Сейшельские Острова        21.03.2023   

Прогулки по Ватикану: что скрывается за стенами отдельного государства в центре Рима. Папский дворец, ватикан, италия Кто перенес в ватикан резиденция папы

Сразу несколько великолепных памятников архитектуры и искусства легли в основу грандиозного комплекса в Риме под названием Ватиканские дворцы. Папские апартаменты, католические правительственные учреждения, музеи, библиотека Ватикана и несколько часовен образовали самый величественный монумент в мире.

Ватиканские дворцы. Страницы истории

Временную точку отсчёта, с которой начиналось строительство будущей резиденции глав католической церкви, установить не удалось. Одна версия приписывает начало строительства Константину Великому, другая – связывает Ватиканские дворцы с резиденцией апостолов времён Симмаха (VI век). Конечно, сегодня от того древнего строения не осталось и следа: многочисленные перестройки и усовершенствования сделали своё дело. Изначально здание выступало в роли временного места проживания римских пап (постоянным — была ) в периоды визитов в Собор Св. Петра. Небольшой дворец постепенно расширялся и приобретал всё большее значение для истории. Так, императоры Оттон I и Карл Великий в IХ-Х веках короновались на правление державой именно в Ватиканском соборе. В эпоху Льва IV папский дворец окружили крепостной стеной, что подарило комплексу название «город Льва». Правда, последующие столетия оказали разрушительное влияние на здание, и папам Челестино III и Евгению III пришлось осуществить значительную реставрацию сооружения.

Проект по превращению здания в постоянную резиденцию глав церкви инициировал в XIII веке папа Иннокентий III. Прежде всего, постоянное место проживания святейших мужей должно было быть хорошо укрепленным. В связи с этим проект базировался на уже существующих оборонительных сооружениях: крепостных стенах города Льва и Замком Сант-Анджело, связанным с дворцом, так называемым, Коридором Борго времён папы Николая III. Но, прежде чем дворец в Риме станет официальной папской резиденцией, пройдёт ещё целое столетие.

Окончание изгнания пап во Францию ознаменовалось возвращением в 1377 году в Рим Григория XI. С тех пор именно Ватикан стал местом его постоянного проживания. Следующие два столетия прошли в постоянных перестройках и реконструкциях папского жилища. При Николае V в 1450 году резиденция была расширена: сохранив все уже имеющиеся постройки, возвели грандиозный дворец, а в его квадрат был вписан двор Попугая. Новый Ватиканский дворец мог похвастаться огромным количеством залов, оформлением интерьера которых занимались Пьеро делла Франческа и Андреа дель Кастаньо, и Капеллой Николая V, украшенной фресками с сюжетами из жизни святых Лаврентия и Стефана Беато Анджелико. Залы первого этажа с выходом во двор стали библиотекой Ватикана, которая была основана в 1451 году. Правда, уже 20 лет спустя новый папа Сикст IV поручил повторное декорирование Гирландайо и Мелоццо да Форли, найдя залам Ватиканской библиотеки иное применение.
А в 1473 году Джованни де Дольче получил от папы Сикста IV задание построить капеллу, впоследствии названную , достойную папских богослужений. Представители и умбрийской художественных школ, среди которых были Сандро Боттичелли, Перуджино и Пинтуриккио, в 1481 – 1483 годах занимались внутренним декором капеллы, выполнив в ней сразу два цикла о жизни Иисуса и Моисея.




Завершал дело Николая V уже Александр VI Борджа, по приказу которого были обустроены Апартаменты Борджа в XV веке. Они состояли из шести залов, три из которых «приютил» Апостольский дворец, а три — относятся к Башне Борджа, декорирование которой было поручено Пинтуриккио с учениками. Все новые залы были названы в соответствии с украшавшими их фресками:

  • Пророки и сивиллы Зала Сивилл отображают предсказание прихода спасителя;
  • Фигуры пророков и апостолов украшают Зал Символа Веры, посвящённый христианству;
  • Залу Свободных Искусств «подарил» фрески с изображением Квамривиума (арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и Тривия (риторика, грамматика, диалектика) Антонио да Витербо;
  • В Зале Святых разместились фрески Пинтуриккио на сюжеты из жизни христианских мучеников и святых;
  • Залы Чудес Веры и Понтификов декорированы фресками и стуком Перин дель Вага, Джованни да Удине.

