Узбекистан        21.03.2023   

Микеланджело во флоренции. Площадь микеланджело. Экскурсии во Флоренции

Достопримечательность рода "must see" для туристов и по совместительству место очень почитаемое коренными флорентийцами, площадь Пьяццале Микеланджело (или "piazzale Michelangiolo": на самом деле, изначально историческое название площади звучало именно так) была построена в 1875 году по проекту архитектора Джузеппе Поджи.

Это были годы, когда носила статус столицы Италии, поэтому городское строительство было частью так называемого "Плана облагораживания столицы": кстати, именно в этот период возникли многие проспекты и бульвары Флоренции.

Туристы на Пьяццале Микеланджело

Древние старые стены были снесены, чтобы проложить широкие бульвары, создаваемые по парижской модели: так, вдоль холма Сан Миниато возник Viale Dei Colli, живописный маршрут длиной около 8 км, который завершался красивой площадью - Пьяццале Микеланджело. С 1890 по 1935 г. бульвар пересекали трамвайные пути („tranvia del Chianti“), которые связывали Флоренцию с городами Греве-ин-Кьянти и Сан-Кашано- Валь-ди-Пеза.

Вот так выглядит Флоренция с Пьяццале Микеланджело!

Дань Микеланджело

Площадь была названа в честь известного художника, скульптора и архитектора эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti), которому был посвящен также памятник, украшающий площадь, состоящая из бронзовой копии статуи Давида и статуй с надгробий Медичи в Сан-Лоренцо (оригиналы были сделаны из мрамора). Работы по украшению площади были завершены за пару лет, и затем, в 1875 году, "терраса Флоренции" стала доступна для посещения.

Пьяццале Микеланджело

Так, у подножия Давида разместились копии четырех статуй - аллегорий смены времени суток, которые украшают надгробия капеллы Медичи в Сан Лоренцо: копия статуи Давида занимает "привилегированное положение": статуя возвышается над городом и наблюдает за ним сверху, постоянно бдительно охраняя флорентийские сокровища.

Красавец-Давид!

Джузеппе Поджи также спроектировал неоклассическую лоджию, которая доминирует на площадью: сегодня здесь находится элегантный ресторан «La Loggia». Первоначально здание было задумано в качестве музея, посвященного творчеству Микеланджело, однако почти сразу же было преобразовано в кафе. На лоджии можно прочесть надпись, которая напоминает о вкладе Поджи: "Флорентийский архитектор Джузеппе Поджи: повернитесь вокруг, здесь его памятник, MCXXI".

и аллегории...

За рестораном "Ла Лоджия" можно увидеть лестницу: она ведет к церкви францисканцев Сан Сальваторе-аль-Монте-алле-Крочи, важному зданию эпохи Возрождения, которое обязано своим нынешним обликом архитектору Симоне дель Поллайоло (1499-1504).

Сегодня на площади Микеланджело находятся несколько ресторанов, кафе и стильный бар, но главное ее "назначение" - служить "панорамной террасой" Флоренции, любимым местом встреч для местных жителей и "наблюдательным пунктом" для туристов, которые хотят наслаждаться прекрасным видом с поразительной перспективой. Кроме того, особенно в первые месяцы весны и лета, площадь становится ареной для самых важных шоу и больших концертов.


Рубрика: Флоренция

Есть в солнечной Флоренции площадь – называется она площадь Микеланджело, – которая магнитом притягивает путешественников. Особенно «вооруженных» фото- и видеокамерами. Потому что лучшего места, с которого бы открывались столь великолепная панорама древнего города, здесь попросту не найти. Не зря ее называют большой смотровой площадкой или даже открытой террасой, с которой нашему взору предстают виды, прежде всего, на исторический центр столицы Тосканы.

Площадь, расположенная на холме

Площадь Микеланджело (итал. Piazzale Michelangelo) появилась во Флоренции в 1869 году. Ее проектировщиком был архитектор Джузеппе Поджи. Находится она в районе Ольтрарно на левобережье реки Арно, точнее, на одном из местных холмов, между садами Бардини и Боболи за Палаццо Питти. Именно это обстоятельство и обуславливает ее преимущества как смотровой площадки. Кроме исторического сердца города отсюда отлично просматривается утопающее в зеленых насаждениях побережье Арно.

Такие известнейшие достопримечательности Флоренции как Понте Веккьо (Старый Мост) и Палаццо Веккьо, форт Бельведер и собор Санта Мария дель Фьори (Дуомо), красный купол которого стал символом города. Причем прекрасный обзор вам гарантирован в любое время суток, поскольку ночью, благодаря подсветке, столица Тосканы сияет огнями и прекрасно просматривается. Полюбоваться видами города с этого места смогут даже лица с ограниченными физическими возможностями: для них на площадь Микеланджело оборудован специальный подъем.

