Эстония        24.10.2023   

Новоиерусалимский монастырь в Истре: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото. Ново-иерусалимский монастырь История основания обители

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь основан Святейшим Патриархом Никоном. В 1656 году Патриарх купил у стольника Романа Боборыкина село Воскресенское на реке Истре, с окрестными деревнями и пустошами; на холме, очищенном от леса, была поставлена теплая деревянная церковь в честь Воскресения Христова, вокруг монастыря вырыт ров и построена деревянная стена с восемью башнями.

Подмосковная обитель должна была стать воплощением заветного желания Патриарха – создать на Руси зримое подобие Святой Земли – русскую Новую Палестину с главенствующим над всем Воскресенским собором, который повторял бы в деталях иерусалимскую святыню – Храм Воскресения Христова. Мысль Патриарха простиралась гораздо дальше: это было, прежде всего, стремление въяве воплотить и прославить идею Руси как духовного центра православного мира.

Осуществление грандиозного замысла потребовало многих лет. Строительство монастыря приостанавливалось на время ссылки Патриарха (с 1666 по 1679 год).

Начатое при царе Алексее Михайловиче, продолжалось в царствование его сына Феодора Алексеевича, при деятельном участии царевны Татьяны Михайловны. Возведение Воскресенского собора завершилось уже после того, как Патриарх Никон, скончавшийся на пути из ссылки в августе 1681 года, был похоронен в своей любимой Ново-Иерусалимской обители. 18 января (ст. ст.) 1685 года, собор был освящен Патриархом Иоакимом. Спустя год юные цари Иоанн и Петр Алексеевичи даровали Воскресенской обители жалованную, так называемую «вечно утвержденную грамоту» на все ее тогдашние вотчины и угодья.

Территория, окружавшая монастырь, простиралась на несколько десятков километров. Ее топонимика, все церковные сооружения создавали образ Святой Земли: в центре был расположен холм под названием Сион; холмы вокруг обители именовались Елеонским, Фаворским; села имели названия Преображенское, Назарет, Капернаум; река Истра получила имя Иордан; ручей, обтекающий монастырский холм, – Кедронский поток. Башни монастырских стен имели символические названия: Входоиерусалимская, Гефсиманская и т. д. В самом соборе были воспроизведены подобия горы Голгофы, пещеры Гроба Господня, храма Обретения Животворящего Креста Господня, Темницы Господней и Темничной церкви во имя Пресвятой Богородицы.

Последующие государи династии Романовых продолжали благоустраивать монастырь. В XVIII–XIX веках над созданием его архитектурного ансамбля трудились выдающиеся зодчие – Б. Растрелли, К. Бланк, М. Казаков, А. Воронихин, А. Витберг.

В 1870-е годы возник научный интерес к наследию обители. Архимандрит Леонид (Кавелин), исследователь восточно-христианских и отечественных памятников письменности издал в 1874 году фундаментальный труд «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря», опубликовав в нем многие ценные документы. Он же основал монастырский музей, в котором были выставлены личные вещи Патриарха Никона, картины, иконы, книги, ткани из собрания монастыря.

В 1875 году вышло в свет «Описание библиотеки Воскресенского монастыря» архимандрита Амфилохия (Казанского). В монастырском книжном собрании хранились ценнейшие рукописи и старопечатные книги XI–XVIII веков, составившие в начале ХХ столетия особое Воскресенское собрание Синодальной библиотеки, которое ныне находится в Историческом музее.

В XIX и в начале ХХ века монастырь был известнейшим центром паломничества. В 1913 году его посетило около 35 000 человек. Располагая средствами от крупных пожертвований, монастырь сам вел строительство гостиниц и странноприимного дома для бедных паломников.

В июле 1919 года по решению Звенигородского уездного съезда советов Воскресенский монастырь был закрыт, его имущество национализировано. В 1920-е годы наиболее ценные предметы из ризницы Воскресенского собора были переданы в Оружейную палату. На территории обители был открыт музей, святые места были частично уничтожены либо изменены до неузнаваемости.