По приказу Иноккентия VIII рядом с Ватиканом был возведён ещё и Бельведерский дворец. Но самые крупномасштабные преобразования ждали Ватиканский комплекс во времена папы и мецената Юлия II, поручившего Браманте осуществить объединение дворцов Иннокентия VIII и Николая V. Результатом проведённых работ стал появившийся Двор Бельведера. Перспективу двора (вместо выполненной ранее Браманте эскедры с двумя лестницами) перекрывает ниша, созданная Пирро Лигорио в 1560 году. Лоджии во Дворе Сан Дамазо, украшенные фресками работы Рафаэля, тоже спроектировал Юлий II. Благодаря проведённым перестройкам, фасад Апостольского дворца стал выходить на площадь Св. Петра. И именно при Юлии II Микеланджело украсил свод Сикстинской капеллы своими фресками в 1509 – 1512гг., а Рафаэль в 1508 – 1524гг. занимался росписью Станц (парадных залов).

Главенство папы Сикста V пришлось на эпоху барокко, тогда Доминико Фонтана и создал современную резиденцию, а Бельведер «перерезали» Поперечным двором. Начало строительства Лестницы Реджа и Залов Паолины, спроектированных Бернини, началось в XVII веке в период главенства папы Урбане VIII. В следующем столетии проводились работы по созданию музеев: появились Музеи церковного и светского искусства, Музей Кьярамонти и Музей Пио-Клементино. Уже в XX веке при Пие XII были проведены археологические исследования под Собором Святого Петра, а при Иоанне XXIII началось строительство новых музейных залов для коллекции Латеранского дворца.

Описание комплекса Ватиканские дворцы

Учитывая длительный период создания, комплекс не может быть целостным памятником архитектуры и искусства. Это совокупность дворцов, капелл, залов, галерей и дворов, относящихся к разным историческим эпохам и архитектурным стилям, сохраняющим настоящие сокровища скульптуры, мозаичного искусства и живописи. Сам дворец сегодня насчитывает около 200 лестниц, 20 дворов и 12000 разных комнат.

Неправильный четырёхугольник Ватиканского дворца тянется в косом направлении с юга на север от колонн Св. Петра. Две галереи, объединяющие Старый Ватикан с Бельведером, образуют западный и восточный продольные фасады. Поперечные галереи (Браччио Нуово и Библиотечная галерея) разбивают пространство на 3 двора. Ближайший к Ватикану двор именуется Бельведерским, а сад Giardino della Pigna разбит в третьем дальнем дворе. Кстати, это не единственный сад комплекса. На склоне холма неподалёку от виллы Пия IV, построенной Пирро Лигорио, разбит сад Girardino Pontifico.

Древняя часть Апостольского дворца

Неподалёку от конной статуи Константина находится главный вход в Апостольский дворец. Главная лестница с ионической колоннадой приводит в Царский Зал, служащий своеобразным вестибюлем для Паулинской и Сикстинской капелл. Поистине царским украшением самой Залы являются фрески Сальвиатти, Вазари, братьев Цуккеро, Саммакини и Сиккиоланте. А вот фрески Микеланджело «Распятие апостола Петра» и «Обращение апостола Павла» Паулинской капеллы достаточно сильно пострадали от копоти свечей, ведь Пасхальные богослужения и сегодня проводятся здесь.

Второй этаж известен своими залами и лоджиями, расписанными Рафаэлем. Зала Константина переходит в Зал светотеней, из какого можно попасть в галерею лож с одной стороны, а в капеллу San Lorenzo — с другой стороны. Правда, главной дорогой в галерею лож остаётся великолепная лестница из 118 ступенек, ведущая из Двора Сан Домазо.

Старейшая часть комплекса включает в себя и некоторые музеи Ватикана. Так, ещё в XIX веке позади Лож Рафаэля в пяти залах третьего этажа расположилась Ватиканская картинная галерея, а в 1908 году одно крыло Бельведерского дворца обогатилось Ватиканской пинакотекой.

Зал для аудиенций и личные апартаменты Папы располагаются со стороны Собора св. Петра вокруг Двора Сан Домазо.

