Киргизия        21.03.2023   

Путешествие в монголию. Едем в монголию. Национальный парк Горхи-Тэрэлж

Буквально в конце прошлой недели, я вернулся с самого большого в своей жизни автомобильного путешествия — почти 10 тысяч километров по территориям двух стран — России и Монголии. По три тысячи километров получилось в сторону государственной границы и обратно до Хабаровска и четыре тысячи километров по территории Монголии. Маршрут, по новой для меня стране, выглядел так:

Как видно из карты, на которой я проложил пройденный маршрут — целью этого путешествия было — проехать до пустыми Гоби и посетить самые интересные места, которые есть в Монголии.

В продолжении — есть ускоренная видеозапись с регистратора автомобиля, а также мои впечатления о поездке, конечно в очень сжатом формате. В дальнейшем будет много заметок с фотографиями и видео, где я подробнее расскажу и о стране и о местах в которых удалось побывать.

Если у кого-то возникли вопросы по поездке — задавайте в комментариях, с удовольствием отвечу.

Поездка заняла 16 дней (первая половина июня 2015 года), 2-3 дня в каждую сторону ушло на дорогу по России от Хабаровска до приграничного населенного пункта Кяхта и непосредственно по Монголии было 11 дней постоянных переездов.

Всё, что увидел автомобиль можно посмотреть и вам на видео, которое составлено из записей автомобильного регистратора. Здесь всё от монгольской таможни до неё же на обратном пути. Понятно, что в нем нет стоянок и других моментов, когда автомобиль не работал. Также в этом видео почти нет города Улан-Батора — там я передвигался на такси или просто пешком. В общем, 11 дней путешествия всё-равно уложились в этот 26 минутный ролик, который я сопроводил современными монгольскими песнями, чтобы вам было веселее смотреть.

Теперь несколько слов о Монголии .

Посетить страну было очень интересно. Монголия — добрая и простая во всем. Отношение к туристам, особенно с России, очень дружелюбное и приветливое. Не кто не отказывается в чем-то помочь, пообщаться и т.п.

Водить машину , даже в столице, не представляет ничего сложного — правила и знаки похоже на наши, местные жители почти их соблюдают. Местные ДПС (их очень мало и только в центре — возле столицы) нормально относятся к водителям. Установлено много камер по городам и поселкам, но смысла в них я не усмотрел.

Дороги здесь совершенно разные. Есть и абсолютно новый асфальт, причем очень хорошего качества. Ехать по нему — одно удовольствие! Но, есть и совершенно бездорожные места или места с огромным количеством дорог (сделанные порой проездом одного автомобиля). Все дороги проходят по горам, поэтому порой на тех дорогах, где нет покрытия, состояние оставляет желать лучшего. Поэтому, если хотите забраться куда-то, то надо ехать на внедорожнике, а если прокатится по городкам и основным достопримечательностям, то можно ехать и на обычной легковой машине.

Природа в Монголии очень красивая, хотя и пустынная. Если ехать с Севера на Юг, то очень заметно, как растительности становится всё меньше и меньше. И в результате, в самой пустыне — песок и скалистые горы. Гор вообще, безумно много. причем от самых небольших, до огромных — с постоянными снегами. Очень много жизни вокруг водоемов, даже самый маленький ручеёк может дать жизнь оазису по среди пустой степи. Встретились разные животные — верблюды, суслики, мыши, зайцы и т.п. А ещё — много птиц.

Удалось увидеть самые разные формы жизни монголов — от юрт до самых современных комфортабельных домов. За время поездки удалось посетить : Алтанбулаг, Сухэ-Батор, Дархан, Улан-Батор, Тэрэлж, Зуунмод, Дэлцерцоргт, Мандалгоби, Цогт-Овоо, Далангадзад, Хурмэн, Баяндалай, Сайхан, Арвайхээр, Хархорин, Цэцэрлэг, Тариат, оз. Тэрхийн Цагаан Нур, вулкан Хорго, Баян-Хонгор, Баян-Овоо, Жаргалант, Мурэн, Хатгал, оз. Хубсугул (Хевсгел Нуур), Хутаг-Ендер, Сэлэнга, Булган, Эрденет, Барунбурэн. В некоторых населенных пунктах ночевали в гостиницах, в некоторых — в юртах. В тех городках и поселках, где останавливался — удалось сделать фотографии, и обязательно будут отдельные заметки. Также несколько заметок будет и про столицу Монголии — город Улан-Батор. Это очень интересный и строящийся город.

Языковой барьер — очень серьезный. Причем, что интересно, буквы почти все из кириллицы, но понять что-то совершенно не возможно. Поэтому сморишь на названия и полный ступор. Общаться с местными жителями — тоже затруднительно. Но, что интересно — некоторые говорят по-русски, некоторые — по английски. И если с русским языком всё более-менее хорошо, то английский у них очень не понятный, да и сами они на нем понимают слабо. Иногда встречаются очень образованные люди в плане языка. Например, в музее встретился молодой парень, который просто отлично говорил на русском и на английском. Некоторая молодежь в Улан-Баторе успела поучится в России или в Белоруссии, и тоже просто отлично говорит по-русски.

Товары в Монголии очень скудны своим выбором, особенно во всяких небольших городах и поселках. Продукты в основном из России и стран бывшего соцлагеря, а промышленные товары — из Китая. Есть немного своей продукции из молока, мяса и водка, которую тоже делают из местных продуктов. Да, и местное пиво там тоже хорошее, особенно — темное. Цены на продукты, примерно как в России. А вот, бензин , который завозится в Монголию из нашей страны — очень дорогой. За литр 92-го здесь пришлось платить от 50 до 60 рублей. Почти все заправки принимают платежные карты Visa . В магазинах и гостиницах тоже можно иногда ими рассчитываться, но уже далеко не везде.

Мобильная связь есть везде, где есть населенные пункты. А вот мобильный Интернет — это уже редкость. Впрочем и тот интернет, которым пользовался в гостинице через Wi-Fi тоже оставляет желать лучшего по-скорости. Порой мне даже замерить его не удавалось. Опять же — в столице и, например, городе Дархан — все с доступом в сеть отлично.

Таможня , как российская, так и монгольская проходится нормально, без особых проблем, хотя есть некоторые особенности и тонкости. В частности, на нашей стороне, российским гражданам можно заехать без очереди (потому что очень мало наших машин туда едет), а вот на монгольской стороне, что бы мне проехать и не ждать очередь попросили тысячу долларов, но я конечно отказался. Досмотр на монгольской стороне — поверхностный, я даже не доставал вещи с машины. А вот на нашей — по-разному. Могут и попросить сумки открыть, а могут и только в салон заглянуть. Естественно, проверяют документы на машину, сверяют номера на выезде и пробивают по разным базам. Еще такой момент на обратном пути был — очень много монголов едет сейчас в Россию за бензином (вывезти из России можно бак машины и 10 литров в канистре), продуктами и т.п. И поэтому таможня просто не справляется с потоком, хоть и работает в круглосуточном режиме. Пришлось стоять на границе восемь часов.

