

Еще когда не было известно, где будет расположена новая верфь, Петр I уже называл ее Адмиралтейской. И эту часть города, ограниченную Невой и Мойкой, сразу нарекли Адмиралтейским островом. После того, как вокруг верфи прорыли каналы, название Адмиралтейский остров иногда относили к участку суши, где расположилось Адмиралтейство.

Исторической датой рождения Главного Адмиралтейства считается 5 ноября 1704 года, когда Петр I сделал запись: "Заложили Адмиралтейский дом и были в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 100 сажен".

Первый чертеж Адмиралтейской судостроительной верфи был исполнен лично Петром.

Собственноручный чертеж Петра I – первый план Адмиралтейской верфи – хранится в Центральном военно-морском архиве. По замыслу Петра "Адмиралтейский дом" представлял собою группу различных зданий, из которых главные объединялись в одно гигантское П-образное сооружение. На самой площадке располагались сараи, кузницы, а у Невы – эллинги и стапели для постройки гребных и парусных деревянных судов различной величины.

В восточной части П-образного сооружения размещался канатный сарай, а в западном крыле – мачтовые, парусные, конопатные мастерские.

К осени 1705 года в основном завершились работы по сооружению П-образного двора, открытого к Неве. Внутри двора разместились многочисленные сооружения.

Центральными сооружениями были эллинги и стапели для постройки кораблей длиной от 60 до 70 футов и мелких судов от 20 до 50 футов.

Адмиралтейство быстро принимало вид действующей верфи и крепости. Вокруг него на всей территории Адмиралтейского острова вырубили деревья, что позволило хорошо просматривать окрестности. (Это место называли Адмиралтейским лугом). Все сооружения были обнесены высоким земляным валом с пятью бастионами, под которые были забиты сваи длиной до трех с половиной сажен. Перед валами был вырыт ров, откосы которого укрепили фашинами, связанными пучками хвороста (их надежность была проверена при укреплении окопов), а вдоль всех стен стояли рогатки. Перед центральным бастионом через ров был перекинут подъемный мост, а на его воротах воздвигнут деревянный "шпиц", обитый жестью. К концу 1705 года Адмиралтейская крепость могла принять на зимовку флотилию судов. С кораблей были сняты 100 пушек с 3-, 6- и 12-фунтовыми ядрами, которые были установлены на валу вокруг крепости; моряки этих кораблей составили первый гарнизон крепости.

Первоначальный облик Главного Адмиралтейства

С развитием города постепенно формируется и первый внешний облик Главного Адмиралтейства как единого комплекса, в котором соединяются разнородные функции: судостроение, оборона и управление флотом.

По распоряжению Петра I с весны 1719 года ведется расширение и каменное строительство "мастерских палат".

Уже в этот период в центре строений появляется мазанковая с деревянным верхом башня с остроконечным шпилем. (До настоящего времени чертежи этой башни не найдены и ее точное местонахождение не установлено).

В 1717 году на запад от Главного Адмиралтейства прорыт канал, связавший водным путем верфь с Новой Голландией, где располагались склады морского ведомства и канатные дворы(ныне Адмиралтейский канал засыпан – на этом месте проходит Конногвардейский бульвар).

С 1727 года часть обветшавших мазанковых корпусов Главного Адмиралтейства реконструется, возводятся каменные строения. Работами руководят голландец Ван Звитин, итальянец Гаэтано Киавери и другие, совмещающие работы в Адмиралтействе с разными обязанностями.

Поэтому 30 октября 1727 года Адмиралтейств-коллегия принимает решение назначить для руководства работами архитектора Ивана Кузьмича Коробова.

Иван Кузьмич Коробов родился в 1700 году, и его детство и юношеские годы прошли в период наиболее энергичной деятельности Петра I.

В Центральном государственном архиве ВМФ хранятся журналы Адмиралтейств-коллегии, записи в которых раскрывают большую работу, проводившуюся на протяжении многих лет Иваном Коробовым в Главном Адмиралтействе.

В январе 1730 года запись гласит: "В будущем лете сего года Адмиралтейских каменных магазейнов по учиненному архитектором Коробовым чертежу с каменными сводами строить одну четверть".

Судя по этой и дальнейшим записям, работа была разделена на четыре части, охватывающие всю застройку Главного Адмиралтейства, что было обусловлено прежде всего финансовыми соображениями.

Основные строительные работы по сооружению каменного двухэтажного здания П-образной формы с единым протяженным параллельно Неве фасадом, перед которым проходил широкий обвалованный канал, были завершены в 1732 году.

Башня Главного Адмиралтейства или, как ее еще называли, "Адмиралтейская башня", возводилась Иваном Коробовым не сразу, а многократно переделывалась. Но более основательно Коробов занялся башней после окончания основных работ.

Сохранившийся проект башни был выполнен Иваном Коробовым в двух вариантах. В обоих основанием служит каменный куб, но завершаются они различным образом: в одном случае на башне не было шпиля. Обосновывая этот вариант, Коробов указывал на трудности сооружения шпиля, а также на опасность при ветрах. В варианте со шпилем первый и второй ярусы башни были одинаковы по высоте. Карниз второго яруса делит всю высоту башни пополам. Пилястры распределялись на ярусах башни в традиционной последовательности ордеров снизу вверх: тосканский, ионический и на фонарике – коринфский.

В найденном Коробовым решении надвратной башни синтезированы идеи строительства Главного Адмиралтейства, соответствующие как его собственному, так и государственному назначение, а также традиционная для того времени композиция, применявшаяся при сооружении церквей и колоколен. В основе проекта – расположенный в верхней части башни зал Адмиралтейств-коллегии, в котором размещались трофеи морской славы России.