Ватиканские дворцы. Галереи

Имеют Ватиканские дворцы и собственные галереи. Галереи Браччо Нуово и Браманте – это известнейшие галереи Ватикана, отданные под Музей Кьярамонти. С каждой своей стороны галерея Браманте делится на 30 частей, обставленных барельефами, бюстами и статуями Цезаря, Цицирона, Тиберия и др. Галерея Браччо Нуово хранит бюсты и статуи Траяна, Августа, Тита, Адриана, Марка Антония и иных личностей. Всего одна решётка отделяет Музей Кьярамонти на юге от музея Надписей, основанного Пием VII и хранящего более 3000 экспонатов.

Западная часть галереи Браманте по-настоящему изобилует музеями, среди которых выделяются: Кабинет папирусов, Музей священных предметов, Музей светских предметов и Нумизматический кабинет. На втором же этаже (галерея Арацци) собранны драгоценные ковры, изображающие апостолов по картинам Рафаэля.

Ватиканские дворцы. Бельведерский дворец

В Музей Пия-Клемента, расположенный в Бельведерском дворце, ведут сразу два вестибюля. Из круглого открывается великолепная панорама на Вечный город, а четырёхугольный – знаменит, благодаря торсу Геркулеса. Зала Милеагра со статуей охотника из мифов находится у круглого вестибюля. Отсюда же можно попасть в восьмиугольный внутренний двор, окружённый портиком с 16 колоннами из гранита. Под самим портиком нашли себе место античные барельефы, купели, саркофаги и алтари. А в нишах уже многие десятилетия красуются Аполлон Бельведерский, Персей Кановы, Лаокоон с сыновьями и Меркурий.

Из двора можно попасть в галерею Статуй со Спящей Ариадной и Купидоном Праксителем, затем – через залу Зверей – в залу Муз в форме восьмиугольника, поддерживаемого 16 мраморными колоннами. Далее следует Круглая зала с куполом, который удерживается на 10 колоннах из мрамора, и античной мозаикой из Отриколи. Здесь же можно полюбоваться бассейном из красного порфира, поражающим не только красотой, а и своей величиной. На юг от залы находится зала Греческого Креста с саркофагами святых Констанции и Елены из порфира красного цвета.

Отсюда же можно выйти на главную музейную лестницу, созданную Симонетте, а с неё – в Египетский, а потом и Этрусский музеи, основанные Пием VII и Григорием XVI соответственно. Лестница музея, в свою очередь, выводит в Giardino della Pigna, названный из-за бронзового фонтана в виде шишки, расположенного в нише торцевой стороны здания.

Грандиозный комплекс Ватиканские дворцы сегодня считается самым значимым для человечества архитектурным ансамблем во всём мире, а величие сокровищ, здесь собранных, может надолго повергнуть любого ценителя прекрасного в «священный» трепет.

Апостольский дворец - официальная резиденция Папы Римского, расположенная в Ватикане. Также известен как Папский дворец и Дворец Ватикана. В самом Ватикане здание носит название дворца Сикста V в честь Папы Римского Сикста V.

Апостольский дворец состоит из Папских апартаментов, различных офисных помещений Католической церкви и Папского престола, частных и публичных часовен, Ватиканских музеев и Ватиканской библиотеки, в том числе апартаментов Борджиа, ныне используемых для хранения произведений искусства.

Вернувшись в 1377 году в Рим после Авиньонского пленения, двор Папы Римского сперва выбрал своей резиденцией базилику Санта Мария ин Трастевере, а затем - базилику Санта Мария Мадджоре. К тому моменту старый Ватиканский дворец пришел в полный упадок, а Латеранский дворец, бывший некогда официальной резиденцией Пап, дважды подвергался серьезным пожарам. В 1447 году Папа Римский Николай V снес старинное укрепленное строение, чтобы на его месте возвести нынешний Апостольский дворец. Затем на протяжении полутора сотен лет дворец достраивался и украшался. Свой нынешний облик он начал приобретать в конце 16-го века при Папе Сиксте V. В 20-м веке по приказу Папы Пия XI был построен монументальный вход в картинную галерею и музей.

Если быть точным, то Апостольский дворец представляет собой несколько отдельно стоящих зданий, расположенных вокруг двора Сикста V (Кортиле ди Систо V). Он стоит к северо-востоку от собора Святого Петра рядом с бастионом Николая V и дворцом Палаццо Грегорио XIII.