Вроде как основное рассказал, если есть вопросы — спрашивайте. А я буду готовить новые заметки с этого путешествия.

Да, и ещё — фотографии с поездки я сейчас начал выкладывать в , так, что кому интересно — можете следить за фотопутешествием там.

Уезжаю на «ебуль»: 5 мест, где можно познать дзен и поговорить с Буддой

5 февраля 2020

У нас были тапочки и полотенце: куда поехать на море в марте

5 февраля 2020

Поясним за новости: в каких странах отели лояльны к животным

4 февраля 2020

Пересадка в Дебрецене: что можно успеть за один день

4 февраля 2020

Поясним за новости: изменились правила провоза наличных

3 февраля 2020

Неправильные путешествия: в какие праздничные дни лучше оставаться дома

Так хочется просто укатить в бескрайние степи. И чтобы ветер в голове. Запрягайте.

Статья огромная, вам понадобится навигация:

Поскакали.

Когда ехать в Монголию?

Благодаря люто-континентальному климату, в стране переменчивая и ветреная погода. Зимой - мороз, минус 25°С – 35°С. Улан-Батор в это время года лидирует в списке самых холодных столиц мира. Летом - до плюс 25°С – 35°. Жару смягчают ветра, которые гуляют по степи, но они же иногда создают и песчаные бури. Весной и осенью - резкие перепады температур. Комфортное время - с мая по октябрь.

Есть и преимущество: более 250 ясных дней в году, отчего Монголию называют страной голубого неба. Мечта для любителей оставлять себе ясные дни и смотреть на ковши из звёзд.

Нужна ли виза

С 2014 года гражданам России виза не нужна, если не собираетесь кочевать больше 30 дней. Понадобится только паспорт.

Если хотите прилететь на пару месяцев, то нужно делать визу. Посольства существуют в Москве, Иркутске, Улан-Удэ, Кызыле и Екатеринбурге.

Как добраться до Монголии

На самолёте

Международный аэропорт в Монголии один, в Улан-Баторе. Из Москвы найдёте билеты c кучей пересадок от Turkish Airlines. Стоимость от 29000 рублей.

Также легко добраться прямыми рейсами компаний Аэрофлот и Mongolian Airlines. Лететь около 6 часов. Стоимость от 35000 рублей.

А вот из Бурятии можно найти билеты от 6500 рублей.

От аэропорта до центра города добирайтесь на такси за 5$ или пройдите километр до автобусной остановки (сюда ) - за 0,2$.

На автобусе

Классный вариант для составного путешествия на Байкал. Ежедневно, в 7:30 с автовокзала Улан-Удэ до Улан-Батора отправляется рейсовый автобус. В дороге - 12 часов, возможны небольшие задержки на границе. Билет покупайте в кассе или на сайте турагентства .

Стоимость: от 1500 рублей в одну сторону.

Во время распродаж авиакомпании «Победа», билеты на самолет в Улан-Уде можно купить за 6500 рублей в оба конца.

На поезде

Для желающих прокатиться по легендарной транссибирской магистрали: раз в две недели из Москвы отправляется поезд. Слушать стук колёс придётся чуть больше 4 суток. Стоимость: от 200$ в один конец.

Из Иркутска поезда отправляются 3 раза в неделю. В дороге – 1,5 дня. Стоимость: от 80$ в один конец.

Покупать билеты на это направление можно только в кассах.

На машине

На границе с Россией работают с десяток погранпереходов. Основной пост - Кяхта , круглосуточный. Работает только с автомобилистами, пешком пройти не получится.

Расстояние от границы до Улан-Батора - 350 км. Однако, знайте, дороги там практически отсутствуют, если любите свою «ласточку», то подумайте дважды.

Таможня

Важно помнить, что беспошлинно можно ввозить не более: 2000$, 200 сигарет, 1 литра крепкого алкоголя или 3 литров пива.

Также запрещено с собой провозить: археологические находки, мясо или рыбу, металлоискатели и всё то, что порядочный путешественник не берет в дорогу.

Разница во времени между нашими столицами +5 часов

Деньги - не вопрос

Государственная валюта страны - тугрик (MNT). Существует только в бумажном виде. За монетками - не сюда.

Условный пересчет на другие валюты (февраль 2019): 1$ = 2600, 1 ₽ = 40, а 1€ = 3000.

Берите с собой доллары, в некоторых местах ими же можно будет и расплатиться. Но и с другими валютами больших проблем не возникнет. Обязательно нужно иметь деньги наличными. Если в столице с банками и кэшмашинами проблем не станется, то в других частях страны таких благостей можно и не встретить.

Сразу после прохождения границы (или на рынках) уличные менялы будут предлагать выгодный курс. Тут уж дело риска.

Кто встретит: про людей

Плотность населения - 1,7 человека на квадратный километр, а на одного встречного монгола приходится 13 лошадей.

Остаться инкогнито не получится. Но это даже здорово. Ведь благодаря суровому климату и кочевому образу жизни монгольский народ супергостеприимный: дать ночлег и пищу незнакомому человеку считается обычным делом. Если не знаете, где переночевать - всегда можете рассчитывать, что вас «приюртят». Однако, если пригласили в гости, помните о некоторых правилах монгольского приличия.

  • Не отказывайтесь от угощения.
  • Не берите гостинцы левой рукой.
  • Не облокачивайтесь на несущий столб юрты.
  • Не свистите.
  • Не стойте спиной к старшему поколению.
  • Не бросайте мусор в костёр.

Все вывески и названия для нашего человека читаемы, так как используется кириллица. А монгольские дети изучают русский, как иностранный. Встречаются даже те, кто говорит хорошо, но не нужно на это делать ставку.

У английского языка также статус «всё сложно». Поэтому, скачайте заранее разговорник или выучитe простые фразы:

  • Здравствуйте - Сайн байна уу
  • Где находится? - Энэ газар хаана байдаг вэ
  • Знаете русский язык? - Орос хэлийг та мэдэх үү?
  • Я не понимаю - Би ойлгохгүй байна
  • Да - Тиймээ
  • Нет- Үгүй
  • Спасибо - Баярлалаа
  • Извините - Уучлаарай
  • Сколько стоит? - Хэр их байна вэ?
  • Дорого - Үнэтэй
  • До свидания - Баяртай

Передвижение по степям

Площадь Монголии чуть больше 1,5 миллиона км², а расстояния между городами и достопримечательностями порой запредельные. Пешим ходом не отделаться.