Новый Иерусалим сильно пострадал в начале Великой Отечественной войны, оказавшись в зоне боев за Москву. Во время недолгой оккупации музей подвергся разграблению, а при отступлении фашистские войска взорвали храмовый ансамбль: некоторые постройки были полностью разрушены, собор значительно поврежден. С 1947 года государство стало проводить реставрационные работы, в результате которых удалось поднять из руин архитектурный комплекс обители и начать восстановление интерьера Воскресенского собора.

Процесс передачи монастыря Русской Православной Церкви начался в 1994 году. Возобновилась богослужебная деятельность. Первым наместником обители был назначен архимандрит Никита (Латушко). 23 июня 2008 года Cвященный Синод утвердил благочинного Всехсвятского округа Москвы игумена Феофилакта (Безукладникова) наместником Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Тогда же Новый Иерусалим посетили Святейший Патриарх Алексий II и Президент России Д.А. Медведев. Осмотрев сооружения обители, они приняли решение о создании Благотворительного фонда по восстановлению Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря и стали сопредседателями Попечительского Совета фонда.

Святейший Патриарх Кирилл посетил Ново-Иерусалимский монастырь 25 сентября 2011 года в день празднования 355-летия основания святой обители. Учитывая уникальную особенность Нового Иерусалима, воссоздающего главные христианские святыни, связанные с днями земной жизни Спасителя и последующей церковной историей, Святейший Владыка благословил: начиная с 2011 года совершать освящение воды в реке Истре-Иордане подобно существующей традиции в Святой Земле, когда в течение всего года воды Иордана освящаются по чину Великого освящения; в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня совершать чин воздвижения Креста.

Во время посещения монастыря в 2013 году Патриарх отметил, что в будущем необходимо в полной мере воплотить замысел Патриарха Никона – наряду с восстановлением обители воссоздать весь природно-культурный ландшафт, воспроизводящий топографию Святой Земли.

Реставрационные работы в монастыре интенсивно велись на протяжении восьми лет. В 2014 году была восстановлена утраченная в войну колокольня. 8 мая 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Воскресенского собора Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Были освящены пять престолов собора: Воскресения Христова; Рождества Пресвятой Богородицы; Успения Пресвятой Богородицы; Небоявленного Креста Господня; святых равноапостольных Константина и Елены.

С 2014 года рядом с монастырем существует уникальный музейно-выставочный комплекс Московской области «Новый Иерусалим», оснащенный самым современным оборудованием. На сегодняшний день это практически единственный крупномасштабный проект в России, который решил проблему сохранения и развития музея в связи с его выводом из культового комплекса.

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь - образ иерусалимских святых мест на подмосковной земле. Основатель монастыря патриарх Никон искренне хотел как будто перенести одну из главных христианских святынь - храм Гроба Господня - чуть ближе к верующим, живущим в России.

Никон основал Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь в 1656 году. Строительству обители предшествовали долгие разбирательства с правами на землю, принадлежавшую в то время вотчинникам, а затем и длительная подготовка территории. Для монастыря вырубили лес на берегу реки Истры, затем укрепили холм, на котором должна была расположиться обитель. Символично, что этот холм получил имя Сион, соседний холм - Елеон, а третий, на севере, - Фавор. Более того, даже Истру для служителей обители переименовали в Иордан. Недалеко основали женский монастырь с новозаветным наименованием Вифания. Так названия из евангельских текстов проникли на русскую землю.

Главный Воскресенский собор монастыря создавался по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме - строители использовали деревянную копию иерусалимского храма, привезенную в Россию патриархом Паисием. В первоначальной версии XVII века Воскресенский собор, как и другие монастырские постройки, был деревянным. На освящении собора присутствовал лично царь Алексей Михайлович, который впервые и дал молодому монастырю его знаменитое имя - Новый Иерусалим.