Апартаменты Борджиа - это ряд комнат во дворце, предназначенных для личного пользования Папы Римского Александра VI (Родриго де Борджиа). Именно он в конце 15-го века поручил итальянскому художнику Пинтуриккио украсить апартаменты фресками. Комнаты являются частью Ватиканской библиотеки и Ватиканского музея - большая их часть ныне занята ватиканской коллекцией современного религиозного искусства, начало которой было положено в 1973 году по инициативе Папы Павла VI.

Климентинский зал был создан в 16-м веке по приказу Папы Климента VIII в честь его предшественника, Папы Климента I. Как и другие часовни и апартаменты дворца, этот зал примечателен своей огромной коллекцией фресок и других произведений искусства.

Но, пожалуй, самым известным помещением Апостольского дворца является Сикстинская капелла, названная так в честь Папы Сикста IV. Она знаменита своими фресками, над которыми работали выдающиеся мастера эпохи Возрождения, - Микеланджело, Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккио, Доменико Гирландайо и др.

41.903611 , 12.456389

Апо́стольский дворе́ц (также называемый Ватиканский дворец или Папский дворец ) - официальная резиденция Папы Римского , расположенная в Ватикане . Официальное название - Дворец Сикста V (англ. Palace of Sixtus V ).

В комплекс зданий Апостольского дворца входят Папские апартаменты, правительственные учреждения Римско-католической церкви , несколько часовен, Ватиканские музеи и Библиотека Ватикана . Залы для аудиенций располагаются на 3 этаже дворца, среди них Климентинский зал, Зал консисторий, Большой и Малый тронные залы, папская библиотека (кабинет Папы и помещение для частных аудиенций). На четвертом этаже находятся помещения папского секретариата. Во дворце более 1000 помещений, имеющих мировую известность благодаря находящимся в них величайшим произведениям искусства: Сикстинская капелла и её знаменитые фрески потолка, выполненные Микеланджело (восстановленные в - гг.) и Станцы Рафаэля .

До переноса столицы Италии в Рим в г. летней резиденцией папы служил Квиринальский дворец . Другая папская резиденция находится в Латеранском дворце , а в городке Кастель Гандольфо располагается загородная летняя резиденция.

История постройки

План северной части Апостольского дворца (Rodolfo Lanciani, 1893-1901).

План южной части Апостольского дворца (Rodolfo Lanciani, 1893-1901).

О начале постройки Ватиканского дворца нет точных сведений: одни приписывают ее Константину Великому , другие относят первоначальную постройку ко времени папы Симмаха (VI в.). Достоверно только то, что во время приезда Карла Великого в Рим для коронования, резиденциею папы Льва III служил дворец на Ватиканском холме; но затем дворец был запущен, и резиденция папы перенесена в Латеранский дворец . Только со времени возвращения пап из Авиньона (1377) Ватикан становится постоянной папской резиденцией и расширяется целым рядом грандиозных пристроек.

При Сиксте IV (1471) построена знаменитая Сикстинская капелла . При Иннокентии VIII (1490) воздвигнут вблизи от Ватикана Бельведерский дворец, который архитектором Браманте был соединен с Ватиканом двумя великолепными галереями, по поручению папы Юлия II (1503). Браманте были также начаты окружающие двор св. Дамаза ложи, которые позже закончены и расписаны Рафаэлем и его учениками. Папою Павлом III построены капелла Паулинская и рядом с ней т. н. Царская зала (Sala regia). При Пии IV и Григории XIII появились северное и восточное крыла лож, а Сикст V построил поперечную галерею, в которой помещается Ватиканская библиотека . Климент XIV и Пий VI основ. т. н. Музей Пия-Климента , а Пий VII - Музей Кьярамонти и провел вторую поперечную галерею, т. н. Браччио Нуово (1817-22). Григорий XVI основал музеи Этрусский и Египетский, и, наконец, папа Пий IX покрыл стеклянной крышей Ложи Рафаэля и построил четвертую стену двора св. Дамаза.