  • Истинно монгольский вариант перемещения - езда верхом. Но эта опция для сильных и смелых, кому некуда спешить.
  • Комфортнее и дешевле перемещаться между населёнными пунктами на поезде. Так из Улан-Батора преодолеете 500 км до пустыни Гоби всего за 3,5 $. Узнать расписание и прикупить билеты можно на сайте .
  • Примерно за те же деньги можно поехать на автобусе. Но отсутствие дорог вряд ли сделают путешествие удобнее, чем на поезде. Если все же выбрали этот путь, то билеты покупайте на автовокзале.
  • Небольших аэропортов много. Но авиабилеты не слишком дешёвые - от 4000 рублей.
  • Брать машину напрокат - рисковая идея, можно заблудиться. Если всё-таки решились, то российские права сгодятся. Также возьмите наличные для депозита.

В привычных rental cars стоимость: от 70$ в день, за джип - все 100$. На монгольском Авито найдёте на порядок дешевле.

  • Самый надёжный вариант - аренда джипа или «буханки» с местным водителем. Оплата в районе 100$ в сутки.
  • Или отправиться в организованный тур. Об этих опциях спросите в отеле, в котором остановитесь.

Связь и интернет

В Монголии нормальная сотовая связь и интернет, хотя, казалось бы.

Крупные операторы: Unitel, Mobicom и Skytel. 2 ГБ интернета стоят 1$. Выгоднее, чем подключать российский роуминг.

Почти во всех гостиницах, кафе и прочих заведениях работает бесплатный Wi-Fi.

Кухня Монголии

Монгольская кухня - питательная и сильно вкусная. Напрямую связана с климатом и кочевническим образом жизни. Овощи здесь просто не растут. Поэтому, если ткнёте пальцем в меню - принесут мясо. Готовят баранину, говядину, а чуть реже - конину и козлятину.

Наесться можно в многочисленных заведениях страны. И вот, что можно о них сказать:

  • Подают большущие порции. Если заказать блюдо с приставкой «хаан», то размер будет как для Чингисхана.
  • Самый бюджетный вариант - поесть в столовой. Вычисляйте по вывеске «Цайны газар» или«Гуанз». Средний чек в таких заведениях составляет 2$.
  • Кафе классом чуть выше - «Зоогийн газар». Чек около 4$.
  • В заведениях «дорого-богато» средняя стоимость - 15$.
  • Оставлять чаевые тут не принято.
  • Есть и вегетарианские заведения, там блюда дублируются без мяса.
  • Большинство блюд жирные, возьмите лекарства, которые могут помочь при тяжести в желудке.

Блюда, которые нужно попробовать

  • Бууз - монгольский вариант привычных мантов. Ч тобы наесться, понадобится 2-3 штучки.
  • Хуйцаа. Если предложат отведать хуйцаа, то не спешите ругаться с обидчиками. Это наваристый суп из курдючного сала и фарша.
  • Хуушуур. Слово, фаршированное буквами «у». А блюдо представляет чебуреки, фаршированные рубленым мясом.
  • Цуйван - лапша, обжаренная с мясом и картошкой.
  • Борц - вяленое мясо, которое нарезают небольшими полосками.
  • Боодог - о собое национальное блюдо. Это барашек, зажаренный изнутри горячими камнями. Найти это блюдо не так просто. Это же целый барашек, зажаренный изнутри горячими камнями, ну.
  • Ааруул - засушеный творог из молока разных животных.

Напитки, которые нужно попробовать в Монголии

  • Суутэй цай - зелёный чай, который кипятят с молоком, добавляя масло, соль и муку. Если есть с пельменями, то получается банштай цай.
  • Айраг - п енистый, освежающий, кисловато-сладкий кисломолочный напиток. Это кумыс.
  • Архи (Будьте здоровы) - национальная водка, которую настаивают на кобыльем молоке. Крепость - 38 градусов.

5 отличных заведений

  1. Modern Nomads, на карте.
  2. Luna Blanca Restaurant, на карте.
  3. The Bull, на карте.
  4. BD"s Mongolian Barbeque, на карте.
  5. Grand Khaan Irish Pub, на карте.

Монгольский шопинг

Весной, когда у горных коз начинается линька, животных вычё сывают, выбирают подшёрсток, ткут пряжу и изготавливают ткань. Так получается кашемир - главный хит Монголии. Вещи из этой ткани поразительно мягкие и тёплые. Однако, цена на такой товар тоже поразительная, но того определенно стоит. Закупайтесь при фабриках:

  • Gobi Cashmere , на карте
  • Buyan , на карте
  • Goyo , на карте

Также отличными подарками станут:

  1. изделия из кожи;
  2. шерстяные носки фабрики «Янмал»;
  3. ковры;
  4. национальные костюмы;
  5. товары из соседнего Китая.

Всё перечисленное найдёте на крупнейшем рынке Наран Туул (на карте ) или в сувенирных магазинах.

Где жить?

За пределами Улан-Батора единственные варианты жития - турбазы, работающие с экскурсионными турами. Такие своеобразные юрточные городки.

Отели в привычном понимании этого слова (с отдельными номерами и другими запросами) - встречаются только в столице.

  • Кровать в общем номере будет стоить от 4 $.
  • Отдельный номер - от 7 $.
  • Номер в пятизвездочном отеле - от 58 $.

Улан-Батор

Это не только столица страны, но и по праву «столица» любого путешествия по этому государству. По сути, единственный крупный город, в стандартном представлении. Сейчас он меняется головокружительными темпами: появляются новые жилые кварталы и даже небоскрё бы.

Здесь уже проживает половина граждан страны - 1,4 миллиона человек.

Несмотря на шустрые темпы строительства, Улан-Батор единственная столица, где ещё сохранились юрточные кварталы.

Транспорт

  • Метро не сразу строилось. Открытие обещают в 2020 году.
  • По городу удобно перемещаться на автобусах, троллейбусах и маршрутках. Вот карта маршрутов , получится разобраться?
  • Купите карту типа московской «тройки» и пополните депозит. Проезд в пределах города будет стоить около 0,2$ , выехать в область - около 1 $ .
  • Такси - 0,3$ за километр.

Гандан

Монастырь, вокруг которого когда-то начал образовываться город. Полное название - Гандантэгченлин, переводится как «Большая колесница всеобъемлющей радости». В основном храме находится прославленная 26-метровая статуя бодхисаттвы.

Покрутите молитвенные барабаны, вышагивая по часовой стрелке вокруг ступы. После «окурите» свой кошелёк для материального благосостояния.

Время работы монастыря: с 9:00 до 16:00. Платный вход только в храм Мэгджид-Джанрайсэг. На карте .

Еще несколько любопытных мест в черте города:

  • Зимний дворец Богдо-хана. Стоимость входа - 3$. На карте.
  • Комплекс Зайсан со смотровой площадкой. На карте.
  • Центральная Площадь Сухэ-Батора. На карте.

Около столицы

В окрестностях Улан-Батора расположена интересная программа, и при большом желании всё удастся покорить за один день.