Площадь носит имя выдающегося итальянского скульптора, живописца, архитектора и поэта XVI века. Определенно это знак уважения флорентинцев к своему знаменитому земляку. Но не только. Ведь на ней установлены копии самых известных творений Микеланджело Буонарроти, которые признаны величайшими творениями искусства мирового значения.

Это 5-метровая мраморная статуя Давида (местной публике она впервые была представлена 8 сентября 1504 года на площади Синьории), ставшая символом Флорентийской республики, оригинал которой хранится в городской Академии изящных искусств. И разместившиеся по его периметру двойники четырех аллегорий времени из мемориальной часовни рода Медичи – Капеллы Медичи – при церкви Сан-Лоренцо. Постамент для копий работ Микеланджело также создал Джузеппе Поджи.

Здесь же, на площади, имеется лоджия, обустроенная в неоклассическом стиле, некогда являвшаяся музеем произведений искусства авторства Микеланджело. В ней находится ресторан, который предлагает своим посетителям традиционные блюда итальянской национальной кухни.

Микеланджело воздвигал бастионы

История площади имени выдающегося скульптора и архитектора восходит к тем временам, когда в 1530 году Флоренцию осаждали войска императора Карла V и римского понтифика Климента VII (в миру Джулио Медичи). Не поверите, но обороной руководил сам Микеланджело. Более того, на холме Сан-Миньято он воздвиг бастионы, и остатки этих укреплений дошли до наших дней. При подъеме на холм они вполне видны. Эти обстоятельства, собственно, и обусловили название будущей площади, панорамный обзор с которой действительно охватывает весь исторический центр Флоренции , начиная от крепости Форте-Бельведере и вплоть до церкви Санта-Кроче. Кроме красного купола Дуомо взор легко охватывает восьмиугольную колокольню Флорентийского аббатства и холмы, раскинувшиеся к северу от Флоренции.

Путешественники, которые уже бывали в этом удивительном месте, знают, что лучше всего на холм подниматься пешком – сюда ведет узкая улочка. Что позволит неторопливо и проникновенно наслаждаться окружающими красотами и посетить много интересных исторических мест. По мосту Веккьо можно перейти на левый берег Арно и, двигаясь по набережной на восточном направлении, дойти до следующего моста Понте-алле-Грацие… Впрочем, обо всём и не расскажешь. Приезжайте и всё это великолепие увидите собственными глазами.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Площадь Синьории (итал. Piazza della Signoria) – исторический центр Флоренции и одна из красивейших во всей Италии. Находится прямо перед величественным Палаццо Веккьо. Легко узнаётся благодаря своей L-образной форме, сценографическому оформлению, ...


Итак, мы с вами вновь в прекрасной солнечной Флоренции. Красивых мест в тосканской столице много, исторических достопримечательностей тоже не меньше. Однако сегодня мы совершим виртуальное путешествие в собор Санта-Мария-дель-Фьоре – самое известно...


Самым старым сооружением Флоренции считается баптистерий Сан-Джованни, построенный в этом старинном итальянском городе ориентировочно в XI-XII веках. Название происходит от латинского «baptisterium» («крестильная»), которое применялось к церковным...


Флоренция - один из красивейших городов Итальянской Республики с населением почти 400 тысяч человек, который с удовольствием посещают туристы. Расположена на реке Арно, является центром региона Тоскана и одновременно относится к старейшим населенны...


Дворцы-особняки в итальянских городах в XV-XVIII веках назывались палаццо. Такие строения весьма типичны для всего периода итальянского Возрождения, однако особенно популярны они были во Флоренции. «Палаццо» происходит от латинского «palatium» (дво...

Статуя Давида работы выдающегося мастера эпохи Возрождения (Michelangelo di Buonarroti, 1475-1564 гг.) находится в Галерее (Galleria dell’Accademia) во Флоренции.

Скульптура, изготовленная из монолитной глыбы ценного каррарского мрамора, имеет высоту 5,17 метров и вес более 6 тонн. «Давид» признан эталоном мужской красоты и одним из самых значимых шедевров мирового искусства.

Образ библейского царя вдохновлял мастеров и ранее, но все предшественники Микеланджело (Донателло, ) изображали его победителем, к ногам которого пала голова Голиафа. Художественное новшество Буонарроти состояло в том, что он впервые запечатлел героя в момент подготовки к решающей битве. Статуя изображает обнаженного юношу мощного телосложения, готового к бою с опасным врагом. Его гордая голова с копной волос, нахмуренные брови и твердо сжатые губы говорят о несгибаемой воле.

