Франция        21.03.2023   

Родина мать в сравнении с другими памятниками. Чья Родина-мать выше: Волгоград vs Киев. Всего было израсходовано

Волгоград, 8 мая - АиФ-Волгоград. Фидий, Пракситель, Роден - эти имена знает весь мир. Благодаря мастеровитой черепахе на слуху имя скульптора Донателло. Но и в нашей истории были свои ваятели, получившие всеобщее признание. Так, в Волгограде, например, есть работы Веры Мухиной (на куполе Планетария) и Евгения Вучетича (Мамаев курган и статуя Ленина (до 1960 года - Сталина) на набережной Фадеева).

Мы на зависть всем буржуям…

Между прочим, Вучетич является автором сразу двух статуй Родины-матери. Центральная фигура мемориала на Мамаевом кургане, пожалуй, вершина (во всех значениях) творчества знаменитого скульптора. Тут в полной мере показал себя гигантизм мышления Вучетича.

«Что нам хотелось сказать людям этим памятником на , на месте кровавых битв и бессмертных подвигов? - говорил он после окончания строительства архитектурного ансамбля. - Мы стремилиcь передать, прежде всего, несокрушимый моральный дух советских воинов, их беззаветную преданность Родине. Памятник героям Сталинградской битвы - это памятник величайшему историческому событию. И потому мы искали масштабные, особо монументальные решения и формы, которые, на наш взгляд, позволили бы наиболее полно передать размах массового героизма».

Впрочем, размеры комплекса обусловлены не только авторским видением, но и прямым указанием Хрущева: Родина-мать должна быть выше американской Статуи Свободы. Выше, значит, выше. Делов-то…

Сестры по оружию

Уже после смерти Евгения Вучетича было завершено возведение второй Родины-матери: в Киеве. Сама статуя меньше волгоградской, но зато стоит на 40-метровом постаменте, внутри которого расположен музей. Поэтому видно колосс издалека.

Изначально фигуру планировали покрыть сусальным золотом, но потом от этой идеи отказались. Вообще проект Вучетича претерпел некоторые изменения, так как после его смерти за дело взялся киевский мастер Василий Бородай, у которого было свое видение.

Сооружали металлическую статую с помощью специально сделанного под эту стройку крана. К сдаче объекта тот кран не успели демонтировать и просто порезали автогеном. А концы - в воду. В буквальном смысле: металлический остов утопили в Днепре, чтоб не мозолил глаза партийному начальству.

Иногда волгоградцы и киевляне спорят, чья же Родина-мать лучше. В полемику втягиваются жители других городов России и Украины. Со скульптуры срываются в политику. Но у обоих сооружений найдутся свои почитатели. Кроме того, у обоих «матерей» один отец: Евгений Вучетич. Да и проектировал он свои статуи не для того, чтобы стравливать народы. Ведь Родина на тот момент была для всех одна. И обе «дочери» Вучетича, думается, спокойно и приветливо смотрят друг на друга. Им сверху виднее…

П амятник «Родина-мать зовет!» открылся в 1967 году. Как монумент стал самым высоким в мире, чье лицо у женской фигуры и какие у нее есть скульптурные «родственники» - вспоминаем 10 фактов о Родине-матери.

Волгоград. Мемориальный комплекс «Родина-мать зовёт!». Андрей Ижаковский / Фотобанк Лори

Конкурс без границ . Победа в Сталинградской битве стала переломным событием в истории Великой Отечественной войны . Конкурс на создание памятника в Сталинграде был объявлен уже в сентябре 1944 года. В нем участвовали и известные архитекторы, и солдаты, присылавшие свои эскизы военно-полевой почтой. Архитектор Георгий Марцинкевич предлагал поставить высокую колонну с фигурой Сталина наверху, а Андрей Буров - 150-метровую пирамиду с каркасом из переплавленных танков.

Приходили проекты даже из-за рубежа - из Марокко, Шанхая. Интересно, что в конкурсе не принимал участия будущий создатель Родины-матери Евгений Вучетич. Ходили легенды, что он обсуждал свой проект напрямую со Сталиным.

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1962. Фотография: zheleznov.pro

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: stalingrad-battle.ru

Строительство монумента «Родина-мать зовет!». Мамаев курган, Волгоград. 1965. Фотография: planet-today.ru

Изменения в композиции . Скульптурная композиция должна была выглядеть иначе. Предполагалось, что рядом с женской фигурой будет статуя коленопреклоненного солдата, протягивающего Родине-матери свой меч. Однако первоначальная композиция монумента показалась Евгению Вучетичу слишком сложной. Он изменил проект уже после утверждения «сверху». У скульптора был важный идеологический аргумент: солдат не мог никому передать свой меч, ведь война еще не закончилась.

Кто был прототипом? Искусствоведы сходятся во мнении, что Евгения Вучетича вдохновили барельеф «Марсельеза» на парижской Триумфальной арке и античная скульптура Ники Самофракийской. Однако кто конкретно ему позировал, доподлинно неизвестно. Наиболее вероятно, что фигуру Родины-матери скульптор лепил с советской спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо - со своей жены Веры. Сегодня макет головы статуи хранится в Музее-усадьбе Вучетича в Москве.