Описание дворца

Ватиканский дворец не представляет собою однородного архитектурного целого; это - собрание дворцов, зал, галерей, капелл, по стилю и времени постройки принадлежащих к разным эпохам и заключающих в себе беспримерное собрание сокровищ архитектуры, живописи и скульптуры. Во дворце насчитывают до 20 дворов, более 200 лестниц и 12000 комнат. По внешнему виду это неправильный четырехугольник, тянущийся с юга на север в косом направлении от храма св. Петра . Продольные - восточный и западный - фасады образованы двумя галереями, соединяющими старый Ватикан с Бельведером. Пространство между этими галереями разделено двумя поперечными галереями: Библиотечной и Браччио Нуово на 3 двора. Первый, ближайший к Ватикану, называется Бельведерским. В 3-м дворе разбит сад Giardino della Pigna. Другой большой сад (Girardino Pontifico) расположен на запад от дворца, на склоне холма, где находится вилла папы Пия IV (villa Pia), построенная Пирро Лигорио.

Южная (старейшая) часть дворца

Главный вход находится со стороны правого крыла колоннады св. Петра , близ конной статуи Константина Великого. Главная лестница (scala Regia) с великолепной ионической колоннадой (построена при Урбане VIII), ведет в Царскую залу (Sala Regia), служащую вестибюлем для Сикстинской и Паулинской капелл. Sala Regia украшена прекрасными фресками Вазари , Саммакини, братьев Цуккеро, Сальвиати и Сиккиоланте.

Паулинская капелла замечательна двумя фресками Микеланджело: «Обращение апостола Павла» и «Распятие ап. Петра», значительно пострадавшими от копоти восковых свечей. Во время Пасхи здесь совершается богослужение. Во втором этаже находятся знаменитые ложи Рафаэля и 4 залы, так называемые Станцы Рафаэля , которые Рафаэль с своими учениками расписал по поручению пап Юлия II и Льва Χ (1508-20). Зала Константина ведет в Sala de Chiroscuri (зало светотеней), откуда выходят с одной стороны в капеллу San Lorenzo, с фресками Фра Ангелико, а с другой - в галерею Лож. Но главный путь в Ложи идет из двора св. Дамаза по великолепной лестнице из 118 ступеней, построенной при папе Пие IX.

В XIX веке в 5-и залах третьего этажа, позади лож Рафаэля, была расположена Ватиканская картинная галерея, которая заключала небольшое число картин, являющихся лучшими произведениями великих мастеров. Затем 19 марта 1908 года в одном из крыльев Бельведерского дворца была открыта Ватиканская пинакотека , для которой в 1932 году было построено новое здание по заказу папы Пия XI.

Собственные апартаменты папы и зала аудиенций расположены вокруг двора св. Дамаза, со стороны храма св. Петра.

Бельведерский дворец

Ниша Бельведера и бронзовый римский фонтан в форме шишки.

Сад della Pigna (Шишки)

Бельведерский дворец занят Музеем Пия-Климента . В музей ведут два вестибюля: четырехугольный, со знаменитым бельведерским торсом Геркулеса, и круглый, откуда открывается вид на панораму города Рима. Рядом с круглым вестибюлем - зала Мелеагра, где выставлена статуя этого мифического охотника. Из круглого вестибюля входят в восьмиугольный внутренний двор, окруженный портиком, поддерживаемым 16 гранитными колоннами. Под портиком расставлены саркофаги, алтари, купели, барельефы - все почти замечательной античной работы. В четырехугольных нишах красуются всемирно известные статуи: Аполлон Бельведерский , Лаокоон и сыновья, Меркурий или Антиной Бельведерский и Персей Кановы.

Из этого двора вступают в галерею Статуй, где между другими произведениями находятся Аполлон Савроктонский и Купидон Праксителя, Спящая Ариадна. Отсюда через залу Зверей (т. назв. по коллекции замечательно исполненных скульптурных фигур животных) вступают в залу Муз, восьмиугольную, поддерживаемую 16 колоннами из каррарского мрамора, с античными статуями Аполлона Массагетского и муз, найденных в Тиволи. Зала Муз ведет в Круглую залу, с куполом на 10 мраморных колоннах, с полом из античной мозаики, найденной в Отриколи. В этой зале находятся бассейн из красного порфира, единственный в своем роде по величине и красоте, статуи Антиноя, Цереры, Юноны, Геркулеса и др. К югу от этой залы расположена зала Греческого креста, так называемая по своей форме; здесь находятся саркофаги из красного порфира св. Елены и Констанции.