Линии тела анатомически совершенны, расслабленная поза свидетельствует об уверенности и силе, праща, перекинутая через левое плечо, сулит противнику смертоносный выпад.
Скульптурное изображение иудейского царя было заказано Микеланджело в 1501 г. гильдией торговцев шерстью. Именно это объединение отвечало за украшение (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore). Флоренция по праву гордилась храмом, достойное его оформление было делом чести для цеховых старшин. Статуя должна была стать частью скульптурного ансамбля, состоящего из двенадцати персонажей Ветхого Завета. Осуществиться этому не было суждено.

В период работы над «Давидом» круто изменилась не только творческая биография тосканского скульптора, но и политическая жизнь республики. Первоначально заказ имел лишь религиозный характер. Но во время создания скульптуры Флоренция изгнала тиранов Медичи и «Давид» Микеланджело стал символом республиканской свободы и защиты отечества от власти тиранов.

История создания

История Флорентийской республики тесно переплелась с созданием мирового шедевра. Картина средневекового мира имела мало оттенков свободомыслия, итальянские города-государства были уникальным явлением того времени. Никогда Флоренция не подчинялась папским буллам и герцогским указам, лишь человеческий гений был ее непреложным законом.

Работа длилась два года и четыре месяца. Мастеру в то время было 26 лет, однако он успел прославиться как великий скульптор, затмивший самого Леонардо. Микеланджело держал самый сложный экзамен в своей жизни, для любого деятеля искусств того времени было важно, признает ли Флоренция его мастерство.

История рождения шедевра необычна. Интересное описание работы Буонарроти над статуей дает его современник Джорджо Вазари (Giorgio Vasari). Согласно его записям, мастер получил мраморную глыбу уже подпорченной насечками и сколами. Форму будущего изваяния пришлось выбирать так, чтобы эти дефекты не были заметны.

Помощников не было, Микеланджело трудился один, передвигаясь вокруг гигантской глыбы по строительным лесам. Работа проходила в полной тайне, место, где создавалась статуя, было ограждено деревянным забором. Когда она была уже почти завершена, мастер потратил четыре месяца на окончательную отделку и полировку.


В январе 1504 скульптуру увидели и оценили ведущие флорентийские мастера. Авторитетная группа с во главе сочла ее достойной украсить сердце города – (Piazza della Signoria). По настоянию Леонардо и с согласия Микеланджело «Давида» установили у входа в Лоджию Ланци (Loggia dei Lanzi), где проходили заседания городского Совета. Там он простоял более трехсот лет и лишь в 1873 г., во избежание негативного воздействия осадков и выветривания, был перенесен в главный зал Галереи Академии искусств.

Копии

  • Самая известная располагается на площади Синьории во Флоренции, где первоначально был установлен оригинал.

  • Еще одна — тоже во Флоренции, на площади Микеланджело (Piazzale Michelangelo), выполнена из бронзы. Площадь была построена на левом берегу Арно в 1869 г., интересна для туристов, так как оттуда открывается роскошный вид на город.

  • Гипсовая копия есть в Музее Виктории и Альберта (Victoria & Albert Museum) в Лондоне. С ней связана забавная история: на случай визитов королевы Виктории причинное место статуи прикрывали съемным фиговым листком.

  • Итальянский дворик Пушкинского музея в Москве также может похвастаться своим «Давидом».

  • Статуя «Давид» от места работы к площади Синьории была доставлена на специально сконструированной бычьей повозке за 4 дня. Вся Флоренция стала свидетелем удивительного зрелища. Несколько завистников Микеланджело попытались закидать скульптуру камнями, за что попали в тюрьму.
  • В 1527 году «Давид» пострадал от политических дебатов — скамья, вылетевшая из окна Палаццо Веккьо (Palazzo Vecchio), повредила его левую руку. Реставрацию выполнил Вазари.
  • Флоренция дарила Иерусалиму слепок со скульптуры. Подарок не приняли, власти Иерусалима были возмущены тем, что Давид гол и не обрезан.
  • В 2004 г. Флоренция отмечала 500-летие со дня создания шедевра. В честь этого события скульптуру вымыли впервые за 130 лет.
  • Недавнее исследование выявило угрозу разрушения статуи от подземных толчков. По заявлению министра культуры Италии Дарио Франческини, на установку сейсмостойкого постамента будет выделено 200 тысяч евро.