В XVII веке монастырская библиотека обладала богатейшей книжной коллекцией: в ней хранились родословные книги, печатные книги для богослужений, старинный «Изборник Святослава» 1073 года, Юрьевское Евангелие XII века, а также рукописи из афонских монастырей с раннехристианскими текстами. Кроме того, в монастыре была даже собственная типография, которую Никон перевел сюда из Иверского монастыря. С 1920 года библиотечное собрание Ново-Иерусалимской обители хранится в Государственном историческом музее.

Со второй половины XVIII века началась паломническая история Ново-Иерусалимского монастыря. До наших дней дошло как минимум 20 паломнических описаний обители. Во многом благодаря именно этим документам сегодня ученые и искусствоведы знают, как выглядел монастырь в то время. На рубеже XIX и ХХ веков монастырь стал одним из главных паломнических центров в России - перед Первой мировой войной его посещало примерно 35 000 паломников в год.

Конечно, революция оставила свой печальный след и в истории монастыря. В 1919 году его закрыли, а в 1920-х годах появился музейно-выставочный комплекс. Благодаря ему и сохранилось многое из убранства и предметов быта ново-иерусалимских монахов.

Еще один тяжелый удар по обители нанесла Великая Отечественная война: фашисты взорвали Воскресенский собор, из-за чего были уничтожены по-настоящему ценные архитектурные памятники. Восстанавливали монастырь уже после войны, а в 1959 году музей вновь начал принимать посетителей. С 1994 года Новому Иерусалиму вернули статус монастыря.

Сегодня побывать в Ново-Иерусалимском монастыре будет интересно не только паломникам, но и простым туристам. Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» является самым большим музеем в Подмосковье. Здесь хранятся археологические, этнографические коллекции, редкие книги, собрания русской живописи и графики, мебель, бытовая утварь, стекло, керамика, фаянс, образцы костюмов XVII - начала ХХ веков, изделия мастеров народных промыслов. Здание музея, вмещающего такую богатую коллекцию, разместилось всего в 350 метрах от самого монастыря. Чтобы понять, насколько масштабна коллекция ново-иерусалимского музея, достаточно представить себе, какой объем экспонатов могут вместить 10 000 квадратных метров выставочных площадей.

Помимо самого музея, обязательно стоит побывать в его парке и познакомиться с экспозицией Музея деревянного зодчества под открытым небом. В усадьбе Кокориных XIX века также работает выставка предметов крестьянского быта.

Поездке в Новый Иерусалим следует посвятить целый день: этого стоят и богатейшая музейная коллекция, и царящая в монастыре атмосфера, и роскошная архитектура комплекса, и живописная природа этих мест.

В самом начале моего отпуска я отправилась на экскурсию в город Истра Московской области в...

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь

Идея создания на Подмосковной земле подобия святынь Палестины принадлежит Патриарху Никону (1605-1681), он же попытался воплотить ее в жизнь. По его указанию в Святую землю отправился ученый иеромонах Троице-Сергиева монастыря Арсений Суханов, который по возвращении из поездки доставил Патриарху чертежи, планы и точную модель храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а также чертежи Вифлеемского храма. Под личным наблюдением Патриарха Никона (он жил в скиту, здание которого сохранилось до наших дней) начались работы по воплощению в жизнь его грандиозного замысла. В 60 км от Москвы на глазах у изумленных современников возникал «Новый Иерусалим» - архитектурно-ландшафтная икона, совместившая в себе образы многих палестинских святынь.