Первый железобетонный памятник . Родина-мать стала первым в СССР памятником, полностью выполненным из железобетона. В 1960-е, после войны, не были отстроены еще многие города, в том числе Волгоград, а железобетон был одним из самых дешевых материалов. Однако этот выбор вызвал некоторые сложности. Например, уже через год после открытия памятника на нем стали образовываться маленькие трещинки. Чтобы сохранить монумент, голову и руки скульптуры ежегодно покрывали водоотталкивающим средством.

Советская легкоатлетка Нина Думбадзе на соревнованиях. 1950-е. Фотография: russiainphoto.ru

Барельеф «Отход волонтеров на фронт в 1792 году» («Марсельеза»). Триумфальная арка. Скульптор Франсуа Рюд. Париж, Франция. 1836

Скульптура «Ника Самофракийская». Пифокрит из Линдоса. Около 190 до н.э. Лувр, Париж

Укрепление конструкции . Все инженерные расчеты выполнялись под руководством Николая Никитина, который строил Останкинскую телебашню . Монумент «Родина-мать зовет!» при возведении никак не закрепляли: он стоит на земле за счет своего собственного веса. Внутри статуи натянуты металлические канаты, которые делают ее более устойчивой и поддерживают жесткость металлического каркаса. Сегодня на тросы установлены датчики, за состоянием конструкции следят специалисты.

Памятник эпохи трех генсеков . Хотя конкурс архитектурных проектов проходил в 1940-е годы, работа над памятником началась после смерти Сталина. Приказ о строительстве подписал в январе 1958 года Никита Хрущев. Монумент возводили почти десять лет - его открыли в октябре 1967 года. На открытии присутствовал и генеральный секретарь ЦК КПСС - в то время уже Леонид Брежнев.

Самая высокая статуя мира . Планировалось, что высота Родины-матери составит 36 метров. Однако Хрущев распорядился «подрастить» женскую фигуру. Статуя на Мамаевом кургане должна была «перегнать» статую Свободы - ее высота без пьедестала составляла 46 метров.

После окончания строительства Родина-мать была самой высокой статуей в мире. Женская фигура возвышалась над пьедесталом на 52 метра, а с учетом длины ее руки и меча высота памятника составляла 85 метров. Весил монумент 8 тысяч тонн без учета меча. Сегодня Родина-мать остается в первой десятке самых высоких статуй мира.

Стальной меч . Меч статуи был сделан по авиационной технологии. Его изготовили из нержавеющей стали и обшили листами титана. Но такое решение не подошло для памятника - меч раскачивался и скрипел на ветру. В 1972 году оружие заменили на стальное с отверстиями для снижения парусности. Из-за «проблемного» меча конструкторы памятника не получили Ленинскую премию.Монумент «Родина-мать зовет!». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Николай Никитин. Волгоград. 1959-1967

Монумент «Воин-освободитель». Скульптор Евгений Вучетич, архитектор Яков Белопольский. Берлин, Германия. 1949

Образ «Родины-матери» . Собирательный образ Родины-матери появился на агитационных плакатах еще в 1941 году. Их создал советский живописец Ираклий Тоидзе. Художник вспоминал, что прототипом женщины на плакате стала его жена. Услышав сообщение о нападении на СССР, она вбежала в мастерскую художника с криком «Война!». Ираклий Тоидзе был потрясен ее выражением лица и сразу же сделал первые наброски.

Статуя монумент «Родина-мать», находящаяся в Волгограде, признаётся самой высокой на территории Европы и России. Элемент композиционного центра, является второй частью триптиха к которому относятся такие элементы как: магнитогорский «Тыл фронту» и берлинского «Воина освободителя».

Общая картина подразумевает собой меч, изготовленный в Уральских горах, поднятый для защиты отечества под Сталинградом и опущенный после капитуляции фашистского командования в столице Германии.

Монумент расположен на Мамаевом Кургане практически в центре города Волгоград. Он находится неподалёку от берега Волги и речного вокзала. Расположение лицом на северо-восток подразумевает обращение к отечеству с призывом встать на борьбу с ненавистным врагом, пытающимся уничтожить всё на своём пути.

Возвышенность, ставшая местом расположения монумента, согласно легендам, является местом захоронения темника Золотой Орды Мамая. Это подтверждается многочисленными археологическими находками, сделанными ещё до войны.

Ежедневные бои здесь продолжались с сентября 1942 г. по январь 1943 г. Всего здесь погибло около 34 000 солдат. Именно поэтому данное место и было выбрано для возведения скульптуры.

Авторская идея памятника «Родина-мать зовёт» в Волгограде

Идея увековечить место, ставшее переломным в ходе Второй Мировой Войны у Верховного главнокомандующего, появилась еще до её окончания. Уже в конце 1944 г. был объявлен конкурс с целью определения внешнего вида памятника.