Добраться до большинства мест на общественном транспорте возможно на половинку. Поэтому придётся ловить такси или брать экскурсию.

Монумент Чингисхану


Самая высокая конная статуя в мире. Главный символ государства и одно из чудес Монголии. Если верить легендам, здесь начинается история всей империи, а «стальной завоеватель» смотрит в сторону дома, до которого так и не суждено было добраться.

Вкратце объясню девочкам и тем, кто ещё не в курсе: «Тойота Приус» - это гибридный японский автомобиль, в котором бензиновый двигатель дополнен электрическим. Процесс их совместной работы управляется бортовым компьютером, и основной (бензиновый) двигатель работает только тогда, когда в этом есть необходимость. И выключается, как только нужда в его усилиях отпадает - при движении на малой скорости (например, в пробках), во время остановки на светофоре, при торможении, при движении с отпущенной педалью газа или на уклоне и в других ситуациях, когда электродвигатель в силах справиться самостоятельно.

Благодаря этому гибридные автомобили экологичнее обычных машин с ДВС, но монголы, конечно же, покупают их не поэтому. А потому, что «гибриды» позволяют экономить на бензине, который, как я уже писала, в Монголии дорог. Расход у «Приусов» - от 4 до 6 литров на 100 километров, в зависимости от версии, сезона и манеры вождения. Езда в эко-режиме по длинным степным трассам позволяет местным жителям значительно экономить на топливе.

Есть у гибридных автомобилей один маленький недостаток (но он же и достоинство) - пусковой аккумулятор. Он используется для включения автомобиля - да-да, именно включения - и поддержания его функций, когда тот выключен (питание часов и сигнализации, например), поэтому постепенно разряжается. Так что «гибрид» не любит долго стоять без дела, его нужно «выгуливать» хотя бы раз в несколько дней, чтобы пусковой аккумулятор подзарядился. Особенно не любят бездельничать эти машины в холодное время года. Зато в режиме постоянной эксплуатации аккумулятор чувствует себя бодро, и машину не требуется ставить на регулярный прогрев в морозы, как обычные авто. Даже в -30° и ниже она включится без проблем - ей ведь не нужно крутить замёрзший стартер. Но возможности пускового аккумулятора сильно ограничены, и, например, «подкуривать» от «гибрида» обычный автомобиль нельзя, только собрата с такой же миленькой маленькой батареечкой. Так что если вдруг вам понадобится помощь такого рода, не надейтесь на «Приусы», ищите машину попроще м покрупнее.

Правительство Монголии покупку «гибридов» всячески приветствует. В принципе, в этой стране и так очень человечные пошлины на ввозимые автомобили - у них же нет своего «как бы автопрома, который изо всех сил нужно тянуть за уши, а значит, нет и необходимости в заградительных пошлинах на импорт. На гибридные же автомобили пошлина ещё ниже, чем на обычные. Более того, с июня 2016 года в Монголии отменена таможенная ставка при импорте новых автомобилей из Японии и налоги на японские же автомобили с пробегом менее 3 лет. Прекрасный пример грамотного регулирования импорта, когда поощряется ввоз более качественных товаров. Так что в ближайшее время эта страна заткнёт нас за пояс по количеству классных автомобилей на душу населения. По автомобильной экологичности-то, я думаю, уже заткнула. Эх, везёт же!

Приехали с нашего почти трехнедельного путешествия на машине.

Подготовка к путешествию

Подготовка нашего путешествия началась почти полгода назад, за это время мы немного подготовились для нашей поездки, а именно:

  • Установили шноркель.
  • Купили автономную зарядку - повербанк (проверенно на монголах, работает).
  • Накупили кучу запасных частей:
  • тормозной шланг - 1 шт. - не понадобился,
  • шаровая — 1 шт. - не понадобилась,
  • ремкомплект для тормозного суппорта с поршнем - не понадобился,
  • прокладка клапанной крышки - не понадобилась,
  • герметик двигателя - не понадобился,
  • хомуты металлические 3 шт. - один понадобился для крепления скобы втулки стабилизатора, вследствие утери болта крепления,
  • ремень приводной - не понадобился,
  • ремень на вискомуфту - не понадобился,
  • фильтры (салонный, воздушный, масляный) - заменил воздушный фильтр после замены масла в двигателе;
  • масло в двигатель - поменяли масло в г. Улан-Удэ (отличная СТО на выезде, название не помню),
  • антифриз - не понадобился,
  • тормозная жидкость (помог монголам на микроавтобусе, у которых была пробита тормозная трубка). В последствии она мне самому понадобилась… Пришлось докупать в с. Акташ.
  • Свечи 4 шт. - не понадобились,
  • ремкомплект для ремонта шин - не понадобился, доехали без проколов, хотя ехали более 30 км по острым камням в местах, где заблудились!
  • Активатор топлива Моторесурс 200 мл. - 3 шт. на 600 литров топлива (использовали только 1,5 упаковки).
  • Получили международные права - так и не понадобились, никому они не нужны там. Монгол вертел их, вертел и решил отпустить нас, все равно ничего не добился.
  • Поменяли масло и фильтр в АКПП.

Начну с того, что наш маршрут по пути следования менялся в основном в большую сторону, с заездами в интересные места.

Часть 1. Дорога по России

День первый

Наше приключение-путешествие началось 17 июня в 15.00, старт из г. Новосибирска (Академгородок).

Заправили полный бак АИ92, одну канистру 10 л., и поехали…

В первый день почти ничего интересного, кроме досадных трещин на лобовом стекле от бешенной «воровайки», которая, не доезжая Журавлево, выехала на обочину во время укладки асфальта. От нее и прилетело два камня размером с куриное яйцо… Думал, разобьет сильнее, но отделались паутинкой 2.5 х 2.5 см. Нужно будет засверлить, пока нет трещин по всему стеклу.
Первая ночевка у нас была на озере недалеко от г.Мариинска.

День второй

С утра муж пробовал поймать рыбу, результата ноль, у соседа пару карасей с ладошку. Позавтракали и выдвинулись дальше.

Большинство крупных городов проходили в обход. Так было и с Красноярском.
Следующая наша ночевка была на реке Бирюса (наконец-то узнал, где протекает речка, в честь которой называется холодильник у меня дома).

Кстати, не зря холодильник был назван в честь этой речки. Остановились сразу, переехав мост. Водичка чистенькая, берег, правда, весь в мусоре, пришлось немного прибраться… Часть увезли до ближайшей урны, часть сожгли на месте.

Одно из мест, которые мы хотели увидеть - это озеро Байкал.

В планах у нас было проехать по берегу оз. Байкал и остановиться в городке Байкальск, но мы решили изменить свой маршрут и посетить о. Ольхон.