В центре ансамбля - храм Воскресения Христова, представляющий довольно точное подобие знаменитого храма в Иерусалиме. Рядом церковь Рождества Христова - напоминание о Вифлееме, месте рождения Спасителя. К северу от обители - село Скудельничье (Микулино), к северо-западу - горы Фавор и Ермон. У стен монастыря - березовая роща, названная Гефсиманским садом. Реку Истру Патриарх Никон переименовал в Иордан, а небольшой ручеек, протекающий у подножия монастырского холма, - в поток Кедронский. Увидеть свой замысел завершенным Никон не успел. Он был осужден Московским Собором в 1666 г. и сослан на Север, в далекий Ферапонтов монастырь. Строительство Нового Иерусалима надолго приостановилось. Возобновил работы в 1679 г. Царь Феодор Алексеевич. Он же возвратил Никона из ссылки, но по пути в Москву Патриарх скончался. Тело его было доставлено в Новый Иерусалим и погребено в Иоанно-Предтеченском приделе Воскресенского собора. Строительство монастыря завершилось лишь при императрице Елисавете Петровне. При этом здания монастыря получили обработку в стиле барокко. XVIII-ХIХ вв. над созданием ансамбля трудились выдающиеся зодчие: Растрелли, Бланк, Казаков, Воронихин, Вит6ерг.

Некрополь Новоиерусалимского монастыря расположен внутри собора (захоронения XVII века) и собственно на его территории — по обеим сторонам церкви Константина и Елены

В 1919 г. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь закрыли, монашескую общину упразднили. В 1920 г. на базе монастыря был создан Художественно—исторический музей, коллекцию которого ставили экспроприированные и национализированные ценности ризницы монастыря. Большой ущерб архитектурному ансамблю был нанесен в годы Великой Отечественной войны. Отступавшие германские войска 10 декабря 1941 г. взорвали Воскресенский собор и его колокольню, Дамасскую и Елизаветинскую башни, святые врата обители, сожгли другие постройки. В послевоенные годы трудом отечественных реставраторов комплекс зданий в целом удалось восстановить.


В 1994 г. вновь был возобновлен Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. В 1995 г. возвращены Церкви Воскресенский собор с земляной церковью святых Константина и Елены, храм Рождества Христова, скит Патриарха Никона, восточный братский корпус. В монастыре поновлена церковь святых Константина и Елены, отреставрированы придел Архистратига Божия Михаила и Всех Сил бесплотных, Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи, которые освящены малым чином.

Колокольня храма Воскресения Христова

Чином великого освящения Святейшим Патриархом Московскими всея Руси Алексием освящены отреставрированные соборный храм Рождества Христова в 1997 г. и придел Успения Пресвятой Богородицы в 1999 г. Открыта Кувуклия с приделом Ангела, как в Иерусалиме. В ней находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.


Земляная церковь святых Константина и Елены. Находится на глубине 6 метров ниже уровня земли. Мы приехали в монастырь и нам дали 1,5 часа времени для того чтобы могли осмотреться в храме, заказать поминовение родственникам живым и мёртвым, помолиться, поставить свечи. И я (никогда не бывавшая здесь) чудесным образом пришла сразу именно сюда, в храм своей покровительницы Святой равноапольной царицы Елены и её сына Константина.

Кувуклия с приделом Ангела. Здесь находятся точные копии Камня помазания и Гроба Господня.

Икона Божией матери "Радость Всех Ангелов". Её можно увидеть только здесь в храме Воскресения Христова. На ней изображена Богоматерь, которая олицетворяет церковь, а под ней изображен Ново-Иерусалимский монастырь.

Не могу не остановиться на архитектурном украшении храма. Это необыкновенно красиво!

Это изразцы XVII века.

На изразцовых колоннах можно увидеть колос вверху, ниже виноградная гроздь. Всё это имеет религиозный подтекст и было создано именно для храма Воскресения Христова.

Украшения окон так же изразцы и скульптуры херувимов.

Экскурсия очень понравилась, необыкновенно интересный рассказ об истории монастыря, о его создателе Патриархе Никоне. Посмотрели имеющиеся в храме Святыни (их я не фотографировала). Думаю, что обязательно приеду сюда позже.

Вам, мои дорогие читатели, интересной и познавательной информации для души!