В нём приняли участие не только советские архитекторы и простые люди, вариации приходили из зарубежных стран: Марокко и Китая. Были отвергнуты варианты, изображающие Сталина и пирамиду из переплавленных танков, выступающих в роли основы. В результате была выбрана версия скульптора Евгения Викторовича Вучетича, имеющая название «Родина-мать».

История строительства памятника «Родина-мать зовёт»

Статуя «Родина-мать» в Волгограде, высота которой позволила ей попасть в книгу рекордов Гиннеса, строилась практически всем Советским Союзом. В качестве примера можно привести воспоминания рабочего одного из уральских металлургических заводов» «Узнав, что наш металл пойдет на изготовление каркаса памятника, хотя для этого и потребуется работать в 2 смены, мы единодушно согласились».

Представленный пример не единичен. На этапе заливки фигуры, любой простой мог стать причиной схватывания бетона и образования между слоями микрозазора. Чтобы не допустить этого, автомобили, доставляющие материал помечались специальными лентами, позволяющими проезжать «на красный» свет светофора.

Возведение монумента было начато летом 1959 г. Длилось оно 8 лет и закончилось осенью 1967 г. За это было использовано большое количество строительного материала, в результате чего стены постамента толщиной 0,3 м. Фундамент, полностью врытый в землю у основания, углублён на 15 м. для чего был вырыт котлован более 8 м.

Всего было израсходовано:

  1. Бетона – 5500 т.
  2. Металлоконструкций и арматуры — 2 500 т.

Главными лицами, руководящими возведением были скульптор Е. В. Вучетич и инженер Н. В. Никитин, под руководством которых трудилось много других специалистов, задействованных в различных направлениях.

Например:

  1. Музыкальное сопровождение и озвучивание каждой скульптурной композиции ансамбля на Мамаевом Кургане – диктор А. И. Левитан, звукорежиссёр А. И. Гераськин, режиссёр В. К. Магатоев.
  2. Консультант по военной тематике маршал СССР, принимавший прямое участие в обороне Сталинграда – В. И. Чуйков.

Прообраз статуи

Статуя Родина-мать в Волгограде, высота которой была абсолютным рекордом того времени частично напоминает лицо супруги скульптора.

Существует мнение, что вдохновителями автора были другие люди и античные фигуры:

  1. Девушки, позировавшие ему, но не подозревающие для каких целей: А. А. Пешкова; В. Изотова; Е. Гребнева.
  2. Спортсменка дискоболка Нина Думбадзе, с которой он лепил фигуру.
  3. Фигура «Марсельезы», нанесённой на Триумфальную арку в Париже.
  4. Античная статуя Ники Самофракийской.

Чей образ на самом деле Евгений Викторович брал в качестве прообраза, не узнает никто. Автор скончался в возрасте 65 лет, спустя 7 лет после открытия его скульптуры.

Устранение недочётов конструкции

Опасение за устойчивость конструкции появились ещё на этапе строительства. За 2 года до окончания, проверяющая комиссия из Госстроя порекомендовала руководству усилить грунт из опасения «сползания» к берегу реки. В результате было выполнено капитальное дополнительное армирование и бетонирование на самом основании статуи.

Спустя год после открытия, появилась ещё одна проблема. Меч статуи, сделанный из нержавеющей стали и обшитый титановыми листами был выполнен с ошибками в расчётах. Широкое полотно стало причиной появления излишнего напряжения, в результате чего происходило раскачивание. За зиму металл деформировался и начал издавать резкий скрипящий звук.

Решение было принято лишь в 1972 г.

Меч был заменён новым, отлитым на местном металлургическом заводе «Красный Октябрь». Теперь он был изготовлен из стали. Парусность была снижена добавлением отверстий в верхней части. Очередное обследование 1986 г. выявило ещё ряд отклонений от заданных параметров. По полученным рекомендациям были выполнены работы по укреплению остова и фасада.

Ключевая ошибка в ходе строительства была сделана не по вине архитектора и рабочих. «Родина-мать» возводилась в тяжёлое для страны время. Многие города ещё не были восстановлены из руин, поэтому все средства были направлены на строительство, а не на разработку новых инновационных технологий, позволяющих улучшить качество бетона.

Результатом стало периодическое выветривание и мелкое растрескивание конструкции под ультрафиолетом и сильными степными ветрами. Поэтому каждый год она подвергается мелкому декоративному ремонту.

Технические характеристики монумента

Основанием для статуи служит 2-метровый постамент, опирающийся на прочный фундамент. Холм, на котором она расположена, формировался искусственным путём. Изначально, возвышенность находилась на месте, где стоит церков.

Грунт для насыпи перевозился на грузовиках в течение 1 месяца. По ориентировочным данным всего было доставлено более 150 т. земли. Вес полученной конструкции статуи составляет 8 000 т. железобетона.