24 мая 1732 года Адмиралтейств-коллегия рассмотрела проекты, представленные Коробовым "со мнением архитекторским и выслушав приказали... учиня экстракт доложить императрице". Спустя две недели 8 июня вопрос о перестройке башни Главного Адмиралтейства по варианту со шпилем был решен. Императрица Анна Иоановна "указала тот шпиц построить против того, какой оной прежде был и обить оной шпиц и купол медью и вызолотить добрым мастерством".

Уже осенью 1732 года под руководством Ивана Коробова "спищным мастером" Ван Болесом была начата разборка старой башни и подготовка к возведению новой.

Основные работы по строительству башни были завершены в 1734-1735 годах. Современный вид основания башни с выразительным арочным проездом, с небольшими проемами для окон по углам сохраняет идеи Ивана Коробова.

В 1737 году по проекту и под руководством Коробова на башне был сооружен шпиль. Для возведения шпиля применялся мачтовый лес 11-саженной длины. Деревянный каркас шпиля был заглублен в объеме каменной башни на два верхних яруса (около 12 м). Все плотницкие работы выполнены артелью подрядчика "олончанина Артемия Филиппова". Все работы по сооружению коробовского Главного Адмиралтейства были завершены в 1738 году.

На позолоту купола и шпиля с корабликом использовали 5081 золотой червонец общим весом около 16 кг, что по тем временам было оценено в 11076 рублей 38 копеек.

В башне под шпилем разместились "покои для адмиралтейского присутствия". А на открытой террасе третьего яруса в предобеденное время выводились оркестры гвардейских полков и с одиннадцати часов до полудня звучали трубы и литавры.

Другим великим зодчим, отдавшим многие годы жизни Главному Адмиралтейству, был Адриан Дмитриевич Захаров. Он родился в августе 1761 года в семье бедного чиновника Адмиралтейской коллегии Дмитрия Захарова, проживавшей в окрестностях Санкт-Петербурга.

Стремясь понять истоки того пути, который привел Адриана Дмитриевича Захарова к созданию жемчужины великого города на Неве, мы видим, что золотой парусник на вершине шпиля, сам шпиль, стройный как корабельная мачта, весь облик Адмиралтейства связаны с морской тематикой... Захаров родился на Адмиралтейском острове, в семье адмиралтейского служащего. Все лучшее в жизни Адриана Захарова, да и сама жизнь отданы Главному Адмиралтейству.

Вершина творчества академика архитектуры Захарова

К началу XIX века центр тяжести в застройке новой столицы все более основательно перемещался с Петроградской стороны и с Васильевского острова на Адмиралтейский. Формировавшиеся архитектурно-планировочные ансамбли, расширение деловой жизни столицы, развитие коммуникаций все более определенно создавали гармоничный облик центра великого города. Для его восприятия стало привычным центральное расположение Главного Адмиралтейства с пирамидальным позолоченным шпилем, увенчанным парусником. Несмотря на попытки усовершенствования творения Коробова за прошедшие три четверти века, его вид не гармонировал с развивающимся окружением в центре Петербурга.

Широкий, открытый в сторону Невы двор Главного Адмиралтейства, где продолжалось строительство кораблей, препятствовал развитию транспортных коммуникаций по берегу Невы и оформлению единого облика набережных. Береговая линия была прорезана десятью шлюзами, а также каналами для прохода судов между корпусами Адмиралтейства и вокруг него. Крепостной вал, окружавший верфь, тоже не гармонировал с новыми постройками. Вокруг Адмиралтейства в течение десятилетий возводились и обновлялись дворцы и соборы, впитывая динамику архитектуры, градостроительства, художественной скульптуры, гранитных набережных и многоцветных дворцов, изменявших все линии, плоскости пространства и цветовую гамму. При этом ансамбль вокруг Главного Адмиралтейства формировался с соблюдением требований фортификационной науки того времени, когда местность вокруг верфи-крепости должна была быть свободной и просматриваться как минимум на 300 сажен. На этой экспланаде запрещались какие-либо постройки.

Приступая к созданию Главного Адмиралтейства, академик Адриан Захаров в решении архитектурно-планировочных задач был ограничен весьма нелегкими условиями.

Во-первых, к началу XVIII века Главное Адмиралтейство стало центром застройки не только Адмиралтейского острова, но и всей центральной части города, где блистали роскошью дворцы, правительственные здания, соборы и памятники.

Во-вторых, верфь Главного Адмиралтейства в это время оставалась в числе основных предприятий судостроения Российской Империи с широкоразветвленной кооперацией, обеспечивающей снабжение всеми необходимыми материалами для постройки судов.

В-третьих, для облика города и его восприятия стал привычным позолоченный шпиль Главного Адмиралтейства с золотым корабликом, на который ориентировались оси центральных магистралей города.

В-четвертых, важными коммуникациями верфи являлись каналы между наружными и внутренними П-образными корпусами, а также наружный канал вокруг здания и другие каналы, по которым осуществлялась доставка грузов.

Таким образом, Захаров должен был сохранить идею Петра I о крупной судостроительной верфи на Неве, основные принципы архитектурно-планировочного решения Ивана Коробова, сложившееся представление о центральном градостроительном ансамбле и в то же время в имеющихся границах и условиях создать принципиально новое архитектурно-художественное произведение, соответствующее формирующемуся великолепию центра Северной Пальмиры. При этом он поставил целью воплотить в облике Главного Адмиралтейства характерные черты высокого русского классицизма и отразить основные вехи развития судостроения и мореплавания в России, становление ее морского могущества.

На генеральном плане Адмиралтейского острова 1738 года можно видеть, что в Главном Адмиралтействе появились боковые крылья внутреннего корпуса, параллельно боковым фасадам вдоль внутренних берегов канала.

