Эстония        07.09.2023   

Статуи морских божеств считаются аллегориями. Морские кони – гиппокампы. станции метро Адмиралтейская

Петербург, как и другие европейские столицы, веками мечтал о морском величии. Поэтому некоторые его уголки населены статуями водных богов, античных и русских, есть и такие. А стрелке Васильевского острова по части морских фигур под силу соперничать даже со всемирными знаменитостями:римскими фонтаном Треви и пьяцца Навона.


фонтан Треви, Италия

Вот Рим. На его улицах и проспектах, на его пьяццах и пьяцеттах, в его парках и скверах замерли, словно в детской игре, бронзовые и каменные морские фигуры: нептуны и посейдоны; тритоны и наяды; осетры и дельфины; морские коньки и морские кони; водяные змеи и водяные ящерицы; крабы и черепахи. Тон и стиль этому фигурному великолепию задал в середине XVII века скульптор Джанлоренцо Бернини. Он творил под покровительством сразу трех Римских пап, каждого из которых восславил великолепным фонтаном. А средства на строительство добывали сбором крайне непопулярных в народе налогов на хлеб и вино.

фонтан Нептун

Самый пышный водный памятник, воздвигнутый Бернини во имя папского величия - Fontana dei Fiumi (фонтан Рек) на piazza Navona . Циклопических размеров сооружение, на верхушку которого скульптор водрузил многометровый египетский обелиск, символизирует четыре главные реки, известные в то время - Ганг, Ла-Плату, Дунай и Нил. В главных ролях рек выступают мускулистые каменные мужчины с всклокоченными шевелюрами и бородами, восседающие у подножья обелиска. На площади Навона - еще два фонтана, хотя и не столь многофигурные, как центральный, но не менее выдающиеся, в том числе и яростью борений. Бернини к ним тоже приложил руку: в чаше одного могучий Нептун сражается с осьминогом, посередине другого дюжий мавр одолевает дельфина. Появлением самого знаменитого своего фонтана Рим тоже обязан гению Бернини - архитектурный комплекс на piazza Trevi построил через много лет после смерти великого скульптора Никола Салви. Салви не скрывал, что его произведение - подражание творчеству маэстро. И впрямь: Нептун и два тритона, обуздывающие водных жеребцов, относятся к тому же семейству морских фигур, что и голые мужчины с piazza Navona .

Стрелка Васильевского острова, Санкт-Петербург

А вот Петербург - город, ничуть не меньше Рима грезивший о величии. В начале XIX века швейцарский архитектор Жан Франсуа Тома де Томон по заказу и во славу императора Александра I воздвиг на болотистой стрелке Васильевского острова впечатляющий комплекс, украшенный морскими фигурами. В центре ансамбля - построенное по образцу храма Посейдона в Пестуме и поэтому опоясанное дорической колоннадой здание Биржи - так сказать, храм нарождавшихся в ту эпоху торгово-рыночных отношений. С портика над фасадом выезжает к Неве запряженная гиппокампами (морскими конями) колесница Нептуна. Держа трезубец в левой руке, правую морской бог простирает над городом, и северный Петербург он сторожит так же бдительно, как южный Рим. В качестве русской свиты сторожа выступают не тритоны, а мощные фигуры Невы и Волхова. Так что у нас собственная фигурная география морей и рек.

Ростральная колонна

Перенести на Васильевский остров центр города планировал еще Петр I , да не успел. Через столетие волей императора, талантом архитектора и стараниями десятков тысяч крепостных мужиков стрелка стала еще более стрельчатой. В зыбучую почву забили без счета деревянных свай, а мыс за счет гигантских насыпных работ продвинули более чем на сто метров на восток. В итоге, архитектурный комплекс противопоставлен течению реки и словно разделяет на два рукава русло Невы. Правильность и плавность ее течения проверяют две огромные Ростральные колонны, со стволами, украшенными медными изображениями носов кораблей. Эти колонны прежде служили маяками Петербургского порта, на их верхушках жгли конопляное масло. Теперь по праздникам в чашах-светильниках зажигают газовые горелки.