Где находится, время работы, билеты

  • Галерея Академии искусств находится на улице Риказоли, 66, Флоренция (Via Ricasoli, 66, 50122 Firenze).
  • Музей работает со вторника по воскресенье с 8:15 до 18:50, кассы закрываются в 18:20, понедельник — выходной. Стоимость билета — 8 евро, для граждан стран Евросоюза возрастом 18-25 лет по предоставлению удостоверения личности — 4 евро.
  • Официальный сайт Галереи: www.polomuseale.firenze.it . Во избежание очереди у касс рекомендуется забронировать или купить билеты онлайн.
  • Собрание экспонатов заслуживает внимания, представлены и другие работы Микеланджело: «Пьетта Палестрина» (Palestrina Pieta), «Четыре раба» (Prigioni), «Святой Матфей» (San Matteo). Фотосъемка в Галерее разрешена без вспышки.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

Где находится площадь Микеланджело во Флоренции и как до нее добраться. Пешком, на городском автобусе (прямом или с пересадкой), на машине.

Площадь Микеланджело расположена на холме между садами Боболи и парком Бардини. А потому это одна из лучших смотровых площадок Флоренции - весь город с нее, как на ладони. Единственный минус в том, что лежит она в стороне от исторического центра. Ехать туда лучше сразу, до первого знакомства со столицей Тосканы. Или оставить ошеломляющий вид на десерт. После того как улицы, музеи и набережные города будут исхожены вдоль и поперек, закат на фоне панорамы Флоренции и реки Арно станет завершающим аккордом.

В выходные дни на площади Микеланджело можно встретить не только туристов, но и самих флорентийцев. Горожане любят это место за красивый вид и расположенные поблизости сады Бардини. В этом парке есть укромные места для пикника и огромное количество розовых кустов - с середины весны до поздней осени.

Экскурсии во Флоренции

Площадь Микеланджело входит не во все . Но это и не проблема: дойти туда можно и самостоятельно, достаточно немного сориентироваться в городе. К тому же рано или поздно у всех возникает желание перебраться на другую сторону Арно. И вот там интересно отправиться по тематическому маршруту . За два часа гид откроет все тайны шедевра паркового искусства и семейства Медичи .

Площадь Микеланджело - как добраться

1. Как дойти пешком

Из центра Флоренции до Пьяццале Микеланджело можно дойти пешком. Но будьте готовы, что прогулка туда и обратно растянется на целый день. Много интересного ждет по пути: сады, парки и роскошные панорамы. Какое-то время займет обед в ресторанчике на площади или импровизированный пикник в Саду Роз.

Красивый, познавательный, но длинный маршрут:

  • От Ponte Vecchio до Piazza Poggi. Начать прогулку можно из любой точки Флоренции. Но для примера возьмем ближайшую к стороне реки Арно точку - переполненный сувенирными лавками мост Веккьо . От него нужно повернуть налево, на Via de’ Bardi. Это улица плавно переходит в Via di S. Niccolò. Пройдя по ней около полукилометра, вы выйдете к площади Piazza Giuseppe Poggi.
  • От Piazza Poggi до Piazzale Michelangelo. От площади Poggi достаточно придерживаться Viale Giuseppe Poggi, и она постепенно (через две крутых лестницы) выведет вас к Пьяццале. Можно сделать крюк и пройти через благоухающий Сад Роз (итал. Giardino delle Rose) - место, где флорентийцы устраивают пикники с сыром, хрустящим хлебом, помидорами и вином.

Как быстрее дойти до площади Микеланджело пешком:

  • От Ponte alle Grazie до Piazza dè Mozzi. Через мост, расположенный чуть ближе к Пьяццале, чем Понте Веккьо, нужно двигаться в сторону Piazza dè Mozzi.
  • От Piazza dè Mozzi до Giardino delle Rose. Этот маршрут проведет вас через сам Сад Роз, если от Piazza dè Mozzi вы будете идти по Via di S. Niccolò (300 м), Via S. Miniato (70 м), а затем Scalea del Monte alle Croci/Scalinata del Monte alle Croci до лестнице. Она-то и выведет вас на вершину холма.

2. Как добраться на автобусе

Тут все еще проще. Если вам не нравится долго ходить пешком, можно доехать до площади Микеланджело на автобусе: № 12 (от садов Боболи), 13 (от Понте Никколо), C2 + 13 (от Пьяцца Дуомо с пересадкой на Piazza Cesare Beccaria).

Или на красном экскурсионном автобусе. Площадь Микеланджело, как и добрая половина достопримечательностей Флоренции , входят в его маршрут.