В итоге мы выехали из Иркутска в село Сахюрта, от куда идет паром до о. Ольхон. Добрались до деревни примерно в 22.45, в селе, недалеко от парома, нас остановил экипаж ДПС, проверили, что водитель трезвый, и отпустили нас. Очереди нет, заехали на паром примерно в 22.50 и сразу же направились на другой берег.

Паром оказался бесплатный. Добравшись до берега, мы поехали по навигации Maps Me до села Хужир. Дорога, мягко сказать, плохая… Порой ехать можно было не более 20 км/ч, не додумались сразу снизить давление в шинах.

Приехали в Хужир, покружили по улицами, пытались выехать на берег… Но, т.к. на дворе ночь, дороги не нашли. Поехали на окраину села… Показался сосновый лес, решили переночевать прямо в лесу.

День третий. Байкал

Наутро поехали, купили продукты и сувениры в самом крупном супермаркете на острове. Заехали на ул. Байкальская, 58, отведали самые вкусные позы, которые были приготовлены специально для нас.

Ну и, конечно же купили омуля г/к, х/к и вяленого (от 100 руб. за шт.).

Для того, чтобы покататься и сделать фото Байкала, взяли на прокат 3 велосипеда, стоимость 100 руб./час за шт.

Посетили местный пляж… Попытались искупаться, но не тут-то было - температура воды +9°С. Муж с сыном заходили по колено, дальше не рискнули. Я же окунулась полностью. Секунд на 10, больше мой организм неподготовленный не позволил. Хотя я люблю контрастный душ, но тут он запротестовал.

Еще одну ночь провели на острове, но уже ближе к парому, на песочном берегу в безлюдном месте.
На следующий день удачно добрались до села Сахюрта на пароме, встретили экспедицию из Китая на 5 машинах, они путешествуют из Маньчжурии до Байкала и обратно.

Пока ждем паром, решили поддуть колеса для асфальта. Местные внаглую рвутся без очереди. Кстати, автобусы, маршрутки и спецмашины на паром пропускают без очереди.

Выехали в сторону г. Улан-Удэ. Сделали фото Байкала с обзорной площадки.

До Улан-Удэ добрались уже ближе к вечеру. Оказывается, еще и время на час вперед надо было перевести.

Через какой-то сайт по бронированию гостиниц забронировали номер в маленьком отеле под названием «Кемпинг» (находится практически сразу на въезде в город, в район Советский). Приехали на место - администратор удивилась тому, что у них можно что-то забронировать в интернете. В общем, заселились в полулюкс за 1100 руб +200 руб. ребенок (до 7 лет бесплатно), за это мы получили: туалет, душ в номере и чистая постель, это все, что нам нужно на ночь. Правда, с горячей водой нам не повезло. Ну, я-то натренированная Байкалом, я и так помыться смогла.

День четвертый. Граница

На выезде из Улан-Удэ заехали на СТО поменять масло. Поменяли за 20 минут, масло и фильтр свое. Льем уже на протяжении 50 тыс.км ZIC X7 LS 5w30, покупаем 6-ти литровую канистру — очень удобно, остатка после замены как раз хватает на доливку до следующей замены 9-10 тыс.км. Расход до 1 л. на 10 тыс.км. считаю нормальным, тем более, эксплуатация порой бывает тяжелая.
По пути к границе вот такая красота стоит в Бурятии, почти возле дороги.

Теперь наш путь лежит в приграничный городок Кяхта.

Ура! Мы в г. Кяхта.

Заправились, накупили продукты в местном магазине типа Метро, отправились на прохождение таможни. Простояли минут 20 перед первыми воротами. Монголы внаглую едут напролом на грузовичках.

Нас запустили, мы поехали на досмотр… К нам подошла женщина с экшн-камерой и проверила содержимое наших вещей, также узнала у нас, не везем ли мы чего запрещенного. Вещи из багажника пришлось выложить. Там был подозрительный чемодан с нашими вещами и спорт. сумка с инструментами. И, кстати, действительно в чемодане лежали фейерверки сына, которые я на днях забирала с РЦР. На этом досмотр был окончен. Все работники, хочу заметить, к русским относятся очень приветливо. У нас с собой было 3 канистры: 1- 20 л. с водой, 2- 20 л под бензин пустая, 3 - 10 л. с бензином, ранее читали, что привезти можно только 10 л бензина. Однако у нас не проверяли ни что в канистрах, ни то, наполнены они или нет. Осмотр машины прошли, пошли оформлять документы и проходить паспортный контроль.

В машине установлена стационарная рация 27мгц (СИ-БИ) и 2 переносных рации — несколько раз спрашивал, нужно ли их как-то декларировать, ответили, что нет.

При оформлении документов, если вы собираетесь выезжать через другой пункт перехода, то обязательно укажите на это. Вам выдадут небольшую наклейку с бар-кодом, она вам понадобится, когда будете проходить границу обратно в Россию, иначе вроде как ваша машина будет стоять на контроле в таможне.

Далее, сразу за нашей таможней, располагается монгольская таможня, после шлагбаума и пересечения мутного брода (вроде как дезинфекция) возьмите бумажку, сразу на въезде будет будка. Далее опять проходите досмотр, но уже монгольской стороной, опять выворачивать машину, проходите паспортный контроль, заполняете мини-анкету, далее платите 60 руб. за грязную лужу, по которой проезжали.

Ставите все необходимые печати и выезжаете за пределы границы.

Сразу после шлагбаума к вам бежит женщина, которой нужно заплатить транспортный налог 10 000 тугриков или 300 руб. (лучше сначала поменять рубли в тугрики, будет дешевле, поменять можно буквально в 20 метрах в обменном пункте). Оформление страховки находится в 10 метрах. Я заплатил 1150 руб. (указал реальный объем). Поменяли рубли в тугрики… Стали миллионерами - курс 1 руб. = 39 тугрикам. (на границе с Ташантой курс был 1 руб. = 41 тугрику, в г. Мандал Гоби курс был 1 руб. = 37.75 тугрикам).

Ура! Наконец мы прошли границу… Из-за того, что мы протупили с бродом и не взяли сразу бумажку - мы проторчали 2 часа.

Что нужно из документов для прохождения границы в Монголию:

  • Заграничный паспорт на всех пассажиров и водителя.
  • Документы на авто - свидетельство о регистрации (тех. паспорт) - пластиковая карточка.
  • !Обязательно, чтобы вы являлись собственником авто, или в крайнем случае была оформлена нотариально заверенная доверенность.

Затраты : 10 000 бензин, Пробег: 2500 км.

Мы въехали в Монголию....

Часть 2. Монголия

Основная наша задача была - посетить памятник Чингисхана на окраине Улан-Батора, посетить пустыню Гоби и половить рыбу на чистейших озерах и реках. Мы выехали в сторону памятника Чингисхана на коне. Погнали...

Первый город был Сухбаатар, его мы проехали, не останавливаясь.