Таким образом уже в 30-х годах XVIII века сформировался общий план Главного Адмиралтейства в виде двух П-образных корпусов (один внутри другого), который был использован Захаровым и сохранился до настоящего времени.

Над внутренним каналом, где он соединялся с Невой, были воздвигнуты арки. По внутренней стороне первого этажа наружного корпуса вдоль всего канала тянулась открытая галерея-аркада.

Захарову удалось выдержать первоначальную идею оформления фасадов Главного Адмиралтейства, заложенного в проекте. Отдельные изменения, которые неизбежны при наличии указанных выше ограничений и проблем, не затронули принципов планировки и композиции.

Южный, или главный, фасад, обращенный к Адмиралтейскому проспекту, имеет протяженность 405,9 м и весьма удачно сочетается со сравнительно небольшой высотой (от 16,0 до 16,5 м без учета центральной башни), благодаря большой изобретательности в разбивке лицевой линии на пять частей. По обеим сторонам от центральной башни – протяженные спокойные стены, подчеркивающие величие башни и ее взаимосвязь с выступающими частями фасада. Каждый выступ в свою очередь имеет пять частей. В центре выступа двенадцатиколонный портик, в виде лоджии, по обе стороны которой за сравнительно гладкими промежутками – шестиколонные портики.

Боковые фасады – Восточный, обращенный к Дворцовой площади и Зимнему дворцу, и Западный, обращенный к площади Декабристов и к монументу “Медный всадник” решены одинаково. Каждый из них композиционно разделен на пять частей: центральная часть – двенадцатиколонный портик – соединена гладкими стенами с угловыми шестиколонными портиками. При этом формы и объемы портиков боковых фасадов, стены, окна, горизонтальные тяги и венчающий карниз первого этажа повторяют аналогичные элементы южного фасада. Эта "стандартизация" элементов архитектуры здания создает впечатление цельности, законченности и монолитности.

Сведения о первой деревянной башне, сооруженной на мазанковой основе в центре южного фасада, в описаниях весьма противоречивы; рисунки также не дают однозначного представления.

В проекте Коробова архитектура башни была решена по принципу ярусного нарастания уменьшающихся кверху объемов, завершенных острым пирамидальным шпилем.

Захаров стремился максимально использовать башню Коробова, перекомпоновав ее таким образом, чтобы она гармонировала с обликом фасадов здания, сохранила свою стройность, и отвечала стилю всего сооружения. Для достижения этих целей в окончательном варианте Захаров суживает центральную башню в пределах колоннады, что облегчает весь силуэт башни со шпилем. По проекту Захарова в основание башни вместо многооконного центра с небольшим подъездом заложен мощный объем кубической формы. Снаружи свод оформлен двумя арками, нависающими одна над другой.

Фигуры мифических и легендарных героев древности – Ахилла, Аякса, Пирра, Александра Македонского, – установленные на парапете центральной башни, смягчают переход от массивного основания к легкому второму ярусу. В свою очередь, двадцать восемь статуй, установленных над колоннами, смягчают переход от колоннад ввысь, к шпилю. Гармонично сочетаются с архитектурой башни и стоящие на высоких постаментах скульптурные группы нимф, поддерживающие земные сферы.

Между башней и колоннадой на уровне основания колонн образована галерея, с которой во все стороны просматривается панорама. Над колоннадой размещен барабан с полуциркульными нишами и позолоченным куполом. В плане барабан имеет форму квадрата со скошенными углами.

В нишах барабана размещены циферблаты часов.

Композицию центральной башни завершает остроконечный золоченый шпиль.

Шпиль на центральной башне южного фасада Главного Адмиралтейства представляет собой стройную восьмигранную пирамиду. Каркас остова шпиля – деревянный, из соединенных в связки бревен-стволов корабельной сосны. Грани шпиля образованы медными листами таким образом, что каждый лист имея строго определенную форму, установлен в заданной точке пирамиды.

На вершине шпиля расположен флюгер в виде почти плоского трехмачтового парусника из позолоченной листовой меди. Его предшественник, флюгер-парусник, располагавшийся на шпиле до 1886 года, а в настоящее время украшающий площадку лестницы Центрального военно-морского музея, имел несколько иной вид.

В архивных источниках пока не нашли имя творца золотого кораблика на шпиле центральной башни Главного Адмиралтейства, хотя достоверно установлено, что прототипом для него служил первый военный корабль Петра I. Казалось бы, значительно проще сделать корабль-флюгер одномачтовым, надежной и устойчивой треугольной формы, к которой тяготеют функции флюгера, или с двумя мачтами – для обеспечения большей площади. Но создатели еще самого первого кораблика-флюгера, простоявшего на прибалтийских ветрах полтора столетия, выбрали трехмачтовый профиль с размерениями в его диаметральной плоскости весьма близкими к форме фрегата Петра I.

Символ Великого Города

Создавая проект перестройки Главного Адмиралтейства, Адриан Захаров решал комплекс сложных градостроительных и архитектурно-художественных проблем. В каждом элементе – в форме и фасадах, в портиках и павильонах, в центральной башне и во всех деталях художественного убранства, – мы видим стремление к прославлению важнейшего исторического этапа в укреплении державы: становлению флота в России и первых побед флота на морях. Парусный корабль, плывущий на самой вершине остроконечного шпиля, символизирует не только выход России к морю, не только "окно в Европу", но и непрерывность, и бесконечность человеческих исканий...

Таинственность и неизбежность приключений, героизм и самоотверженность "хождений по морю", как и радость победы над врагом, аллегорически выражены в скульптурном убранстве Главного Адмиралтейства.