фонтан Рек Ростральные колонны: Днепр и Нева

У подножий Ростральных попарно устроились морские фигуры. Четыре статуи из пудостского камня архитектор Тома де Томон считал божествами моря и коммерции, но в литературе их называют аллегорическими изображениями главных судоходных русских рек - Волги и Днепра, Невы и Волхова. Издалека фигуры выглядят не менее представительно, чем мужчины из римских фонтанов, однако при ближайшем рассмотрении величие слегка теряется. Дело в том, что денег на скульптуры в императорской казне оказалось немного, от мрамора и бронзы пришлось отказаться, обошлись камнем из окрестностей Гатчины. Непрочный и не слишком пластичный известняк легко обрабатывать, но трудно сохранять. Академического скульптора нанять не удалось, за изготовление моделей взялись мастера рангом пониже, французы Жозеф Камберлен и Франсуа Тибо. Мягкокаменные скульптуры часто приходилось реставрировать, но в ХХ веке они потеряли парадный вид. Обновляли фигуры небрежно, к юбилеям Октября попросту покрывали масляной краской; места поломок замазывали штукатуркой или гипсом; бывало даже, загоняли под ребра стальные штыри для укрепления конструкции. В конце концов от отчаяния у Невы отломилась кисть левой руки, а Волхов потерял кисть правой. Только в конце 1990-х годов фигуры отреставрировали по всей научной процедуре, и теперь они наконец выглядят свежо.
У фонтана Рек на piazza Navona часто бродят щуплые американские студенты, изучающие Рим по тексту романа Дэна Брауна «Ангелы и демоны». Знаменитый писатель не обошел стороной и фонтан dei Fiumi , в ванне которого произошла решительная схватка главного героя Роберта Лэнгдона с религиозным фанатиком, утопившем у ног Ганга и Дуная кардинала с футбольной фамилией Баджио. На стрелке Васильевского ничего такого пока не произошло, она еще ждет своего героя и своего писателя. Нашим морским фигурам наверняка тоже найдется, о чем рассказать миру.

В пятницу в моем Блоге: Увидеть Питер - и крепко заснуть. Искусство хостелов.

Стрелка Васильевского острова - одна из жемчужин в ожерелье архитектурного ансамбля центральной части Санкт-Петербурга. Одно из наиболее привлекательных мест для туристов и романтиков, так как отсюда открывается широкая панорама великолепного города.

Немного из истории острова

Мыс на восточной оконечности Васильевского острова, самого большого в Невской дельте, разделяет Неву на два полноводных русла. Свое название он, очевидно, получил за форму, напоминающую наконечник стрелы, выдающийся острием в реку. То, как расположена стрелка Васильевского острова на широком водном пространстве, предопределило ее основополагающую роль в планах застройки города. По замыслу Петра Первого, новый город должен был стать морской крепостью и торговым портом. Развитие военного и торгового флота являлось главной задачей царя.

Первоначально портовые сооружения находились на южной стороне Городского (Петербургского) острова, ныне называемого Петроградской стороной, но небольшие глубины не позволяли эффективно использовать порт. Было решено перенести его в более удобное место. Для этого была выбрана стрелка Васильевского острова.

Начало освоения

В 1709 году царь подарил остров Меньшикову - генерал-губернатору нового города. Дворец князя был здесь первой каменной жилой постройкой. По замыслу царя Васильевского, остров должен был стать центром будущей столицы.

Создание плана застройки юго-восточной части было поручено архитектору Трезини. По его первоначальному проекту, здесь должна была располагаться главная площадь города трапецевидной формы с жилыми зданиями вокруг нее. Предполагалось прорыть канал, соединяющий Большую и Малую Неву. По всему острову должны были проложить сеть параллельных улиц-каналов. Кроме того, весь остров должен был пересечь широкий судоходный канал, начинающийся в западной части, выходящей к Финскому заливу, и оканчивающийся широкой гаванью на стрелке. Не все замыслы архитектора были воплощены в жизнь, но и сейчас основные улицы острова не имеют названий, а обозначаются как нумерованные линии.

Осуществление замыслов по застройке

Но Петр видел остров культурным и административным центром молодого города, на стрелке которого расположится крупный морской порт. В новом проекте Трезини основой застройки острова становились административные и правительственные здания. Одним из ключевых элементов комплекса построек вдоль берегов Малой Невы и Большой Невы является здание Двенадцати коллегий, состоящее из двенадцати одинаковых трехэтажных секций. В здании располагались высшие органы государственного управления. Сейчас здесь находятся факультеты Санкт-Петербургского университета, научная библиотека и некоторые административные организации.

Менее чем за два десятилетия появились другие выдающиеся здания, с возведения которых стрелка Васильевского острова Санкт-Петербурга начала обретать свой нынешний вид: Кунсткамера, Новобиржевой гостиный двор, дворец царицы Прасковьи Федоровны (жены брата Петра), в котором позже располагалась Академия наук. Современное здание академии было возведено в конце 18 века по проекту архитектора Кваренги.