Отсюда выходят на внутреннюю главную лестницу музея, построенную Симонети и украшеную 30 колоннами из красного гранита и двумя из черного порфира. Эта же лестница ведет в Египетский музей , основанный Пием VII, и во 2-й этаж, где находится галерея Канделябр и Этрусский музей , основанный Григорием XVI и занимающий 13 зал, с богатейшим собранием древнеиталийских древностей.

Лестница музея выводит в сад della Pigna. В торцовой стене дворца устроена полукруглая ниша (архитектор Пирро Лигорио, 1560 г.) с бронзовым римским фонтана в форме шишки (итал. Pigna ) I в., давшем название всему саду.

Галереи Браманте и Браччио-Нуово

Северный конец восточной галереи Браманте и галерею Браччио-Нуово занимает Музей Кьярамонти . Каждая сторона первой галереи разделена на 30 отделений, обставленных замечательным собранием статуй, бюстов и барельефов (Тиберий, Юлий Цезарь, Сон, Силен и др.; бюсты: Цицерона, Мария, Сципиона Африканского и др.). В галерее Браччио-Нуово статуи: Августа, Клавдия, Тита, Еврипида, Демосфена, Минервы и др.; бюсты: Марка Антония, Лепида, Адриана, Траяна и др. От галереи Киарамонте на юг, отделяясь одной решеткой, расположен музей Надписей (более 3000 памятников), основанный папой Пием VII.

В западной галерее Браманте помещаются следующие музеи и залы: 1) Музей светских предметов - собрание античной утвари из разных металлов, бронзовых статуэток идолов, драгоценных камней и резьбы на слоновой кости. 2) Музей священных предметов - собрание древней церковной утвари, найденной в катакомбах и др. 3) Кабинет папирусов. 4) Зала альдобрандинской свадьбы. 5) Зала византийских художников, в которой Григорий XVI поместил собрание картин от XIII и XIV вв. 6) Нумизматический кабинет.

Галерея Арацци во 2-м этаже западной галереи Браманте заключает в себе драгоценное собрание ковров, исполненных по картонам Рафаэля и изображающих деяния святых апостолов.

См. также

Примечания

Ссылки

Удивительная смесь религии, искусства и культуры, Ватикан - одно из самых загадочных мест в мире, на протяжении веков игравшее важную роль в истории Европы.

Единственное в мире католическое государство, резиденция папы римского укрывает за своими стенами удивительное количество исторических артефактов и предметов искусства, таких как работы Микеланджело над Сикстинской капеллой и всевозможные документы, свидетельствующие о суде представителей церкви над величайшими учеными Европы.

Тайные мосты для побега из города, архитектурные сооружения, перевезенные из других континентов, - предлагаем вам посмотреть, как выглядит Ватикан изнутри.

Архитектурная 3D-модель города

Первое, что видят посетители после прохода через ватиканские стены, - это огромная площадь Святого Петра. По краям площадь замыкают римские колонны, а в самом центре стоит 41-метровый обелиск, привезенный императором Калигулой из Египта.

На этой же площади прихожане собираются, чтобы послушать речи и проповеди папы римского с его балкона.

Центральной достопримечательностью является базилика Святого Петра, возвышающаяся над площадью. На то, чтобы возвести фасад здания и полностью обустроить интерьер, ушло 120 лет.

Базилика была построена на холме, где император Нерон, предположительно, отдал приказ казнить того самого Петра. Этот памятник истории преисполнен мастерством живописцев и скульпторов разных эпох.

«Коронует» базилику знаменитый массивный купол, украшенный самим Микеланджело.

С вершины купола - куда можно добраться, преодолев 551 ступеньку - открывается великолепный вид на Рим и сады Ватикана, расстилающиеся с обратной стороны базилики.

Сады занимают около 60 акров - больше половины всей площади Ватикана - и, как правило, недоступны для посетителей, так как изначально задумывались в качестве личной зоны отдыха для пап.

Среди садов расположены в том числе правительственный дворец и даже вертолетная площадка папы римского.

Рядом с вертолетной площадкой висит традиционная табличка с надписью на латыни: «Чтобы папа мог с удобством оглядывать свои владения в Ватикане с воздуха. Верховный Понтифик Павел VI».