Символическое обозначение фасадов, шпиля или парусника на вершине шпиля Главного Адмиралтейства мы видим на всех книгах, изданных в Санкт-Петербурге, на изделиях заводов и фабрик, на визитных карточках и почтовых отправлениях, на вывесках и городских газетах, на всем, с чем мы сталкиваемся повседневно или пользуемся изредка, что связано с великим городом на Неве.

Но значение Главного Адмиралтейства как символа морской славы нашей страны не исчерпывается архитектурно-художественным воплощением морской тематики в его облике и художественном оформлении. Оно слагается и из истории верфи, которая на протяжении полутора веков была центром отечественного судостроения и флота, и из традиций морского инженерного училища...

Здание Главного Адмиралтейства - шедевр русского национального зодчества, одно из высших достижений архитектуры русского классицизма. Облик здания, как и его роль в ансамбле центра города, определился в итоге длительной строительной деятельности на протяжении всего XVIII и первой четверти XIX столетия.

Адмиралтейство - первая русская кораблестроительная верфь на Балтийском море - заложено 5 ноября 1704 года по собственноручному чертежу Петра I.

В условиях военного времени возникла необходимость оградить верфь со стороны суши укреплениями - земляным валом с пятью бастионами и рвом перед ним.

Первое петровское Адмиралтейство было фахверковым (мазанковым). В 1711 году в центр здания были встроены каменный корпус Адмиралтейской коллегии и над ним фахверковая башня с часами и шпилем.

Обширные одноэтажные строения располагались «покоем», ограничивая открытое к Неве пространство верфи с доками, эллингами и каналами.

В 1721 году началась замена фахверковых адмиралтейских строений каменными.

Несмотря на некоторые искажения в 1820-х годах и во второй половине XIX века гениального патриотического замысла Захарова - уничтожение части скульптур на фасадах, пробивку оконных проемов третьего этажа на месте лепного фриза, завершавшего плоскости стен главного фасада, и застройку Адмиралтейской набережной, здание Адмиралтейства сохраняет свое значение архитектурной доминанты в грандиозном ансамбле центра города.


Адмиралтейство с его башней и шпилем, на которые ориентированы три основные городские магистрали - Невский проспект, Горховая улица и Вознесенский проспект, по-прежнему является композиционным центром города.



В годы Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от артиллерийских обстрелов и бомбардировок. Более семидесяти бомб и снарядов нанесли тяжелые увечья зданию, которое начали восстанавливать уже в последний год войны под руководством главного архитектора Адмиралтейства В. И. Пилявского, при самоотверженной работе скульптора Я. А. Троупянского и художника-реставратора В. С. Щербакова.

Уничтоженные бомбой три скульптуры на башне были восстановлены к моменту окончания войны.



Адмиралтейство наряду с Петропавловским и Исаакиевским соборами является доминантой Северной столицы и центром трехлучевой планировки, сложившейся еще в Петровскую эпоху. "Адмиралтейская игла", которая "века истории прошила", является одним из символов Санкт-Петербурга, без которого невозможно представить панораму невских берегов.

Первое здание Адмиралтейства было заложено по замыслу Петра Первого в 1704 г. Он возводил Санкт-Петербург как главный центр российского кораблестроения и мореплавания, а потому Адмиралтейство строили и как судостроительную верфь, и как крепость - шла Северная война. Здания, расположенные "покоем", т.е. в виде буквы "П", открывались к Неве; в обширном дворе на стапелях собирали корабли и по доскам, смазанным салом, спускали на воду. В центральном корпусе - в башне под шпилем - работала Адмиралтейская коллегия, управлявшая российским флотом.

Все строения первого Адмиралтейства были деревянными и уже к 1720-м гг. изрядно обветшали. Возведение новых, каменных корпусов в 1730-х гг. возглавил архитектор И.К. Коробов, один из "птенцов гнезда Петрова". Он заново создал весь производственный комплекс, сохранив общий абрис прежнего здания. Для своего времени оно было выдающимся, но к началу 19 в. выглядело уже старомодным и слишком утилитарным на фоне новых парадных строений Петербурга.

Ныне существующее здание Адмиралтейства - третье по счету - в 1806-1823 гг. возводил Андреян Дмитриевич Захаров (1761-1811 гг.), главный архитектор Адмиралтейского ведомства. Он был выпускником петербургской Академии художеств, учился в Париже и всю жизнь посвятил служению архитектуре. Зодчий проявил уважение к трудам своих предшественников, частично сохранив стены старых построек, оконные проемы и коробовский шпиль. К началу 19 в. Адмиралтейство утратило значение верфи и крепости, и потому новые сооружения должны были приобрести совсем другой художественный образ. Обращенное к городу и его основным магистралям, Адмиралтейство стало восприниматься как символ моря. Другой своей стороной оно "смотрит" на Неву - это символ власти Петербурга над водной стихией, часть морского фасада города.

Адмиралтейство - выдающийся памятник классицизма, в облике которого некоторые исследователи усматривают и черты французского ампира. Архитектор Захаров мастерски избежал монотонности динного фасада, растянувшегося на 407 м, украсив его портиками, создающими игру света и тени. Центральная многоярусная башня с триумфальной аркой напоминает надвратные башни древнерусских монастырей. Ее шпиль высотой более 70 м завершен знаменитым трехмачтовым корабликом-флюгером с распущенными парусами - символом Петербурга (он весит 65 кг и покрыт 2 кг чистого золота). Гигантское здание не подавляет; оно во всем соразмерно человеку и каким-то непостижимым образом соединяет в себе монументальность и мягкость.