Что бросается в глаза при посещении Монголии - это безумное количество машин тойта приус и количество шиномонтажек на каждом углу - по-монгольски “Дугуй засвар”.

День пятый

Проснулись как-то рановато, в 4 утра, но уже было довольно светло, и вовсю паслись рогатые. Неподалеку стояли юрты.

За 100 км до Улан-Батора мы еще раз останавливались на ночевку.

День шестой. Улан-Батор

Город Улан-Батор встретил нас небольшим дождиком. Движение в городе отвратительное, да еще и в пробках провели часа два. Про движение в Улан-Баторе: на светофоре все останавливаются… на этом все правила заканчиваются. Пешеходный переход - как в Тайланде, если успел проскочить, тебе повезло… Но хотя может и повезти, и одна машина из ста тебя пропустит. При перестроении сигнал не включают. Правила проезда кольца наоборот, не так, как у нас. Перед нами по городу ехало учебное авто, доверху набитое начинающими водителями… Как же им было тяжело. Для общественного транспорта есть отдельная полоса, и даже ее умудряются занимать легковые машины, но автобусы едут без пробок.

В целом привыкнуть к такому движению можно через полчаса. Если есть опыт вождения у нас по центру города. Я старалась по городам не ездить, отдавала руль мужу.

В Улан-Баторе увидели вывески KFC и Бургер кинг - оставили в переулке домов авто и пошли по магазинам. Зашли в KFC, т.к. сын любит гамбургеры, а их здесь больше нигде не купишь. Сделали заказ: гамбургер и напиток 7500 тугриков (192 руб). Ребенок потом своим одноклассникам по вотсапу чек высылал, чтобы одноклассники поахали. Мы с женой решили попробовать буузы, зашли в первое попавшиеся кафе, там и отведали местную кухню - буузы и цай (зеленый чай с маслом и солью), на удивление чай понравился, отдали за все около 5000 тугриков - 130 рублей.
Моонтун бууз (600 тугриков за 1 шт.) мне больше понравились (чем-то на пянсе тесто похоже). Цай 300 тугриков.
Двух штук мне хватило, чтобы объесться.

Подкрепились и решили поискать достопримечательности.

Пытались сначала найти на карте, в какой стороне находится знаменитый памятник Чингисхану на коне, но монгольская карта не очень-то помогла нам. Интернета нет, мобильная связь стоит в районе 100-150 руб. за минуту, поэтому её отключили сразу после въезда в эту чудесную страну. Решили искать прохожих, которые говорят по-русски, т.к ездить по городу - это самоубийство (с таким движением и пробками). Через час был найден такой человек. Он рассказал, как проехать к памятнику, и даже показал на своем телефоне фото, мы сразу поняли что это то, что мы ищем.
После выезда из Улан-Батора,в сторону Баяндэлгэра через 40 км мы доехали до первой остановки.

Памятник действительно поражает своими масштабами.

Вход для нас троих вышел чуть больше 20 000 тугриков (530 руб.), детям дешевле.
При входе вас встретят гиды, которые разговаривают на английском и русском языках - расскажут вам все бесплатно.
На первом этаже располагаются магазины с сувенирами, цены, кстати, вполне адекватные - низкие. Рядом есть прокат национальной одежды всего за 3000 тугриков (75 руб.). Здесь же располагается самый большой монгольский сапог и кнут.

На втором этаже есть ресторан и туалет. Выше располагается лифт и лестница для подъема на смотровую площадку, которая располагается в голове у коня.

На цокольном этаже располагается музей с двумя комнатами, в одной из которых можно посидеть за столом, как настоящий хан, и сделать замечательные фото, а в другой находятся редкие артефакты, и фотографировать нельзя…

Пустыня Гоби

В г. Мандалгови мы поняли что тех денег, что мы поменяли на границе - 10 000 руб. = 390 000 тугриков нам до конца не хватит. Решили заехать в банк и поменять.
Нашли в навигаторе банк и поехали к нему. Около входа в банк была небольшая толпа.

Внутри, конечно, же никакого табло с курсом обмена не висит… Подходите, показываете свои бумажки и меняете, взяв электронную очередь.
Мы попали, похоже, в такой день, когда все население города пришло получать пенсию, пособия, зарплату и прочие выплаты. Люди пожилого возраста одеты в национальную одежду - они в ней ходят постоянно, а не только по праздникам. Одна из монголок отдала нам корешок электронной очереди, что сократило наше ожидание примерно на 1-2 часа. Мы показали наши бумажки по 5000 р. оператору и ждали положительного ответа с ее стороны. В итоге поменяли 15 000 рублей на 550 000 тугриков.

В банках самые невыгодные условия. Но делать нам было нечего, деньги на исходе, а мы отправляемся в сердце пустыни.
По дороге заехали в придорожное кафе. Мы, как обычно, с мужем буузы заказали с цаем. А сыну попросили мясо с рисом и липтон.
Вот что нам принесли.

Ребенок, конечно же, все этого не съел, а стоит это блюдо 5500 тугриков.
Буузы тут по 500 тугриков.

На въезде в Даланзадгад нас остановили полицейские. В этот момент я была у руля. После остановки муж открыл окно с пассажирской стороны, передал полисмену страховку и международные права свои, хотя я за рулем… Полисмен посмотрел на страховку, отдал назад, посмотрел на права, не разворачивая (внутри есть фото и указанны доступные категории), судя по виду, не понял, что же ему передали - вернул права и ушел. А мы двинули дальше.

Вот первое и последнее знакомство с полицией Монголии. Ни одного полицейского с феном (радаром) на нашем пути обнаружено не было…
После того, как мы проехали город Даланзадгад, асфальт сказал нам "пока".

В районе Даланзадгад или Гурвантэс (уже смутно помню) наш навигатор завел нас в тупик. Ну как тупик… Попросту перед нами оказался бархан высотой с 4-5 этажный дом. Оставили машину и пошли делать красивые фото.

Бензин на исходе… В канистрах 29 литров, а еще надо выбираться.

Поехали назад, навигатор растерялся. Поехали с монгольской картой спрашивать дорогу у ближайшей юрты. Подошел к нам монгол и его дочь, посмотрели карту… Но ничего не смогли на ней показать. Попросил бумажку и ручку (по-русски не говорит и не понимает), нарисовал нам примерный путь… Мы ничего не поняли. Махнул на нас рукой, сел на мотобайк и показал ехать за нами. Проехали километров 30, он остановился и показал следовать по линии электропередач. Спросил, откуда мы, мы сказали - из России. Правда, слово "Россия" не понял, но после слова "Москва" он улыбнулся и показал “класс”.
Ура! Мы вышли на дорогу, которая есть в нашем навигаторе.

Проезжая пустыню Гоби и вообще, катаясь по грунтовкам Монголии, можно увидеть много пустых бутылок от водки (по-монгольски - Архи), откровенно пьяных за рулем увидели только в г. Ховде, точнее, на выезде из города. Стояла машина полицейских, похоже, была “облава”, рядом стоял 200 крузак, водитель которого еле-еле держался на ногах… Тут пахло как минимум 1-2 выпитыми бутылками «архи».