К северу от базилики, прилегая к садам, расположены ватиканские дворцы - целая цепочка связанных друг с другом зданий, вместе насчитывающих более тысячи комнат.

Дворцы вмещают в себя множество часовен, правительственных зданий и апартаментов. Комплекс дворцов традиционно служит домом папы римского с XIV века.

Значительная часть комплекса дворцов сегодня отведена под музеи Ватикана.

Общая протяженность переплетающихся музеев комплекса - 14 километров. Говорят, что если тратить на каждый экземпляр всего по минуте времени, то на ознакомление со всем содержимым музеев уйдет четыре года.

Искусство галерей музея в прямом смысле повсюду - его можно найти и на колоннах, и на ступенях - на потолках и на стенах.

Жемчужина музея - Сикстинская капелла, часовня, в которой Микеланджело и другие художники эпохи Ренессанса трудились на протяжении 60 лет, чтобы отточить свои произведения. Из-за большого скопления туристов в часовне служба охраны периодически просит публику переходить на шепот.

Кстати, Сикстинская капелла - дом того самого конклава, где кардиналы собираются, чтобы проголосовать на выборах следующего папы. Когда решение наконец принято, из трубы на крыше часовни пускают белый дым.

По соседству с часовней расположен Апостольский дворец, изначально построенный для резиденции папы Сикстуса V и затем периодически используемый папами для жизни и приема гостей. Такой вот Белый дом в Ватикане.

Вот так дворец выглядит изнутри.

Богато украшенная Апостольская библиотека - излюбленное место пап для приемов иностранных гостей.

Охраняет Апостольский дворец - и, следует думать, весь Ватикан - самая маленькая армия в мире в составе из четырех солдат. Такая вот малочисленная швейцарская гвардия по традиции нанимается святым престолом с 1506 года, а для того, чтобы в нее попасть, необходимо быть холостяком, швейцаром по национальности и католиком в возрасте от 19 до 30 лет.

На самом деле, конечно, большую часть охранной деятельности исполняет так называемая папская жандармерия, однако официально она армией не является. Интересный факт: в процентном соотношении Ватикан - самая милитаризованная страна в мире, ведь 101 из 557 ее граждан формально числятся в вооруженных силах. На втором месте - Северная Корея.

Армии не всегда удавалось держать главу церкви в безопасности - несколько раз в истории папы сбегали через так называемый Пассетто, укрепленный коридор длиной около 800 метров, соединяющий Ватикан с замком Святого Ангела. В последний раз им воспользовался папа Климент VII, после того как Ватикан в 1527 году захватили войска императора Карла V, убив всех членов швейцарской гвардии на ступенях базилики.

Комплекс зданий в ; официальная резиденция Папы Римского. Иногда его называют Папским дворцом или дворцом Сикста V. Это древнейшая и самая важная постройка на Ватиканском холме. Начиная с XIV века, она служит папской резиденцией, хотя построена ориентировочно во второй половине IV века. Апостольский дворец входит в по версии нашего сайта.

Во дворах этого культового сооружения очень легко потеряться. Оно включает в себя множество залов, галерей, переходов, дворцовых ансамблей и капелл. Одой из главных достопримечательностей дворца является Сикстинская Капелла, потолок которой расписывал сам Микеланджело. Свое название часовня получила в честь Папы Сикста IV. В Пинакотеке дворцового комплекса можно увидеть и другие работы выдающегося Микеланджело.

Во дворце тысячи помещений. Одним из красивейших залов считается Климентинский зал, созданный в XVI веке. Это целая галерея, наполненная фресками и прочими произведениями искусств. Большая часть Апартаментов Борджиа сегодня занята библиотекой и музеем.

Особое место в комплексе занимают - ряд комнат, расписанных в XVI веке Рафаэлем и его учениками. Примечательно то, что во дворце можно увидеть не только христианские реликвии, но и обширные музейные собрания древнеегипетских, сирийских и прочих античных скульптур.

Резиденция Папы Римского расположена на верхнем этаже дворца. Из своего окна он каждое воскресенье обращается к верующим гражданам, собравшимся на площади. Для посещения дворца достаточно купить единый билет в музеи Ватикана. Ближайшие станции метро Ottaviano, Cipro или S. Pietro, от которых нужно пройтись 10 минут пешком в сторону достопримечательности.

Фото достопримечательности: Апостольский дворец