Истру, старинный подмосковный городок, расположившийся в сорока километрах от столицы, часто называют Новым Иерусалимом. Горделивое название! Но в XVII веке оно воспринималось всерьез, да и в наше время говорит о многом.

В 1656 г. патриарх Никон купил село Воскресенское (оно и стало истоком нынешней Истры) с тремя прилегающими деревнями. Тогда же патриарх-реформатор основал здесь Воскресенский монастырь, в котором попытался перевести на русскую землю образ Гроба Господня. По замыслу святейшего, даже местную топонимику поменяли в соответствии с Евангелием. Так начиналась судьба подмосковной Палестины… Холм, на котором заложили монастырь, нарекли Сионом, другой пригорок - Фавором. Реку Истру переименовали в Иордан.

Строительство монастыря началось с размахом: его опекали и патриарх, и царь Алексей Михайлович. Когда государь впервые увидал строящиеся стены и храм с холма, названного Елеонским, он воскликнул: «Новый Иерусалим!».

Но вскоре позиции патриарха Никона пошатнулись. Ему пришлось уехать из Белокаменной, он потерял власть над Церковью, но три монастыря остались в его ведении - в первую очередь - Воскресенский, что на Иордане. Однако через несколько лет, в 1666 г. году, Никона сослали в Ферапонтов монастырь - подалее от подмосковной Палестины. Строительство прервалось.

Возрождение монастыря началось после смерти царя Алексея, когда на престоле утвердился царь Федор Алексеевич, ученик Никона. Этот энергичный, просвещенный государь передал Новому Иерусалиму двадцать монастырей, пожаловал ему новые земли. Снова открылись возможности для продолжения грандиозного проекта. И вот уже громада Воскресенского собора выросла над мощными стенами, и золотые купола заиграли на солнце.

В XIX веке расцвет монастыря связан с деятельностью архимандрита Леонида (Кавелина). Он составил историю монастыря, способствовал строительству гостиниц для паломников, которых вплоть до Первой Мировой было великое множество.

И сегодня мощный купол собора и высокая, пирамидообразная колокольня видны издалека в любую погоду. Многое довелось пережить этим стенам!

В 1919 г. монастырская жизнь в Новом Иерусалима была пресечена. В монастыре учредили музей.

В ноябре 1941-го Истру заняли немецкие войска, наступавшие на Москву. Через полтора месяца захватчикам пришлось отступать - и саперы дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. После взрыва практически полностью разрушилась колокольня. В мастерской архитектора Щусева без промедления началась работа над проектом восстановления шедевра архитектуры. Новое строительство храма началось в 50-е годы и растянулось на десятилетия. Воссоздание исторического облика монастыря продолжается поныне. Сегодня восстановленный монастырь соседствует с музеем и остается центром притяжения для всех любителей старины. Там есть, что посмотреть.

В Воскресенском соборе находится могила основателя монастыря - патриарха Никона. Никон завещал похоронить себя в приделе Иоанна Предтечи Воскресенского собора, там, где в Иерусалиме погребен Мелхиседек. Сохранилась белокаменная плита, на которой в стихотворной форме описан жизненный путь Никона. Автор эпитафии — архимандрит Герман.

В монастыре действует Историко-архитектурный и художественный музей - один из крупнейших в Подмосковье. Начать знакомство с музеем логично с экспозиции «Новый Иерусалим - памятник истории и культуры XVII-XIX вв.». Здесь вы сможете, доверяя собственным глазам, сравнить Воскресенский собор с Иерусалимским храмом Гроба Господня. Не забудьте осмотреть уникальную кипарисовую модель храма Гроба Господня, привезенную в Москву в 1649 г. Иерусалимским патриархом Паисием. Эта модель вдохновляла русских зодчих.