Внутренняя полость полая, здесь расположены 119 металлических тросов, каждый из которых рассчитан удерживать нагрузку, равную 60 т. Цель натяжения — удержание и жесткость всей конструкции. Контроль за преднатяжкой осуществляется с использованием датчиков, размещённых на концах растяжек. Некоторые из них не целые, а стыкуются на промежуточных этажах, усиливая бетонную конструкцию.

Самая сложная конструкция располагается на уровне груди памятника. Упомянутые стальные тросы распределяют нагрузки конструкции, стягивая на себя напряжение веса рук монумента. Следует заметить, сцепления с фундаментом «Родина-мать» не имеет, таким образом, держится она словно шахматная фигура, под собственным весом.

Вопреки многочисленным домыслам о существовавшем когда-то лифте и ресторане для VIP персон и смотровой площадке, расположенных в голове и мече – ничего такого здесь нет. В верхнюю часть можно забраться только по лестнице, высотой в 52 м, имеющей 203 ступеньки. Большая часть помещений это небольшие комнаты, площадью 3*3 м.

Однако, в районе головы и груди есть больших 2 зала, в которых находится оборудование, учитывающее колебание конструкции. Попасть в голову можно только по металлической лестнице, установленной вертикально. Для этого придется преодолеть шахту диаметром не более 1,5м. В помещении есть выход, предназначенный для промышленных альпинистов. Ещё 2 имеются в эфесе меча.

Интересные факты про памятник «Родина-мать зовёт»

В момент проектирования, Вучетич изменил концепцию проекта после того как она была утверждена. Первоначально он предлагал вариант из двух композиций: перед женщиной на коленях стоит воин, протягивая ей меч.

Идеологические соображения Евгения Викторовича основывались на том, что солдат не может отдавать своё оружие, так как война ещё не закончена. Это не единственное отклонение от запланированного проекта.

Постепенно вносился ещё ряд изменений, о которых мало кто знает:

Экскурсии на Мамаев Курган. Цены

Мамаев Курган является местом, где до сих пор ощущается горечь потерь и радость победы в Великой Отечественной Войне. Ознакомиться с основными достопримечательностями, экспозициями мемориального комплекса можно самостоятельно или воспользовавшись услугами экскурсоводов.

Обзор начинается и заканчивается в одном месте: у подножья перед лестницей, состоящей из 200 ступеней, аналогично количеству дней, которые продолжалась Сталинградская битва. В качестве примерного ознакомления ниже, в таблице, приведены сведения о стоимости экскурсионных услуг музея-заповедника «Сталинградская битва» (Мамаев Курган).

Категория, гражданский статус туриста Стоимость услуг, руб.
Группы граждан РФ и республики Беларусь количеством от 1 до 5 1 200 для группы
Группы иностранных граждан количеством от 1 до 5 2 500 для группы
Гражданин РФ и РБ 250
Ученики РФ, РБ, абитуриенты высших учебных заведений очной формы обучения 150
Ученики средних образовательных учреждений РФ, РБ 100
Граждане иностранных государств 400

Стоимость оказания услуг приведена в соответствии с приказом музея-заповедника «Сталинградская битва» от 22.02.2018г.

Вероятность разрушения статуи

Статуя «Родина-мать» в Волгограде, высота которой достигает 85 м, способна простоять ещё длительное время. Несмотря на многочисленные конструктивные ошибки, о которых говорилось ранее, вероятности разрушения не наблюдается. При соответствующем обслуживании и контроле, один из уникальных памятников, признанных чудом России останется целым на долгие годы.

Начиная с 1966 г. статуя начала отклоняться от своего изначального положения. Однако, расчётные сведения показывают, что в этом нет ничего критичного, превышающего допустимые нормативы. Например, в период с 2000 до 2008 гг. она сместилась на 16 мм. Конструктивные особенности проекта предполагают и допускают отклонение от вертикальной оси на 272 мм.

Одно из самых уникальных строений России на протяжении всей истории существования преследуют различные легенды и рассказы. Если одни из них являются реальными, то ряд других – просто вымысел.

Если говорить о фактах из настоящего прошлого, можно выделить следующие:


Среди сказок наиболее распространёнными являются 2:

  1. История о лифте, ресторане и смотровой площадке, функционирующих много лет назад о, которых говорилось ранее.
  2. Миф о том, что после того как монумент был открыт внутри него потерялся один из членов приёмной комиссии. Несмотря на огромное количество небольших помещений, заблудиться в них проблематично.

Сравнение статуи с другими большими памятниками в мире

Статуя «Родина-Мать» в Волгограде, высота которой позволяет ей входить в 10 самых высоких монументов, изображающих фигуру человека в полный рост. Если говорить о российских скульптурах, превышает её только монумент Петру I, расположенный на Москве-реке.

Однако, если учитывать, что волгоградскому экспонату более 50 лет, а московскому всего 21 и представить разницу технологического прогресса этих времён, предпочтение отдаётся первому. Высота человека всего 18 м, а 98 достигается с учётом ансамбля из мачт корабля.