Скульптура, по замыслу Захарова, не украшает здание, а составляет с ним единое целое, превращая Адмиралтейство в памятник русской морской славы. Соавторами зодчего были лучшие скульпторы того времени: Ф.Ф. Щедрин, С.С. Пименов, И.И. Теребенев, В.И. Демут-Малиновский. Они изваяли полководцев и героев древности, установленных на углах основания башни, аллегорические статуи природных стихий, увенчавшие ее колонны, группы морских нимф по сторонам триумфальной арки, маски морских божеств на замковых камнях первого этажа. Сюжет 22-метрового горельефа на аттике башни "Заведение флота в России" делает здание Адмиралтейства своеобразной энциклопедией отечественного флота.

Адмиралтейство входит в ансамбль центральных петербургских площадей: его стены удачно гармонируют с фасадами Зимнего дворца на Дворцовой площади, а также со зданиями, расположенными на площадях Декабристов и Исаакиевской.

Адмиралтейство одна главных достопримечательностей Петербурга. От шпиля Адмиралтейства начинаются три центральные улицы Петербурга: Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект, отходящих от него тремя лучами. С самых удалённых мест этих улиц можно увидеть шпиль Адмиралтейства - один из символов города. За это в XIX веке Адмиралтейство шутливо называли Полярная звезда.

А все начиналось с Адмиралтейской судостроительной верфи. Верфь основана на берегу реки Невы 5 ноября 1704 года по приказу Петра I. Здесь строились одни из первых боевых кораблей русского флота. Изначально верфь выполняла и функции крепости с бастионами и была окружена земляными валами, а также рвом.

Через 11 лет по проекту зодчего И. К. Коробова был отстроен главный корпус, который увенчала башня с позолоченным шпилем. Здание Адмиралтейства, которое мы можем увидеть сегодня, уже третье с момента основания верфи. Его проект выполнил архитектор А. Д. Захаров. Реконструкция длилась долго: с 1806 по 1823г. Здание было возведено в классическом стиле, но архитектор смог сохранить шпиль и башню, ставшие впоследствии историческими памятниками.

Строительство Адмиралтейства началось по указу Петра I на противоположном от Петропавловской крепости берегу Невы - 5 ноября 1704 года.

Адмиралтейство строилось не только как верфь для производства кораблей, но и как крепость для оборонительных целей. Петербург родился в условиях ведения Северной войны, Адмиралтейство, так же как Петропавловская крепость служило для защиты территорий, отвоеванных у шведов. Петр I сам искал место для новой верфи, вместе с А.Д.Меншиковым они неделю провели в шлюпках, объезжая все бухты, и заливы невской дельты. Место выбрали наискосок от Заячьего острова и напротив Васильевского. Новую крепость-верфь расположили там, где Нева имеет наименьшую ширину-это позволило бы вести обстрел неприятеля прямой наводкой. Строительство длилось всего один год, 29 апреля 1706 года на воду был спущен первый 18-ти пушечный корабль.

Первоначально Адмиралтейство сооружалось традиционно, композиция напоминала московские промышленные сооружения, но в отличие от них Адмиралтейство не было замкнуто, а открывалось в сторону Невы.

Строительными работами руководил А.Д.Меншиков, которому помогали петербургский обер -комендант Брюс и олонецкий комендант Яковлев. Длина новой крепости-верфи составила 425 метров вдоль берега, ширина 213 метров.

Петр I лично участвовал в разработке проекта Адмиралтейства. Здание в плане представляет собой гигантскую букву «П», обращенную широким открытым двором к Неве.

Нижний ярус занимал Адмиралтейский приказ-предшественник Адмиралтейской коллегии и морского министерства. У невского берега были построены десять эллингов, стапеля для постройки кораблей, кузницы, сараи и др. С южной стороны вход украшала высотная постройка, в которой размещалась «государева контора».

Верфь-крепость была построена по всем правилам фортификации того времени.

Эллинги, мастерские, амбары, кузницы и другие здания, предназначенные для кораблестроения были окружены высоким земляным валом с пятью бастионами: три из них на середине и по концам длинной южной куртины, а два у Невы, на обеих оконечностях коротких куртин.

На бастионах были установлены корабельные пушки. Посередине внутреннего двора проложили поперечный канал, по которому корабли спускались на воду.

Перед крепостным валом вырыли сухой ров. В центре южной куртины были построены ворота со « шпицем». Через ров к воротам перебросили подъемный мост. С трех сторон было устроено пространство свободное от застройки для лучшего обзора окрестностей-гласис, который в народе называли Адмиралтейским лугом. Гласис простирался до самой реки Мьи и служил так же противопожарным целям.

Адмиралтейство

Адмиралтейская игла воспетая поэтом неразрывно связана с обликом города на Неве: . И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла. Речь идет не о мифе, а об объективной реальности. Все 300 лет существования Петербурга прошли под сенью Адмиралтейского шпиля.

Адмиралтейство было задумано Петром как крупнейшая верфь на Балтийском побережье. В походном журнал царя от 16 ноября 1704 года существует запись: Заложили Адмиралтейский дом и веселились в остерии и веселились, длина 200 сажен, ширина 10 сажен. Чертежи Адмиралтейского дома утвердил лично Петр.

Строительство верфи началось не на пустом месте. До начала XVIII века на его месте находилось село Гагуево. Наличие обжитого пространства сильно упростило подготовительные и строительные работы. Уже в начале 1705 года на Адмиралтейской верфи были заложены первые корабли. 10 мая 1706 года на воду сошел десятипушечный парм.

Первое здание верфи было построено буквой П. Эту форму в дальнейшем повторяли и все последующие Адмиралтейства. Длина главного фасада составляла 425 метров, а длина боковых крыльев - 213 метров. Строительство судов велось посередине этого пространства.