Заезжая в монгольские города, а тем более, села, мы всегда были в центре внимания, иногда даже люди из домов выходили, чтобы на нас посмотреть, как будто цирк с клоунами приехал.
В городе Баруун Баян Улан мы в очередной раз просили помощи у местных. Но такое чувство, что они первый раз карту своей страны видят.

Кое-как поняли направление, двинулись опять по высоковольтным столбам. Но мужу захотелось попасть на озеро, на которое он так стремился после Даланзадгада, недалеко от Богд сум, озеро Орог. Но до него мы так и не доехали, там очень плохая дорога, ямы и холмики, по которым нужно ехать до 5км\ч. И пока мы пытались приблизиться к этому озеру, мы снова наткнулись на пески.

Здесь песок мелкий и белый. Вечерело, и мы решили ставить палатку на песках.
Вечером песок холодный, а днем босыми ногами не встать, очень раскаленный.

День седьмой

Утром мы направились в г. Богд, в сторону г. Баянхогор. В степи встретили одинокостоячий указатель.

В Богте мы затарились напитками в магазине.

Рядом перекусили в местном кафе.
Ребенок ел сосиски в кляре (1000 тугриков), я, как обычн,о буузы (500 тугриков) с цаем, а муж заказал себе блюдо за 5500 тугриков.

Двинулись в сторону г. Алтай. В Баянхогор мы не заезжали. Там ведутся дорожные работы. Кладут асфальт.

Недалеко от города Жинст стоит малебн.

Карта показывала там хорошую асфальтированную дорогу. К 12 часам ночи мы все-таки добрались до нее. За 40км до города Дэлгэр. Поставили палатку на ночь. Погода начала портиться. До России совсем недалеко. Об этом нам напоминал ветер и собиравшиеся на небе тучки.

Следующую остановку планировали на озере возле города Ховд.

Недалеко от города Ховд есть замечательное озеро Хар-Ус нуур . Нашли место около берега и поставили палатку. Наутро удалось поймать всего 3 рыбки на удочку… Потому что рыба клевала только на муху (живую), а они кончились Что за рыба, мы так и не поняли… Но похож на Османа.

В связи с усталостью экипажа было принято решение ехать в сторону границы с Россией.

Снова граница

Подъехав к границе в г. Цагааннуур в 17.45, узнали, что время работы подходит к концу, и нас не успеют пропустить.
Развернулись и поехали искать ближайшее место ночевки.
Приехали в районе 12 часов, конечно же, попали на обеденный перерыв. Пообедали рядом в кафе. В меню только буузы и чай зеленый с молоком. Взяли 5, потом еще 5 и еще 7, в итоге съели на троих 17 бууз и выпили 1,5 литра чая.
Буузы маленькие, по 300 тугриков за шт.

За нами выстроилась колонна из 6 машин с русскими номерами - 42, 174 регионы. Оказалось, они тоже путешествовали по Монголии. Рассказали, что недалеко от того озера, на котором мы останавливались, есть озеро Хяргас Нуур, на котором рыбу можно ловить руками. Причем довольно крупную. Мне, как рыбаку, хотелось вернуться, но жена и сын хотели в Россию. Есть повод поехать в Монголию еще раз, теперь я уже знаю, куда нужно обязательно заехать.
Монгольскую сторону таможни прошли довольно быстро, на этом пункте много кто разговаривает по-русски, всегда подсказывали что нужно делать. Досмотр быстрый, поверхностный.
Монгольская сторона пройдена.
Выехали за забор, опять разбитая грунтовая дорога.
Добравшись до российской стороны, проверили паспорта и передали на российскую таможню кол-во человек в машине, чтобы по пути никто не убежал. Как только въехали в российскую пограничную зону, начался отличный асфальт.
На российской таможне первой нас встретила представитель роспотребнадзора. В форме похожа она была на Мэри Поппинс из фильма. Пройдя контроль роспотребнадзора, отправились на паспортный контроль и досмотр.
Все прошли. Машину с контроля сняли.
Ура! Мы вернулись в Россию… То чувство, когда готов целовать родной асфальт.

Теперь наш ждет Горный Алтай.

По поводу чистой питьевой воды - ее мы всегда покупали в супермаркетах. 5-литровые канистры, стоят в районе 50 руб. Ну и, конечно же, прохладительные напитки - Фанта со вкусом ананаса, персика, яблока, винограда. Спрайт с мятным вкусом… Это вам не Спрайт со вкусом огурца, как в России.
Что понравилось из еды, купленной в супермаркетах: лапша б/п корейская (мы ее хорошо знаем, т.к. пару лет назад занимался оптовой продажей подобной продукции на территории РФ), паштет из чьей то печени (монгольского производства), верблюжье молоко, вкусный хлеб. Очень дешевый и хороший зеленый чай. В г. Улгее даже в продаже были куриные яйца производства наукограда Кольцово (сосед Академгородка в г. Новосибирске). Очень много корейских и китайских продуктов, все вкусное. Мне понравилось местное мороженое (может, потому что я в положении была, 16 недель) по 600 тугриков, вкус специфический, кисленький.
На подарки привезли пару бутылок водки "Чингисхан", в районе 14 000 тугриков (360 руб.) за шт., самая дешевая водка почти как у нас, от 190 руб. за 0,5.

Цифры:
Потрачено в рублях:
Топливо - 8 000 руб. или 312000 тугриков

Страховка монгольская - 1 150 руб. (если заезжаете со стороны г. Кяхта через Алтан Булаг, без нее могут не выпустить… Да и мне было спокойно с ней, кстати, объем двигателя не занижал, хотя можно было и меньше сделать, было бы дешевле).
Транспортный налог - 300 руб. (по сути можно и на 150 договориться).
Проезд по дорогам между городами (стоит будка со шлагбаумом - 150 руб. - один проезд 1000 тугриков (25 руб.) - можно объехать, так делает часть монголов.
Общий пробег - 7480 км. (ориентировочно около 1000-1500 км по грунтовкам, из них 300 км. по ужасным дорогам - камни, ямы где скорость не могла превысить 20 км.)
Топлива сгорело - ориентировочно 950 литров (примерный расход 12-13 литров).
Заправка почти полного бака обходилась в 100 000 тугриков.
Цены на бензин в Монголии - от 1500 до 1800 тугриков (т.е. от 36.5 до 44 руб. за 1 литр АИ92). Качество топлива не хуже нашего… проблем не было. Выше 92 найти можно только в крупных городах. Дизельное топливо дешевле 92 бензина. А газ с его монгольским наименованием «АХУЙ» стоит, как бензин АИ92.

Вот она, заключительная часть нашего маршрута.