Статуя свободы в Нью-Йорке

«Statue of Liberty» в переводе с английского означает «Озаряющая мир свобода». Находится она неподалёку от Нью-Йоркского Манхеттена, на острове, посередине бухты. Монумент был сооружен в конце XIX века как напоминание о столетии независимости Соединённых Штатов. Что примечательно, стройкой статуи занимались не американцы, а французы, а сам элемент был преподнесён в качестве подарка.

Монумент представляет женщины, одетую в хитон, покрывающий все её тело, за исключением головы, рук и ступней. Босыми ногами она стоит на разорванных цепях, олицетворяющих независимость. На голове расположена 7-конечная корона, в правой поднятой руке – зажжённый факел, в левой – скрижаль, напоминающий о дате принятия Декларации Независимости.

В отличие от волгоградского памятника, для возведения здесь использовались тонкие медные листы, которые чеканились в деревянных формах и устанавливались на стальную основу.

Ознакомиться с техническими характеристиками Статуи свободы можно в таблице, представленной далее:

Статуя Христа в Рио де Жанейро

Бразильская статуя отнесена к Новым 7 чудесам света. Её высота 38 м, но из-за того что расположена она на самой высокой точке, периодически она становится так называемым громоотводом. Примерно 4 – 5 раз в год в неё попадает молния.

Дата основания монумента приравнивается к столетнему юбилею независимости Бразилии.

Работы над ней были начаты в 1922, спустя 9 лет постройка была завершена. Уникальность выполненных работ заключается в том, что по ряду причин выполнить их на месте не представлялось возможным. В результате производство каркаса происходило во Франции. Для этого использовался железобетон и талькохлорит.

Ознакомиться с общими техническими характеристиками статуи Христа Искупителя в Рио де Жанейро можно в таблице:

Статуя Будды в Японии

На японском она называется Усику Дайбуцу, что в переводе означает Большой Будда, находится она в городе Усику. Это третья по величине статуя в мире и самая крупная из изготовленных из бронзы. Поднимается над землёй на высоту в 120 м, из которых размер платформы всего 20 м.

Своим внешним видом она показывает, что передаёт учение последователям, направляющимся по верному пути просветления. Правая рука находится в поднятом состоянии, левая опущена вдоль тела. Ладони при этом развёрнуты в сторону наблюдателей. Указательный и большой палец каждой из них соединён в кончиках, остальные - прямые.

Технические характеристики монумента приведены в таблице:

Родина-мать в Украине

Монумент был открыт в 1981 г. Это был первый стальной памятник таких размеров, построенный на территории Советского Союза. Работу над внешним видом статуи выполнял Е. В. Вучетич, создававший «Родину-мать» на Мамаевом Кургане. Внезапная смерть скульптора не остановила работ. Его дело продолжил Василий Бородай и ряд других специалистов, трудившихся при Евгении Викторовиче.

Статуя на берегу Днепра изображена в виде женщины, держащей в одной руке меч, а в другой щит, символизирующий защиту Отечества. Конструкция полая, внутри неё имеется 2 лифта, предназначенных для передвижения обслуживающего и ремонтного персонала. В начале 2000-х экскурсантам было разрешено подниматься в верхнюю часть статуи, где была оборудована смотровая площадка.

Однако, в 2003 г. произошёл случай падения посетителя, в результате чего, вход внутрь был ограничен. Регулярные осмотры технического состояния позволяют предполагать, что запас прочности монумента «Родина-мать» имеется более чем на 150 лет.

Ознакомиться с техническими характеристиками статуи можно в таблице:

Статуя «Родина-мать» подчёркивает высокий моральный дух русского народа, творца великого исторического события, преломившего ход Великой Отечественной войны. Бои за Волгоград (Сталинград) раскрыли безответную любовь солдата к отчизне вне зависимости от национальности и гражданского статуса.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о статуе Родина мать

История создания статуи Родина мать в Волгограде:

Искренне надеюсь, что тех, кому эта статья не нужна, особенно до 30 лет, большинство. Надеюсь, но не очень верю. Но если даже и так - публикую её всё равно для этого меньшества. Патриотизма много не бывает.

Итак, поехали:

Если задать среднему жителю любой страны вопрос про самые высокие в мире статуи, он, скорее всего, вспомнит статуи Будды, высеченные из скал, статую Свободы в Новом Йорке, статую Христа-Искупителя в Рио - ну, ту, что из сериалов; возможно кто-то вспомнит Колос Родосский - он же, наверное, был огромным, чего ж не вспомнить... Да и, пожалуй, всё. В России поколение постарше ещё вспомнит Мамаев Курган, но киевскую Родину-Мать уже, наверное, вспомнит далеко не каждый, как минимум в контексте самых больших в мире. Где там нашим до ихних, до Западных (с придыханием). Вон, Христа-Искупителя в 2007м признали одним из семи Новых Чудес Света, статуя Свободы в финалистах претендентов на это почётное звание, А наших там и близко нет. Кремль только попал в финалисты претендентов.