Поскольку в первые годы существования Петербурга угроза шведского нападения была более чем реальна, Адмиралтейство было обнесено земляным валом с пятью бастионами и рвом. Территория перед рвом была расчищена для ведения артиллерийского огня. Это обширное пустое место, получившее в дальнейшем название Адмиралтейского луга, сыграло важную роль в формирование облика Петербурга. В XIX веке на его месте появились площади: Сенатская, Исаакиевская, Дворцовая. Адмиралтейская, Разводная. Первые три площади дошли до наших дней, на месте Адмиралтейской площади был разбит Александровский сад, а через Разводную площадь в начале XX века проложили проезд к Дворцовому мосту.

В 1711 году Адмиралтейство подверглось первой перестройке. В ходе этих работ голландский мастер Харман ван Болос установил первый в истории этого здания 72-метровый шпиль с корабликом-флюгером. Голштинский придворный Фридрих-Вильгельм фон Берхгольц писал в своем дневнике: На Адмиралтействе, красивом и огромном здании, находящемся в конце этой дороги, устроен прекрасный и довольно высокий шпиц, который выходит прямо против проспекта.

Кораблик ванн Болоса простоял на шпиле Адмиралтейства до 1815 года. Затем, в ходе ремонтных работ он был утерян и заменен на второй кораблик, который нес свою вахту до 1886 года. Во время очередного ремонта, второй кораблик был помещен в Военно-морской музей. На его место была установлена точная копия. Вес кораблика 65 кг, длина 192 см, высота 158 см.

Под корабликом находится шар. В 1864 году его сделали полым, устроив из него своеобразное хранилище. Внутри шара находится шкатулка, в которой хранятся сведения обо всех ремонтах шпиля, включая капитальные ремонты 1929 и 1977 годов, также хранится петербургские и ленинградские газеты периодов ремонта.

Адмиралтейство является центром грациозного ансамбля. Сияющий золотом адмиралтейский шпиль увенчан корабликом, ставшим своеобразным символом города, стоящего у порога Балтики.

Закладка Адмиралтейства произошла 5 ноября 1704 года. К 1706 году Адмиралтейство превратилось в крепость с пятью земляными бастионами. Первоначально это здание представляла собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы П.

Новое каменное здание Адмиралтейства возвели в 1732-1738 годах по проекту И. К. Коробова. Зодчий придал сооружению большую монументальность, отвечавшую его важному градостроительному значению.

В 1806-1823 годах по проекту зодчего А. Д. Захарова возвели третье, ныне существующее здание Адмиралтейства. В его облике в полный голос зазвучала тема морской славы России, могущества русского флота.

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения, ведавшие флотом. Адмиралтейская игла, которая упомянута в произведении Медный Всадник. запечатлена на медали За оборону Ленинграда. В годы Великой Отечественной войны шпиль был зачехлён, а сняли укрытие 30 апреля 1945 года.

Адмиралтейская игла не случайно включена А. С. Пушкиным в роман. Наряду с величественной скульптурой Петра Первого она символизирует величие России и Петербурга как составной её части. Такие грандиозные достопримечательности, как шпиль Адмиралтейства, ещё больше подчёркивают беспомощность маленьких людей перед великой державой.

Источники: www.elitario.ru, spb.infrus.ru, www.hellopiter.ru, www.ipetersburg.ru, likt590.ru

Проект полета на Марс глазами NASA

Орден чудаков

Тайна штата Нью-Джерси

Гигантские водовороты в океане

Путешествие на велосипеде

На сегодняшний день набирает полярность такой вид путешествий, как путешествие на велосипедах. Это отличный способ для тех, кто хочет сэкономить, а...

Бездуховность - как признак близкого Апокалипсиса

Начало нового витка в развитии – так, по крайней мере, обозначают рубеж окончания календаря майя, трактовавшийся как конец света, ...

Самые красивые города Италии

Что делать, если отпуск уже позади, а вы не успели вдоволь насладиться отдыхом и только ещё сильнее разожгли в себе...

Аномалии НЛО

Среди особенностей неопознанных летающих объектов важно отметить их способность внезапно появляться и становиться невидимыми для глаза человека. Случаев, когда наблюдаемые объекты...

Главное адмиралтейство

Санкт-Петербург:

2-й Адмиралтейский остров, Дворцовый проезд, 1; Адмиралтейский проезд, 1; Адмиралтейская наб., 2

Архитектурный стиль:

Иван Коробов(1738), Андреян Захаров(1823)

Первое упоминание:

Строительство:

1704-1706 годы

Объект культурного наследия РФ № 7810001000

Состояние:

Удовлетворительное

Модель-камера

Здание 1711 года

Кораблик

Здание 1738 года

Здание 1823 года

Здание Главного Адмиралтейства - комплекс адмиралтейских построек в Санкт-Петербурге на 2-м Адмиралтейском острове, расположенный на берегу реки Невы, значительный памятник архитектуры русского ампира. Изначально построенный в качестве верфи, подвергался перестройке в XVIII-XIX веках.

С 1718 года здесь располагалась Адмиралтейств-коллегия (с 1827 - Адмиралтейств-совет), в 1709-1939 годах - Модель-камера (с 1805 года - Морской музей). С 2012 года здесь находится Главное командование ВМФ России.

Кораблик на шпиле здания рассматривается как один из символов города наряду с Медным всадником и контурами разведенного Дворцового моста на фоне Петропавловского собора. Адмиралтейская игла запечатлена на медали «За оборону Ленинграда».