Стрелка Васильевского острова: история освоения

Восточная оконечность острова долгое время не подвергалась плановой застройке. В 30-х годах 18 века здесь начал функционировать морской порт. Но в 1885 году его перенесли на Гутуевский остров, ближе к Финскому заливу, так как старый порт уже не отвечал возросшим потребностям, и ведущий к нему фарватер был сложен и не соответствовал водоизмещению торговых судов, приходивших со стороны моря.

Прообразы современной биржи

Первое здание биржи, являющейся ныне главным и центральным элементом архитектурной композиции стрелки, было построено в период создания порта. Строение первой биржи в России было деревянным.

По мере развития порта площади здания становилось недостаточно, и в 1781 году был создан проект нового каменного строения. Автором его был архитектор Джакомо Кваренги. Строительство велось очень медленными темпами и через 4 года было остановлено.

Начало 19 века ознаменовалось новыми взглядами на архитектуру. Появилась мода на ансамбли. В 1801 году архитектор Тома де Томон предлагает новый проект биржи, которую он делает центральным элементом комплексного обустройства стрелки.

Этапы формирования образа стрелки

Чтобы ансамбль смотрелся гармонично, расположение здания биржи относительно береговой линии должно было быть тщательно рассчитано. Архитектор решил этот вопрос путем искусственного создания контура стрелки. Вдоль берега были забиты сваи и насыпан грунт. В результате берег стал выше и выдвинулся на 123 метра в реку. Очертания береговой линии стали ровными и симметричными. Стрелка Васильевского острова приобрела новую форму.

Перед главным фасадом биржи расположилась большая полукруглая площадь, имеющая плавный спуск к воде и огороженная гранитной стенкой. Набережная стрелки Васильевского острова служила пристанью. Ее украшают широкие пологие лестницы и два гранитных шара.

По периметру Биржевой площади в 1896 году был разбит сквер. В 2003 году в сквере появилась новая достопримечательность - якорь 18 века, поднятый со дна Невы у Шкиперского протока.

Колонны на стрелке Васильевского острова были задуманы Тома де Томоном как маяки порта и выполняли эту функцию до 1885 года. Установлены они были в 1810 году. Колонны декорированы рострами - носовыми украшениями, от которых и получили свое название. В наше время огонь на ростральных колоннах зажигается по праздникам.

Фасады здания биржи, построенного в духе храмов Древней Греции, украшены скульптурными группами, изображающими морских богов. Соответственно общему стилю, в котором оформлялась стрелка Васильевского острова, ростральные колонны тоже украшены аллегорическими скульптурами, изображающими морские божества.

Завершающей чертой создания ансамбля стала постройка северного и южного пакгаузов, имеющих одинаковое архитектурное решение. Сейчас в южном пакгаузе располагается зоологический музей, а в северном - музей почвоведения. Их строительство закончилось в 1832 году.

Стрелка сегодня

Мощеная набережная, спускающаяся прямо к воде - любимое место прогулок горожан и гостей города. Она также является местом паломничества молодоженов. Гранитная стена, ограждающая набережную, украшена каменными мордами львов, держащих в пасти медные кольца. Согласно сложившейся традиции, необходимо подержаться за кольцо, чтобы супружеская жизнь была долгой и счастливой. Девушкам, желающим выйти замуж, рекомендуется поцеловать льва в нос. На площади проводятся общегородские праздники, народные гуляния, концерты.

Васильевский остров, стрелка (Санкт-Петербург) известны во всем мире. Панорама архитектурного ансамбля является одним из самых популярных видов и служит визитной карточкой города. Его изображение расположено на пятидесятирублевой купюре.

— это стрелка Невы, восточная оконечность Васильевского острова в Санкт-Петербурге. На стрелке находится Биржевой сквер.

Перед стрелкой Васильевского острова находится самое широкое место на Неве — здесь она свыше километра. В настоящее время стрелка Васильевского острова — это одна из основных достопримечательностей города, оно очень популярно у жителей города и туристов. На Биржевой площади проводятся общегородские праздники, народные гуляния и концерты.

История Стрелки

Застройка стрелки началась ещё при Петре Первом. Здесь были построены здание Биржи, таможня, склады, возведен Гостиный двор, а на самой стрелке острова организован порт. Пространство стрелки долгое время пустовало и лишь в 1767 году было решено здесь организовать подковообразную площадь.

С 1783 по 1797 были построен главное здание Академии наук, а также вогнутую часть северного пакгауза.

В 1805-1810 годах была построена новая Биржа и установлены Ростральные колонны. Здания таможни, южного и северного пакгаузов построены в 1826-1832 годах.

В 1896 году по периметру Биржевой площади был разбит сквер.

В 2003 году в сквере был установлен памятный знак «Якорь петровской эпохи», поднятый со дна Невы у Шкиперского протока.