Статуя Свободы. Нью Йорк. Кто не мечтал побывать на острове Свободы или хотя бы сесть на тот знаменитый беcплатный паром и проплывать прямо возле островка Свободы беcконечное количество раз. Да, мечты...

Мы знаем о ней всё. Что её полное название "Свобода, озаряющая мир", знаем Когда и кто её создавал, когда и где выставляли отдельно руку с факелом, к какой дате вся статуя была подарена и кем. Даже знаем, что опоздали с ней на 10 лет. Статую Свободы без преувеличения можно назвать наиболее известной статуей в мире и наш человек тут исключением не является.Знает об этой заокеанской красавице больше чем о своих родных.


Какая огромная - посмотрите на людишек у основания статуи - их практически не видно, если специально не присматриваться. Она стоит на разорваных оковах, держит в руках факел и скрижаль с датой 4 июля 1776 года. Посетители проходят 356 ступеней до короны статуи свободы или 192 ступени до вершины пьедестала. В короне расположено 25 окон, которые символизируют земные драгоценные камни и небесные лучи, освещающие мир. Семь лучей на короне статуи символизируют семь морей и семь континентов (западная географическая традиция насчитывает именно семь континентов). Она не просто символ США, она символ Мирового масштаба. Но, на мой взгляд, сегодня она символ оканчивающегося мирового порядка, и памятник на могиле свободы, которой, по сути, никогда и не было.


Но вернёмся к фактам. Итак.

У большинства наших соотечественников даже мысли не возникает, что наши-то статуи помассивнее западных будут. Тем более, после таких пропагандистских картинок, что сотнями гуляют по нэту, у нас и мысли не возникает сомневаться в этом.




Какая огромная статуя Христа-Искупителя обнимающая. А на последней картинке - статуя Свободы выглядит даже больше статуи Киевской Родины-Матери, которая даже здесь выше на 9 метров.

А так ли это? На следующей фотографии мы увидим реальный размер Статуи Свободы в Нью Йорке по сравнению с фигурой в Волгограде и той самой обнимающей статуей в Рио и видим, что этот Христос если бы кого-нибудь и мог обнять, то точно не наших девочек. Со своим размером, он мог бы обнимать разве что бегущих из Украины памятников Ленину.

А на следующей фотографии мы увидим уже реальные размеры статуй без постаментов. Кроме Нового Чуда Света - статуи Христа-Искупителя, которой, видимо, пришлось оставить постамент чтобы она не была самой маленькой на фотографии. Ведь и с постаментом она всего 38 метров в высоту. Мимику Владимира Ильича на этой фотографии, конечно, плохо видно, но, мне кажется, он ухмыляется.


Сейчас кто-то, конечно, скажет, что наши статуи всё равно не дотягивают до огромных буддистских. Тут спорить сложно, ведь цифры говорят сами за себя. Но я, с вашего позволения, позволю себе поспорить с уровнем сложности возведения данных изваяний. Итак, скульптура Родина-Мать Зовёт - ЕДИНСТВЕННАЯ ДИНАМИЧНАЯ статуя такой величины в МИРЕ! ! ! Подчёркиваю - Единственная!!!

Статуя работы скульптора Вучетича и инженера Никитина сделана из 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Высота памятника - 86 метров, высота самой скульптуры - 53 метра. При этом толщина стенок скульптуры - не более 30 сантиметров. Меч в руке Родины-матери весит 14 тонн и имеет длину 33 метра. Говорят, что в ладони статуи свободно помещается автомобиль. В 2008 году статуя Родины-матери на Мамаевом кургане признана одним из Семи чудес России.


В 1972 году реставраторы заменили меч в руке статуи на более легкий из нержавейки. Еще и отверстия в нем сделали, чтобы уменьшить напор ветра. Старый меч был сделан из титана и гремел на ветру. В середине шестидесятых, когда открыли монумент, это был самый высокий памятник на планете. Статуя Свободы никогда не была ничем "самым", кроме, пожалуй, самого узнаваемого в мире.

На данный момент статуя входит в десятку самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины.

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна - человек скромный, работала в то время официанткой в ресторане "Волгоград". Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России - Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни

Я долго раздумывала, - вспоминает Изотова, - времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги - все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.


Итак, высота женской фигуры скульптуры Родина-Мать Зовёт! 52 м, высота статуи Свободы 46 м. и это до факела. То есть, самой фигуры там не более 40 метров.

И последнее. Предназначение.

Статуя Свободы известна на весь мир и многие, как я уже писал, мечтают увидеть её в яви. Увидя, минимум, люди чувствуют некую пустоту - вот и всё ? это и есть "великое изваяние" ? а, максимум, чувствуют разочарование. Нет там души. Возможно, американцы и чувствуют наплыв патриотизма под или в этой статуе, но наш человек, совершенно точно, ничего подобного не чувствует.