3. Как доехать на авто (+ парковки)

Добраться на машине до Пьяццале Микеланджело тоже просто. Около трех километров от Ponte alle Grazie через Viale Michelangiolo. Достаточно следовать указателям - а их немало - или забить маршрут в навигатор. Правда, последний иногда творит чудеса и ведет себя не хуже Сусанина, но можно ведь и дорогу спросить в крайнем случае. Труднее на площади Микеланджело обстоят дела с парковками.

  • Выделенная парковка на самой Пьяццале, рассчитанная на 72 места, платная . За первый час пребывания берут 1 €, за каждый последующий - 2 €. Оплата взимается ежедневно, без перерывов и праздничных дней. Только в субботу и воскресенье можно припарковаться бесплатно с 0:00 до 8:00 утра.
  • Можно припарковаться у дороги, ведущей на холм . Viale Michelangiolo идет вдоль Сада Ирисов (итал. Garden of Iris). В начале ее бывают свободные парковочные места, бесплатные. Но тогда и взбираться вверх придется пешком.
  • На Via Delle Porte Sante есть платная автостоянка . Если, помимо площади, планируете посетить базилику Сан-Миниато, можно парковаться.

Где остановиться в районе площади

Жить в районе Пьяццале - не лучшая идея, потому что находится она далековато от исторического центра. А вот поселиться на полпути к ней от моста Веккьо - идея гораздо лучше. Во-первых, многие объекты, представляющие интерес, в шаговой доступности. Во-вторых, рядом лучшие парки Флоренции: Боболи и Бардини, Сад Роз и ботанический сад Ирисов. Ну и, в-третьих, цены на этом берегу Арно ниже, чем на противоположном. При этом вид на город - несравнимо лучше.

1. Hotel Silla

Адрес: Via De’ Renai 5, Флоренция, Италия

Стандартный номер в Hotel Silla

Трехзвездочный отель недалеко от набережной Арно. Из верхних номеров открывается вид на город, на крыше - терраса, где можно завтракать в теплое время. Сама здание (XVI век) и номера оформлены во флорентийском стиле; чистота, уют, бесплатный wi-fi, частная парковка. Минус: завтрак итальянский, без мясных блюд.

2. FuordArno Bed & Breakfast

Адрес: Lungarno Torrigiani 3, Флоренция, Италия

Номер отеля FuordArno Bed & Breakfast

Отель на том же левом берегу, типа «постель и завтрак». Мало того, что уютный и аутентичный, так еще и по флорентийским меркам бюджетный. Номера оформлены в романтичном стиле, из окон открывается вид на реку Арно и Ponte alle Grazie (ближайший к площади Микеланджело мост). Отличные завтраки!

Исторические факты

Не все знают, что площадь Микеланджело - один из «новоделов» Флоренции. И это в городе, где большинство зданий датируются XIV-XVI веками! Настоящего эстета такая новость может повергнуть в шок. Но это их дело, а нам с вами главное знать, что Пьяццале не имеет ничего общего с Микеланджело Буонаротти. Она всего лишь носит его имя, но сам великий мастер не приложил руку ни к одной из ее построек .

Поскольку с Пьяццале открывается один из лучших видов на Флоренцию, все и хотят знать, как проще, а главное быстрее можно добраться до площади Микеланджело из центра города. К примеру, от моста Веккьо или галереи Уффици.

Вид со смотровой площадки площади Микеланджело - та самая «вишенка на торте». Как купол Дуомо в архитектурном ансамбле Флоренции.

Строительство площади Микеланджело (итал. Piazzale Michelangelo ) проходило в годы, когда Флоренция наряду с другими итальянскими городами, подверглась капитальной реконструкции. Проект принадлежит архитектору Джузеппе Поджи, оказавшему огромное влияние на современный облик города, наряду с Вазари и Буонталенти.

Строительные работы под его руководством были завершены к 1869 г. в рамках масштабной перестройки левого берега реки Арно. Площадь получила название в честь итальянского мастера эпохи Возрождения - великого Микеланджело.

* Даже в пасмурную погоду рассмотреть интересные места Флоренции, шпили церквей и соборов не составит труда. На месте установлена большая карта Флоренции.

Интересно, что через площадь Микеланджело проходил маршрут «трамвая Кьянти», соединявшего город с двумя тосканскими коммунами - Греве-ин-Кьянти (итал. Greve in Chianti ) и Сан-Кашано-ин-Валь-ди-Пеза (итал. San Casciano in Val di Pesa ). Но в 30-х гг линия была закрыта по причине краха управляющей компании. И очень жаль, потому как в городках по-прежнему производят лучшее Кьянти в Тоскане.