Архитектурный ансамбль Стрелки Васильевского острова составляют:

  • Здание Биржи
  • Биржевой сквер
  • Биржевая площадь
  • Ростральные колонны
  • Памятный знак «Якорь петровской эпохи»
  • Памятный камень «Здесь находился крупнейший центр внешней торговли Российской империи»
  • Набережная стрелки
  • Сквер

Статуи морских божеств на Стрелке Васильевского острова

На стрелке Васильевского острова имеются 4 скульптуры — морские божества из пудожского камня, которые являются аллегориями рек.

Всего морских божеств, обозначающих реки четыре:

  • Нева,
  • Днепр,
  • Волга,
  • Волхов.

Однако, нет ни одного исторического документа, который бы указывал на то, что морские божества являются аллегориями рек.

На стрелке Васильевского острова находятся 4 статуи.

Эти четыре статуи символизируют 4 реки. Правильный ответ на ваш вопрос - D) рек. Именно реки являются аллегориями этих скульптур. Однозначного ответа все же нет, потому что есть разные мнения что символизируют данные скульптуры, но большинство специалистов-искусствоведов склоняются к тому, что скульптуры символизируют реки: Волгу, Днепр, Волхов и Неву - это статуи морских божеств.

Увидеть скульптуры вы можете на Васильевском острове в городе Санкт-Петербург.

Находятся статуи на стрелке Васильевского острова, а стрелка находится в восточной оконечности острова в Питере. Васильевский остров начал застраиваться еще во время Петра Первого, Петр Первый в 1719-1721 годах создал свой архитектурный проект, который мы наблюдаем по сей день. В 1805-1810 годах на острове было построено здание Биржи, архитектор здания Тома-де-Томон. Перед здание биржи Тома-де-Томон расположил две колонны, а у их подрожия расположил морских божеств, эти четыре статуи.

В 2008 году разразился скандал. Один из застройщиков решил построить высотные здания, на что местные жители заявили, что это изменит облик города и архитектура будет искажена, на что застройщик дал отказ.

Если вам интересно то можем поговорить о реках, которые символизируют статуи:

Исток реки - Тверская область, устье - Каспийское море. Река имеет длину 3.530 километров. Река протекает по территории России и немного захватывает Казахстан. Река является самой длинной в Европе.

Исток реки - Смоленская область, устье - Херсонская область. Река имеет длину 2201 километр. Днепр имеет самое длинное русло на территории Украины.

Исток реки - город Ильмень, устье - Ладожское озеро в городе Новая Ладога. Река имеет длину 224 километра. Волхов - единственная река, которая вытекает из Ильменя.

Исток реки - Ладожское озеро, устье - Невская губа. Река имеет длину 74 километра. Нева протекает по территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И является единственной рекой вытекающей из Ладожского озера.





Читайте так же полезные ответы.

Здесь мы представляем результаты наших поисков водных Античных мифов в декоре Санкт-Петербурга. Если вы хотите узнать, как об этом можно рассказать детям дошкольного возраста, то переходите по ссылке АНТИЧНОСТЬ СПб ДЛЯ ДОШКОЛЯТ

  • Античный водный Санкт-Петербург



Адмиралтейство

Наиболее богат античный морской декор Адмиралтейства. На Адмиралтействе можно увидеть не только повелителя морских вод - Посейдона, но и всю его свиту. Причем изображения как царя морей, его жены морской царицы Амфитриты, так их слуг Тритонов и Наяд встречаются неоднократно. Они расположены на замковых камнях оконных проемов 1-го и 2-го этажа.


Флагштоки на павильонах Адмиралтейства поддерживают три дельфина. Неискушенному глазу эти гигантские сказочные рыбы вряд ли напомнят дельфинов, но скульпторы того времени лепили дельфинов по рассказам, не видя натуры, поэтому дельфины скорее напоминают царь-рыб. "Сказочные обитатели морских глубин на Адмиралтействе, несущие флаг, символизировали выход русского флота на широкие морские просторы" (Нестеров В.В. Львы стерегут город. - Л., 1972. С. 335)

Здание Биржи

Фасад Биржи украшен скульптурной группой "Нептун с двумя реками, или Балтийское море" (Прокофьев И.П., Демут-Малиновский В.И. ?)