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Изначально Санкт-Петербургское адмиралтейство строилось как верфь по чертежам, подписанным лично Петром I. Было заложено 5 (16) ноября 1704 года, о чём сохранилась следующая запись:

Подготовительные работы были закончены в рекордно короткий срок: в начале 1705 года на верфи были возведены основные постройки и на эллингах заложены первые корабли.

Так как в условиях Северной войны необходимо было защищать верфь, в 1706 году адмиралтейство представляло собой крепость: постройки были огражденыземляным валом с пятью земляными же бастионами, по периметру были прорыты рвы, заполненные водой и сделана насыпь гласиса. Эспланада - обширный, свободный от построек луг для обзора местности обстрела в случае внезапного нападения противника, простиралась до современной Малой Морской улицы.

10 мая (29 апреля) 1706 года, после завершения строительства прама с 18 пушками, состоялся первый спуск корабля на воду.

К 1715 году в этом подразделении Адмиралтейского приказа работало около десяти тысяч человек. В то время адмиралтейство представляло собой одноэтажное мазанковое строение, расположенное в виде сильно растянутой буквы «П», раскрытой в сторону Невы. В здании размещались склады, мастерские, кузницы, а также службы адмиралтейского ведомства. Двор был занят эллингами для строительства парусных кораблей, по его периметру был внутренний канал (засыпан в 1817 году). Канал Адмиралтейства носил как оборонительную, так и транспортную функции: соединяясь с Адмиралтейским каналом, он был интегрирован в сеть городских каналов, по нему доставлялись строевой лес из Новой Голландии и другие стройматериалы.

Модель-камера

В 1709 году по распоряжению Петра I в Адмиралтействе была основана модель-камера (нидерл. model-kammer - комната моделей, кладовая образцов), где хранились корабельные чертежи и модели. Согласно «Регламенту о управлении адмиралтейства и верфи» 1722 года в модель-камере сохранялись модели всех судов, здесь построенных: «Когда зачнут который корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру, кто корабль строит, сделать половинчатую модель на доске, и оную купно с чертежом по спуске корабля, отдать в коллегию Адмиралтейскую. В 1805 году модель-камера была преобразована в Морской музеум (с 1908 года - имени Петра Великого), существовавший здесь до 1939 года.

Архитектура

Здание 1711 года

В 1711 году была произведена первая перестройка Адмиралтейства. В 1719 году была реализована идея вертикальной доминанты: над воротами был установлен металлический шпиль с корабликом, водружённый голландским мастером Харманом ван Болосом:

Кораблик

Возможно, что кораблик Адмиралтейства повторяет силуэт первого корабля, вошедшего в только что построенный порт Санкт-Петербурга. Также есть мнение, что прообразом кораблика стал фрегат «Орёл» - первый русский военный корабль, построенный в 1667-1669 годах по указу царя Алексея Михайловича (это утверждение базируется на том, что ни один из построенных Петром до 1719 года кораблей не имел ничего общего с корабликом на шпиле).

Согласно легенде, три флага на мачтах кораблика были выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части хранилась личная буссоль Петра I.

Оригинальный кораблик простоял на шпиле до 1815 года, когда во время ремонта был заменён на новый, при этом оригинальный кораблик ван Болоса был утерян. Второй кораблик простоял 71 год: в 1886 году при очередном ремонте шпиля он был снят и заменён на точную копию; оригинал, вес которого 65 кг, длина - 192 см и высота - 158 см, был помещён в экспозицию находившегося здесь же Морского музея.

Здание Адмиралтейства производило впечатление на людей той эпохи:

Здание 1738 года

В 1732-1738 годах архитектор И. К. Коробов построил каменное здание Адмиралтейства. Зодчему удалось, сохранив прежний план, придать сооружению монументальность, отвечавшую его градообразующей функции. В центре, над воротами, была построена стройная центральная башня с позолоченным шпилем, иногда называемым «Адмиралтейская игла» (огласно некоторым свидетельствам, на позолоту шпиля были пущены золотые дукаты, полученные Петром I в подарок от Соединённых провинций). На 72-метровую высоту был вознесён кораблик-флюгер, здесь он находится до наших дней.

В 1740-х годах пространство вокруг Адмиралтейства использовалось для военных учений и как пастбище для скота. По праздникам Адмиралтейский луг становился местом общегородских гуляний и ярмарок; здесь устанавливались карусели, балаганы, катальные горки.

Также было упорядочено пространство вокруг адмиралтейства: в 1760-х годах архитектором Андреем Квасовымбыли определены границы центральных площадей, окружающих здание Адмиралтейства.

Пространство к югу от адмиралтейства именовалось Адмиралтейским лугом до середины XVIII века, На Адмиралтейском лугу проходили учения солдат и устраивались народные гулянья.

Во второй половине XVIII века крепостной канал сильно загрязнился и стал скапливать сточную грязную воду. Императрица Елизавета Петровна в середине XVIII века приказала канал регулярно чистить, а луг замостить. Полностью Адмиралтейский луг был замощен только к концу царствования Екатерины II (в последней четверти XVIII века).

К этому времени южная часть луга была застроена, и определились границы Адмиралтейской площади перед главным фасадом Адмиралтейства.

Здание 1823 года

К началу XIX века утилитарная архитектура адмиралтейства уже не соответствовала его положению «центрального» здания в городе: три главных магистрали (Невский проспект, Гороховая улица и Вознесенский проспект) - сходятся к нему лучами. К востоку от адмиралтейства незастроенное пространство доходило до реки Мойки, вдоль которой шла Большая Луговая улица. Возникла необходимость изменить облик здания, так чтобы оно гармонировало с находящимся поблизости Зимним дворцом и другими величественными архитектурными ансамблями, расположенными рядом с адмиралтейством.