Есть здесь и копия изразцовой печи XVII века из Богоявленской пустыни (скита) Патриарха. И старинные иконы, найденные зимой 1941-го в развалинах храма. На выставке представлены две сохранившиеся иконы на меди середины XVIII века из иконостаса Подземной церкви. Здесь же можно увидеть иконы из иконостаса Голгофской церкви и придела Успения Пресвятой Богородицы

Здесь хранится и диковинное транспортное средство - колесная колымага патриарха Никона.

В зале русской живописи - Ф.С. Рокотов, В.Л. Боровиковский, В.А. Тропинин, Н.Г. Чернецов, И.К. Айвазовский, И.К. Саврасов, Л.Н. Пастернак…

Музей хранит богатые коллекции церковной утвари, русской и зарубежной живописи, фарфора, оружия, мебели из дворянских усадеб Подмосковья, рукописные и раритетные печатные издания, произведения декоративно-прикладного искусства... В парковой зоне музея работает экспозиция деревянного зодчества под открытым небом. Здесь туристы могут познакомиться с замечательными примерами быта XIX века - крестьянской избой, часовней, мельницей. Деревянная часовня, воссозданная по обмерам и фотографиям постройки XVIII века, украшает поляну перед воротами усадьбы. Поодаль на берегу реки Истры стоит ветряная мельница, на которой вплоть до 1950-х годов мололи муку.

Из образцов русского зодчества, вошедших в ансамбль монастыря, упомянем несколько:
Подземная церковь Константина и Елены;
Святые ворота с надвратной церковью (построены в 1694—1697);
Трапезная с церковью Рождества Христова (конец XVII века);
Палаты царевны Татьяны Михайловны (конец XVII века).

Это священное сооружение чрезвычайно почитаемо и знаменито тем, что оно создавалось по образу Церкви Гроба Господня, находящегося на Голгофе . Церковный комплекс привлекает паломников и множество туристов, поражая архитектурой и атмосферой здешнего спокойствия.

История основания обители

Если смотреть на Ново-Иерусалимский монастырь в Истре с большой высоты, в глазах предстанет прекрасно укрепленная каменная крепость, возвышающаяся на небольшом холме. В центре этого церковного комплекса стоит Воскресенский собор, красующийся золотыми куполами.

Территория обители напоминает по форме шестиугольник со стенами, которые имеют ширину 3 метра. Высота ограждения Ново-Иерусалимского монастыря составляет 9 метров, а протяженность - 1000 метров.

Ново-Иерусалимский монастырь, Истра

Ново-Иерусалимский монастырь считается независимым от любых епархий.

Патриарх Никон основал этот церковный комплекс в 1656 г. Преподобный желал воссоздать обитель, похожую на таковую в святых местах Израиля.

Территория, на которой предполагалось возвести Ново-Иерусалимский монастырь, принадлежала вотчинникам (частным хозяевам), и патриарх Никон договорился с царем Алексеем о приобретении особого права на земли. Местность, на которой совершались постройки церквей и часовен, расширялась за счет владений местных бояр и князей. К примеру, деревню Редькино, вошедшую в состав обители, купили у дьяка по имени Лукьян.

  • Перед постройкой окрестности подвергались специфическим видоизменениям: лес, который располагался вдоль берега Истры, вырубили, а небольшой холм увеличили в размерах и укрепили.
  • Первый здешний монастырь воздвигли на возвышенности, названной Сион. С восточной стороны от этого сооружения на другом холме построили Елеонскую часовню. Каждая здание носило название, взятое из Священного Евангелия . Реку Истру окрестили Иорданом, на её берегу соорудили православный скит для патриарха. Это место, где располагались две небольшие церкви, посвященные Петру и Павлу , часто называли «отходной пустыней».
  • Вскоре на территории обители соорудили женский собор, носивший наименование Вифании, города, описанного в тексте Нового Завета. Многие церковные постройки повторяют внешние очертания священной архитектуры Иерусалимского «Гроба Господня».
  • В процессе строительства участвовали квалифицированные мастера, а также множество подсобных рабочих из крестьянской среды. Однако последние жаловались, что, находясь в дальних краях, лишены возможности трудиться на собственной земле. Труд не облегчало даже предоставление финансовых льгот.
  • При Никоне монастырь расширился за счет традиционных для Руси деревянных построек. В 1656 г. на территории воздвигли Воскресенский собор, внутри которого находились трапезная и служебные помещения. Через два года церковь освятили, гостем этого великого торжества был царь Алексей, впервые назвавший этот комплекс Новым Иерусалимом, окинув его взором с Елеонского холма. В честь этого на возвышенности поставили символический крест.
На заметку! Ново-Иерусалимский монастырь - не первая попытка создать копию Храма Гроба Господня на территории Руси. Влияние палестинского прообраза наблюдается в архитектуре «Покрова на Рву» и на неосуществленном проекте «Святая Святых», задуманном Борисом Годуновым.