На здании Биржи мы впервые сталкиваемся с гиппокампами, морскими конями Нептуна. Тела гиппокампов практически полностью погружены в воду, а если бы гиппокампы вынырнули они выглядели бы примерно так:

Нептун в Петербурге

Можно было бы предположить, что главный Нептун в Петербурге, должен иметь резиденцию на здании Адмиралтейства. Однако, это не так. Возлежащий на крыше Зимнего дворца, как на римском празднестве Нептун, приветствует все проплывающие по Неве корабли, и по праву считается главным морским богом Петербурга. Его коллега с бывшего здания Таможни (ныне Пушкинского дома), принимает парад стоя, а знаменитый Нептун со здания Биржи, утратил свое главенство вместе с переселением порта со Стрелки Васильевского острова.
В загородных резиденциях можно лицезреть помпезный памятник Нептуну - фонтан Верхнего Петергофского парка.

Ростральные колонны

На Ростральных колоннах мы также можем найти дельфинов, гиппокампов и наяд. Все они стали украшением Ростр. Наяд можно найти на нижних парах ростр. "Наяда представлена в образе молодой женщины с пышными распущенными волосами и широкими перепончатыми крыльями; ее ноги, напоминающие рыбьи хвосты, переплетены, а вытянутыми и чуть отклоненными назад руками она держится за борт корабля. Движение создает иллюзию, что нос корабля быстро движется навстречу набегающим волнам Невы" (Нестеров В.В. Львы стерегут город. - Л., 1972. С.336-337). Дельфины Ростральных колонн - одни из самых похожих на настоящих (несмотря на несуществующие жабры). Ведь ростра имитирует снятую с чужеземного корабля, бывавшего в южных морях, а значит владелец судна, вероятно, видел настоящих дельфинов. Дельфины не выглядят злобными чудовищами, хотя скульптор подчеркивает открытый рот животного и делает дополнительную обводку вокруг глаз.
Для гиппокампа скульптор избрал наиболее популярный образ, соединяющий голову и туловище коня с ластами и рыбьим хвостом. Образ морского коня решен простыми, мягкими линиями. Следует заметить, что гиппокамп и дельфин украшают одну и ту же ростру.

Гиппокампы в Петербурге

Гиппокампа нельзя назвать самым популярным мифическим животным Петербурга, но все же в городе на Неве можно найти целые табуны этих милых существ, приютившихся на стенах домов, решетках мостов, украшающих фонари и даже держащих балконы на своих широких морских спинах. Петербургская мода на сочетание стихий воды и воздуха, провозглашенная еще Елизаветой Петровной при обсуждении убранства Смольного собора, сделала большую часть гиппокампов Петербурга - крылатыми существами. Часть гиппокампов страстно полюбили музыку и не расстаются с лирой. Есть и гиппокампы, играющие с детьми. Вряд ли это земные дети, скорее малыши принадлежат к античному божественному семейству, но играют с гиппокампами они, как настоящие земные шалуны. На мосту Ломоносова Гиппокампа решили скрестить с единорогом. Золотой рог морского конька мог бы пробить ледяной покров Петербургских рек и поднять Нептуна на поверхность даже зимой.
Современные скульпторы также стремятся проявить фантазию и скрещивают гиппокампа с лебедями, упрочивая союз неба и воды. Еще одного гиппокампа можно увидеть на часах Главного штаба. Как только мы найдем ему пару, он тоже поселится на этой странице.

Тритоны

Тритоны не всегда находятся в свите Морского царя. Иногда в городе можно встретить этих существ, ускользнувших от грозного взгляда морского владыки.

Корабельная скульптура

Корабельная скульптура появилась в нашем городе не так давно. В прежние времена корабли, заходившие в порт на Стрелке ВО, хотя и могли обладать куда более высокохудожественными образцами этого искусства, вряд ли воспринимались как неотъемлимая часть городского пейзажа. Но с тех пор как в Неве пришвартовано несколько кораблей - развлекательных центров, имитирующих старинные суда, можно говорить о корабельной скульптуре, как относительно константной части городского пейзажа.
Наиболее ценной, с точки зрения представленности античной морской мифологии, является скульптурная композиция "Летучего Голландца". В скульптурном декоре корабля можно найти наяд и Тритона. Первоначально скульптуры были выполненны из темных пород дерева, но позднее позолочены, что лишило декор налета старины и таинственности, но обозначило статус судна.

Медуза Горгона

Одно из самых страшных морских чудовищ, Медуза Горгона, часто встречаемый персонаж в нашем городе. Наиболее излюбленно ее изображение на щитах, хотя встречаются и непокоренные Персеем медузы.

Речные античные божества

Кроме морских античных божеств в городе можно встретить и речных нимф, а также аллегории рек. К наиболее известным среди них относятся аллегории рек со здания Биржи и барельефов на Александрийской колонне. Однако, на доходных домах Петербурга встречаются парные речные нимфы, а в пригородах можно найти и скульптурные портреты речных аллегорий.