И диаметрально противоположное можно сказать о нашей Родной статуе. У неё обратный эффект. Зовущая Родина-Мать обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Чувств настолько много, что не замечать их ни у кого не получается. Люди после первого свидания с обличием своей Родины ещё долго ходят под впечатлением. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться.

Думаю, это у нас в крови. Проверим?

Сколько не включай песню Хасбулат Удалой (гимн США), не усиливается воздействие памятника Свободе на человека.

Зато, я тихонечко так включу вам нашу, патриотичную маленькими буковками, а у вас в головах как Бабахнет сейчас у всех кто духом своим настоящий патриот!!!

вставай страна огромная

вставай на смертный бой. . .


Скульптура «Родина-мать зовет!» является композиционным центром архитектурного ансамбля «Героям Сталинградской битвы», представляет собой 52-х метровую фигуру женщины, стремительно идущей вперед и зовущей за собой своих сыновей. В правой руке меч длиной 33 м (вес 14 тонн). Высота скульптуры 85 метров. Монумент стоит на 16-ти метровом фундаменте. Высота Главного монумента говорит о его масштабах и уникальности. Общий вес его составляет 8 тыс. тонн. Главный монумент — современная интерпретация образа античной Ники — богини победы — призывает своих сыновей и дочерей дать отпор врагу, продолжить дальнейшее наступление.

Строительству мемориала придавалось огромное значение. Не было никаких ограничений в средствах и строительных материалах. При создании памятника были задействованы лучшие творческие силы. Главным скульптором и руководителем проекта был назначен Евгений Викторович Вучетич, уже создавший за десять лет до этого памятник-ансамбль воинам Советской Армии в Трептов-парке в Берлине и скульптуру «Перекуем мечи на орала», которая до сих пор украшает площадь перед зданием ООН в Нью-Йорке. Вучетичу помогали архитекторы Белопольский и Демин, скульпторы Матросов, Новиков и Тюренков. По окончании строительства все они были удостоены Ленинской премии, а Вучетичу была вручена еще и Золотая Звезда Героя Социалистического Труда. Руководителем инженерной группы, работающей над строительством мемориала, был Н.В. Никитин — будущий создатель останкинской башни. Главным военным консультантом проекта стал маршал В.И. Чуйков — командир армии, отстоявшей , наградой которому стало право быть захороненным здесь же, рядом с погибшими бойцами: вдоль серпантина, в холме, перезахоронены останки 34 505 воинов — защитников Сталинграда, а также 35 гранитных надгробий Героев Советского Союза, участников битвы под Сталинградом


Строительство монумента “Родина-мать” было начато в мае 1959 года и завершено 15 октября 1967 года. Скульптура на момент создания была высочайшим в мире изваянием. Реставрационные работы на Главном монументе памятника-ансамбля проводились дважды: в 1972 и 1986 годах. Также существует мнение, что статуя была смоделированна наподобие фигуры «марсельезы» на триумфальной арке в Париже и что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской. Действительно, некоторая схожесть есть. На первом фото Марсельеза, а рядом Ника Самофракийская

А на этом фото Родина-мать

Скульптура сделана из блоков предварительно напряжённого железобетона — 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций (без основания, на котором она стоит). Общая высота монумента “Родина-мать зовёт ” — 85 метров. Он установлен на бетонном фундаменте глубиной 16 метров. Высота женской фигуры — 52 метра (масса — более 8 тысяч тонн).

Статуя стоит на плите высотой всего 2 метра, которая покоится на главном фундаменте. Этот фундамент высотой 16 метров, однако его почти не видно — большая его часть скрыта под землёй. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске. Толщина железобетонных стен скульптуры составляет всего 25-30 сантиметров. Внутри жёсткость каркаса поддерживается девяносто девятью металлическими тросами, постоянно находящимися в натяжении


Меч длиной 33 метра и весом 14 тонн. Меч был первоначально сделан из нержавеющей стали, обшитой листами титана. На сильном ветру меч раскачивался, а листы гремели. Поэтому в 1972 году лезвие заменили на другое — целиком состоящее из фторированной стали. А от проблем с ветром избавились с помощью жалюзи в верхней части меча. В мире существует очень мало подобных скульптур, например — статуя Христа Искупителя в Рио-де-Жанейро, . Для сравнения, высота Статуи Свободы от пьедестала — 46 метров.


Сложнейшие расчёты устойчивости этой конструкции выполнены доктором технических наук Н. В. Никитиным — автором расчёта устойчивости Останкинской телебашни. Ночью статуя освещается прожекторами. «Горизонтальное смещение верхней части 85-метрового монумента в настоящее время составило 211 миллиметров или 75% от допустимого расчётами. Отклонения идут с 1966 года. Если с 1966 по 1970 годы отклонение составило 102 миллиметра, то с 1970 по 1986 годы - 60 миллиметров, до 1999 года - 33 миллиметра, с 2000-2008 - 16 миллиметров», — сообщил директор ФГУК «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Сталинградская битва» Александр Величкин.