Что посмотреть на площади Микеланджело

  • Смотровая площадка стала ее главным достоянием . Других значимых достопримечательностей / исторических памятников на площади Микеланджело нет. Днем с вершины холма виден Старый город Флоренции: мосты и набережные Арно, колокольню Джотто, огромный купол Дуомо и базилику Санта-Кроче. Вечером можно насладиться закатом, а затем ночной подсветкой города.
  • В центре Пьяццале Микеланджело в 1873 г. была установлена копия самого выдающегося творения скульптура - статуя «Давид» . Чуть позднее у подножия беломраморного постамента появились еще четыре копии скульптур легендарного творца - аллегории из мемориальной часовни Медичи в базилике Сан-Лоренцо. «Двойники» стоят там по сей день и, в отличие от оригиналов, изготовлены не из мрамора, а из бронзы.
  • По завершению архитектурно-строительных работ на площади в 1869 г. была завершена и «лоджия», где задумывался музей . Экспозицию планировалось посвятить работам Микеланджело. Однако проект архитектора Джузеппе Поджи так и не воплотился в жизнь. В пустующем долгое время помещении какой-то предприимчивый итальянец открыл ресторан La Loggia .
  • Просторная автомобильная парковка , прилегающая к смотровой площадке, завершает архитектурный ансамбль площади Микеланджело.

Вопрос - Ответ

Стоит ли побывать на площади Микеланджело во Флоренции? Однозначно, да. И неважно, когда вы это сделаете - в начале отдыха или в конце, оставив самое «вкусное» напоследок. Главное, что нет такого человека, влюбленного в путешествия, которого не впечатлил бы закат со смотровой площадки.

Видеоотчет о посещении площади Микеланджело на закате. Что будет, если не полениться и все-таки отправиться полюбоваться видом.


Смотровая площадка расположена в двух километрах от площади Дуомо и Санта-Мария-дель-Фьоре. Можно доехать на автобусе (как с пересадками, так и без), заказать экскурсию или дойти пешком. Пьяццале Микеладжело на карте:

В 1421-1428 году Брунеллески построил капеллу сбоку от храма Сан-Лоренцо (капелла Медичи) во Флоренции. Она должна была стать склепом для дома Медичи. Почти через сто лет папа Лев Х предложил Микеланджело достроить ее фасад. Из-за нехватки денег работы были прекращены.

Флоренция, церковь Сан-Лоренцо

Самая древняя церковь во Флоренции - это храм Сан-Лоренцо. В 339 году этот кафедральный собор освятил св. Амвросий, епископ Милана. В романский период он был перестроен и вновь освящен в 1059 году. В 1418 году Медичи решили полностью его перестроить и поручили это Филиппу Брунеллески. Храм внутри украшен работами Донателло. Капелла принцев стала усыпальницей для всех герцогов Медичи второй линии семьи, начиная с Козимо I. В ней напоказ выставлены богатство и власть Медичи.

Ее заполняют все гербы городов герцогства Тосканского и герб Медичи на потолке. Пышный интерьер из выполнялся в течение почти двухсот лет. Работа сделана очень тщательно. Там должны были быть захоронения шести герцогов. В действительности же огромные саркофаги пусты и служат только в качестве погребальных памятников. На самом деле Медичи похоронены в склепе. За каждым саркофагом В них должны были расположиться скульптуры герцогов. Однако существует только два памятника - статуя Фердинанда I и Козимо II. Купол повторяет купол Брунеллески и украшен сценами из Писания.

Склеп с захоронениями. Капелла принцев

Место для прохода в капеллу Медичи приведет прямо в склеп. Именно отсюда можно пройти в капеллу принцев и Новую Сакристию. Склеп темный и мрачный, что естественно для усыпальницы, где фактически похоронено большинство членов семьи Медичи, в том числе и те, которые должны были упокоиться в капелле принцев.

На картине в величественном кресле сидит высокородная дама. Это Анна Мария Луиза де Медичи, последняя наследница этой семьи, которая скончалась в 1743 году. Она оставила огромное художественное наследство родной Флоренции.

Для любителей Микеланджело

В 1520 году потребовалось соорудить часовню с надгробиями для Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано, а также для двух других сыновей семейства Медичи: Джулиано, герцога Немурского, и Лоренцо, герцога Урбинского. Кроме того, кардинал Джулио, двоюродный брат папы Льва Х, хочет поручить Микеланджело строительство библиотеки. В ней должны разместиться книги, принадлежащие всей семье, а также полученные от разных придворных и других известных книголюбов. Капелла Медичи и Новая Сакристия в ней и библиотека - два ответственных поручения для 45-летнего мастера, которому впервые придется иметь дело с архитектурой.