В 1806-1823 годах архитектор Андреян Захаров блестяще решил эту задачу. Идеей нового облика здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров перестроил адмиралтейство почти полностью, оставив лишь изящную башню со шпилем. Фортификационные сооружения у верфи были уничтожены, на их месте разбит бульвар (сейчас на этом месте расположен Александровский сад). Сохранив конфигурацию плана уже существовавшего здания, Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе (как уже говорилось выше, главные магистрали сходятся к нему тремя лучами).

Архитектурный ансамбль Адмиралтейства состоит из двух П-образных в плане корпусов (внешнего и внутреннего). Между ними проходил Адмиралтейский ров. Внешний корпус занимали административные учреждения морского и речного флота России, а во внутреннем по-прежнему были производственные мастерские.

В центре здания - монументальная башня со шпилем (архитектор Иван Коробов), окружённая колоннадой в средней части, ставшая символом города. Основание башни прорезано аркой, а на флангах средней части установлены 12-ти и 6-колонные портики. Они повторяются на боковых фасадах. Павильоны, обращённые к Неве, перекликаются с основанием центральной башни и увенчаны флагштоками с изваяниями дельфинов. Строгий ритм членений придает композиции Адмиралтейства особую цельность. Композиция двух крыльев фасада, симметрично расположенных по сторонам башни, построена на сложном ритмическом чередовании простых и чётких объёмов (гладкие стены, сильно выступающие портики, глубокие лоджии).

Особое место в архитектурном решении Адмиралтейства занимает скульптура. Во фронтонах боковых портиков находятся рельефы, изображающие греческую богиню правосудия Фемиду, награждающую воинов и ремесленников. В создании скульптур принимали участие Степан Пименов, Василий Демут-Малиновский, Артемий Анисимов. Центральную арку фланкируют стоящие на высоких постаментах статуи нимф, несущих глобусы (скульптор -Феодосий Щедрин). Над аркой - парящие Славы и аллегорический барельеф «Заведение флота в России» авторства Ивана Теребенева. На углах первого яруса - фигуры античных героев: Александра Македонского, Ахилла, Аякса и Пирра. Над колоннадой - 28 скульптурных аллегорий: огня, воды, земли, воздуха, четырёх времен года, четырёх сторон света, музы астрономии - Урании и покровительницы корабельщиков-египетской богини Изиды и др.

Декоративные рельефы органично соотносятся с крупными архитектурными объёмами, пристенные скульптурные группы подчёркивают в грандиозно развёрнутых фасадах живую человеческую меру. Скульптуры Адмиралтейства не просто указывают на функциональное назначение здания, они утверждают образ России как морской державы.

Из интерьеров Адмиралтейства сохранились вестибюль с парадной лестницей, зал собраний и библиотека. Суровая строгость монументальных архитектурных форм смягчена обилием света и исключительным изяществом отделки.

История эксплуатации

Строительство парусных кораблей на Адмиралтейской верфи продолжалось до 1844 года. В дальнейшем в здании остались только учреждения флота: Морское министерство, Главный морской штаб, Главное гидрографическое управление, Адмиралтейский собор. В 1709-1939 годах в нём размещался Военно-морской музей.

С июня 1917 года здесь находился Центрофлот - центральный демократический орган флота, поддерживающий Временное правительство. Во время Октябрьской революции он был распущен, и 26 октября по инициативе В. И. Ленина был создан Военно-морской революционный комитет (ВМРК), мобилизовавший силы флота на создание и упрочение Советского государства. ВМРК помещался в крыле Адмиралтейства, обращенном к Медному всаднику.

В 1932-1933 годах в здании размещалась Газодинамическая лаборатория - первое в СССР конструкторское бюро по разработке ракетных двигателей.

С 1925 года в здании находится Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Э. Дзержинского. До конца 2008 года там же находился и штаб Краснознаменной Ленинградской военно-морской базы.

Сохранность и реставрация

Во время блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён; укрытие было снято 30 апреля 1945 года. Реставрационные работы в здании проводились в 1928, 1977 и в 1997-1998 гг. В 1977 году, при золочении шпиля, в шар под корабликом был установлен специальный ларец, куда положили проект Конституции СССР.

Современность

В пост-советское время неоднократно возникали различные проекты по новому использованию помещений адмиралтейства. Так, в 2006 году выдвигалось предложение переместить сюда, на ограниченную площадь, Центральный военно-морской музей, в здании которого правительство Санкт-Петербурга планировало открыть нефтяную биржу. Осенью 2007 года появилось предложение разместить в адмиралтействе командование Военно-морского флота. Между тем жителями города было замечено, что башня Адмиралтейства дала трещину. Ситуация разбирается в КГИОП

В 2009 году Военно-морское училище и штаб Ленинградской военно-морской базы выехали из здания. 31 октября 2012 года состоялся официальный переезд Главного штаба ВМФ в здание Адмиралтейства, в тот же день на здании был поднят Андреевский флаг, официально символизирующий присутствие здесь высшего военно-морского командования.

25 декабря 2013 года в Адмиралтействе, в башне со шпилем на пересечении Адмиралтейской набережной и Дворцового проезда, был открыт храм святителя Спиридония Тримифутского(крестом храма будет являться Андреевский стяг, развивающийся над башенкой). На открытии храма присутствовало командование ВМС РФ во главе с Виктором Чирковым, по мнению которого, это событие было приурочено к спуску второго ракетоносца проекта Борей.

В конце января 2014 года министр обороны Сергей Шойгу одобрил концепцию приспособления комплекса зданий Адмиралтейства для нужд ВМФ: внутренние дворы здания в нарушение законодательства по охране памятников предлагается накрыть прозрачным куполом, а между историческими корпусами перекинуть стеклянные переходы.