Скульптура «Родина-мать зовет» занесена в книгу рекордов Гиннеса как самая большая на тот момент скульптура—статуя в мире. Её высота 52 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры 85 метров. Вес скульптуры 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн (для сравнения: в высоту 46 метров; 38 метров). На данный момент статуя занимает 11 место в списке самых высоких статуй мира. Родине-матери грозит обрушение из-за грунтовых вод. Эксперты говорят, что если наклон статуи увеличится еще на 300 мм., она может обрушиться из-за любой, даже самой ничтожной причины

В Волгограде живет 70-летняя пенсионерка Валентина Ивановна Изотова, с которой 40 лет назад ваяли скульптуру "Родина-мать зовет". Валентина Ивановна — человек скромный. Более 40 лет она молчала о том, что в качестве натурщицы позировала скульпторам, ваявшим едва ли не самую известную скульптуру в России — Родину-мать. Молчала, потому что в советские времена рассказывать о профессии натурщицы было, мягко говоря, неприлично, тем более замужней женщине, воспитывающей двух дочерей. Сейчас Валя Изотова уже бабушка и охотно говорит о том далеком эпизоде в юности, который теперь стал едва ли не самым значимым событием всей ее жизни


В те далекие 60-е годы Валентине было 26 лет. Она работала официанткой в престижном, по советским меркам, ресторане "Волгоград". Это заведение посещали все именитые гости города на Волге, и наша героиня своими глазами видела Фиделя Кастро, императора Эфиопии, швейцарских министров. Естественно, что обслуживать во время обеда таких персон могла девушка только с настоящей советской внешностью. Что имеется в виду, вы, наверное, уже догадались. Строгое лицо, целеустремленный взгляд, спортивная фигура. Не случайно однажды к Валентине с разговором подошел частый гость "Волгограда" молодой скульптор Лев Майстренко. Он заговорщицки поведал юной собеседнице о скульптуре, которую они вместе с товарищами должны сделать для скульптора Евгения Вучетича, в те времена уже именитого. Майстренко долго ходил вокруг да около, рассыпаясь перед официанткой в комплиментах, а потом предложил ей позировать. Дело в том, что московская натурщица, прибывшая в провинцию прямо из столицы, не приглянулась местным скульпторам. Уж слишком высокомерная и жеманная была. Да и лицом на "Мать" не походила.

Я долго раздумывала, — вспоминает Изотова, — времена-то тогда были строгие, да и муж запрещал. Но потом супруг смилостивился, и я дала ребятам свое согласие. Кто в молодости не пускался в различные авантюры?

Авантюра обернулась серьезной работой, которая продолжалась два года. Кандидатуру Валентины на роль Родины-матери утверждал сам Вучетич. Он, выслушав доводы своих коллег в пользу простой волгоградской официантки, утвердительно кивнул головой, и началось. Позирование оказалось очень сложным занятием. Стоять по несколько часов в день с раскинутыми руками и выставленной вперед левой ногой было утомительно. По замыслу скульпторов, в правой руке предполагался меч, но Валентине, чтобы не сильно утомлять, вложили в ладошку длинную палку. При этом она должна была придать своему лицу воодушевленное, зовущее на подвиги выражение.

Ребята настаивали: "Валя, ты должна звать за собой людей. Ты же Родина-мать!" И я звала, за что мне платили 3 рубля в час. Представьте себе, каково часами стоять с открытым ртом.

Был во время работы и один пикантный момент. Скульпторы настаивали, чтобы Валентина, как и подобает натурщице, позировала обнаженной, но Изотова сопротивлялась. Вдруг муж зайдет. Сначала сошлись на раздельном купальнике. Правда, потом верхнюю часть купальника пришлось снять. Груди-то должны получиться как натуральные. Кстати, никакой туники на натурщице не было. Это уже потом сам Вучетич накинул на "Родину" развевающееся одеяние. Готовый памятник наша героиня увидела спустя несколько дней, после его официального открытия. Взглянуть на себя со стороны было интересно: лицо, руки, ноги — все родное, только из камня и рост 52 метра. С тех пор прошло более 40 лет. Валентина Изотова жива-здорова и гордится тем, что ей поставили памятник при жизни. На долгую жизнь.

Скульптура «Родина-мать зовет», созданная Е.В.Вучетичем, обладает удивительным свойством психологического воздействия на каждого, кто ее увидит. Как автору удалось этого добиться, можно только догадываться. Острые критические замечания в адрес его творения: она-де и гипертрофированно-монументальная, и откровенно похожая на Марсельезу, украшающую парижскую триумфальную арку, — абсолютно не объясняют ее феномена. Нельзя забывать и том, что для скульптора, пережившего самую ужасную в истории человечества войну, этот монумент, как, впрочем, и весь мемориал, — в первую очередь дань памяти павшим, а потом уже — напоминание живым, которые, по его убеждению, и так никогда не смогут ничего забыть

Скульптура Родина-мать, вместе с Мамаевым курганом, является финалистом конкурса