Новая ризница - это один из архитектурных проектов, который мастер довел до конца. В ней имеется не менее семи скульптур гения эпохи Возрождения.

Начало работы

Кардинал Джулио из рода Медичи, избранный папой под именем Климент VII, призвал Микеланджело в Рим и дал твердые указания о том, что капелла Медичи должна быть незамедлительно достроена. Он желает быть прославленным в веках не менее, чем папа Лев Х и его предшественники, оставившие о себе память как о покровителях архитектуры, скульптуры и живописи. Следовало увековечить образы не бывших в давние времена знаменитых Медичи, а тех, кто установил во Флоренции монархию. Это были два молодых, ничем не прославивших себя герцога. Новая Сакристия в церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) должна составлять единый комплекс со Старой, которую построил Брунеллески.

Микеланджело задумал и потом сделал ее с более сложными ордерами, карнизами, капителями, дверями, нишами и гробницами. Он отступил от принятых ранее правил и обычаев. Капелла Медичи по желанию папы уже не должна включать в себя гробницы Лоренцо Великолепного и его брата Джулиано. На почетные места должны встать усыпальницы папы Льва Х и его собственная. Желая, чтобы более никто не пользовался гением Микеланджело, Климент VII предложил зодчему стать монахом и постричься в орден св. Франциска. Когда художник отказался, папа подарил ему дом. Рядом с ним стояла капелла Медичи. Жалованье превысило в 3 раза сумму, которую просил Микеланджело.

Микеланджело во Флоренции

Что предстояло сделать Микеланджело Буонарроти? Капелла Медичи требовала пристройки часовни. Следовало возвести потолочный свод, соорудить световой фонарь и выполнить ряд не менее трудоемких работ. А потом уже можно думать о скульптурах, которыми ваятель намеревался украсить надгробия Джулиано и Лоренцо Медичи. Для этого потребуются рабочие, а значит, и деньги от Климента VII.

Замыслы скульптур герцогов

Какие чувства вызовет капелла Медичи? Микеланджело, не обманывая себя, предполагал, что когда скульптуры будут готовы, они разочаруют тех, кто хочет увидеть изображение двух потомков семьи. В них не будет портретного сходства. Он хотел создать новых людей, порожденных не только их временем, но и собственными новыми художественными задачами. В статуях движение должно передаваться уравновешенностью позы, которая будто застыла в воздухе. Это будут два сильных молодых человека, преисполненных величавого спокойствия.

Капелла Медичи: описание

В гробнице Медичи человек попадает в совсем иной мир, не тот, что был на улице. Вас охватывает чувство тоски и впечатление, что вы находитесь на площади. Вокруг находятся необработанные фасады домов, потому что темные пилястры, наличники на редких окнах, сами окна, светлые стены этого ансамбля дают тревожное ощущение средневековой улицы и площади. Именно такое пространство, которое включает человека в быстро текущий поток времени, создал Микеланджело. Гробница мастера - это размышление о мере изменчивости, длительности и краткости существования, запечатленное в слиянии архитектуры и скульптуры.

Мадонна

В церкви Сан-Лоренцо (капелла Медичи) Новая Сакристия выглядит как свободный куб, который увенчан сводом. Зодчий разместил в стенах ниши с пристенными, значительно увеличенными гробницами. Для них он воспользовался скульптурными фигурами в натуральную величину. Напротив алтаря он поместил скульптурную группу «Мадонна с младенцем» и окружил ее статуями св. Космы и Дамиана (покровители Медичи).

Их по его глиняным эскизам выполняли ученики. Мадонна - ключ ко всей капелле. Она прекрасна и внутренне сосредоточенна. Лицо Мадонны склонено к ребенку. Она исполнена печали и скорби. Мадонна погружена в глубокое тяжелое раздумье. Складки ее одежды создают напряженное ритмическое действие и связывают ее со всей архитектурной формой. Младенец тянется к ней. Он также наполнен внутренней динамикой и напряженностью, которая согласована со всей капеллой. В композиции капеллы Мадонна играет очень важную роль. Именно к ней обращены фигуры Джулиано и Лоренцо.

Статуи в нишах

Без намека на портретное сходство в доспехах древних римлян сидят две аллегорические фигуры. Мужественный, энергичный Джулиано с непокрытой головой опирается на жезл командира.

Он символизирует мир, который пришел после войны. жизни действенной. Тогда как его брат Лоренцо находится в глубочайшем раздумье и символизирует жизнь созерцательную.