Дальнейшая история

После своего основания монастырь официально получил статус крупного землевладельца. Для обители приобретались близлежащие территории, на большую часть которых выдавались специальные грамоты.

  • На строительстве трех главных сооружений (Воскресенского собора, Иверского и Крестного храма) трудились мастера из Беларуси, присланные патриархом Никоном. Первым архитектором комплекса стал знаменитый ремесленник П. Заборский. Возведение храмов приостановили, когда Никона отправили в Ферапонтов монастырь, а мастеров перевели в Оружейную палату.

Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря

  • В XVII столетии обитель обзавелась собственной библиотекой, в которой находилось большое количество книг патриарха Никона. Среди литературы были экземпляры греческих и раннехристианских фолиантов. В библиотеке стояли Священные Писания, летописи, хронографы, книги о родословных, текста для богослужений, а также иностранные издания. Здесь хранились переводные труды, освещающие филологию, историю и богословие.
  • В период с 1666 по 1676 гг. в обители работала собственная типография, переведенная из Иверского монастыря по настоянию Никона. В начале XX столетия рукописи передали на хранение в Синодальную библиотеку.
  • В XVII столетии здесь создавалась школа музыки и поэзии, она продолжала традиции польско-украинской манеры песнопения. Настоятели Герман и Никанор брали на себя обязанности руководителя хора. Для этой цели они изучали книги по стихосложению и нотной грамоте.
  • В конце XVII столетия из обители изгнали патриарха Никона, чем желали воспользоваться противники, пытавшиеся лишить церковный комплекс приобретенных земель. Однако замысел не удалось осуществить, и территории были признаны за Новым Иерусалимом посредством Соборной грамоты.
  • Во время царствования Федора (ученика Никона) возобновилось возведение Воскресенской церкви . Монарх приписал Ново-Иерусалимской обители два десятка монастырей и подарил ей новые земли. Царь Федор лично руководил постройкой и благоустройством. Только в 1681 г. в монастырь позволили вернуться Никону. Однако патриарх уже тяжело болел и скончался на пути в обитель. Преподобного отца похоронили рядом с Воскресенским собором, освященным в 1685 г.

Знакомимся с православием:

История от XVIII века и до сегодняшнего дня

В период царствования Петра I в монастыре сократили штат монахов, к тому же обитель поставляла в государственную казну скот, корм и рабочих-ремесленников из числа крестьян.

  • При Елизавете финансовое положение «Нового Иерусалима» несколько улучшилось, увеличилось число земель. Императрица выделила деньги на реставрацию Воскресенского собора. Однако большая часть доходов исходила от паломничества.
  • В XIX столетии появляются описания обители, которые предназначались для ознакомления с современным укладом и служили источником сведений о древних постройках на территории, обрядах и богослужениях.
  • В 1869 г. архимандритом обители назначается отец Леонид, славящийся знаниями археографии. Время, проведенное в обители, он использовал для научной деятельности. Для своей книги он проанализировал архивные документы, находящиеся в местной библиотеке. С 1870 г. ученый отец Леонид работал над проектом церковного музея, посвященного патриарху Никону.