Первый населенный пункт в России - Ташанта, делать здесь нечего. Доехали до Кош-Агача, тут закупились продуктами и заправились топливом.
Первым делом думали поехать на плато Укок, но, как всегда, не вовремя. Пропуск уже заказать не успеем, т.к. рабочий день в пятницу сокращенный, а на кпп вроде как сразу не оформляют. Ничего страшного, Алтай мы очень любим и готовы приехать еще раз.
Далее, т.к. карту с основными достопримечательностями мы благополучно оставили дома, ищем их по программе Maps ME в телефоне. Первое что нашли… Марс-2. Дорога составила менее 50 км, но какой интересной дороги… с учетом усиливающегося дождика. По дороге были и очень крутые подъемы, и крупные камни, не говоря про то, что нас несколько раз стягивало в кювет. Мы все-таки добрались до данной точки… Но, к сожалению, наши мечты не оправдались.

Кроме дороги, до данного места ничего интересного. Назад мы ехали по методу моего мужа… Он видел, где можно срезать и ехать по прямой. В одном из мест, где была раскисшая земля, нас начало стягивать в рядом протекающую речку Чаганузун, решили вернуться назад и ехать через перевалы. Фото не делали, лил дождь.
Далее поехали на наше место ночевки, около села Кош-Агач на реке Чуя. Поставили палатку, сверху дополнительно натянули тент. Так тент натянули не совсем правильно, утром слили литров 20-30 дождевой воды.
Рыбалка на сплетню опять в пролете. Пробовали накопать червей на удочку… Их тут тоже нет.
Далее едем в сторону Акташа, но вспоминаем, что год назад мы хотели посмотреть на ледник Актру. Возвращаемся до села Кызыл-Таш и едем в сторону перевалки альплагеря. Дорога не совсем плохая, до альплагеря иногда даже добираются пузотерки, правда, без потерь у них не обходится. На пути до перевалки машины встречаются только буханки, 469 уазы, уралы… значит, мы на правильном пути. По пути встретили: 1 мост, 3 брода (глубина не более 50 см, можно без шноркеля), далее началась дорога с крупными камнями и крутыми подъемами.

В броде находятся очень большие камни… Наезд незакрытой раздаткой о такой камень - возможность остаться здесь надолго. Как по закону подлости, ни одной машины, чтобы посмотреть, по какому из бродов лучше ехать.
Принимаем решение идти пешком, примерно 17 км туда-обратно. Ставим машину на перевалке и идем. Взяли в машине воды, забродники. Речка очень холодная и камни скользкие, я проверяла. Меня и сына перенес муж через брод на другой берег. Дорога до альплагеря тяжелая, подъемы, спуски, скользкие камни. На полпути начинается дождь, часть маршрута идет по лесу, немного промокли.

Сын не ожидал такой подставы. Если б знал, остался в машине сидеть.
Остается менее 1 км, уже отчетливо виднеется ледник.

Через 2,5 часа мы добрались. Жена с сыном отправились искать кафе, чтобы согреться и перекусить. Я направился до родника, чтобы пополнить запасы воды на обратный путь. Дождь усилился, я сделал пару фото памятника разбившемся сноубордистам в мае 2002 г. и памятнику всем погибшим альпинистам.

До самого ледника в такую погоду мы не пошли, да и время уже ближе к вечеру, а по темноте идти по тропе в лесу рискованно.
Выпив вкусного травяного горячего чая с блинами в кафе, мы отправились назад к перевалке.
Путь назад был намного легче, так как в основном были спуски, подъемов очень мало. Забродники мы оставили в начале пути, чтобы не тащить лишний вес. Находим их в сохраненных метках навигационной программы, забираем и идем к броду.
В целом, дорога хоть и сложная, но, имея хорошую защиту и шноркель, проехать можно.
Далее едем к гейзерному озеру. Доезжаем до базы "Отдых", проход к нему идет через болото, отдаем по 30 руб. за взрослых, дети бесплатно, и идем метров 300 до озера.

Делаем фото замечательного гейзерного озера и отправляемся дальше в сторону Акташа.
Добравшись до с. Акташ, поворачиваем в сторону Улагана, едем в сторону красивейшего из перевалов Горного Алтая - Кату-Ярык. Расстояние от Акташа до п. Кату-Ярык ориентировочно 100 км в одну сторону. Путь проходит через еще одну достопримечательность - Красные Ворота, но тут мы уже фотографировались год назад, едем дальше. По пути располагается большое количество баз отдыха. Все близлежащие озера находятся в аренде, поэтому с рыбалкой опять в пролете. Ближе к перевалу дорога портится, пузотерки плетутся по 15-20 км, аккуратно обгоняем их и едем дальше… Наша скорость по такой дороге 70-80 км, подвеска позволяет ехать комфортно. Большая часть маршрута проходит по асфальту, грунтовки всего 30%. Доехав до перевала, делаем фото, прикручиваем потерянный по дороге болт крепления стабилизатора.

По перевалу не спускаемся, смысла нет. Дорога через перевал идет к югу Телецкого озера, на которые мы не поедем, уже были. Еще одна причина, почему не едем в сторону озера - остаток бензина, который не позволит вернуться назад.
Далее наш путь проходит через водопад Девичьи слезы (Ширлак), здесь мы были, но решили еще раз посетить.

Останавливаемся у памятника шоферу, который мы обычно проезжали.

"Памятник за селом Белый Бом. Установлен герою известной песни про Кольку Снегирева. Посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте."

Останавливаемся на месте слияния Катуни и Чуи.
Перевал Чике-Таман проходим легко, машине со шноркелем дышать легче. Покупаем на перевале сувениры, чаи в подарок.
Перевал Семинский также на одном дыхании, здесь не останавливаемся, очень много народа. Монгольские товары продают в 5 раз дороже.
Ближе к с. Онгудай спускаемся к реке Урсул, спуск очень крутой, если будет дождь, то заехать назад будет трудно. Находим отличное место для ночевки.

По пути домой докупаем медовухи, чтобы отметить дома путешествие.

Далее едем домой, остановок больше нет.
При подъезде к Черепаново начался сильный дождь. Вот так нас встретил Новосибирск, отмыл от грязи. 4 июля в 22.00 мы приехали домой.
Огромная благодарность нашей машине, которая привезла нас домой и не доставила проблем в дороге!

После приезда первая мысль - куда едем в следующий раз.

Цена вопроса: 10 000. Пробег: 1050 км

31.08.17,
Aнечka ,
Новосибирск


Отличный рассказ! Но у меня вопрос по расходу бензина,
Топливо потрачено – 8 000 руб. , Топлива сгорело – ориентировочно 950 литров (примерный расход 12-13 литров).Цены на бензин 36.5 до 44 руб. за 1 литр.
Получается расход на бензин примерно 35 т. рублей, а у вас написано 8 000 руб.