Его голова, покрытая античным шлемом, опирается на руку, а локтем - на шкатулку, звериная морда которой символична. Она означает мудрость и деловые качества. Обе фигуры усталы и меланхоличны. Ниши их стиснули, что вызывает у зрителя чувство тревоги и беспокойства. Они переживают тяжкую годину войн и смут и вспоминают Лоренцо Великолепного, благодетеля Италии, при котором царил мир.

Фигуры на крышках саркофагов

Соскальзывая с покатых крышек гробниц, еле удерживаясь на них, лежат скульптурные аллегории утра и вечера у ног Лоренцо и дня и ночи - у Джулиано. Символам бегущего времени мучительно неудобно. Их мощные с идеальными пропорциями тела - овеществленная истома и скорбь. «Утро» медленно и неохотно просыпается, «День» бодрствует безрадостно и тревожно, «Вечер», цепенея, засыпает, «Ночь» погружена в тяжелый беспокойный сон. Что за птица на капелле Медичи? «Ночь» стопой упирается в сову, которая, если вспорхнет, то разбудит ее.

Камень, который она держит в руке, может выпасть в любой момент и тоже разбудить. Нет покоя «Ночи». Об этом говорит и полная страданий маска в ее руке.

Фигура «Дня» заслуживает внимания, потому что удивляет несогласованность ваяния прекрасного тела и с трудом поворачивающейся к зрителю головы. Тело прекрасно и отполировано, а лицо слегка проступает, образ едва намечен. «День» хранит следы инструментов и художественно недооформлен. Недоработаны фигуры «Утра» и «Вечера». Это создает дополнительную выразительность, тревогу и угрозу. Ваятель не побоялся пойти дальше своего времени, заставляя зрителя додумывать и трактовать скульптуры как угодно. Вот перед вами лицо «Вечера» (капелла Медичи). Фотография подтверждает сказанное выше.

Фигуры не хотят ни жить, ни чувствовать. Все вместе времена суток подтверждают девиз Медичи «Всегда» (Semper), означающий постоянное несение службы. Вместе с фигурами молодых людей аллегории заключены в устойчивую треугольную композицию.

«Скорчившийся мальчик»

Капелла Медичи и тяжкое безвременье, которое охватывает в ней человека, обладала еще одной скульптурой, которая сейчас находится в Эрмитаже.

Ее еще называют «Мальчик, вынимающий занозу». Если мысленно вернуть его в капеллу, то окажется, что бесконечность времени соединяется с сиюминутностью. Это маленькая статуя, которая свободно входит в куб. Она, как и «День», не вполне закончена: у нее не доработан низ, а спина не отполирована. Ребенок весь согнулся к больной ноге, такая необычная и неожиданная у него поза. Скульптор стремился удалить из мрамора только предельно необходимое, чтобы, если он упадет с пьедестала, то ничего бы не откололось. Мальчик важен в общем замысле, ибо он - мгновение внутри времени. Если Мадонна - время историческое, христианское, которое объединяло людей той эпохи, то мальчик - его кратковременность. Он и ситуация, и мгновение. Фигуры под нишами находятся в этом же цикле перемен времен, а не сами по себе, выделяясь в нечто особенное. Все у гения существует как в жизни - одновременно и многообразно.

Библиотека Лауренциана

Одновременно с работой в Новой Сакристии, которую он превратил в величественную капеллу, Микеланджело строил библиотеку. Пройдя через уютный дворик, через левый неф можно попасть в нее. Она предназначена только для посвященных.

В ней собраны древние манускрипты, иллюстрированные кодексы, текст унии, которая была заключена на Флорентийском соборе в 1439 году. Сначала появился вестибюль, затем зал для рукописей, где их можно было хранить и читать. У этого длинного помещения из серого камня светлые стены. Вестибюль высокий. Далее, чем в него, туристов не пускают. В нем нет статуй, но имеются сдвоенные колонны, которые углублены в стены. Особое внимание было уделено необычной которая напоминает течение расплавленной лавы. У нее полукруглые крутые ступени и очень низкие перила. Она начинается у порога вестибюля и расширяется, образуя три части. Сам мастер был уже в Риме, когда по его глиняной модели строили лестницу - главную достопримечательность вестибюля.

На этом мы заканчиваем описание творения гениального Микеланджело. В этой грандиозной работе он воплотил свои новаторские замыслы. Они настолько универсальны, что приобрели значение для всего человечества. Так изменилась капелла Медичи. Флоренция получила памятник Медичи, который стал памятником самому городу.