Воскресенский собор в XIX веке

  • В начале XX века этот церковный комплекс стал центром активного паломничества. Число обыкновенных посетителей возросло после введения в эксплуатацию железной дороги. За оградой обители вместо каменных домов установили гостиницы из дерева. Здесь могли разместиться богатые паломники, но и о нищих никто не забывал: было построено бесплатное общежитие и монастырское училище. За один год в обитель приходило до 35 тысяч заинтересованных людей.
  • После Октябрьской революции церковный комплекс закрыли. В 1921 г. на территории работало только два исторических музея, в коллекции которых были предметы из храмов, ризницы и другие экспонаты музея патриарха Никона. В 1941 г. Воскресенский собор взорвали немецкие военные, множество драгоценных реликвий уничтожили или украли.
  • Церковный комплекс возобновил работу в 1949 г., а монастырские сооружения активно восстанавливались.

В 1993 г. патриарх Алексий II вел активные переговоры с властями Москвы о возвращении в подчинение Церкви «Нового Иерусалима». Через год обитель вновь обрела ставропигиальную независимость от епархий. Новым архимандритом Священный синод утвердил отца Никиту.

Архитектура «Нового Иерусалима»

В 1668 г. проводилась опись объектов обители, согласно которой рядом с комплексом находились конюшенный и гостиный дворы, а также небольшие кельи. Территория монастыря обводилась рвом, укрепленным бревнами. Вход в обитель предварялся мостом над этой защитной ямой. Стена комплекса дополнялась восемью башнями, главную из которых украшали часы.

Еще читайте о русских храмах и монастырях:

Внутри обители располагались деревянные кельи патриарха и братии, другие здания (хлебная палата, кухня, погреба) были сооружены из камня.

  • При строительстве Воскресенского собора использовались чертежи храма в Палестине. На его фасаде и внутри стен вычерчивались поясняющие надписи на иконостасах и белых плитах. Особенного изящества постройке придавало присутствие украшающей керамики. При Никоне было сотворено пять иконостасов из этого материала.
Интересно! Собор славился прекрасным убранством — порталами, надписями, торжественными образами икон и декоративных поясов. Керамическая плитка, отличающаяся проработкой рельефа и крупными габаритами, насыщает внешний вид божественной грациозностью.
  • С восточной стороны от грандиозного собора находилась подземная церковь, освященная в честь Константина и Елены. Она размещалась на уровне 6 метров ниже грунта, имеет прямоугольную форму, плоскую крышу, а ее украшением являлась глава с керамическими плитами. Вскоре вокруг здания вырыли ров, предотвращающий стены от крушения. В середине XVIII внутреннему убранству придали черты барокко.
  • Возведение каменной ограды завершили в 1697 г. Её протяженность составляет 1 км, высота - 9 м, а толщина - 3. Верхняя часть каменных стен является боевым ходом, оснащенным орудиями ближнего и дальнего боя. На изломах ограды находятся смотровые башни. Постройка придает церковному комплексу архитектурное единство.
  • Некрополь расположен внутри обители и с двух сторон от храма Константина и Елены. При постройке зодчие пытались воссоздать расположение надгробий на иерусалимской земле. Патриарх Никон завещал, чтобы его тело похоронили на здешнем кладбище. Некрополь стал покойным местом для Петра Заборского, иподиакона Никиты, автора биографии Никона И. Шушерина. На здешнем кладбище нашли последний приют члены семей, сделавших вклады в финансовое благополучие монастыря.

Как добраться

Ново-Иерусалимский монастырь, расположенный в городе Истра, является грандиозным памятником православного великолепия, привлекающим множество паломников.

Обитель находится в городе Истра, Московская область, на улице Советская, 2. Добраться до него можно на автобусе 372, идущим от метро «Тушино» до остановки «Почта». Транспорт едет примерно один час.

Работает монастырь ежедневно с 9:00 утра до 18:00 вечера.

Видео о Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре в Истре